Пути, ведущие к свободе
Решение реальных проблем. Кажется вполне ясным, что в процессе такого обучения, о каком мы ведем речь, ученики должны сталкиваться с материалом, имеющим для них самих значение и смысл. В нашей культуре мы стараемся оградить детей от любых проблем реальной жизни, и такая изоляция порождает трудности. Если мы желаем, чтобы наши ученики стали свободными и ответственными людьми, то мы должны желать для них столкновения с проблемами.
Со стороны любого учителя было бы очень мудро выяснить у учителя, какие проблемы для них значимы и одновременно соответствуют изучаемому курсу. Поскольку ученики в школах изолированы от проблем, вероятно, следовало бы сталкивать их с ситуациями, которые впоследствии могут превратиться для них в настоящие проблемы. Вполне возможно создать условия, которые захватывают учеников и заставляют каждого столкнуться с проблемой.
Молодые люди имеют высокую внутреннюю мотивацию. Многие элементы окружающей среды бросают им вызов. Они любознательны, жаждут открытий, стремятся к знанию, желают решать проблемы. Печальная сторона обучения состоит в том, что наши дети, проведя несколько лет в школе, почти утрачивают изначальную внутреннюю мотивацию. Тем не менее мотивация остается, и наша задача как фасилитатора учения состоит в том, чтобы нащупать эту мотивацию, выяснить, какие вопросы представляются реальными молодым людям, и обеспечить им возможность решать эти вопросы.
Обеспечение ресурсов.Учителя, больше нацеленные на фалитацию учения, нежели на преподавание, организуют свое время и усилия совсем иначе, чем обычные учителя. Вместо того чтобы тратить массу времени на подготовку планов уроков и лекций, учителя-фасилитаторы сосредоточиваются на обеспечении разнообразных ресурсов, позволяющих ученикам учиться опытным путем сообразно их нуждам. Эти учителя также занимаются тем, чтобы сделать эти ресурсы доступными, обдумывая и упрощая те практические и психологические шаги, которые учащимся следует предпринять, чтобы ими воспользоваться. Например, учитель сообщает, что такая-то книга есть в библиотеке. Но учащийся может прийти в библиотеку и обнаружить, что книга на руках. Не каждому хватит заинтересованности или терпения дождаться, пока книга будет возвращена. Если в классе устроить полку с книгами и печатными материалами, то одновременно с количеством прочитанного многократно возрастет и стремление удовлетворять с помощью библиотеки индивидуальные нужды.
Под ресурсами я имею в виду не только книги, статьи, рабочее помещение, лаборатории и оборудование, инструменты, карты, фильмы, звукозаписи и т.п. Я имею в виду также специалистов, которые могут принять участие в учебном процессе и заинтересовать учеников. Как правило, среди местной общественности находятся люди, которых можно пригласить для освещения определенных проблем, важных для учеников. Однако несомненно, что самый важный ресурс – это учитель. Позволяя ученикам познать самих себя как людей, делая доступными для них знания и опыт, учитель способен оказать им помощь без принуждения. Фасилитатор может подчеркнуть определенные сферы своей компетенции, и учащиеся могут рассчитывать на его помощь в этих областях. <…>
Литература
Демократизация образовательного процесса в школе: Хрестоматия / Сост. Г.Б. Корнетов. М., 2007.
Корнетов Г.Б. Демократическая педагогика для XXI века: перспективы общественно-активных школ. М., 2009.
Дьюи Д. От ребенка – к миру, от мира к ребенку / Сост. Г.Б. Корнетов. М., 2009.
Свободное воспитание: Хрестоматия / Сост. Г.Б. Корнетов. М., 1995.
Юодайтите Л. Современный педоцентризм: горизонты надежд // Педагогика. 2000. № 8.