Ножницы (детские, с закругленными краями, но которыми можно резать) демонстрируются на слово «чик-чик!», этому соответству­ет разрезание полоски бумаги «в два приема». 4 страница

Речевая инструкция: «Сегодня к нам пришли гости. Сейчас они ждут за дверью. Давайте пригласим их войти. Но я не знаю, как их зовут. Давайте попробуем угадать вместе! Внимательно слушаем уш­ками, кто это? — Мяу-мяу. Кто так мяукает?» («Кошка».) Если дети просто «мяукают», произнесите слово «кошка» и попросите детей повторить его всем вместе, «громко», чтобы кошечка услы­шала, как ее зовут.

Аналогично вызываются другие животные (собака, мишка).

«Гости» рассаживаются на руках у детей за столом, одну игрушку берете в свои руки (зайку). Покажите детям, как «говорит» этот «гость»: зайка верещит (издаете щелкающий звук при помощи кончика язы­ка) «т'-т'-т'». Потом попросите каждого ребенка продемонстрировать «голос» своей игрушки.

Речевая инструкция: «Ваня, покажи, как собачка лает (кошечка мяукает, мишка урчит)».

Покажите детям, где у зайки голова — туловище — хвост — лапы, а затем в произвольном порядке обращайтесь к детям с просьбой показать «хвост у кошки, туловище у медведя, лапы у собаки».

Речевая инструкция: «Ваня, покажи мне, где у медведя ... хвост (лапы, туловище, голова)».

Взрослому можно использовать в речевой инструкции словосо­четания типа «заячий хвост», но обязательно употреблять их одно­временно с более привычными для обращения к ребенку сочетания­ми двух существительных («хвост у зайца»), чтобы маленьким детям было легче соотнести эти два выражения между собой.

Сейчас, когда большинство детей чаще всего окружено игрушка­ми, а не настоящими животными, при раннем обучении и разви­тии надо обязательно специально разграничивать два понятия: иг­рушка и настоящее животное. Для самых маленьких детей эта разни­ца объясняется таким способом: игрушки «говорят» и двигаются с помощью детей, а настоящие звери сами умеют рычать, мяукать, лаять, бегать.

Термины «домашние» и «дикие» животные употребляются взрос­лым в рассказе: «Кошка живет в доме. И собака живет в доме. Кошка и собака — домашние животные. А мишка в доме не живет, он живет в лесу. И зайка живет в лесу. Мишка и зайка живут в лесу — это дикие животные». Однако эти понятия усваиваются детьми пассив­но, и вопросы к этим словам на занятии не задаются.

Затем можно спросить, у кого из детей дома (или вообще в их жилом доме у других людей) живет собачка, кошечка («В твоем доме живет кошечка?»). Потом, не меняя интонации, таким же ровным го­лосом задается и следующий вопрос: «В твоем доме живет медведь?»

Надо обязательно подождать, чтобы дети «на своем языке», дос­тупными им речевыми и жестовыми средствами объяснили, что «мед­ведь в доме не живет».

Тогда можно по очереди предъявить детям картинки и попросить их помочь рассмотреть, кто там нарисован: «Я вижу кровать, но не вижу, кто лежит под кроватью! Ваня, помоги мне! Под кроватью лежит («собачка»). Я вижу дверь, но не вижу, кто сидит на кровати! Света, помоги мне! На кровати сидит («кошка»).

Это нора, но я не вижу, кто живет в берлоге. Ваня, помоги мне, в берлоге живет («мишка»)».

Если дети при завершении фразы взрослого используют звуко­подражания, то надо еще раз повторить название животного и по­просить ребенка произнести его вместе с вами. В «трудной» ситуа­ции, когда ребенок не хочет повторять за вами, можно использовать прием альтернативного вопроса: «Мяу-мяу? Кто мяукает: собака или кошка?»

В любом случае надо приложить все усилия, чтобы ребенок упот­ребил не только звукоподражание, но и само слово в доступной для его произношения форме.

Для преодоления речевого негативизма прямые вопросы, обра­щенные к детям, лучше формулировать в альтернативной форме («Кто живет в берлоге: собачка или мишка?») или в виде вопроса «без вопросительного слова» («В берлоге живет медведь?»). Закрепление материала происходит в форме игры «Закончи фразу»: начинайте говорить, а ребенок, до которого вы дотронетесь рукой, произносит последнее слово. Например, вы произносите: «Зайка верещит вот так:... Мишка урчит вот так:... А кто так мяукает: мяу-мяу? А кто так лает: ав-ав?»

34. Детеныши Данную тему мы рекомендуем разделить на два занятия — «Детеныши живот­ных» и «Детеныши птиц».

Цель: научить детей соотносить названия детенышей животных с названиями самих животных и закрепить это в их речевой продук­ции (повторение некоторых названий за взрослым или их использо­вание в инициативном высказывании самого ребенка).

Задачи:

• познакомить детей с называниями детенышей наиболее известных животных и птиц (корова — теленок, лошадь — жеребенок, свинья — поросенок, курица — цыпленок, утка — утенок, гусь — гусенок);

• закрепить в пассивном словаре детей названия детенышей этих животных;

• активизировать употребление прилагательных с противополож­ным смыслом «маленький — большой»;

• научить детей на слух различать «голоса» животных и их дете­нышей (особенно высокие и низкие голоса);

• потренировать у детей умение продуцировать гласные звуки раз­ной высоты и громкости (изолированно, в слогах, в слоговых це­почках).

Оборудование: картинки с крупными изображениями животных и птиц, а также их детенышей (корова — теленок, лошадь — жере­бенок, свинья — поросенок, курица — цыпленок, утка — утенок, гусь — гусенок), стол, стульчик.

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате.

В реальной жизни маленькие дети, выросшие в городе, как пра­вило, не видели многих животных и птиц, кроме как на картинках, поэтому занятие проводится с привлечением иллюстративного ма­териала, хотя целесообразно использовать и другие средства нагляд­ности: деревянные паззлы — вкладыши в форме животных и птиц, муляжи, игрушки. Из домашних животных, если не считать собачку и кошечку, наиболее часто хорошо знакомы малышам курочка и лошадка («ко-ко», «цыпа», «го-го», «асадка»).

В начале занятия рассмотрите вместе с детьми картинки: корова — теленок, лошадь — жеребенок, свинья — поросенок, курица — цыпленок, утка — утенок, гусь — гусенок. Назовите каждое животное и птицу и одновременно покажите его на картинке. В зависимости от индивидуального лексического запаса детей, участвующих в заня­тии, им поочередно предъявляются 1—3 картинки. Обратите внима­ние, что на этом занятии не проводится ознакомление с новым материалом, поэтому количество животных и птиц строго ограни­чивается объемом накопленного детьми пассивного словаря.

Речевая инструкция: «Посмотрите на картинку. Здесь нарисована птичка. Это курица. Вот ее голова (по очереди показываете и назы­ваете основные части тела птицы: голову, туловище, хвост, лапки, крылья). А вот это — клюв. Курица клюет зернышки».

Когда рассказ о курице закончен, можно попросить одного ре­бенка повторить его еще раз, вместе со взрослым. При повторном рассказе делаете паузу перед тем, как назвать одну из частей тела, показывая ее на рисунке, и этим вы стимулируете ребенка само­стоятельно назвать нужное слово (в «облегченной» форме). Пример речевой инструкции: «Это курица. Вот ее ... («голова»)».

Ребенку, который избегает называть части тела, речевая инст­рукция предъявляется в другой форме: называете часть тела жи­вотного или птицы, а ребенок ее показывает на рисунке. Речевая инструкция: «Вот курица. У курицы есть голова. Ваня, покажи, где голова у курицы? (Выделенное курсивом слово в вопросе произносится очень выразительно.) А теперь покажи, пожалуй­ста, где хвост у курицы? ...» Однако в дальнейшем на индивиду­альных занятиях надо обязательно активизировать эти слова в речи ребенка и добиться хотя бы их совместного со взрослым произнесения.

Когда закончено называние птицы и частей ее тела (или живот­ного и частей его тела), можно переходить к «знакомству» с «дете­нышами».

Для этого перед детьми на стол последовательно выкладываются и называются все картинки с каждым животным (или птицей) и его детенышем.

Речевая инструкция: «Курица большая. А это ее цыпленок. Цыпле­нок — маленький, а курица большая. Вот утка. А это ее утенок. Уте­нок — ... («маленький»), а утка — ... («большая»). А это гусь (здесь мы специально не используем форму «гусыня», которая грамматически более подходит, но не является такой распространенной в речи взрос­лых, обращенной к маленьким детям). А это — гусенок. Гусь — боль­шой, а гусенок («маленький»)».

Надо стремиться к тому, чтобы все дети заканчивали фразу взрос­лого подходящим по смыслу прилагательным. Как правило, в на­чальном детском лексиконе прилагательные представлены в виде «об­легченных» слов с усеченными окончаниями («мася», «баая»), по­этому приведенные в скобках примеры детской речи являются доста­точно условными и в ситуации реального общения согласования прилагательных по роду существительных, конечно, еще не наблю­даются. Если кто из детей «затрудняется» в подборе нужных по смыс­лу прилагательных, надо помочь ему, «подсказав» нужное слово с помощью соответствующего жеста или проговорив его вместе с ре­бенком. При этом слова «большой — маленький» при общении с маленькими детьми взрослым следует произносить с различной ин­тонацией (многие родители интуитивно именно так говорят со сво­ими детьми).

Когда детям будет предъявлено не менее трех пар «мать — дете­ныш», необходимо попросить каждого ребенка самостоятельно пока­зать на нескольких картинках изображения «мам и их детенышей».

Речевая инструкция: «Ваня! Помоги мне! Вот это — курица. А где ее цыпленок! Покажи мне, пожалуйста! Вот утка! А где ее утенок?» Обратите внимание на то, что называние детенышей не является актуальной задачей для детей, только начинающих говорить, одна­ко они должны уметь соотносить взрослых птиц и животных с их детенышами (понятие «большой — маленький») и уметь показать «цыпленка», «утенка» на картинке рядом с его мамой.

Затем можно предложить детям собрать деревянный паззл «Цып­ленок» (задание: вставить вынутую на глазах у ребенка одну часть тела птенчика в уже собранный паззл).

Речевые задания и инструкции при работе по картинкам с до­машними животными даются аналогично приведенным примерам для птиц. Все шесть пар «мать — детеныш» предъявляются на одном занятии только детям с хорошим словарным запасом, которые хотя бы с помощью «звукоподражаний» могут назвать всех птиц и жи­вотных.

После проведения этого занятия индивидуально с каждым ре­бенком надо отработать:

1. Умение произносить не только с помощью звукоподражаний и жестов, но и «облегченными словами»:

— названия животных и птиц. Приведем пример фразы для со­вместного говорения: «Му!» — говорит корова («ова», «ко», «аова»);

— названия действий, характерных для птиц («летает», «клюет», «плавает»). Приведем пример фразы для совместного говорения: «Ку­рочка клюет, и цыпленок («кюёт»)».

2. Навык различения на слух голосов «мам» и их «детей»:

— по произношению (курица — «ко-ко», цыпленок — «пи-пи»),

— по высоте («Му!» — низким голосом произносит педагог, де­монстрируя сначала, как «говорит» корова. «Му!» — затем педагог показывает, как высоким голосом «откликается» теленок).

3. Умение подражать голосам «больших и маленьких», произнося отдельные гласные, слоги, серии слогов (в зависимости от индиви­дуальной речевой активности каждого ребенка).

После индивидуальной отработки все эти задания могут быть включены в повторное занятие по этой теме.

35. Большие и маленькие

Цель: обучить детей практически различать в речи взрослых лю­дей употребление грамматической формы единственного и множе­ственного числа существительных и некоторых часто используемых в речи глаголов.

Задачи:

• привлечь внимание детей к общим принципам словообразова­ния при назывании детенышей птиц и животных в единственном и множественном числе (корова — теленок — телята, лошадь — же­ребенок — жеребята...);

• научить различать уменьшительно-ласкательные суффиксы су­ществительных при назывании отдельных предметов (например, ми­сок для корма, для воды) и их соотнесении с габаритными размера­ми взрослых животных (птиц) и их детенышей;

• закрепить названия некоторых детенышей животных (в ед. и мн. ч.) в пассивном словаре детей;

• тренировать умение различать на слух окончания единственно­го и множественного числа в словах, используемых для называния животных и птиц;

• соотносить по смыслу употребление различных окончаний гла­голов для обозначения действий, выполняемых одним или несколь­кими субъектами (птицы, животные);

• при ответе показывать на картинке и называть «облегченными» словами изображения птиц и животных, соотнося их со словами «большой — маленький», «один — много», «один — два»;

• активизировать глагольный словарь, стимулируя у детей упот­ребление в речи некоторых устойчивых сочетаний слов (например, курочка клюет, уточка плывет).

Оборудование: отдельные картинки с крупными изображениями птиц и животных, а также их детенышей: корова — теленок — теля­та (2), лошадь — жеребенок — жеребята (2), свинья — поросенок — поросята (много), курица — цыпленок — цыплята (много), утка — утенок — утята (много), гусь — гусенок — гусята (2), сюжетная картинка с изображением курочки и цыплят, клюющих корм, и уточки и утят, плавающих в пруду, набор дидактического материала для сюжетной игры (например, «Три поросенка», «Волк и семеро козлят»), стол, стульчики.

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате.

Картинки, используемые на занятии, подбираются с учетом индивидуального лексического запаса каждого ребенка, участвую­щего в нем. Однако на занятии должно быть предъявлено не менее трех изображений разных птиц и животных и их детенышей в про­извольном сочетании (например, курица с цыплятами, корова с телятами, свинья с поросятами).

В начале занятия педагог по очереди предъявляет каждому ребен­ку индивидуальное задание (по картинкам).

Речевая инструкция: «Вова, кто это?» (Одновременно показывае­те на картинке «маму», обводя ее изображение на картинке по внешнему контуру, чтобы еще раз подчеркнуть «размер» взрослого животного.) («Курица».)

Если ребенок называет изображенную птицу не «облегченным» словом, а использует звукоподражание, надо еще раз вместе с ре­бенком повторить: «Правильно, "ко-ко"! Курица говорит "ко-ко"! "Ко-ко!" — говорит... («курица» — это слово должно быть произне­сено ребенком самостоятельно или вместе со взрослым в любой доступной для детского произношения форме)».

Вы продолжаете: «А где цыпленок? Покажи мне одного цыпленка. А теперь еще раз покажи, пожалуйста, курицу. Молодец! Покажи мне одного цыпленка. И еще одного цыпленка. А это кто? Тоже цыпленок? У мамы курочки один цыпленок или много цыплят?»

Затем, если ребенок уже ответил правильно, можно повторить вопрос, переформулировав его в форме: «Ты сказал правильно! По­втори еще раз громче, сколько цыплят у мамы-курицы?» («Мно­го».) «Покажи мне, пожалуйста, всех цыплят! А теперь покажи мне, пожалуйста, только одного цыпленка. Где цыплята? Покажи их на картинке!» (Ребенок может показать всех цыплят по очереди, используя указательный жест, или, положив ладонь сверху на их изображения, сразу всех цыплят.)

Следующим детям предъявляются другие картинки, но речевые инструкции формулируются поэтому образцу.

Когда все дети выполнят свое индивидуальное задание, можно переходить к использованию в речевой инструкции слов «боль­шой — маленький».

Попросите одного ребенка помочь вам показать всех «больших» на разложенных перед детьми на столе картинках.

Речевая инструкция: «Света, посмотри, курица большая или ма­ленькая? («Большая».) А на этой картинке кто самый большой: те­ленок или корова? («Корова!»)»

Следующего ребенка просят показать всех «маленьких» сначала на одной картинке, а затем и на других картинках.

Речевая инструкция: «Ваня, посмотри, этот цыпленок большой или маленький? («Маленький».) А другой цыпленок большой или маленький? («Маленький».) Покажи мне на этой картинке всех маленьких*. («Вот! И вот!») А на этой картинке кто маленький? А еще кто? А этот поросенок тоже маленький?»

Для активизации речи ребенка можно варьировать речевую инст­рукцию и просить его не только показать, но и назвать большого (или маленького) на картинке.

Затем можно переходить к разбору сюжетной картинки, на кото­рой показано, как ест «большой и маленький» или: у большого — миска, а у маленького — мисочка.

В заключение с детьми можно провести дидактическую игру со счетным материалом по содержанию известной детям сказки, на­пример «Волк и семеро козлят».

В зависимости от возраста детей и их речевой активности в инст­рукциях варьируется задание — показать (или сказать словом), сколь­ко козлят:

— было у мамы-козы («много»),

— осталось у мамы-козы («один»),

— стоит на столе («один», «два», «много»).

После занятия индивидуально с каждым ребенком надо отрабо­тать понимание и различение выражений, содержащих в окончании глагола указание на количество субъектов действия.

Речевая инструкция: «Курица клюет хлеб, и цыплята клюют хлеб. Хлеб клюет курица, и клюют ... («цыплята»)». «Утка плывет, и утята плывут. В реке плывет утка, и плывут ... («утята»)».

Ребенок произносит малоразборчивое «облегченное» слово, но дополнительно должен показать «цыплят» и «утят» на рисунке. Упот­ребление им в конце фразы нужного по грамматическому смыслу слова в данном случае «подсказано» с помощью демонстрируемой картинки, на которой действуют всего две группы: курица и цып­лята или утка и утята. Однако такие упражнения служат хорошей подготовкой для формирования у детей в дальнейшем навыков устойчивого соотнесения окончаний глагола с количеством согла­сованных с ним существительных.

36. Веселая семейка (итоговое занятие)

Цель: закрепить в речи детей слова, называющие людей по их роли в семье (мама, папа, ребенок, дети). Задачи:

• использовать в различных речевых ситуациях (односложный ответ на вопрос взрослого, завершение фразы, произнесенной взрос­лым, инициативное высказывание самого ребенка в игре) слова, относящиеся к лексической теме «Семья»;

• активизировать номинативный словарь по этой теме, а также из смежных лексических тем («Дом», «Мебель», «Одежда», «Пред­меты быта»), а также глагольный словарь, описывающий часто по­вторяющиеся действия людей в доме;

• употреблять в диалогической речи прилагательные с противопо­ложным значением «большой — маленький», качественное прилага­тельное «хороший», притяжательные прилагательные типа «мами­на», «папина» и местоимение «мой»;

• уметь соотносить слова, характеризующие ролевые отношения людей в семье («мать — дитя»), со словами, характеризующими отношения между животными в аналогичной диаде («мать — детеныш»).

Оборудование: семейные фотографии (индивидуально для каждо­го ребенка), большой лист ватмана с нарисованным на нем домом (окошки по размерам соответствуют типичному размеру фотографий 10—15 см), картинки с изображениями членов одной семьи, заня­тых домашними делами, отдельные картинки с крупными изобра­жениями птиц и животных, а также их детенышей из занятия по теме «Большие и маленькие», стол, стулья.

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате, закрепление материала проводится на прогулке.

В начале занятия с детьми проводится игра «Найди свою маму» (по фотографиям).

Поочередно покажите всем детям фотографии их мам и попро­сите «найти свою маму» (фотографии ранее уже предъявлялись де­тям на занятии по теме «Семья»).

Речевая инструкция: «Посмотрите! Это мама. Я не знаю, чья она? Чья это мама? У кого такая мама? Кто скажет: это моя мама?» (Курсивом отмечены слова, которые должны произноситься с вы­ражением.) («Моя». «Мама!») Фотографии всех мам размещаются в «окошках» домика, нарисованного на листе ватмана.

Затем детям предъявляются картинки, на которых изображены действия людей. (Обязательно используются все сюжетные картин­ки из занятия по теме «Семья»: спать на кровати, есть за столом, одеваться на прогулку, мыть чашки, смотреть телевизор.) Также на итоговом занятии можно использовать и новые картинки. Дей­ствия, изображенные на новых картинках, должны быть обязатель­но отмечены родителями в опроснике как уже имеющиеся в словаре детей.

На занятии можно спросить каждого ребенка о том, кто выпол­няет дома определенную работу, например: «Кто моет чашки: мама или папа?» Надо обязательно задавать вопросы обо всех членах семьи ребенка, ориентируясь на состав его семьи (например, мама, папа, бабушка, дедушка) так, чтобы малыш мог использовать эти слова в своих ответах. Слова «брат» и «сестра» употребляются в обращенной к ребенку словесной инструкции обязательно в сочетании с личными именами («брат Вова», «сестра Лена»), так как дети усваивают абст­рактные понятия «брат и сестра» значительно позже, чем личные имена этих детей.

Глагольная лексика отрабатывается в следующем вопросе по кар­тинкам: «Мама чашки моет или ставит на стол?»

Некоторым детям можно предложить закончить фразу, исполь­зуя нужный глагол (или повторить его вместе со взрослым): «Мама чашки («моет»)».

Прилагательные (мамин, папин, хороший) закрепляются в во­просах типа: «Вова — хороший мальчик? Какой Вова мальчик? Чей Вова мальчик?», и при совместном произнесении фраз типа: «Вова — мамин! (Показываете на фотографию мамы ребенка в «окошке».) Вова — хороший!»

В продолжение темы «Чей мальчик?» проводится игра «Чей дете­ныш?». Каждому ребенку на выбор предъявляются две картинки с изоб­ражениями животных или птиц («мам») и одного «детеныша» .-

Речевая инструкция: «Это цыпленок? Цыпленок чей? Кто мама у цыпленка?»

Если ребенок только показывает нужную картинку, но не назы­вает ее, надо обязательно похвалить его и поощрить к совместному говорению: «Молодец! Это мама у цыпленка. Это курица! Скажи гром­че: курица1.» Ребенок должен ответить любым «облегченным» словом, отдаленно напоминающим образец («куитя», «итя»). Затем другому ребенку предлагается то же самое задание в инвертированном виде (одна «мама» и два «детеныша»): «Это курица? Чья она мама?» В рече­вой инструкции первые вопросы «Это курица?» и «Это цыпленок?» задаются не для того, чтобы «подсказать» ребенку ответ (малыш и так знает, что на картинке изображена курица), а для того, чтобы побудить его к высказыванию по картинкам.

После занятия на прогулке детей спрашивают: «Чья мама при­шла? За кем мама пришла?», и многократно повторяют правильный ответ вместе со взрослым. Аналогично проводятся наблюдения за животными и птицами, если они встречаются на прогулке: «Это щеночек? Где его мама? Как ее зовут?» Или: «Это собака? Чья она мама?»

В дальнейшем (весной) во время прогулки также закрепляются понятия «большие и маленькие» по отношению к животным (пти­цам) и их детенышам.

Результаты итогового занятия оцениваются индивидуально для каждого ребенка по следующим критериям:

1) состояние слухового, зрительного внимания по уровням;

2) состояние общей моторной ловкости, точность движений, вы­полняемых руками по уровням;

3) использование жестово-мимических и других выразительных средств в общении;

4) самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выпол­нение действий;

Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, вы­сокий» уровень, два последних — как «очень редкие проявления, иногда используются, используются часто».

37. Едем в гости. Поезд

Цель: закрепить умение различать в речи взрослых людей грамма­тические формы единственного и множественного числа существи­тельных.

Задачи:

• называть облегченными словами и объединять единичные пред­меты из разделов «Игрушки», «Мебель» в группы по общему лек­сическому названию (типа «шарфы», «мишки», «стулья») и назна­чению («играть», «одевать», сидеть»);

• называть облегченными словами количество одинаковых пред­метов «один», «много», «два» (для детей старше двух лет), исполь­зуя при этом и соответствующие жесты;

• различать в речи взрослых употребление притяжательных мес­тоимений «мой — твой — свой» и притяжательных прилагательных, образованных от имен детей (типа «Светин»);

• практически различать два основных цвета (красный — зеле­ный), соотносить эти «сигнальные» цвета с определенными жиз­ненными ситуациями вне дома и словами, регулирующими пове­дение детей («Вперед! Путь свободен!» и «Стой на месте! Двигаться нельзя!»);

• соотносить употребление в речи некоторых новых звукоподража­ний с определенными предметами вне дома («поезд») и действиями («гудеть»).

Оборудование: личные вещи детей нескольких наименований (шапки, шарфы, варежки), игрушечный «семафор» (два картонных круга — красный и зеленый, каждый круг в центре прикреплен кноп­кой к деревянной линейке так, чтобы их было удобно держать в руке), игрушки детей из дома, принесенные родителями (см. заня­тие № 24), набор картинок с изображениями поезда и машин (лег­ковых, грузовых), книжка или серия сюжетных картинок про поез­дку на поезде, стол, стулья.

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате.

Покажите детям поезд из серии картинок, сопровождая показ сле­дующими словами: «Это поезд. Он едет: "чух-чух-чух". Мальчик едет на поезде. Он машет нам ручкой: "Пока-пока!" И девочка едет на поезде. Она тоже машет ручкой: "«Пока-пока! Я уезжаю! До свида­нья!" Поезд едет вперед: "чух-чух-чух". Он гудит: "Ту-ту! Я еду впе­ред! Ту-ту! Дорогу мне!"»

Затем поочередно каждому ребенку предлагается вместе со взрос­лым проговорить «голосом» поезда и показать, как поезд едет.

Поезд едет: «Чух-чух-чух!» Поезд гудит: «Ту-ту!»

Жест «поезд едет»: согнутые в локтях руки поочередно делают поступательное движение вперед, ладони сжаты в кулаки. Жест ин­дивидуально разучивается с каждым ребенком, при этом «движение поезда» сопровождается соответствующим звуком («чух-чух-чух»). При рассмотрении изображения поезда обращается внимание на его ко­леса.

Жест «поезд гудит»: рука со сжатым кулаком поднимается вверх. Жест индивидуально разучивается с каждым ребенком, при этом «гудок поезда» сопровождается соответствующим звуком («ту-ту!»). При рассмотрении изображения поезда обращается внимание на его трубу.

Затем детям предлагаются на выбор две картинки.

Речевая инструкция: «Где здесь поезд? Покажи!... Это поезд?» Последний вопрос задается дополнительно, если ребенок только показывает, но сам не произносит слово «поезд». Картинки для предъявления должны быть достаточно крупными и изображать стан­дартные транспортные средства: машины, грузовые и легковые, и поезда (несколько различных изображений). Каждому ребенку пред­лагается выбирать из своей пары картинок. Надо помнить, что наи­более сложно ребенку различить грузовик с прицепом и поезд с несколькими вагончиками (это задание можно давать самому сооб­разительному малышу). Обязательно надо предложить «показать по­езд», предъявив или только две картинки с разными машинами, или два разных поезда: так можно лишний раз убедиться, что ребе­нок не угадывает, а Именно различает два различных транспортных средства между собой.

В заключение работы по картинкам дети вместе со взрослым «со­бирают поезд»: размещают «вагончики» (листы цветного картона) позади «паровоза» (вдоль нарисованной на ватмане линии «рельс»).

Если дети хорошо подготовлены к этому заданию на занятиях по аппликации, то можно предложить им размещать вагончики соот­ветственно расположению колесиков разного цвета, заранее нарисо­ванных на ватмане.

Речевая инструкция: «Вот колесики! А вот такой же вагончик! Ставим вагончик на такие же колесики! А где вагончик для этих колесиков? Правильно! Этот вагончик такой же! Вагончик такого же цвета, как и эти колесики!» Если это задание является новым для детей, то оно проводится после основного занятия индивидуально с каждым ребенком.

Когда работа по картинкам закончена, сообщите детям, что се­годня они будут играть в «Поезд».

Вместе с детьми строится поезд из нескольких вагончиков — стульев. Речевая инструкция: «Этот стул — вагончик в нашем поезде. Сейчас мы и наши игрушки поедем на поезде. Вова! Света! Саша! Принесите сюда другие стулья. Пусть каждый принесет по одному стулу. Вот поезд готов!» (Помогите детям расставить стулья друг за другом.)

Затем дети будут должны рассадить в «поезде» свои игрушки. Дет­ские игрушки заранее размещаются в игровой комнате так, чтобы любой ребенок мог выбрать несколько нужных игрушек из целой группы предметов.

Речевая инструкция: «Это наш поезд. Вот вагончик! Здесь поедет Саша и его игрушки. Саша, возьми с собой друзей: этого зайку и тех мишек! Посади зайку и мишек на свой стульчик: вот так! Хорошо!»

Света! А это твой вагончик! Здесь вместе с тобой поедут куклы. Посади кукол на свой стульчик. Молодец!

А это Бовин вагончик! Вова, посади к себе в вагончик зайчиков и лисичку. Хорошо!

Затем произнесите: «Ой, кажется, зайчики что-то говорят». При­сядьте на корточки и «слушайте», что говорят зайчики. Затем расска­жите детям о том, что «вам сказали зайчики»: «Зайчики не хотят ехать вместе с лисичкой. Вова, посади лисичку в Светин вагончик. Назови, кто теперь остался сидеть в твоем вагончике? («Зайчики».)

Покажи на пальчиках, сколько игрушек сидит в твоем вагоне (жест «два» или «много» — в зависимости от условий игры и возраста де­тей). Правильно!»

«Света! Лисичка не хочет ехать с куклами. Тогда куда мы ее поса­дим? (Подскажите ребенку ответ, указывая на нужный вагон.) Чей это вагончик?» («Сашин».) Кто едет в его вагончике? («Зайка и мишки».) Сколько мишек сидит в вагончике? (жест «два» или «мно­го» — в зависимости от условий игры и возраста детей)».

Наши рекомендации