Чтобы в коллективном труде могли принять участие все дети одновременно и воспитатель мог осуществлять руководство их работой, необходимо учесть ряд условий.
Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе. Это особенно важно учесть воспитателю старшей группы, ибо нередко в средней группе дети несистематически объединяются для общего труда в небольшие коллективы (из 5—7 участников). Целесообразно делить детей на несколько работающих групп, объединение внутри группы достигается предложением каждому какой-либо общей работы (например, одна группа стирает кукольное белье, другая приводит в порядок террасу, третья вскапывает песок в песочном дворике). Число звеньев не следует увеличивать больше двух—четырех, ибо воспитателю приходится распределять свое внимание между ними, что представляет известные трудности.
Для повышения интереса к выполнению разного рода дел может быть рекомендована организация в группе «мастерской добрых дел», которая будет выполнять разнообразные «заказы», поступающие от других групп: ремонтировать книги для малышей, приводить в порядок одежду для кукол. Такая мастерская работает в часы, предназначенные для коллективной работы.
Руководя коллективным трудом детей, воспитатель фактически решает две основные задачи: он направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели, своевременное окончание работы, более качественное выполнение, т. е. руководит самим процессом трудовой деятельности. В то же время педагог осуществляет большую воспитательную работу: способствует проявлению у детей внимания друг к другу в процессе труда, организует взаимопомощь, формирует положительные взаимоотношения и т. д. Рассмотрим, как в коллективном труде решаются разные воспитательные задачи и какие методические приемы могут быть применены.
В организации коллективного труда детей выделяются три последовательных этапа: распределение предстоящей работы между участниками, процесс выполнения задания детьми, обсуждение результатов трудовой деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства детьми.
Распределение работы
Работа, которую будут выполнять дети, должна представляться им как важная, нужная. В этом случае им будет понятна необходимость ее выполнения, ответственного отношения к ней. Воспитатель разъясняет пользу этого труда. Можно при этом использовать материал экскурсий по наблюдению за трудом взрослых.
Например, после экскурсии в библиотеку можно напомнить детям, в каком порядке содержатся там книги, и предложить им привести в порядок все книги своей библиотеки. В другом случае объяснить необходимость предстоящей работы по уборке группы или участка в связи с подготовкой к празднику или предложить вырастить овощи для всех детей, цветы для родителей и пр.
Однако не всегда следует находить какие-либо особые поводы для объяснения необходимости выполнения той или иной работы. Так, чаще всего общая уборка групповой комнаты мотивируется необходимостью поддержания постоянного порядка. В тех условиях, когда еженедельная уборка групповой комнаты становится постоянной, она не требует дополнительной мотивировки.
Воспитателю следует перечислить детям весь объем предстоящего труда и представить его как одно общее задание для всех детей, например: «Мы с вами сегодня все вместе будем убирать нашу комнату. Что же нужно сделать? На стеллажах для игрушек надо навести порядок: вымыть кукольную посуду, разложить в ящики строительный материал и т. д.».
Основное внимание во время работы детей воспитатель направляет на координацию работы отдельных групп, на помощь детям. Конечно, обучать ребенка в это время новым умениям он не сможет, поэтому в содержание общей работы должны включаться те виды труда, навыками которого дети владеют в достаточной мере. В тех случаях, когда детям поручается новый вид работы, они выполняют ее под руководством няни или другого взрослого, работающего совместно с ними.
Часто общегрупповая уборка помещения не требует участия большого числа детей: нет необходимости мыть еженедельно строительный материал, настольные игры и книги при хорошем обращении с ними содержатся в порядке и число их для ремонта становится незначительным. Чтобы включать в труд каждого ребенка, можно предлагать детям и другие, нужные для группы дела: готовить геометрические формы для будущего занятия по аппликации, пришивать пуговицы, вешалки для полотенец, делать игрушки к празднику и в подарок малышам.
Состав детей в группах может быть постоянным. Комплектуя звено, воспитатель руководствуется воспитательными задачами, объединяя в один коллектив детей с разными умениями, учитывая их личные симпатии, желания. Постоянство состава звеньев поможет воспитателю менять содержание труда каждого ребенка.
Этим может быть обеспечено постепенное включение во все виды работ, имеющих место в группе: скопилась пыль, да и игрушки надо протереть как следует, а какие можно мыть — вымыть с мылом. В библиотеке есть несколько порванных книг, а у некоторых из них завернулись уголки обложек. Все книги надо просмотреть, отобрать те, которые надо починить. У попугаев кончился зеленый корм. Надо посеять овес и т. д.
Воспитатель не только перечисляет весь объем предстоящей работы, но и выделяет задания, которые станут содержанием труда отдельных звеньев. Можно обсудить с детьми, какие дела еще нужно выполнить, по их мнению, чтобы в группе «все было в порядке», поставить перед ними вопрос и о том, сумеют ли они выполнить всю работу за отведенное время (например, до полдника), какие дела следует выполнить в первую очередь.
В первое время педагог сам распределяет работу между звеньями, обращая их внимание на сам факт распределения: «Сегодня мы с вами, договоримся вот так: я сейчас назвала все дела, которые мы будем выполнять. А теперь каждой группе поручим определённое дело.
Первая будет сеять овес для попугаев; каждый из вас возьмет коробочку, насыплет в нее земли и посеет овес. Постарайтесь быть аккуратными, не просыпьте землю на пол. Вторая будет убирать стеллаж с игрушками. Не забудьте сначала приготовить стол, подвинуть его к стеллажу, чтобы игрушки можно было удобнее переложить, а для того чтобы мыть их с мылом, приготовьте отдельное место. Тогда вы не будете мешать друг другу».
Воспитатель определяет содержание работы каждой группы и дает указания о способах выполнения, последовательности и пр. Следует заметить, что число подобных указаний не должно быть большим - надо напомнить лишь то, что, по мнению воспитателя, является самым основным, или то, что дети самостоятельно без напоминания забудут, не придадут должного значения.
С накоплением опыта вместо прямых указаний воспитатель все чаще использует напоминание, вопрос, привлекая детей к обсуждению. В приведенном примере дети объединены по видам работы. В процессе же деятельности каждый ребенок звена выполняет относительно отдельное задание, и в работе они не зависят друг от друга.
Далее необходимо объяснить, почему работу распределяют именно так: «В прошлый раз Наташа, Лена и Сережа подклеивали книги. Сегодня эту работу будут выполнять дети второго звена. Так будет справедливо. Каждый из вас сможет по очереди выполнять любую работу, научиться делать многое».
Некоторые задания могут быть связаны с наличием у детей умений: «Все трое (воспитатель называет детей) будут подклеивать книги, а Юра будет отбирать из библиотеки те книги, которые надо отремонтировать. Юра долго не ходил в детский сад и пока не знает, как надо это делать».
Так дети получают знания о способах распределения работы, учитывающих их равные права и равную обязанность на выполнение любого дела в условиях коллектива: когда следует уступить, почему надо сдерживать свои желания, как согласовывать их с желаниями других детей, как разрешать возникающие недоразумения и споры.
Затем их следует привлекать к обсуждению вопросов распределения труда: спрашивать, кому из детей следует поручить то или иное дело, предложить вспомнить, кто какое дело выполнял в прошлый раз и как надо организовать работу теперь, чтобы было справедливо.