Ножницы (детские, с закругленными краями, но которыми можно резать) демонстрируются на слово «чик-чик!», этому соответствует разрезание полоски бумаги «в два приема». 4 страница
Речевая инструкция: «Сегодня к нам пришли гости. Сейчас они ждут за дверью. Давайте пригласим их войти. Но я не знаю, как их зовут. Давайте попробуем угадать вместе! Внимательно слушаем ушками, кто это? — Мяу-мяу. Кто так мяукает?» («Кошка».) Если дети просто «мяукают», произнесите слово «кошка» и попросите детей повторить его всем вместе, «громко», чтобы кошечка услышала, как ее зовут.
Аналогично вызываются другие животные (собака, мишка).
«Гости» рассаживаются на руках у детей за столом, одну игрушку берете в свои руки (зайку). Покажите детям, как «говорит» этот «гость»: зайка верещит (издаете щелкающий звук при помощи кончика языка) «т'-т'-т'». Потом попросите каждого ребенка продемонстрировать «голос» своей игрушки.
Речевая инструкция: «Ваня, покажи, как собачка лает (кошечка мяукает, мишка урчит)».
Покажите детям, где у зайки голова — туловище — хвост — лапы, а затем в произвольном порядке обращайтесь к детям с просьбой показать «хвост у кошки, туловище у медведя, лапы у собаки».
Речевая инструкция: «Ваня, покажи мне, где у медведя ... хвост (лапы, туловище, голова)».
Взрослому можно использовать в речевой инструкции словосочетания типа «заячий хвост», но обязательно употреблять их одновременно с более привычными для обращения к ребенку сочетаниями двух существительных («хвост у зайца»), чтобы маленьким детям было легче соотнести эти два выражения между собой.
Сейчас, когда большинство детей чаще всего окружено игрушками, а не настоящими животными, при раннем обучении и развитии надо обязательно специально разграничивать два понятия: игрушка и настоящее животное. Для самых маленьких детей эта разница объясняется таким способом: игрушки «говорят» и двигаются с помощью детей, а настоящие звери сами умеют рычать, мяукать, лаять, бегать.
Термины «домашние» и «дикие» животные употребляются взрослым в рассказе: «Кошка живет в доме. И собака живет в доме. Кошка и собака — домашние животные. А мишка в доме не живет, он живет в лесу. И зайка живет в лесу. Мишка и зайка живут в лесу — это дикие животные». Однако эти понятия усваиваются детьми пассивно, и вопросы к этим словам на занятии не задаются.
Затем можно спросить, у кого из детей дома (или вообще в их жилом доме у других людей) живет собачка, кошечка («В твоем доме живет кошечка?»). Потом, не меняя интонации, таким же ровным голосом задается и следующий вопрос: «В твоем доме живет медведь?»
Надо обязательно подождать, чтобы дети «на своем языке», доступными им речевыми и жестовыми средствами объяснили, что «медведь в доме не живет».
Тогда можно по очереди предъявить детям картинки и попросить их помочь рассмотреть, кто там нарисован: «Я вижу кровать, но не вижу, кто лежит под кроватью! Ваня, помоги мне! Под кроватью лежит («собачка»). Я вижу дверь, но не вижу, кто сидит на кровати! Света, помоги мне! На кровати сидит («кошка»).
Это нора, но я не вижу, кто живет в берлоге. Ваня, помоги мне, в берлоге живет («мишка»)».
Если дети при завершении фразы взрослого используют звукоподражания, то надо еще раз повторить название животного и попросить ребенка произнести его вместе с вами. В «трудной» ситуации, когда ребенок не хочет повторять за вами, можно использовать прием альтернативного вопроса: «Мяу-мяу? Кто мяукает: собака или кошка?»
В любом случае надо приложить все усилия, чтобы ребенок употребил не только звукоподражание, но и само слово в доступной для его произношения форме.
Для преодоления речевого негативизма прямые вопросы, обращенные к детям, лучше формулировать в альтернативной форме («Кто живет в берлоге: собачка или мишка?») или в виде вопроса «без вопросительного слова» («В берлоге живет медведь?»). Закрепление материала происходит в форме игры «Закончи фразу»: начинайте говорить, а ребенок, до которого вы дотронетесь рукой, произносит последнее слово. Например, вы произносите: «Зайка верещит вот так:... Мишка урчит вот так:... А кто так мяукает: мяу-мяу? А кто так лает: ав-ав?»
34. Детеныши Данную тему мы рекомендуем разделить на два занятия — «Детеныши животных» и «Детеныши птиц».
Цель: научить детей соотносить названия детенышей животных с названиями самих животных и закрепить это в их речевой продукции (повторение некоторых названий за взрослым или их использование в инициативном высказывании самого ребенка).
Задачи:
• познакомить детей с называниями детенышей наиболее известных животных и птиц (корова — теленок, лошадь — жеребенок, свинья — поросенок, курица — цыпленок, утка — утенок, гусь — гусенок);
• закрепить в пассивном словаре детей названия детенышей этих животных;
• активизировать употребление прилагательных с противоположным смыслом «маленький — большой»;
• научить детей на слух различать «голоса» животных и их детенышей (особенно высокие и низкие голоса);
• потренировать у детей умение продуцировать гласные звуки разной высоты и громкости (изолированно, в слогах, в слоговых цепочках).
Оборудование: картинки с крупными изображениями животных и птиц, а также их детенышей (корова — теленок, лошадь — жеребенок, свинья — поросенок, курица — цыпленок, утка — утенок, гусь — гусенок), стол, стульчик.
Ход занятия
Занятие проводится в игровой комнате.
В реальной жизни маленькие дети, выросшие в городе, как правило, не видели многих животных и птиц, кроме как на картинках, поэтому занятие проводится с привлечением иллюстративного материала, хотя целесообразно использовать и другие средства наглядности: деревянные паззлы — вкладыши в форме животных и птиц, муляжи, игрушки. Из домашних животных, если не считать собачку и кошечку, наиболее часто хорошо знакомы малышам курочка и лошадка («ко-ко», «цыпа», «го-го», «асадка»).
В начале занятия рассмотрите вместе с детьми картинки: корова — теленок, лошадь — жеребенок, свинья — поросенок, курица — цыпленок, утка — утенок, гусь — гусенок. Назовите каждое животное и птицу и одновременно покажите его на картинке. В зависимости от индивидуального лексического запаса детей, участвующих в занятии, им поочередно предъявляются 1—3 картинки. Обратите внимание, что на этом занятии не проводится ознакомление с новым материалом, поэтому количество животных и птиц строго ограничивается объемом накопленного детьми пассивного словаря.
Речевая инструкция: «Посмотрите на картинку. Здесь нарисована птичка. Это курица. Вот ее голова (по очереди показываете и называете основные части тела птицы: голову, туловище, хвост, лапки, крылья). А вот это — клюв. Курица клюет зернышки».
Когда рассказ о курице закончен, можно попросить одного ребенка повторить его еще раз, вместе со взрослым. При повторном рассказе делаете паузу перед тем, как назвать одну из частей тела, показывая ее на рисунке, и этим вы стимулируете ребенка самостоятельно назвать нужное слово (в «облегченной» форме). Пример речевой инструкции: «Это курица. Вот ее ... («голова»)».
Ребенку, который избегает называть части тела, речевая инструкция предъявляется в другой форме: называете часть тела животного или птицы, а ребенок ее показывает на рисунке. Речевая инструкция: «Вот курица. У курицы есть голова. Ваня, покажи, где голова у курицы? (Выделенное курсивом слово в вопросе произносится очень выразительно.) А теперь покажи, пожалуйста, где хвост у курицы? ...» Однако в дальнейшем на индивидуальных занятиях надо обязательно активизировать эти слова в речи ребенка и добиться хотя бы их совместного со взрослым произнесения.
Когда закончено называние птицы и частей ее тела (или животного и частей его тела), можно переходить к «знакомству» с «детенышами».
Для этого перед детьми на стол последовательно выкладываются и называются все картинки с каждым животным (или птицей) и его детенышем.
Речевая инструкция: «Курица большая. А это ее цыпленок. Цыпленок — маленький, а курица большая. Вот утка. А это ее утенок. Утенок — ... («маленький»), а утка — ... («большая»). А это гусь (здесь мы специально не используем форму «гусыня», которая грамматически более подходит, но не является такой распространенной в речи взрослых, обращенной к маленьким детям). А это — гусенок. Гусь — большой, а гусенок («маленький»)».
Надо стремиться к тому, чтобы все дети заканчивали фразу взрослого подходящим по смыслу прилагательным. Как правило, в начальном детском лексиконе прилагательные представлены в виде «облегченных» слов с усеченными окончаниями («мася», «баая»), поэтому приведенные в скобках примеры детской речи являются достаточно условными и в ситуации реального общения согласования прилагательных по роду существительных, конечно, еще не наблюдаются. Если кто из детей «затрудняется» в подборе нужных по смыслу прилагательных, надо помочь ему, «подсказав» нужное слово с помощью соответствующего жеста или проговорив его вместе с ребенком. При этом слова «большой — маленький» при общении с маленькими детьми взрослым следует произносить с различной интонацией (многие родители интуитивно именно так говорят со своими детьми).
Когда детям будет предъявлено не менее трех пар «мать — детеныш», необходимо попросить каждого ребенка самостоятельно показать на нескольких картинках изображения «мам и их детенышей».
Речевая инструкция: «Ваня! Помоги мне! Вот это — курица. А где ее цыпленок! Покажи мне, пожалуйста! Вот утка! А где ее утенок?» Обратите внимание на то, что называние детенышей не является актуальной задачей для детей, только начинающих говорить, однако они должны уметь соотносить взрослых птиц и животных с их детенышами (понятие «большой — маленький») и уметь показать «цыпленка», «утенка» на картинке рядом с его мамой.
Затем можно предложить детям собрать деревянный паззл «Цыпленок» (задание: вставить вынутую на глазах у ребенка одну часть тела птенчика в уже собранный паззл).
Речевые задания и инструкции при работе по картинкам с домашними животными даются аналогично приведенным примерам для птиц. Все шесть пар «мать — детеныш» предъявляются на одном занятии только детям с хорошим словарным запасом, которые хотя бы с помощью «звукоподражаний» могут назвать всех птиц и животных.
После проведения этого занятия индивидуально с каждым ребенком надо отработать:
1. Умение произносить не только с помощью звукоподражаний и жестов, но и «облегченными словами»:
— названия животных и птиц. Приведем пример фразы для совместного говорения: «Му!» — говорит корова («ова», «ко», «аова»);
— названия действий, характерных для птиц («летает», «клюет», «плавает»). Приведем пример фразы для совместного говорения: «Курочка клюет, и цыпленок («кюёт»)».
2. Навык различения на слух голосов «мам» и их «детей»:
— по произношению (курица — «ко-ко», цыпленок — «пи-пи»),
— по высоте («Му!» — низким голосом произносит педагог, демонстрируя сначала, как «говорит» корова. «Му!» — затем педагог показывает, как высоким голосом «откликается» теленок).
3. Умение подражать голосам «больших и маленьких», произнося отдельные гласные, слоги, серии слогов (в зависимости от индивидуальной речевой активности каждого ребенка).
После индивидуальной отработки все эти задания могут быть включены в повторное занятие по этой теме.
35. Большие и маленькие
Цель: обучить детей практически различать в речи взрослых людей употребление грамматической формы единственного и множественного числа существительных и некоторых часто используемых в речи глаголов.
Задачи:
• привлечь внимание детей к общим принципам словообразования при назывании детенышей птиц и животных в единственном и множественном числе (корова — теленок — телята, лошадь — жеребенок — жеребята...);
• научить различать уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных при назывании отдельных предметов (например, мисок для корма, для воды) и их соотнесении с габаритными размерами взрослых животных (птиц) и их детенышей;
• закрепить названия некоторых детенышей животных (в ед. и мн. ч.) в пассивном словаре детей;
• тренировать умение различать на слух окончания единственного и множественного числа в словах, используемых для называния животных и птиц;
• соотносить по смыслу употребление различных окончаний глаголов для обозначения действий, выполняемых одним или несколькими субъектами (птицы, животные);
• при ответе показывать на картинке и называть «облегченными» словами изображения птиц и животных, соотнося их со словами «большой — маленький», «один — много», «один — два»;
• активизировать глагольный словарь, стимулируя у детей употребление в речи некоторых устойчивых сочетаний слов (например, курочка клюет, уточка плывет).
Оборудование: отдельные картинки с крупными изображениями птиц и животных, а также их детенышей: корова — теленок — телята (2), лошадь — жеребенок — жеребята (2), свинья — поросенок — поросята (много), курица — цыпленок — цыплята (много), утка — утенок — утята (много), гусь — гусенок — гусята (2), сюжетная картинка с изображением курочки и цыплят, клюющих корм, и уточки и утят, плавающих в пруду, набор дидактического материала для сюжетной игры (например, «Три поросенка», «Волк и семеро козлят»), стол, стульчики.
Ход занятия
Занятие проводится в игровой комнате.
Картинки, используемые на занятии, подбираются с учетом индивидуального лексического запаса каждого ребенка, участвующего в нем. Однако на занятии должно быть предъявлено не менее трех изображений разных птиц и животных и их детенышей в произвольном сочетании (например, курица с цыплятами, корова с телятами, свинья с поросятами).
В начале занятия педагог по очереди предъявляет каждому ребенку индивидуальное задание (по картинкам).
Речевая инструкция: «Вова, кто это?» (Одновременно показываете на картинке «маму», обводя ее изображение на картинке по внешнему контуру, чтобы еще раз подчеркнуть «размер» взрослого животного.) («Курица».)
Если ребенок называет изображенную птицу не «облегченным» словом, а использует звукоподражание, надо еще раз вместе с ребенком повторить: «Правильно, "ко-ко"! Курица говорит "ко-ко"! "Ко-ко!" — говорит... («курица» — это слово должно быть произнесено ребенком самостоятельно или вместе со взрослым в любой доступной для детского произношения форме)».
Вы продолжаете: «А где цыпленок? Покажи мне одного цыпленка. А теперь еще раз покажи, пожалуйста, курицу. Молодец! Покажи мне одного цыпленка. И еще одного цыпленка. А это кто? Тоже цыпленок? У мамы курочки один цыпленок или много цыплят?»
Затем, если ребенок уже ответил правильно, можно повторить вопрос, переформулировав его в форме: «Ты сказал правильно! Повтори еще раз громче, сколько цыплят у мамы-курицы?» («Много».) «Покажи мне, пожалуйста, всех цыплят! А теперь покажи мне, пожалуйста, только одного цыпленка. Где цыплята? Покажи их на картинке!» (Ребенок может показать всех цыплят по очереди, используя указательный жест, или, положив ладонь сверху на их изображения, сразу всех цыплят.)
Следующим детям предъявляются другие картинки, но речевые инструкции формулируются поэтому образцу.
Когда все дети выполнят свое индивидуальное задание, можно переходить к использованию в речевой инструкции слов «большой — маленький».
Попросите одного ребенка помочь вам показать всех «больших» на разложенных перед детьми на столе картинках.
Речевая инструкция: «Света, посмотри, курица большая или маленькая? («Большая».) А на этой картинке кто самый большой: теленок или корова? («Корова!»)»
Следующего ребенка просят показать всех «маленьких» сначала на одной картинке, а затем и на других картинках.
Речевая инструкция: «Ваня, посмотри, этот цыпленок большой или маленький? («Маленький».) А другой цыпленок большой или маленький? («Маленький».) Покажи мне на этой картинке всех маленьких*. («Вот! И вот!») А на этой картинке кто маленький? А еще кто? А этот поросенок тоже маленький?»
Для активизации речи ребенка можно варьировать речевую инструкцию и просить его не только показать, но и назвать большого (или маленького) на картинке.
Затем можно переходить к разбору сюжетной картинки, на которой показано, как ест «большой и маленький» или: у большого — миска, а у маленького — мисочка.
В заключение с детьми можно провести дидактическую игру со счетным материалом по содержанию известной детям сказки, например «Волк и семеро козлят».
В зависимости от возраста детей и их речевой активности в инструкциях варьируется задание — показать (или сказать словом), сколько козлят:
— было у мамы-козы («много»),
— осталось у мамы-козы («один»),
— стоит на столе («один», «два», «много»).
После занятия индивидуально с каждым ребенком надо отработать понимание и различение выражений, содержащих в окончании глагола указание на количество субъектов действия.
Речевая инструкция: «Курица клюет хлеб, и цыплята клюют хлеб. Хлеб клюет курица, и клюют ... («цыплята»)». «Утка плывет, и утята плывут. В реке плывет утка, и плывут ... («утята»)».
Ребенок произносит малоразборчивое «облегченное» слово, но дополнительно должен показать «цыплят» и «утят» на рисунке. Употребление им в конце фразы нужного по грамматическому смыслу слова в данном случае «подсказано» с помощью демонстрируемой картинки, на которой действуют всего две группы: курица и цыплята или утка и утята. Однако такие упражнения служат хорошей подготовкой для формирования у детей в дальнейшем навыков устойчивого соотнесения окончаний глагола с количеством согласованных с ним существительных.
36. Веселая семейка (итоговое занятие)
Цель: закрепить в речи детей слова, называющие людей по их роли в семье (мама, папа, ребенок, дети). Задачи:
• использовать в различных речевых ситуациях (односложный ответ на вопрос взрослого, завершение фразы, произнесенной взрослым, инициативное высказывание самого ребенка в игре) слова, относящиеся к лексической теме «Семья»;
• активизировать номинативный словарь по этой теме, а также из смежных лексических тем («Дом», «Мебель», «Одежда», «Предметы быта»), а также глагольный словарь, описывающий часто повторяющиеся действия людей в доме;
• употреблять в диалогической речи прилагательные с противоположным значением «большой — маленький», качественное прилагательное «хороший», притяжательные прилагательные типа «мамина», «папина» и местоимение «мой»;
• уметь соотносить слова, характеризующие ролевые отношения людей в семье («мать — дитя»), со словами, характеризующими отношения между животными в аналогичной диаде («мать — детеныш»).
Оборудование: семейные фотографии (индивидуально для каждого ребенка), большой лист ватмана с нарисованным на нем домом (окошки по размерам соответствуют типичному размеру фотографий 10—15 см), картинки с изображениями членов одной семьи, занятых домашними делами, отдельные картинки с крупными изображениями птиц и животных, а также их детенышей из занятия по теме «Большие и маленькие», стол, стулья.
Ход занятия
Занятие проводится в игровой комнате, закрепление материала проводится на прогулке.
В начале занятия с детьми проводится игра «Найди свою маму» (по фотографиям).
Поочередно покажите всем детям фотографии их мам и попросите «найти свою маму» (фотографии ранее уже предъявлялись детям на занятии по теме «Семья»).
Речевая инструкция: «Посмотрите! Это мама. Я не знаю, чья она? Чья это мама? У кого такая мама? Кто скажет: это моя мама?» (Курсивом отмечены слова, которые должны произноситься с выражением.) («Моя». «Мама!») Фотографии всех мам размещаются в «окошках» домика, нарисованного на листе ватмана.
Затем детям предъявляются картинки, на которых изображены действия людей. (Обязательно используются все сюжетные картинки из занятия по теме «Семья»: спать на кровати, есть за столом, одеваться на прогулку, мыть чашки, смотреть телевизор.) Также на итоговом занятии можно использовать и новые картинки. Действия, изображенные на новых картинках, должны быть обязательно отмечены родителями в опроснике как уже имеющиеся в словаре детей.
На занятии можно спросить каждого ребенка о том, кто выполняет дома определенную работу, например: «Кто моет чашки: мама или папа?» Надо обязательно задавать вопросы обо всех членах семьи ребенка, ориентируясь на состав его семьи (например, мама, папа, бабушка, дедушка) так, чтобы малыш мог использовать эти слова в своих ответах. Слова «брат» и «сестра» употребляются в обращенной к ребенку словесной инструкции обязательно в сочетании с личными именами («брат Вова», «сестра Лена»), так как дети усваивают абстрактные понятия «брат и сестра» значительно позже, чем личные имена этих детей.
Глагольная лексика отрабатывается в следующем вопросе по картинкам: «Мама чашки моет или ставит на стол?»
Некоторым детям можно предложить закончить фразу, используя нужный глагол (или повторить его вместе со взрослым): «Мама чашки («моет»)».
Прилагательные (мамин, папин, хороший) закрепляются в вопросах типа: «Вова — хороший мальчик? Какой Вова мальчик? Чей Вова мальчик?», и при совместном произнесении фраз типа: «Вова — мамин! (Показываете на фотографию мамы ребенка в «окошке».) Вова — хороший!»
В продолжение темы «Чей мальчик?» проводится игра «Чей детеныш?». Каждому ребенку на выбор предъявляются две картинки с изображениями животных или птиц («мам») и одного «детеныша» .-
Речевая инструкция: «Это цыпленок? Цыпленок чей? Кто мама у цыпленка?»
Если ребенок только показывает нужную картинку, но не называет ее, надо обязательно похвалить его и поощрить к совместному говорению: «Молодец! Это мама у цыпленка. Это курица! Скажи громче: курица1.» Ребенок должен ответить любым «облегченным» словом, отдаленно напоминающим образец («куитя», «итя»). Затем другому ребенку предлагается то же самое задание в инвертированном виде (одна «мама» и два «детеныша»): «Это курица? Чья она мама?» В речевой инструкции первые вопросы «Это курица?» и «Это цыпленок?» задаются не для того, чтобы «подсказать» ребенку ответ (малыш и так знает, что на картинке изображена курица), а для того, чтобы побудить его к высказыванию по картинкам.
После занятия на прогулке детей спрашивают: «Чья мама пришла? За кем мама пришла?», и многократно повторяют правильный ответ вместе со взрослым. Аналогично проводятся наблюдения за животными и птицами, если они встречаются на прогулке: «Это щеночек? Где его мама? Как ее зовут?» Или: «Это собака? Чья она мама?»
В дальнейшем (весной) во время прогулки также закрепляются понятия «большие и маленькие» по отношению к животным (птицам) и их детенышам.
Результаты итогового занятия оцениваются индивидуально для каждого ребенка по следующим критериям:
1) состояние слухового, зрительного внимания по уровням;
2) состояние общей моторной ловкости, точность движений, выполняемых руками по уровням;
3) использование жестово-мимических и других выразительных средств в общении;
4) самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выполнение действий;
Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, высокий» уровень, два последних — как «очень редкие проявления, иногда используются, используются часто».
37. Едем в гости. Поезд
Цель: закрепить умение различать в речи взрослых людей грамматические формы единственного и множественного числа существительных.
Задачи:
• называть облегченными словами и объединять единичные предметы из разделов «Игрушки», «Мебель» в группы по общему лексическому названию (типа «шарфы», «мишки», «стулья») и назначению («играть», «одевать», сидеть»);
• называть облегченными словами количество одинаковых предметов «один», «много», «два» (для детей старше двух лет), используя при этом и соответствующие жесты;
• различать в речи взрослых употребление притяжательных местоимений «мой — твой — свой» и притяжательных прилагательных, образованных от имен детей (типа «Светин»);
• практически различать два основных цвета (красный — зеленый), соотносить эти «сигнальные» цвета с определенными жизненными ситуациями вне дома и словами, регулирующими поведение детей («Вперед! Путь свободен!» и «Стой на месте! Двигаться нельзя!»);
• соотносить употребление в речи некоторых новых звукоподражаний с определенными предметами вне дома («поезд») и действиями («гудеть»).
Оборудование: личные вещи детей нескольких наименований (шапки, шарфы, варежки), игрушечный «семафор» (два картонных круга — красный и зеленый, каждый круг в центре прикреплен кнопкой к деревянной линейке так, чтобы их было удобно держать в руке), игрушки детей из дома, принесенные родителями (см. занятие № 24), набор картинок с изображениями поезда и машин (легковых, грузовых), книжка или серия сюжетных картинок про поездку на поезде, стол, стулья.
Ход занятия
Занятие проводится в игровой комнате.
Покажите детям поезд из серии картинок, сопровождая показ следующими словами: «Это поезд. Он едет: "чух-чух-чух". Мальчик едет на поезде. Он машет нам ручкой: "Пока-пока!" И девочка едет на поезде. Она тоже машет ручкой: "«Пока-пока! Я уезжаю! До свиданья!" Поезд едет вперед: "чух-чух-чух". Он гудит: "Ту-ту! Я еду вперед! Ту-ту! Дорогу мне!"»
Затем поочередно каждому ребенку предлагается вместе со взрослым проговорить «голосом» поезда и показать, как поезд едет.
Поезд едет: «Чух-чух-чух!» Поезд гудит: «Ту-ту!»
Жест «поезд едет»: согнутые в локтях руки поочередно делают поступательное движение вперед, ладони сжаты в кулаки. Жест индивидуально разучивается с каждым ребенком, при этом «движение поезда» сопровождается соответствующим звуком («чух-чух-чух»). При рассмотрении изображения поезда обращается внимание на его колеса.
Жест «поезд гудит»: рука со сжатым кулаком поднимается вверх. Жест индивидуально разучивается с каждым ребенком, при этом «гудок поезда» сопровождается соответствующим звуком («ту-ту!»). При рассмотрении изображения поезда обращается внимание на его трубу.
Затем детям предлагаются на выбор две картинки.
Речевая инструкция: «Где здесь поезд? Покажи!... Это поезд?» Последний вопрос задается дополнительно, если ребенок только показывает, но сам не произносит слово «поезд». Картинки для предъявления должны быть достаточно крупными и изображать стандартные транспортные средства: машины, грузовые и легковые, и поезда (несколько различных изображений). Каждому ребенку предлагается выбирать из своей пары картинок. Надо помнить, что наиболее сложно ребенку различить грузовик с прицепом и поезд с несколькими вагончиками (это задание можно давать самому сообразительному малышу). Обязательно надо предложить «показать поезд», предъявив или только две картинки с разными машинами, или два разных поезда: так можно лишний раз убедиться, что ребенок не угадывает, а Именно различает два различных транспортных средства между собой.
В заключение работы по картинкам дети вместе со взрослым «собирают поезд»: размещают «вагончики» (листы цветного картона) позади «паровоза» (вдоль нарисованной на ватмане линии «рельс»).
Если дети хорошо подготовлены к этому заданию на занятиях по аппликации, то можно предложить им размещать вагончики соответственно расположению колесиков разного цвета, заранее нарисованных на ватмане.
Речевая инструкция: «Вот колесики! А вот такой же вагончик! Ставим вагончик на такие же колесики! А где вагончик для этих колесиков? Правильно! Этот вагончик такой же! Вагончик такого же цвета, как и эти колесики!» Если это задание является новым для детей, то оно проводится после основного занятия индивидуально с каждым ребенком.
Когда работа по картинкам закончена, сообщите детям, что сегодня они будут играть в «Поезд».
Вместе с детьми строится поезд из нескольких вагончиков — стульев. Речевая инструкция: «Этот стул — вагончик в нашем поезде. Сейчас мы и наши игрушки поедем на поезде. Вова! Света! Саша! Принесите сюда другие стулья. Пусть каждый принесет по одному стулу. Вот поезд готов!» (Помогите детям расставить стулья друг за другом.)
Затем дети будут должны рассадить в «поезде» свои игрушки. Детские игрушки заранее размещаются в игровой комнате так, чтобы любой ребенок мог выбрать несколько нужных игрушек из целой группы предметов.
Речевая инструкция: «Это наш поезд. Вот вагончик! Здесь поедет Саша и его игрушки. Саша, возьми с собой друзей: этого зайку и тех мишек! Посади зайку и мишек на свой стульчик: вот так! Хорошо!»
Света! А это твой вагончик! Здесь вместе с тобой поедут куклы. Посади кукол на свой стульчик. Молодец!
А это Бовин вагончик! Вова, посади к себе в вагончик зайчиков и лисичку. Хорошо!
Затем произнесите: «Ой, кажется, зайчики что-то говорят». Присядьте на корточки и «слушайте», что говорят зайчики. Затем расскажите детям о том, что «вам сказали зайчики»: «Зайчики не хотят ехать вместе с лисичкой. Вова, посади лисичку в Светин вагончик. Назови, кто теперь остался сидеть в твоем вагончике? («Зайчики».)
Покажи на пальчиках, сколько игрушек сидит в твоем вагоне (жест «два» или «много» — в зависимости от условий игры и возраста детей). Правильно!»
«Света! Лисичка не хочет ехать с куклами. Тогда куда мы ее посадим? (Подскажите ребенку ответ, указывая на нужный вагон.) Чей это вагончик?» («Сашин».) Кто едет в его вагончике? («Зайка и мишки».) Сколько мишек сидит в вагончике? (жест «два» или «много» — в зависимости от условий игры и возраста детей)».