Проблемы выбора методов обучения на учебном занятии
в педагогическом колледже"»
Эпиграф к игре: «..Учитель должен явиться художником: должен переработать метод, сделать его своим достоянием и орудием и уметь бесконечно видоизменять его.» (П. Ф. Каптерев).
76
Цели.
1. Расширение представлений о структуре и содержании одной из форм методической работы преподавателя колледжа.
2. Закрепление аналитических умений в конкретной педагогической деятельности.
3. Развитие стремления к поиску новых способов работы.
4. Повышение уровня мотивации профессиональной деятельности педагога, перевод мыслительных операций на уровень эмоционально-оценочного отношения к происходящему.
5. Определение статусно-ролевых отношений между преподавателями колледжа. Задачи.
1. Показ студентам механизма проведения заседания предметно-цикловой комиссии.
2. Обучение студентов анализу выступлений, собственного поведения в конкретной ситуации профессиональной деятельности.
3. Вырабатывание у студентов эмпатических и рефлексивных навыков.
Правила. Представив себя в роли преподавателя колледжа, нужно:
- уметь выслушать выступление своего оппонента;
- не привносить личное в процесс обсуждения выступлений;
- доказывать свою позицию с помощью весомых аргументов;
-найти позитивные моменты в наблюдаемых фрагментах уроков. Участники игры. На заседании предметно-цикловой комиссии присутствуют:
- председатель предметно-цикловой комиссии (ПЦК);
- группа преподавателей педагогики и психологии;
- группа преподавателей-методистов кабинета учебно-методического обеспечения;
- группа экспертов из Департамента по народному образованию.
Функционально-ролевые обязанности участников игры.
Председатель ПЦК:
- вступительное слово об актуальности проблемы заседания;
- определение регламента и порядка выступлений. Группа преподавателей педагогики и психологии раскрывает предложенную тему по следующим направлениям:
- краткий исторический экскурс в теорию методов дидактики;
- использование репродуктивных методов обучения на учебных занятиях;
- методы проблемно-поискового характера, их достоинства и особенности использования на учебных занятиях по педагогике и психологии;
- активные методы обучения.
Группа преподавателей-методистов кабинета учебно-методического обеспечения:
- дает анализ просмотренных уроков;
• - предлагает позитивный педагогический опыт по источникам в периодической печати;
- обобщает данные анкетирования студентов педагогического колледжа.
Группа экспертов:
1) оценивает качество выступлений преподавателей;
2) делает вывод о качестве проведения деловой игры как метода подготовки педагогических кадров:
- как участники игры справились с ролями;
- каковы структура игры и ее педагогическая направленность;
- каков уровень реальных и игровых взаимоотношений участников игры.
Преподаватель предмета:
- организует подготовительный этап игры;
- определяет цель игры;
- во время игры принимает или роль председателя ПЦК, или роль стороннего наблюдателя;
- резюмирует итог игры. Подготовка к игре.
1. Посещение уроков в педагогическом колледже на занятиях психолого-педагогического практикума и просмотр видеофрагментов на аудиторных учебных занятиях.
2. Анализ научно-методической литературы.
Подготовка к игре
Начало игры
Группа преподавателей-предметников
Группа преподавателей-методистов
Рис. 1. Схема организации игры
3. Обработка статистических данных анкетирования студентов колледжа (на занятиях психолого-педагогического практикума).
4. Обобщение опыта работы по материалам периодической печати: журналы «Дошкольное воспитание», «Специалист»,' «Народное образование», «Педагогика» (рис. 1).
Литература
Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. — М., 1991.
Блонский П. П. Задачи и методы новой народной школы. Гл. 8: Генетический метод как единственный способ органического развития сознания детей / Избр. пед. соч. — М., 1979. — Т.1.
Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. — М., 2003.
Вербицкий А. А., Борисова Н. В. Методические рекомендации по проведению деловых игр. — М., 1990.
Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Ба-банского. — Гл. 1. — М., 1988.
Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. — М., 1982.
Каптерев П. Ф. О формах педагогического метода / Избр. пед. соч. — М., 1982.
Каптерев П. Ф. Общая характеристика педагогического метода / Избр. пед. соч. — М., 1982.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.
Оконь В. Введение в общую дидактику. — М., 1990.
Острогорский АН. Наука о воспитании / Избр. пед. соч. — М., 1985.
Пирогов Н. И. О методах преподавания / Избр. пед. соч. — М, 1982.
Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. — М., 2001. — Кн. 1.
Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. — М., 2001.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
КавтарадзеД. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. — М., 1998.
Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. — М., 2003.
Трайнев В. А., Матросова Л. Н., Бузукина А. В. Методы игрового моделирования и интенсивные учебные процессы (теория, методология, практика). — М., 2003.
Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб., 2001.
Дополнительная Новые методы и средства обучения / Под ред. А. А. Вербицкого. — М.,
Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. — 2003. — № 1 (12).
Соколов В. Н. Педагогическая эвристика. — М., 1995.
Спирин Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач. —
IV!.. у ± 7? I.
Голубкова О. А., Кефели И. Ф. Использование активных методов обучения в учебном процессе. — СПб., 1998.
Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. — Казань, 1988.
Левина М. М. Технологии профессионального педагогического обоа-зования. — М., 2001.
Сему шина Л. Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. — М., 2001.
ЧернилевскийД.В., Морозов А. В. Креативная педагогика и психология. — М., 2002.
Глава 3