Возникновение и оформление регулярно действующей системы специального образования (вторая половина XIX в.)
Оформление регулярно действующей системы специального образования в Японии состоялась намного позднее, чем в индустриально развитых странах Европы. Только в 1872 г. в принято м Указе об образовании бьша высказана необходимость открытия классов для глухих и слепых детей при начальных школах, а также обучения детей с умственными и физическими недостатками (Вишневская С. Е., 1982).
З08
В 1873 г. учитель Таширо Фурукава (1845-1907) в древней столице Японии Киото начал обучать нескольких глухих детей по разработанной им самобытной системе. Впоследствии он продолжил свою деятельность в специально созданном классе для глухих детей при одной из массовых школ. В 1878 г. в Киото была открыта полугосударственная школа для слепых и глухих детей - «Моаин», руководство которой принял на себя т.Фурукава. В 1879 г. эта школа стала государственной.
Еще через год в Токио бьшо создано учреждение для слепых детей - «Кумоин». Возможности развития этой школы оказались тесно связанными с трудностями восприятия ДЛЯ японских детей брайлевского шрифта в его оригинальном варианте. Выполнить его переложение на японский язык удалось одному из учителей школы Курайе Ишикаве (1880). В 1884 г. в токийской школе для слепых детей появилось подразделение и для обучения глухих.
Всю работу учебных заведений координировало Министерство образования, поэтому уровень обучения был довольно высоким к 5-летней основной школе добавилась еще одна ступень - «Ги-гейка», которая обеспечивала профессиональную подготовку. Для слепых предусматривались четыре варианта профподготовки: 1) освоение игры на кото (японском музыкальном инструменте), 2) игра на фортепиано, 3) лечение акупунктурой (отрасль старинной восточной медицины, основанная на диагностике и лечении по активным точкам на теле человека), 4) массаж. Глухим предлагались три курса: рисование, художественное письмо иероглифов и швейное дело (Вишневская С. Е., 1982; Bleidik U. и др., 1987; Lбwе А., 1992).
С 1886 г. учитель токийской школы Н. Кониши (1854- 1938) первым начал обучать глухих на основе устной речи. До этого и обучение, и общение велись только на жестовом языке. В 1898 г. Японию посетил американский ученый-педагог Александр Грэхэм Белл активный пропагандист устного метода обучения. Его визит заметно повлиял на распространение в этой стране устного метода обучения глухих детей.
Содержание образования в токийской школе постоянно совершенствовалось, поэтому она в определенной степени служила образцом ДЛЯ других японских специальных школ и центром распространения передового методического опыта. С 1898 г. при этой школе стали действовать курсы подготовки учителей для обучения глухих и слепых детей. Курсы для подготовки сурдопедагогов к работе по устному методу организовал в 1903 г. Н. Конищи.
В отличие от крупных городов, где к концу XIX в. уже имелось пять школ для слепых детей, в провинции их не бьшо, не существовало там и школ для глухих детей.
В связи с введением обязательного начального образования возникла проблема неуспеваемости. Среди неуспеваемости оказалось немало учащихся с умственной отсталостью. В 1890 г. в Матеумото при начальной школе был открыт специальный класс для умственно отсталых. За довольно короткий период появилось еще несколько таких классов при начальных школах разных городов страны.
Победа в русско-японской войне (1904-1905 п.) послужила для Японии катализатором экономического подъема. Благодаря этому стало возможным введение в стране всеобщего обязательного обучения. Внимание правительства распространилось и на специальное образование: начали открываться новые школы для детей с нарушениями в развитии. Появилось стремление, подобно тому, как это происходило в европейских странах и США, создавать отдельные специальные школы для детей с различными видами нарушений. Сушествовавшие школы, в которых совместно учились глухие и слепые дети, Министерство образования разделило на школы для глухих и школы для слепых детей (1910). Увеличилось общее число специальных школ. Так, если в 1878 г. в стране имелось лишь 4 школы для глухих и слепых детей, то к 1907 г. их стало уже 38. В то же время школ для умственно отсталых детей не создавалось, а число специальных классов при MaccoBbIX школах росло очень медленно. Причина этого состояла в нехватке специально подготовленных учителей и отсутствии (до 20-х п. хх в.) объективной методики выявления умственной отсталости. Тем не менее в 1918 г. был открыт Институт обучения и медицинской помощи детям-инвалидам, где наряду с обучением проводилась и трудовая подготовка учащихся (Вишневская С. Е., 1982).
В 1923 г. был принят императорский Закон об обучении слепых и глухих детей и о функционировании государственных и частных школ для детей этих двух категорий. Начальная ступень обучения была увеличена на год (достигла 6-ти лет); средняя ступень для слепых составляла 4 года, для глухих - 5 лет; имелась также старшая ступень, предназначенная для профессиональной подготовки школьников. Число учащихся специальных школ значительно возросло, так как обучение в них (в государственном секторе) было бесплатным.
В 20- 30-х гг. прошедшего столетия продолжалась дифференциация специального образования: в 1926 г. открылся специальный класс для заикающихся детей при начальной школе в Янгаве, в 1933 г. - класс для слабовидящих учащихся в Наизане.
В это же время появились первые профессиональные периодические издания и объединения. Так, отец глухой девочки коммерсант Й.Нишикава, изучив западноевропейский и американский опыт, в 1919 г. стал самостоятельно обучать дочь устной речи. В 1925 г. он приступил К изданию журнала «Обучение глухик устной речи». Вместе с группой единомышленников он организовал в 1928 г. «Ассоциацию по содействию устноречевому обучению глухих» (Lбwе А., 1992). В 1924 г. возникла «Ассоциация учителей глухих,> и начал выходить профессиональный журнал «Обучение глухих,>.
в 1929 г. сурдопедагог из Осаки г.Осоне создал на основе американского образца дактильный алфавит для японского языка, который быстро распространился в школах для глухих.