Направления и проблемы совершенствования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области социальной работы
В соответствии с федеральным законом «Об образовании» (1992 г.) в модель подготовки специалистов в качестве ключевого компонента введен государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. В постановлениях Правительства РФ от 10 августа 1993 года (№ 773) и от 12 августа 1994 года (№ 940) были. утверждены общие требования к структуре и порядок разработки, утверждения и введения этого стандарта. Позднее под руководством Госкомвуза России и при активном участии министерств и ведомств, в ведении которых находились высшие учебные заведения, была проделана работа по разработке государственных образовательных стандартов уже по направлениям и специальностям, в том числе и в области социальной работы.
Опыт работы вузов по государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования подтвердил целесообразность введения этих документов. Они содействовали сохранению единства образовательного пространства в России, обеспечению качества и объективной оценки работы коллективов преподавателей и студентов независимо от организационно-правовой формы, вида и форм профессиональной подготовки. Вместе с этим были выявлены и определены недоработки. Принятый в августе 1996 года закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» утвердил принципы, структуру и средства управления реализацией государственного образовательного стандарта, внес уточнения в характеристику ступеней высшего профессионального образования, видов высших учебных заведений и академических свобод преподавателей и студентов. Происшедшие в последние годы общественные изменения оказывали серьезное воздействие на содержание и организацию процесса в высшей школе. Они создали новую площадку для анализа и дальнейшего совершенствования действующих государственных образовательных стандартов в области высшего профессионального образования.
В 90-е годы наблюдалось интенсивное развитие теории и практики социальной работы, происходила неуклонная дифференциация видов профессиональной деятельности в области социальной работы, постоянно расширялась сеть учреждений социального обслуживания населения, которые остро нуждаются в специалистах с высшим образованием. Инициативу подготовки специалистов в области социальной работы взял созданный в 1992 году Российский государственный социальный институт, а ныне Московский государственный социальный университет. Все вузы, занимающиеся подготовкой кадров в области социальной работы, объединены в Учебно-методическое объединение вузов
России по образованию в области социальной работы на базе МГСУ и работают по государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования по специальности «социальная работа», которые были приняты в 1993 и 1995 годах в качестве временных документов и потому также нуждаются в обновлении.
Как и все другие, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «социальная работа» начинается с разделов «Общая характеристика специальности» и «Требования к уровню подготовленности лиц, успешно завершивших обучение по программе специальности». В этих разделах, в сущности, должна быть отражена модель будущего выпускника, опирающаяся на трудограмму, психограмму и профессиограмму, которые вместе образуют модель специалиста социальной работы, то есть общественные требования к профессионально значимым свойствам личности социального работника, его общей и социальной компетентности. Эти требования должны учитываться при диагностировании будущего специалиста как при его поступлении в вуз, так и при аттестации на предмет профпригодности при окончании вуза.
Однако в содержании этих двух разделов специфика профессионального мышления и деятельности социального работника не нашла достаточного адекватного отражения. В них преобладает нормативно-рационалистический подход, недостаточно учтено, что в социальной работе, особенно на уровне работы с отдельными людьми, большое место занимают чувственно-сенситивные способности. Необходимо более широко выразить многофункциональный характер социальной работы (организационный, мировоззренческий, аксиологический, воспитательный, социально-медицинский и т. д.).
Третий раздел стандарта «Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности» включает разделы: «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», «Общие математические и общие естественнонаучные дисциплины», «Общепрофессиональные дисциплины», «Специальные дисциплины», «Дополнительные виды подготовки», «Факультатив», «Практика», «Государственная итоговая квалификационная аттестация». Бросается в глаза, что использованы разные слова: «программа», «дисциплина», «подготовка» для обозначения одного и того же образовательно-воспитательного процесса, который на практике достаточно полно выражался словом «подготовка», включающим в себя и изучение дисциплин, и практику по специальности, и воспитание, и обучение навыкам и умениям аналитико-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Учитывая специфику социальной работы, рациональнее в качестве ключевого слова избрать слово «подготовка», а не «дисциплина», содержание же подразделов расширить, включив в него и обязательный минимум знаний, и практически деятельностные умения и навыки, и развитие форм социальной активности, и уровень овладения аналитико-исследовательской деятельностью.
Подраздел «Дополнительные виды подготовки» по примеру других стандартов целесообразно преобразовать в раздел «Дополнительные специальности», дав таким образом выпускнику возможность получить специальность (не специализацию), смежную с социальной работой, а потому расширяющую его профессиональные возможности и сферу его деятельности, что повышает степень его социальной защищенности в условиях неустойчивости жизни.
Подраздел «Государственная итоговая квалификационная аттестация» желательно преобразовать в отдельный раздел, включающий суммарную программу сертификации будущего специалиста на предмет профессиональной подготовленности и профпригодности, как в теоретическом, так и в практически деятельностном отношении. Особенно важна такая программа при сертификации будущих специалистов, обучающихся по экстернатной форме обучения.
Название подраздела «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» не совсем соответствует классификации общественных наук, его лучше назвать «Общая социально-гуманитарная подготовка».
В рамках этого блока логично выделить общеобразовательную подготовку, включив в нее не только иностранный язык и физическую культуру, которые имеются в нынешнем варианте стандарта, но и, например, социолингвистику (развитие языковой культуры), информационно-технологический практикум и т. п.
Нуждается в уточнении и порядок изучения дисциплин в этом разделе. Вариантов порядка может быть много, но едва ли оправданно начинать с изучения философии, поскольку сама философия предполагает более высокий уровень мышления. В основе порядка изучения этого раздела должны лежать принципы постепенного перехода от фактов к теории, от эмпирического к теоретическому, от исторического к логическому. При таком подходе этот раздел должен заканчиваться мировоззренческими обобщениями, развитием способностей многомерно-диалектического мышления.
Нельзя не сказать и о том, что содержание ряда дисциплин в нынешнем стандарте не всегда соответствует задачам и идейному богатству представляемых наук. Курс истории больше похож на философию истории, культурология сведена к истории культуры, в курсе «Экономика» выпущены разделы производства и производственных отношений (значение и место которых в жизни общества подчеркивается всей практикой реформ в России), а в курсе философии элиминированы вопросы форм, принципов и законов развития бытия, предлагается зауженно изучать теорию познания, упущены проблемы аксиологии и т. п.
Ныне все меньше противников введения в подготовку специалистов социально-гуманитарного профиля естественно-научной подготовки. Знание естественно-научной картины мира, законов развития природы стало в наши дни естественным условием полноценного высшего профессионального образования и в области социальной работы. Но содержание знаний, входящих в раздел «Естественнонаучная подготовка», должно быть адаптировано к целям, задачам и специфике теории и практики социальной работы. Курс математики больше ориентирован на изучение дефиниций, чем на развитие умений и навыков математического подхода к явлениям социальной сферы в целом и социальной работы в частности. В этом контексте нелепо выглядит название курса «Концепции современного естествознания».
Разделами социально-гуманитарной и естественно-научной подготовки завершается первый шаг подготовки специалиста социальной работы. С одной стороны, этот этап выступает в качестве преддверия к профессиональной и специальной подготовке, а с другой стороны, он носит и относительно автономный характер, поскольку содержание разделов выходит далеко за рамки профессиональной подготовки в области социальной работы. Содержание, умения и навыки мышления, получаемые при изучении этих разделов, способствуют развитию не просто образованности, а метатеоретического уровня, который нужен, правда, на более высоких ступенях высшего профессионального образования, как, например, магистратура, аспирантура, докторантура. В этой связи необходимо более тщательно продумать вопрос об учете этих особенностей первого этапа подготовки, который вполне может и должен заканчиваться проведением определенного вида итоговой аттестации.
Общепрофессиональная подготовка вполне правомерно может быть выделена в особый раздел, который находится в тесном единстве, с одной стороны, с социально-гуманитарной и естественно-научной подготовкой, а с другой стороны - со специальной. Структура и образовательно-содержательные позиции этого раздела должны особенно полно отражать профессиограмму специалиста социальной работы.
Разумеется, общепрофессиональная подготовка должна быть пронизана принципами и духом научного познания. Но нужно учесть, что социальная работа носит особо диалогический характер, что она представляет особого рода общение, требующее не только и не столько процедур объяснения, сколько понимания, герменевтического подхода. Социальная работа - это особого рода личностное общение, требующее учета мировоззренческих, нравственных, психических, воспитательных, социально-идеологических моментов. Социальная работа носит деятельностный характер и ею невозможно овладеть, пользуясь лишь теоретическим способом. В соответствии с этим все занятия, в первую очередь лекции и семинары, должны проводиться как лабораторные занятия по овладению научными способами практической деятельности в области социальной работы. Понятно, что в этом разделе большое место должны занимать различные формы и виды обучения практике специалистов социальной работы.
В этой связи все стороны содержания и структуры общепрофессиональной подготовки нуждаются в тщательной проработке. Например, вполне логично было бы изучение этого раздела начинать с социологии, с общесоциологической теоретической и прикладной подготовки. В качестве пропедевтики может выступать курс истории социальной работы за рубежом и в России. Затем можно приступать к изучению теории социальной работы, уровень изложения которой должен быть максимально приближен к науке о человеке, работающем с человеком, и очищен от социологизма и эмпиризма, чем грешат многие нынешние учебные пособия.
Есть потребность учитывать, а может быть, и расширить (без увеличения общего числа часов, выделенных на этот раздел) перечень изучаемых учебных курсов. Например, в этом разделе имеется курс «Конфликтология». Нет сомнения в том, что знание конфликтологии необходимо для каждого социального работника. Но ведь содержание работы не сводится к преодолению конфликтов. Одно дело, что все развивается в противоречиях и через противоречия, другое дело - что эти противоречия необязательно должны выражаться в конфликтной форме. Установкой социального работника должно быть не только преодоление конфликтов, но и обеспечение социального партнерства. В мировой практике накоплен большой опыт социального партнерства, как в национальном, так и локальном масштабе. Знание этой теории и практики в единстве со знанием конфликтологии только усилило бы профессионализм социального работника.
Мало внимания уделяется в действующем стандарте таким проблемам, как пути и средства достижения совершенной деятельности, то есть праксиологии, или теории и практики социальной реабилитации в целом, социальной реабилитации отдельных категорий в особенности. В то же время выделено большое число часов на изучение таких дисциплин, как «Этика социальной работы», хотя, как известно, главным путем овладения профессиональной этикой является непосредственная социальная работа, благородные образцы поведения в той среде, в которой учится и работает социальный работник.
Разделы «Общая социально-гуманитарная подготовка», «Общая естественнонаучная подготовка» и «Общая профессиональная подготовка» образуют вместе образовательную профессиональную программу подготовки специалиста социальной работы с квалификацией «бакалавр». Для получения более высоких ступеней высшего профессионального образования - «дипломированный специалист» и «магистр» - необходимо проучиться еще соответственно 1 или 2 года. В связи с этим может сложиться впечатление, что программа подготовки более высоких ступеней высшего профессионального образования должна строиться по формуле «4 + I» или «4 + 2», то есть путем механического прибавления к программе бакалавра раздела «Специальная подготовка» в расчете на 1 или 2 года обучения. Однако едва ли можно эффективно подготовить хорошего дипломированного специалиста за 1 год, а за 2 года - магистра. Программы подготовки этих уровней, наверное, должны быть укоренены еще в разделе общепрофессиональной подготовки, а затем органически продолжены в следующих разделах. Таким образом, нужно иметь целых три достаточно специфических государственных образовательных стандарта высшего профессионального образования в области социальной работы с квалификацией «бакалавр», «дипломированный специалист» и «магистр». Но при этом возникнут трудности при отборе абитуриентов на первый курс, а также при переводе студентов из вузов других профилей на факультеты социальной работы. Все это нуждается в более тщательном осмыслении и отражении в структуре и содержании высшего профессионального образования.
Одним из вариантов выхода из этого затруднения может стать более требовательное отношение к структуре и содержанию общепрофессиональной подготовки. Целесообразно на ступени бакалавра более четко проводить интегративную теоретическую, практически-деятельностную, исследовательско-аналитическую и научно-педагогическую подготовку, опираясь на которую, обладатель этой квалификацией мог в определенной мере быть подготовлен и к органическому продолжению обучения для получения высших квалификаций. Например, обязательная специализация на ступени бакалавра значительно облегчит получение специальной компетенции на уровне дипломированного специалиста, а затем и на уровне магистра, если по такому же принципу будет строиться структура и содержание «специальной подготовки».
Рассмотренные направления и проблемы обновления государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области социальной работы не исчерпывают всего содержания подготовки будущих специалистов социальной работы. Предлагаемые пути и средства их реализации также не претендуют на бесспорность. Оптимальное обновление государственного образовательного стандарта требует аккумуляции результатов развития как теории, так и практики социальной работы. Необходимой предпосылкой является интенсификация аналитико-исследовательской деятельности по практике понятийно-категориального аппарата социальной работы, преодоление господствующего в исследованиях эмпиризма и эклектизма. Острой остается потребность в разработке модели специалиста социальной работы с учетом ее сложности и уровня дифференциации.
Только на этой основе возможно учебно-методическое обеспечение учебного процесса, а также более качественная подготовка как студентов, так и научно-педагогических работников. К сожалению, у абсолютного большинства преподавателей, работающих в системе образования в области социальной работы, небольшой опыт преподавания, преобладает дилетантизм с присущими ему описательно-констатирующим стилем мышления, конъюнктурностыо, слабой профессиональной культурой.
Необходима эталонно-экспериментальная площадка для апробации не только приоритетных, но и инновационных вариантов стандартов высшего профессионального образования, образовательных программ и учебных пособий.
Особенного внимания заслуживает создание системы повышения квалификации научно-педагогических работников по основным курсам направления «социальная работа».
Учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области социальной работы накопило определенный опыт работы в этом направлении и способно активизировать ее в соответствии с новыми требованиями.