Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке. Учебно-тематический план третьего года обучения № Названия тем выполняемых работ Количество часов «Жар-птица» «Синяя
Учебно-тематический план третьего года обучения
№ | Названия тем выполняемых работ | Количество часов | |
«Жар-птица» | |||
«Синяя птица» | |||
Натюрморт с натуры «Фрукты в корзине» и «Цветы в вазе» | |||
«Художник ли паук?» | |||
«Осень в озеро глядится» | |||
«Морской пейзаж» | |||
«Веселая рыбка и грустная рыбка» | |||
«Кошка с котятами» | |||
«Снег в моем городе» | |||
«Автопортрет» | |||
«Мои любимые сказки» | |||
«Зимний лес» | |||
«Кошачьи забавы» | |||
«Декоративный натюрморт» | |||
«Моя мама» | |||
«Сказка цветов» | |||
«Веселый и грустный клоун» | |||
«Мой любимый медвежонок» | |||
«Павлиний хвост» | |||
«Темное и светлое» | |||
«Моя собака» | |||
«Мы летим на луну» | |||
«Подводное царство» | |||
«Летние забавы» | |||
«Мой город» | |||
Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке | |||
Итого за год: | 70 часов | ||
Программное содержание третьего года обучения
Цель: научить детей понимать язык искусства, видеть красивое вокруг себя и создавать оригинальные образы.
Основные задачи:
- продолжение развития воображения и образного мышления, наблюдательности и внимания;
- совершенствование владения художественными инструментами и материалами;
- продолжение знакомства детей с различными видами и жанрами изобразительного искусства.
Предполагаемый результат третьего учебного года, учащиеся:
- продолжат знакомство с разнообразными живописными техниками и техниками рисунка;
- расширят представления о воплощении образов окружающего мира на основе создания собственных художественных работ;
- усвоят знания понятий: живопись, графика, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет.
Темы и содержание выполняемых работ
1. «Жар-птица»
Цель и задачи: продолжать знакомство с теплыми цветами и их оттенками. Научить создавать образ сказочной птицы.
Содержание: сказка о Жар-птице, которая приземлилась на синюю планету. Использование схемы - основные и составные цвета. Цветовая растяжка (разбеление теплых цветов). Нежные, пастельные цвета. Зарисовка сказочной птицы.
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3, карандаш, альбом.
2. «Синяя птица»
Цель и задачи: продолжать знакомство с холодными цветами и их оттенками. Продолжать учить создавать образ сказочной птицы.
Содержание: сказка о Синей птице, которая приземлилась на желтую планету. Использование схемы - основные и составные цвета. Цветовая растяжка (разбеление холодных цветов). Нежные, пастельные цвета.
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3, карандаш, альбом.
Выставка работа.
3. Натюрморт с натуры: «Фрукты в корзине», «Цветы в вазе»
Цель и задачи: продолжать знакомить детей с натюрмортом как с жанром живописи. Учить рисовать натюрморт с натуры. Учить передавать величину и форму предметов, передавать характерные особенности строения вазы, корзины. Учиться рисовать в мазковой технике. Закреплять знания о цвете.
Содержание: показ репродукций с картин художников, рисующих натюрморты. Исследование натурной постановки. Показ работы над натюрмортом, последовательность его рисования.
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3, карандаш, альбом.
Выставка работа.
4. «Художник ли паук?»
Цель и задачи: учить рисовать непрерывные линии, создавая образ сказочной паутины и различных насекомых на ней. Закреплять навыки работы цветными фломастерами.
Содержание: заливка разноцветными пятнами всего листа (создание фона). Показ рисования паутины: от центра листа, либо с краю и заполнение паутиной всего листа. Работа фломастерами. Рисование различных насекомых на паутине с прорисовкой мелких деталей.
Материалы: фломастеры, акварельные краски, кисти, гуашь, формат бумаги А3.
5. «Осень в озеро глядится»
Цель и задачи: продолжать учить рисовать деревья осенью. Научить рисовать отражение в воде. Закрепить технику различных мазков. Развивать творчество, фантазию.
Содержание: стихотворения о пейзаже. Рассказать о линии горизонта. Схема рисования различных деревьев (наброски). Проблемная ситуация: как нарисовать отражение в воде? - обращение к опыту ребенка. Показ работы на большом листе гуашью. Рассказ о передаче отражения в воде с использованием репродукций картин художников-пейзажистов. После рассказа о линии горизонта детям дается возможность найти ее в репродукциях картин русских художников-пейзажистов.
Эскиз рисования дерева широкой кистью.
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3, карандаш, альбом.
Выставка работа.
6. «Морской пейзаж»
Цель и задачи: научить рисовать цветным пластилином. Познакомить с художниками-маринистами.
Содержание: художники-маринисты. Передний, дальний план. Показ работы в новой технике. Самостоятельная работа детей над созданием композиций: «Морской закат», «Поющее море», «Кораблики».
Материалы: пластилин, картон формата А5.
7. «Веселая рыбка и грустная рыбка»
Цель и задачи: учить создавать образ золотой рыбки. Выразить ее «настроение» линией, формой, цветом. Продолжать знакомить с техникой «граттаж».
Содержание: подготовка листа для техники «граттаж». Сказка о золотой рыбке. Поиск средств для передачи «настроения» рыбки. Показ работы в технике «граттаж».
Материалы: акварель, кисти, свеча, черная тушь, палочки для процарапывания; формат бумаги А3.
8. «Кошка с котятами»
Цель и задачи: продолжать учить работать по сырому листу. Учить рисовать кошку с котятами.
Содержание: стихотворение или загадка. Зарисовка кошки конструктивным методом. Показ рисования в технике «по-сырому» лежащей кошки с котятами. Прорисовка мелких деталей восковыми мелками.
Материалы: гуашь, восковые мелки, фломастеры, формат бумаги А3.
9. «Снег в моем городе»
Цель и задачи: учить передавать образ зимнего города. Закреплять понятия о дальнем, среднем и переднем плане. Продолжать учить рисовать гуашевыми красками.
Содержание: рассказ и показ картин художников, рисующих городские пейзажи. Повтор понятий о переднем, среднем и дальнем планах. Прорисовка среднего плана: машины, автобусы. Передний план: фонари, решетки-ограждения. Самостоятельная работа над рисованием пейзажа. Работа над ошибками (индивидуальная). Выставка картин учащихся.
Материалы: гуашь, кисти, формат бумаги А3.
10. «Автопортрет»
Цель и задачи: продолжать знакомить детей с портретной живописью. Учить передавать в рисунке образ человека. Научить рисовать свой портрет, дать понятие о пропорциях лица. Продолжать работу восковыми мелками.
Содержание: рассказать о портрете как о жанре живописи. Знакомство с известными художниками-портретистами. Рассказать о пропорциях лица. Игра «Найди свою половинку». Самостоятельная работа детей над автопортретом жирными цветными мелками (линейный рисунок).
Материалы: акварель, кисти, восковые мелки, формат бумаги А3.
11. «Мои любимые сказки»
Цель и задачи: учить изображать по выбору один из эпизодов знакомой сказки; передавать в рисунке определенное место действия, изображать сказочных персонажей во взаимосвязи через их расположение относительно друг друга и передачу движений; передавать характерные особенности одежды и предметов, закреплять навыки рисования гуашью. Развивать фантазию, память, мышление, творчество. Предварительная работа: рассматривание рисунков, портретов героев сказок.
Содержание: показ репродукций картин В.Васнецова (сказочные герои). Схемы рисования фигуры человека во весь рост. Создание образов героев с помощью выразительных средств (линия, пятно).
Материал: иллюстрации к сказкам; бумага формата А3, краски гуашь, мягкие кисти, вода.
12. «Зимний лес»
Цель и задачи: научить рисовать на тонированной бумаге, используя клей и манную крупу способом отпечатки окрашенной мешковины. Учить передавать образ зимнего дерева.
Содержание: стихотворение о зимних деревьях. Показ работы в новой технике.
Материал: тонированная бумага формата А3, клей, гуашь, мешковина, крупа.
13. «Кошачьи забавы»
Цель и задачи: учить выделять главное и второстепенное в рисунке, используя размер (большое, маленькое). Учить рисовать углем, сангиной, передавая пушистость.
Содержание: рассказ о некоторых графических материалах. Их особенности. Стихотворение. Зарисовка кошки, играющей с клубком ниток.
Материал: уголь, сангина, формат бумаги А3.
Выставка работ.
14. «Декоративный натюрморт»
Цель и задачи: научить работать в точечной технике. Закрепить знания о натюрморте, используя точечную технику рисования декоративного натюрморта.
Содержание: показ и рассказ о точечной технике (пальчиком), ее особенности. Композиция натюрморта.
Материал: краски гуашь, формат бумаги А3, баночки с водой.
15. «Моя мама»
Цель и задачи: продолжать учить работать восковыми карандашами. Учить передавать женский образ, используя восковые мелки и акварель.
Содержание: показ работы и рассказ об особенностях этой техники. Стихотворение о маме. Вспомнить схемы «Мимика», сделать необходимые наброски женской фигуры во весь рост. Предложить нарисовать маму в красивом платье.
Материал: акварельные краски, восковые мелки, кисти, формат бумаги А3, баночки с водой.
Выставка работ.
16. «Сказка цветов»
Цель и задачи: создать большую коллективную работу. Получить удовольствие от пальцевой живописи.
Содержание: проблемная ситуация - исчезли все кисти, чем можно рисовать? Показ приемов пальцевой живописи. Стихотворение о цветах. Предложить нарисовать коллективную работу в новой технике. Коллективная работа детей.
Материал: краски гуашь, формат бумаги А1, баночки с водой.
17. «Веселый и грустный клоуны»
Цель и задачи: научить рисовать фигуры веселого и грустного человека. Закреплять навыки рисования кистью.
Содержание: показ последовательности рисования фигур грустного и веселого персонажей. Рассказ, как линия может передать настроение. Наброски фигуры клоуна веселого и грустного.
Материал: краски гуашь, кисти, формат бумаги А3, баночки с водой.
18. «Мой любимый медвежонок»
Цель и задачи: учить передавать образ мягкой, пушистой игрушки, используя технику рисования по сырому листу.
Содержание: этапы работы по сырому листу красками, рассказ об особенностях этого способа рисования («работать быстро, иначе лист высохнет»). Стихотворения об игрушках. Самостоятельная работа над ошибками (индивидуальная).
Материал: краски гуашь, кисти, формат бумаги А3, баночки с водой.
19. «Павлиний хвост»
Цель и задачи: продолжать работать в технике пальцевой живописи. Закрепить знания о составных и основных цветах. Создать большую коллективную работу.
Содержание: сказка о несчастном павлине. Проблемная ситуация - как нарисовать без кисточек хвост павлину. Стихотворение и загадки про хвосты у птиц. Коллективная работа детей над созданием картины. Три основных цвета в ведерках. Делаем отпечатки от ладошек (рисуем павлину хвост). Составные цвета: трем ладошки и получаем третий составной цвет.
Материал: краски гуашь, формат бумаги А1, баночки с водой.
Результат коллективной работы.
20. «Темное и светлое»
Цель и задачи: познакомить с ахроматическими цветами. Дать понятие о тоне.
Содержание: светлое и темное за счет нажима на карандаш, в акварели тон меняется за счет количества воды, а в гуаши за тон отвечает белая краска.
Придумать сказку про тон, например.
«В одной сказочной стране люди никогда не видели солнца. Все в ней было одинаково серым – однотонным. Но вот один смельчак метнул копье в серые тучи, и яркий свет озарил страну. Солнце осветило дома и деревья. Жители удивились богатству и разнообразию окружающего мира. Давайте нарисуем улицы городов на полоске бумаге». Детям предлагается работать гуашью любого цвета, а для изменения тона использовать белую краску. Сначала простым карандашом дети рисуют один за другим в ряд домики причудливой формы. Первый домик раскрашивается чистой краской. Затем на палитре в нее добавляется чуть-чуть белой краски. Таким образом, краска немного разбеливается. Этой краской раскрашивается второй домик. Для раскрашивания каждого последующего домика в предыдущую краску добавляется белая краска.
Материал: краски гуашь, кисти, формат бумаги А3, баночки с водой.
21. «Мой щенок»
Цель и задачи: продолжать учить работать восковыми мелками. Учить передавать образ пушистого щенка. Закрепление навыков рисования акварельными красками. Развивать творчество и фантазию.
Содержание: стихотворение «Мой щенок» С.Михалкова. Показ работы в технике восковыми мелками. Работа акварельными красками.
Материал: восковые мелки, акварельные краски, кисти, формат бумаги А3, баночки с водой.
Выставка работ.
22. «Мы летим на луну»
Цель и задачи: закрепить навыки работы восковыми мелками. Развивать творчество, фантазию.
Содержание: сказка о звездном небе. Показ работы в технике восковыми мелками. Зарисовка человека в костюме космонавта.
Материал: акварельные краски, кисти, восковые мелки, формат бумаги А3, баночки с водой.
23. «Морские коньки»
Цель и задачи: продолжать учить работать в технике «граттаж». Развивать творчество, фантазию.
Содержание: сказка. Показ работы в технике «граттаж». Создание «волшебной бумаги» для рисования. Зарисовка морских коньков.
Материал: восковые мелки, черная гуашь, шампунь, кисти, формат бумаги А3, баночки с водой.
24. «Летние забавы»
Цель и задачи: учить передавать времена года в пейзаже. Продолжать учить составлять композицию, учить рисовать людей в движении.
Содержание: показ лучших работ из методического фонда. Рисование фигуры человека в движении. Этапы рисования фигуры человека.
Материал: краски гуашь, кисти, формат бумаги А3, баночки с водой.
25. «Мой город»
Цель и задачи: научить работать в технике гравюры. Гравюра по аппликации – один из способов эстампа по картону.
Содержание: показ работы над клише. Прокатывание бумаги по клише.
Материал: картон, клей, краски гуашь, кисти, формат бумаги А3, баночки с водой.