Современная зарубежная педагогика
В XX веке в развитых странах мира система образования приобрела некоторые общие черты при сохранении своеобразия, обусловленного национальными традициями. Система образования изменяет свой облик, приближаясь к уровню социальных, политических, педагогических требований эпохи технической и технологической революции. Среди важных позитивных тенденций развития мировой педагогики – курс на демократизацию образовательных систем, дифференциация образования, гуманистическая направленность воспитания, использование форм и методов воспитания, повышающих активность, самодеятельность и самостоятельность учащихся, модернизация классно-урочной системы, опытно-экспериментальная деятельность, использование новейших технических средств, интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования.
2.Предмет педагогики.
П.-наука,изуч.закон-ти восп-я и обуч-я.Ее предмет:изуч-е разл.форм,методов,зак-тей обуч-я и восп-я и выработка реком-ций по соверш-ию этой деят-ти.Осн.каткгории:-восп-е(целенапр.форм-е лич-ти на основе разв-я опр.отн-ий,мировоз-я и форм повед-я)-обуч-е(спец-но организ.процесс целенапр.взаимод-я преп-ля и обуч-го,в рез-те кот.обесп-ся усвоение знаний,умений и навыков,способов мышл-я и деят-ти,что обесп-ет его развитие)-обр-е(процесс и рез-ат освоения ч-ком опыта поколений в виде с-мы знаний,умений, навыков,спос-ов творч.деят-ти,отн-ий)-форм-е лич-ти-пед.контроль(подведение рез-ов,текущая проверка знаний)-развитие(объект.процесс внутр., последов.колич.и кач.измен-я физ.и дух.сил ч-ка)-учение(как деят-ть имеет место там,где действия ч-ка управ-ся сознат.целью усвоить опр.знания,умения,навыки)-знания(рез-т постижения студентом науч.основ проф.деят-ти, связ.с ней явлений,их связей и отн-ий),умения(проявл-ся в исп-ии З.и Н.,прав.прим-ии их в нов.обстановке)и навыки(соверш.владение действием,доведен.до автоматизма компонент сознат.деят-ти ч-ка).Отрасли П.:1-общая П. (иссл-ет осн.закон-ти восп-я,обуч-я, обр-ия и разв-я лич-ти)2-история П.(развитие пед. идей и восп-я в разл.истор.эпохи)3-сравнител.П.(закон-ти функц-ния и разв-я образов.и восп.с-мв разл. странах путем сопоставления)4-теория обуч-я(дидактика-раскрывает и обоснов-ет цель,задачи,сод-ие,зак-ти,принципы,формы уч.процесса по подготовке спец-ов для всех отраслей обр-я)5-теория восп-я. 6-возраст.П.(особ-ти восп-я ч-ка на разл. возраст.этапах: дошкол.П.,П.сред.шк.,П.проф-технич.обр-ия, П.сред.спец.обр-ия, П.высш.шк., П.взрослых (андрогогика) 7-спец.П./дефектология (теор.основы,принципы, формы,методы и средства восп-я и обр-ия детей и взрослых,имеющих отклон-я в психофиз.развитии (логопедия,сурдопед-ка))8-методика препод-ия разл. дисциплин(специфич.част.закон-ти обуч-я конкрет. дисциплинам)9-проф.П.(закон-ти,принципы,сод-ие и технологии восп-я и обуч-я ч-ка, ориентир.на освоение конкрет.проф.сферы деят-ти)10соц.П.(восп-е ч-ка в социуме,осущ.на протяжении всей жизни)11-исправит-трудовая(теор.обоснование и методика перевосп-я лиц,наход.в местах лишения свободы)12-лечебная (основы проф.деят-ти педагога со школьниками с ослаблен.здоровьем-обуч-е в щадящем режиме)Осн.методы П.:способы совмест.целенаправ.деят-ти преп-ля и студ.по решению задач форм-я разностор.разв.лич-ти.1)разъяснение-монолог.излож-ие сущ-ти положения; 2)убежд-ие-разъясн-е в >категор.форме с целью форм-я принятой студ.точки зр.;3)переубеж-ие-изм-ие позиций студ.;4)совет-передача жизн.опыта;5)пед.треб-ие-указание/совет,просьба.;6)пример-чаще всего это лич-ть,подражание ей;7)поручение-с целью форм-я общес.акт-ти;8)упр-ие-многократ повтор-е действий с целью закрепл-я навыков;9)методы стимулир-я:а)м-д одобрения-похвала,награжд-е;б)м-д осужд-я-выр-ся отриц.оценка деят-ти(выговор,замечание);в)м-д контроля-проверка хода/рез-тов деят-ти; г)самоконтроль-для проверки собст.разв-я,размыш-я,само-наблюд-е,-приказ,тестир-ие.10)мат.статистики. 11)социолог.иссл-ий (интервью,опрос,анкета).
Задачи и функции педагогики. Следует различать научные и практические задачи педагогики.
Задачи педагогической науки – вести исследования, а практические задачи школы, вуза – осуществлять воспитание, образование школьников и студентов.
Методы педагогики.
Педагогическое наблюдение применяется в процессе практически любого педагогического исследования. Изучение педагогических явлений требует от исследователей их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе.
Исследовательская беседа помогает выяснить мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям с целью составления более глубокого представления о сущности и причинах этих явлений.
При анализе многих педагогических явлений большое значение имеет изучение учебной документации и продуктов деятельности учащихся. Так, изучая стимулирующую роль оценок знаний учащихся и их успеваемости, нельзя обойтись без анализа ведомостей успеваемости, контрольных, курсовых и дипломных работ.
Педагогический эксперимент как метод исследования заключается в специальной организации педагогической деятельности преподавателей и учащихся с целью проверки и обоснования теоретических предположений или гипотез. Когда гипотеза или предположение находят свое подтверждение на практике, исследователь делает соответствующие теоретические обобщения и выводы.