Систематизация законодательства об образовании
Бессистемность широкого спектра законов и отдельных норм по вопросам образования в различных нормативно-правовых актах создает определенные трудности в их применении, не способствует формированию логически построенного и завершенного образовательного законодательства. Существуют опасения, что, продолжая развивать принятую «хаотическую» модель его формирования, мы неизбежно создадим громоздкий набор правовых норм без определенной логики, а в ряде случаев и без необходимой согласованности.
Образовательному праву – отрасли, которая формируется в самостоятельную из подотрасли административного права, – присуща традиционная для административного права разбросанность источников, преимущество инструкции над законом.
Традиционно ведомственное нормотворчество в нашей стране развивалась очень интенсивно, поскольку была слабой законодательная база. Однако в сфере образования наблюдается парадоксальный обратный процесс: развитие законодательства об образовании не сократило, а стимулировало нормотворческую деятельность, но многие вопросы по-прежнему остаются вне сферы действия закона или ему не соответствуют (введение внешнего независимого тестирования, дистанционные технологии обучения и др.).
В связи с этим в последние годы в Украине развернулась дискуссия по систематизации законодательства об образовании. Проблемы, вызванные несистематизированным характером этой отрасли законодательства, давно уже стали очевидны для многих стран. Например,
- работа по подготовке Кодекса РФ об образовании ведется с 2003 года.
- кодекс об образовании Республики Беларусь принят в первом чтении 05.11.2009 г.
- в Молдавии Кодекс об образовании был принят парламентом республики 19 декабря 2008, но не вступил в силу, поскольку не был поддержан главой государства, и сейчас готовится к принятию его другая редакция.
Поэтому перед украинскими учеными-правоведами, законодателями и общественностью сегодня стоит непростая, но необходимая задача формирования самостоятельной отрасли правовой системы Украины – образовательного права.
Представляется, что основным мероприятием, способным качественно улучшить состояние законодательства в сфере образования, может стать подготовка и принятие Кодекса Украины об образовании.
Идея о подготовке такого нормативно-правового акта сегодня поддерживается рядом специалистов в области образовательного права и заслуживает самого пристального внимания. Причем обсуждаемую проблему нельзя считать совершенно новой. Еще в 1922 году, например, был принят Кодекс народного образования Украины, «достаточно систематически разработанный».
В работе по упорядочению и совершенствованию законодательства об образовании необходимо использовать не только кодификацию, но и все основные виды систематизации – учет, инкорпорацию и консолидацию. Однако наиболее сложной формой систематизации законодательства является кодификация, при которой происходит внутренняя переработка нормативного материала и создается новый нормативно-правовой акт.
Необходимость проведения кодификации законодательства об образовании обусловлена практически теми же причинами, которые привели к формированию хозяйственного и экологического права, обеспечили принятие Таможенного кодекса, Земельного кодекса, Воздушного кодекса, Лесного кодекса, Водного кодекса и других актов. Если обратиться к толкованию терминов «кодификация», «кодекс», можно однозначно убедиться в целесообразности и своевременности работы по совершенствованию образовательного законодательства: объем материала, который требует кодификации, и уровень решаемых проблем требуют разработки акта, который по объему и масштабу может быть только кодексом.
В заключение необходимо отметить, что проведенная в Украине реформа системы образования, курс на вхождение нашей страны в единое европейское пространство высшего образования, а также существенные изменения, внесенные в другие, «смежные» отрасли законодательства, определяют активное развитие образовательного права. Поэтому многочисленные организационно-правовые проблемы, которые накопились за последнее десятилетие, в сфере образования, настоятельно требуют скорейшего решения. При этом одним из главных средств концептуального восстановления системы образовательного законодательства Украины является его скорейшая кодификация.
Также очевидно, что, независимо от результатов дискуссии по вопросу о возможности существования образовательного права, изменения в форме и содержании образовательного законодательства на основании единого кодифицированного акта существенно продвинут исследуемую отрасль вперед, что, в свою очередь, появится вкладом в развитие многих отраслей права – административного, гражданского, трудового и др.