Раздел 2. Экспертиза образовательных систем. Проблема соответствия экспертизы современным требованиям конкретной «образовательной системы»

Проблема соответствия экспертизы современным требованиям конкретной «образовательной системы». Экспертиза как метод исследования. Экспертиза – один из значимых этапов мониторинга качества образования, содержательных, управленческих, кадровых и иных возможностей функционирования «образовательной системы».

Участники процедуры экспертизы. Понятие «внутренней» и «внешней» экспертизы. Идея экспертизы на этапе проектирования «образовательной системы». «Самоэкспертиза» отдельного участника «образовательной системы» и управленческие решения. Научно-исследовательская деятельность, направленная на повышение эффективности осуществления экспертизы «образовательных систем».

Экспертиза образовательного учреждения. Три важных направления этой процедуры: анализ формальных результатов, анализ динамики развития участников и анализ психолого-социальной организации образовательной системы. Содержание каждого из направлений.

Общая характеристика гуманитарной экспертизы образования. Предназначение, объект и предмет гуманитарной экспертизы образования. Средства и условия проведения. Требования к участникам проектирования и экспертизы образовательных систем. Форма представления ожидаемого результата экспертизы.

Моделирование новых путей экспертизы «образовательных систем».

Литература

1. Васильев В.И. Оценка качества деятельности образовательного учреждения. – М.: Икар, 2005. – 320 с.

2. Выскуб В.Г. Российская общественно-государственная аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. – М.: Логос, 2005. – 256 с.

3. Лазарев В.С., Поташник М.П.Как разработать программу развития школы. – М.: Новая школа, 1993.

4. Иванов, Д. А. Экспертиза в образовании : учеб.пособие для студ. вузов / Д. А. Иванов. – М.: Академия, 2008. - 336 с.

5. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н.Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга.­ – М.: Педагогическое общество России, 2001.

6. Савельев Б.А. Лицензирование, аттестация и аккредитация учреждений высшего профессионального образования: учебное пособие для вузов. – М.: УРАО, 2004. – 56 с.

7. Симонов В.П., Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: Учеб.пособие. - М., 1997.

8. Третьякова Т.Н.Педагогические проблемы маркетинга образования. – Челябинск: изд-во ЮурГУ, 2000.

9. Федорова Л.А. Вопросы инспектирования в системе образования: пособие для руководителей общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004. – 68 с.

Приложение 2. Практические занятия

Планы практических занятий

Семинар 1. Отечественные и зарубежные образовательные системы

План

1. Работа с понятиями: система, системный подход, образовательная система (педагогическая система, дидактическая система и др.). Составление глоссария и кластера понятий.

2. Характеристика отечественных и зарубежных образовательных систем: сообщения-презентации (на выбор студента).

Литература:

1. Воробьева, С. В. Основы управления образовательными системами: учеб.пособие для студ. вузов / С. В. Воробьева. – М.: Академия, 2008. - 208 с.

2. Управление образовательными системами : учеб.пособ. для студ. вузов / Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. - 4-е изд. – М.: Академия, 2007. - 384 с.

3. Сергеева В.П. Управление образовательными системами. Программно-методическое пособие. – М., 2000.

Семинар 2. Проектирование образовательной системы

План

1. Работа с понятиями: проектирование, педагогическое проектирование, проект и др.

2. Разработка проекта образовательной системы (кейс-стади, работа в парах).

Литература:

1. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: учеб.пособие для вузов / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. - 3-е изд. – М.: Академия, 2008. - 288 с.

2. Лазарев, В.С., Поташник. М.П.Как разработать программу развития школы – М.: Новая школа, 1993

3. Симонов, В.П., Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: Учеб.пособие. - М., 1997.

Семинар 3. Проектирование учебной программы

План

1. Работа с понятиями: программа, основная образовательная программа. Учебная рабочая программа.

2. Анализ структуры и содержания программ.

3. Проектирование целей и задач учебной программы с ориентацией на образовательный результат

Литература:

1. Васильев В.И. Оценка качества деятельности образовательного учреждения. – М.: Икар, 2005. – 320 с.

2. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: учеб.пособие для вузов / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. - 3-е изд. – М.: Академия, 2008. - 288 с.

3. Федорова Л.А. Вопросы инспектирования в системе образования: пособие для руководителей общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004 – 68 с.

Наши рекомендации