Раздел 2. Экспертиза образовательных систем. Проблема соответствия экспертизы современным требованиям конкретной «образовательной системы»
Проблема соответствия экспертизы современным требованиям конкретной «образовательной системы». Экспертиза как метод исследования. Экспертиза – один из значимых этапов мониторинга качества образования, содержательных, управленческих, кадровых и иных возможностей функционирования «образовательной системы».
Участники процедуры экспертизы. Понятие «внутренней» и «внешней» экспертизы. Идея экспертизы на этапе проектирования «образовательной системы». «Самоэкспертиза» отдельного участника «образовательной системы» и управленческие решения. Научно-исследовательская деятельность, направленная на повышение эффективности осуществления экспертизы «образовательных систем».
Экспертиза образовательного учреждения. Три важных направления этой процедуры: анализ формальных результатов, анализ динамики развития участников и анализ психолого-социальной организации образовательной системы. Содержание каждого из направлений.
Общая характеристика гуманитарной экспертизы образования. Предназначение, объект и предмет гуманитарной экспертизы образования. Средства и условия проведения. Требования к участникам проектирования и экспертизы образовательных систем. Форма представления ожидаемого результата экспертизы.
Моделирование новых путей экспертизы «образовательных систем».
Литература
1. Васильев В.И. Оценка качества деятельности образовательного учреждения. – М.: Икар, 2005. – 320 с.
2. Выскуб В.Г. Российская общественно-государственная аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. – М.: Логос, 2005. – 256 с.
3. Лазарев В.С., Поташник М.П.Как разработать программу развития школы. – М.: Новая школа, 1993.
4. Иванов, Д. А. Экспертиза в образовании : учеб.пособие для студ. вузов / Д. А. Иванов. – М.: Академия, 2008. - 336 с.
5. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н.Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
6. Савельев Б.А. Лицензирование, аттестация и аккредитация учреждений высшего профессионального образования: учебное пособие для вузов. – М.: УРАО, 2004. – 56 с.
7. Симонов В.П., Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: Учеб.пособие. - М., 1997.
8. Третьякова Т.Н.Педагогические проблемы маркетинга образования. – Челябинск: изд-во ЮурГУ, 2000.
9. Федорова Л.А. Вопросы инспектирования в системе образования: пособие для руководителей общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004. – 68 с.
Приложение 2. Практические занятия
Планы практических занятий
Семинар 1. Отечественные и зарубежные образовательные системы
План
1. Работа с понятиями: система, системный подход, образовательная система (педагогическая система, дидактическая система и др.). Составление глоссария и кластера понятий.
2. Характеристика отечественных и зарубежных образовательных систем: сообщения-презентации (на выбор студента).
Литература:
1. Воробьева, С. В. Основы управления образовательными системами: учеб.пособие для студ. вузов / С. В. Воробьева. – М.: Академия, 2008. - 208 с.
2. Управление образовательными системами : учеб.пособ. для студ. вузов / Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. - 4-е изд. – М.: Академия, 2007. - 384 с.
3. Сергеева В.П. Управление образовательными системами. Программно-методическое пособие. – М., 2000.
Семинар 2. Проектирование образовательной системы
План
1. Работа с понятиями: проектирование, педагогическое проектирование, проект и др.
2. Разработка проекта образовательной системы (кейс-стади, работа в парах).
Литература:
1. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: учеб.пособие для вузов / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. - 3-е изд. – М.: Академия, 2008. - 288 с.
2. Лазарев, В.С., Поташник. М.П.Как разработать программу развития школы – М.: Новая школа, 1993
3. Симонов, В.П., Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: Учеб.пособие. - М., 1997.
Семинар 3. Проектирование учебной программы
План
1. Работа с понятиями: программа, основная образовательная программа. Учебная рабочая программа.
2. Анализ структуры и содержания программ.
3. Проектирование целей и задач учебной программы с ориентацией на образовательный результат
Литература:
1. Васильев В.И. Оценка качества деятельности образовательного учреждения. – М.: Икар, 2005. – 320 с.
2. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: учеб.пособие для вузов / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. - 3-е изд. – М.: Академия, 2008. - 288 с.
3. Федорова Л.А. Вопросы инспектирования в системе образования: пособие для руководителей общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004 – 68 с.