Глава i. педагогические технологии: теоретические

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н.Ульянова»

ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Под редакцией Н.Н. Никитиной

Рекомендовано

УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по педагогическим специальностям

(ОПД.Ф.02 – Педагогика)

Ульяновск

УДК 37.01(075.8)   Печатается по решению редакционно-
ББК 74.20я73   издательского совета ФГБОУ ВПО
Т38   «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой воспитательных

проблем образования Ульяновского ИПКПРО С.Д. Поляков;

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой психологии

Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева Ю.В. Варданян

Авторы:

Н.Н. Никитина – предисловие; гл. 1; гл. 2, разд. 2.1; 2.2. (2.2.1); 2.3. (2.3.1.; 2.3.2); гл. 3, разд. 3.1.; 3.2.1.; 3.2.2.; 3.3.1; 3.3.3.; 3.4.3.;

В.Г. Балашова – гл. 2, разд. 2.3.3.; гл.3, разд. 3.2.3.;

О.М. Железнякова – гл.2, разд. 2.2.2; гл. 3, разд. 3.4.1., 3.4.2.;

Н.М. Новичкова – гл. 2, разд. 2.3.3; 2.4.; гл.3, разд.3.3.2.

Технологии воспитания и обучения: Учебное пособие для студ. высш. Т38 учеб. заведений / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, О.М. Железнякова, Н.М.

Новичкова; Под ред. Н.Н. Никитиной. – Ульяновск: УлГПУ, 2011. –

210 с.

ISBN 978-5-86045-441-5

В пособии представлен теоретический и практический материал по технологии организации процессов воспитания и обучения. Раскрыты сущность педагогической технологии, специфика технологий воспитания и технологий обучения, дается характеристика современных педагогических технологий и представлены практические рекомендации по их реализации, задания по проектированию способов решения различных педагогических задач в области воспитания и обучения.

Для студентов высших педагогических учебных заведений, а также для специалистов, занимающихся исследованием теоретических и решением практических задач воспитания и обучения. Может быть использовано в системе повышения квалификации работников образования.

глава i. педагогические технологии: теоретические - student2.ru УДК 37.01(075.8)

ББК 74.20я73

© Никитина Н.Н., Балашова В.Г.,

Железнякова О.М.,Новичкова Н.М., 2011

© ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова», 2011

Предисловие

Современный этап социокультурного, экономического и технического развития общества требует изменения в характере педагогического образования, в направленности его целей, содержания на развитие творческой инициативы, самостоятельности, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов.

Ориентация только на знаниевую составляющую как главный критерий подготовленности будущего педагога не соответствует сложившимся реалиям. Обучение «вечным истинам», фундаментальным основам, разумеется, необходимо, но без умения оперативно действовать в ситуациях профессиональной деятельности педагог оказывается ограниченным в полноценной, действительно творческой самореализации, в реализации гуманистических педагогических идей и теорий.

Приоритет самостоятельности и субъектности, продуктивности индивида в современном мире ориентирует на подготовку педагога не столько как знающего специалиста, сколько как профессионала, который «вступит» в профессию на уровне компетентного владения современными педагогическими технологиями, эффективными способами решения педагогических задач во всех видах педагогической деятельности.

Технологический подход в образовании, который интенсивно стал разрабатываться в отечественной педагогике в 80-е – 90-е годы прошлого века и осваиваться педагогами-практиками, не утратил своей актуальности и в настоящее время в связи с переходом к компетентностной модели образования. Данная модель реализует компетентностный подход, концентрирующий внимание на результате образования, который рассматривается не как сумма усвоенной информации, а как способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Компетентность выступает как личностное качество, как новый уровень образованности и не сводится к системе знаний и умений. Соответственно технологии и методы обучения должны быть адекватны механизмам формирования компетентностей и обеспечивать приобретение собственного опыта учащегося (в том числе опыта эмоционально-ценностного отношения к самому себе и окружающему миру), постоянное упражнение своих сил, самоопределение и саморазвитие.

То же самое касается и самих педагогов, компетентность которых во многом зависит от готовности к проектированию и организации процессов обучения и воспитания учащихся на основе использования современных личностно ориентированных педагогических технологий.

Современный педагог-профессионал должен выстраивать свою деятельность как систему действий по решению педагогических задач, отчетливо осознавая следующие ее аспекты:

– во имя чего и для кого он должен ее осуществлять, на каких идеях и принципах строить, то есть иметь ясные цели и смыслы профессиональной деятельности и используемых в процессе ее технологий;

– как проектировать и с помощью каких способов, средств, в каких условиях организовывать данную деятельность;

– какими качествами как профессионал он должен обладать, чтобы обеспечить успешность педагогической деятельности.

Авторы пособия стремились ответить на эти и другие вопросы, выстроив содержание материала в определенной логике и последовательности.

В первой главе пособия содержится теоретическое обоснование сущности и специфики педагогических технологий, представлены их классификации, раскрываются требования к технологической культуре педагога. Во второй главе представлены технологии воспитания, обеспечивающие создание условий для поддержки процессов саморазвития, самоорганизации, ценностного самоопределения, организации гуманистически ориентированного педагогического общения и взаимодействия в детском коллективе. Третья глава включает описание современных личностно ориентированных технологий обучения.

Кроме того, поставленные выше вопросы определяют логику изложения сущности и содержания каждой из представленных технологий. Пособие носит практико-ориентированный характер, поэтому в нем предлагаются конкретные образцы, способы проектирования и организации педагогического процесса. В каждом разделе пособия содержатся вопросы и задания различного уровня сложности, направленные на подготовку студентов к проектированию педагогических технологий, способов и приемов педагогической деятельности.

Пособие предназначено студентам педагогических вузов, слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки работников образования. Вместе с тем оно может быть полезно всем другим пе­дагогическим работникам, стремящимся к совершенствованию своей технологической культуры и педагогического мастерства.

Глава I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ

Наши рекомендации