Проблемы выбора методов обучения на учебном занятии

в педагогическом колледже"»

Эпиграф к игре: «..Учитель должен явиться художником: дол­жен переработать метод, сделать его своим достоянием и орудием и уметь бесконечно видоизменять его.» (П. Ф. Каптерев).

76

Цели.

1. Расширение представлений о структуре и содержании одной из форм методической работы преподавателя колледжа.

2. Закрепление аналитических умений в конкретной педагоги­ческой деятельности.

3. Развитие стремления к поиску новых способов работы.

4. Повышение уровня мотивации профессиональной деятель­ности педагога, перевод мыслительных операций на уровень эмо­ционально-оценочного отношения к происходящему.

5. Определение статусно-ролевых отношений между препода­вателями колледжа. Задачи.

1. Показ студентам механизма проведения заседания предмет­но-цикловой комиссии.

2. Обучение студентов анализу выступлений, собственного по­ведения в конкретной ситуации профессиональной деятельности.

3. Вырабатывание у студентов эмпатических и рефлексивных навыков.

Правила. Представив себя в роли преподавателя колледжа, нужно:

- уметь выслушать выступление своего оппонента;

- не привносить личное в процесс обсуждения выступлений;

- доказывать свою позицию с помощью весомых аргументов;

-найти позитивные моменты в наблюдаемых фрагментах уроков. Участники игры. На заседании предметно-цикловой ко­миссии присутствуют:

- председатель предметно-цикловой комиссии (ПЦК);

- группа преподавателей педагогики и психологии;

- группа преподавателей-методистов кабинета учебно-методи­ческого обеспечения;

- группа экспертов из Департамента по народному образова­нию.

Функционально-ролевые обязанности участни­ков игры.

Председатель ПЦК:

- вступительное слово об актуальности проблемы заседания;

- определение регламента и порядка выступлений. Группа преподавателей педагогики и психологии раскрывает пред­ложенную тему по следующим направлениям:

- краткий исторический экскурс в теорию методов дидактики;

- использование репродуктивных методов обучения на учеб­ных занятиях;

- методы проблемно-поискового характера, их достоинства и особенности использования на учебных занятиях по педагогике и психологии;

- активные методы обучения.

Группа преподавателей-методистов кабинета учебно-методичес­кого обеспечения:

- дает анализ просмотренных уроков;

• - предлагает позитивный педагогический опыт по источникам в периодической печати;

- обобщает данные анкетирования студентов педагогического колледжа.

Группа экспертов:

1) оценивает качество выступлений преподавателей;

2) делает вывод о качестве проведения деловой игры как мето­да подготовки педагогических кадров:

- как участники игры справились с ролями;

- каковы структура игры и ее педагогическая направленность;

- каков уровень реальных и игровых взаимоотношений участ­ников игры.

Преподаватель предмета:

- организует подготовительный этап игры;

- определяет цель игры;

- во время игры принимает или роль председателя ПЦК, или роль стороннего наблюдателя;

- резюмирует итог игры. Подготовка к игре.

1. Посещение уроков в педагогическом колледже на занятиях психолого-педагогического практикума и просмотр видеофрагмен­тов на аудиторных учебных занятиях.

2. Анализ научно-методической литературы.

Подготовка к игре

Начало игры

Группа преподавателей-предметников

Группа преподавателей-методистов

Рис. 1. Схема организации игры

3. Обработка статистических данных анкетирования студентов колледжа (на занятиях психолого-педагогического практикума).

4. Обобщение опыта работы по материалам периодической пе­чати: журналы «Дошкольное воспитание», «Специалист»,' «На­родное образование», «Педагогика» (рис. 1).

Литература

Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. — М., 1991.

Блонский П. П. Задачи и методы новой народной школы. Гл. 8: Генетический метод как единственный способ органического раз­вития сознания детей / Избр. пед. соч. — М., 1979. — Т.1.

Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. — М., 2003.

Вербицкий А. А., Борисова Н. В. Методические рекомендации по проведению деловых игр. — М., 1990.

Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Ба-банского. — Гл. 1. — М., 1988.

Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. — М., 1982.

Каптерев П. Ф. О формах педагогического метода / Избр. пед. соч. — М., 1982.

Каптерев П. Ф. Общая характеристика педагогического метода / Избр. пед. соч. — М., 1982.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.

Оконь В. Введение в общую дидактику. — М., 1990.

Острогорский АН. Наука о воспитании / Избр. пед. соч. — М., 1985.

Пирогов Н. И. О методах преподавания / Избр. пед. соч. — М, 1982.

Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. — М., 2001. — Кн. 1.

Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обуче­ния в средних специальных учебных заведениях. — М., 2001.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

КавтарадзеД. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обуче­ния. — М., 1998.

Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. — М., 2003.

Трайнев В. А., Матросова Л. Н., Бузукина А. В. Методы игрового модели­рования и интенсивные учебные процессы (теория, методология, прак­тика). — М., 2003.

Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб., 2001.

Дополнительная Новые методы и средства обучения / Под ред. А. А. Вербицкого. — М.,

Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. — 2003. — № 1 (12).

Соколов В. Н. Педагогическая эвристика. — М., 1995.

Спирин Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач. —

IV!.. у ± 7? I.

Голубкова О. А., Кефели И. Ф. Использование активных методов обуче­ния в учебном процессе. — СПб., 1998.

Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. — Казань, 1988.

Левина М. М. Технологии профессионального педагогического обоа-зования. — М., 2001.

Сему шина Л. Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. — М., 2001.

ЧернилевскийД.В., Морозов А. В. Креативная педагогика и психоло­гия. — М., 2002.

Глава 3

Наши рекомендации