Классификация дизонтогенеза В.В. Лебединского
Критерии дизонтогенеза | Вариант дизонтогенеза | Типичный пример |
Ретардация (запаздывание или приостановка) всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов | 1) недоразвитие: характерно раннее время поражения, когда имеет место незрелость мозга | олигофрения, алалия |
2) задержанное развитие: характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах | задержка психического развития, общее недоразвитие речи | |
Выпадение отдельных психических функций | 3) поврежденное развитие: характерно более позднее (после 2-3 лет) патологическое воздействие на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформирована | органическая деменция, афазия |
4) дефицитарное развитие связано с тяжелыми нарушениями анализаторных систем | нарушения зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата | |
Асинхрония (неравномерность) развития | 5) искаженное развитие: характерно нарушение последовательности процесса формирования психических функций | ранний детский аутизм, шизофрения |
6) дисгармоническое развитие: диспропорциональность психики в ее эмоционально-волевой сфере | психопатии и нарушение поведения |
Предметом специальной педагогики и психологии являются закономерности развития и функционирования психики детей и взрослых с психическими и физическими отклонениями.
Выделяют два основных вида отклонения: отклонения органического характера (повреждение, отсутствие или недоразвитие какого-либо органа, его части или тканей) и функциональные отклонения (нарушение функций органа или всего организма без какого-либо нарушения их материального субстрата – самого органа).
Ребенок, имеющий нарушения психофизического здоровья, не приводящие к отклонениям, к группе детей с нарушениями развития не относится, и особенность его индивидуального развития предметом коррекционной педагогики и специальной психологии не является.
Коррекционная педагогика и специальная психология решает теоретические и практические задачи.
Теоретические задачи направлены на:
- раскрытие основных закономерностей развития и функционирования психики как при нормальном, так и отклоняющемся развитии;
- определение модально-неспецифических закономерностей (общих) психических явлений, свойственных всем лицам с отклоняющимся развитием;
- установление модально-специфических закономерностей (частных) развития и проявлений психики, свойственных какой-то одной категории отклонений;
- выявление индивидуально-типологических особенностей психического развития внутри одного и того же вида отклонения;
- выявление путей и механизмов компенсации и коррекции вторичных отклонений и обоснование эффективных методов психологического воздействия на психическое развитие детей с различными типами нарушений;
- разработка диагностических методик и способов психологической коррекции различных типов нарушений.
Практические задачи направлены на:
- выявление детей с нарушениями в развитии;
- углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка для определения оптимальных путей коррекции, компенсации нарушений, определение педагогического маршрута, разработки индивидуальной коррекционной программы;
- дифференциальную диагностику сходных состояний, т.е. разграничение по типам нарушений развития для комплектования специальных образовательных учреждений;
- разработку соответствующих психодиагностических методик;
- изучение психолого-педагогических проблем интеграции и интегрированного обучения.
I.2. Система специального образования и воспитания детей
С нарушенным развитием
В 90-е годы XX в. Россия вошла в мировое информационное и образовательное пространство. Включение проблемного ребенка в единое образовательное пространство, обеспечивая ему условия для овладения программой обучения в соответствии с его индивидуальными возможностями – новый этап современной школы. Отечественное специальное образование, выступая неотъемлемой частью единого образовательного пространства, включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению разных категорий детей. Несмотря на лучшие специально-педагогические технологии и достижения в области воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями, специальное образование в нашей стране еще не соответствует общепринятым международным нормам в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. В СМИ и в сфере образования заявлено о возможности реализации интеграционных процессов, но при этом у системы образования отсутствуют какая-либо экономическая поддержка и социальная готовность. Несмотря на неподготовленность массовых школ к приему детей с различными отклонениями, во многих российских общеобразовательных школах обучаются дети с проблемами в развитии.
В настоящее время помощь детям, имеющим проблемы в здоровье и обучении, оказывается в учреждениях, курируемых тремя министерствами: образования, здравохранения и социальной защиты. В последние годы общественными благотворительными организациями и фондами создаются институты помощи проблемным детям: центры лечебной педагогики, группы индивидуального обучения, реабилитационные центры.
В системе Министерства здравоохранения РБ (Министерства здравоохранения и социального развития РФ)помощь детям с проблемами психического развития оказывается в специализированных яслях, домах ребенка, детских поликлиниках, отделениях детских больниц, детских санаториях, центрах патологии речи амбулаторно и стационарно. В них предусмотрена определенная помощь, начиная с первых дней жизни ребенка. Дети, родившиеся с различными факторами риска патологии психического и речевого развития, принимаются на особый учет, и начиная с первых месяцев жизни их наблюдают педиатры детских поликлиник. В течение первого года жизни каждый ребенок проходит в детской поликлинике обследование у всех специалистов. Дети с факторами риска в развитии наблюдаются профильными специалистами чаще. Во время наблюдения уточняются особенности развития ребенка, выявляется характер нарушений, а при необходимости дети получают специализированное лечение и консультативную помощь дефектологов. При тяжелых нарушениях деятельности ЦНС дети с 2-3х лет направляются в ясли для органиков (ясли для детей с органическими нарушениями ЦНС). Для детей с нарушениями психического развития организуется помощь в детских санаториях. Умственно отсталым детям дошкольного возраста оказывают помощь в специальных яслях для детей с органическим поражением ЦНС и специальных психоневрологических санаториях. Умственно отсталые дети 2-4 лет принимаются в ясли, а с 4 до 8 лет они направляются в санатории. Для детей с нарушениями речи имеются полустационары (для заикающихся), логопедические кабинеты в детских поликлиниках и психоневрологических диспансерах, отделения в психоневрологических больницах. Здесь получают помощь дети дошкольного и школьного возраста.
Широко развита помощь детям с речевой патологией, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью. В условиях медицинских учреждений организация помощи обеспечивается комплексом медико-педагогических мероприятий: коррекция основного дефекта, стимуляция личностного развития.
В ведомстве Министерства труда и социальной защиты населения РБ (Министерства здравоохранения и социального развития РФ)находятся детские дома для глубоко умственно отсталых детей и подростков и трудовые мастерские для умственно отсталых взрослых, а также детские дома для слепоглухих и реабилитационные центры.
В эти учреждения принимаются дети-инвалиды, страдающие тяжелыми формами слабоумия (умственно отсталые тяжелой (резко выраженной), глубокой степени умственной отсталости; органическая деменция тяжелой степени с выраженной дезадаптацией, отсутствием навыков самообслуживания). Здесь детям обеспечивается прежде всего медицинская и частично психологическая помощь, с ними проводится коррекционно-воспитательная работа. В системе Министерства социальной защиты открыты учреждения, в которых оказывается помощь и поддержка детям-инвалидам. Наиболее распространенным типом учреждений для таких детей до недавнего времени были интернаты для глубоко умственно отсталых детей и подростков с олигофренией в степени имбецильности и идиотии, в том числе при болезни Дауна, при органической деменции тяжелой степени. В настоящее время, в связи с современными социальными процессами, в стране развиваются новые типы учреждений – реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями. Реабилитационные центры – государственные учреждения системы социальной защиты, осуществляющие на территории города или района социальную реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от рождения до 18 лет, а также помощь семьям, в которых эти дети воспитываются. С открытием реабилитационных центров помощь в системе социальной защиты начали получать и дети с неярко выраженными нарушениями психического и физического развития. Реабилитационные центры имеют в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в т. ч. отделения диагностики и разработки программ социальной реабилитации, медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи. Работа проводится не только с ребенком, но и с его семьей. В деятельность центров заложен комплексный подход к содержанию реабилитационной работы. Создание этих центров знаменует новый подход к проблемам реабилитации, в котором обращается внимание на необходимость решения психологических личностных и социальных проблем инвалидов.
В введении Министерства образования РБ (Министерства образования и науки РФ)оказывается помощь детям с нарушениями развития дошкольного и школьного возраста. Созданы профильные (по характеру нарушения развития) детские сады, дошкольные детские дома, а для некоторых категорий детей (например, с нарушениями речи) дошкольные группы при специальных и общеобразовательных школах. Для оказания помощи в усвоении школьных знаний детям с нарушениями речевого развития существуют также логопедические пункты при общеобразовательных школах. Для детей с проблемами психического развития имеется возможность посещать специализированные детские сады, ясли – сады, а в отдельных случаях группы при массовых детских учреждениях. Здесь они могут находиться как в течение дня, так и круглосуточно, в течение недели. В особом положении находятся умственно отсталые дошкольники. Их принимают в дошкольные учреждения с 4-х лет, при условии круглосуточного пребывания в детских домах и детских садах. С детьми проводится коррекционно-воспитательная работа и подготовка к обучению в школе. В учреждениях системы образования обучаются и воспитываются дети с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, а также дети с задержкой психического развития. В настоящее время функционирует 8 видов специальных школ.
1. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида для неслышащих детей.
2. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида для слабослышащих и позднооглохших детей.
3. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида для незрячих детей.
4. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида для слабовидящих детей и детей с косоглазием и амблиопией.
5. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида для детей с тяжелой речевой патологией.
6. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
7. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида для детей с задержкой психического развития.
8. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида для умственно отсталых детей.
В учреждениях I-VI видов открыты также специальные классы для умственно отсталых детей наряду с ведущими нарушениями развития.
Деятельность перечисленных специальных (коррекционных) образовательных учреждений регламентируется постановлением правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 228 «Об утверждении типового положения о специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» и письмом Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений»[2].
Кроме этих 8 типов имеются единичные школы для детей с сенсорными нарушениями (сочетанное нарушение), для незрячих умственно отсталых, для умственно отсталых с отклоняющимся поведением и т.д.