Для студентов образовательной профессиональной программы
031000 «Педагогика и психология» (050706.65)
по очной форме
Модуль | Трудоемкость | № раздела, № темы | Лекционный курс | Занятия (номера) | Индивидуальные занятия | Самостоятельная работа студентов | Формы контроля | |||||||
В кредитах | В часах | |||||||||||||
Вопросы, изучаемые на лекции | Часы | семинарские | Лабораторно-практические | Содержание | Часы | Содержание (или номера заданий) | Часы | |||||||
№1 | Раздел I. Тема 1. | 1. Объект, предмет, задачи и функции социальной педагогики. 2. Термины социальной педагогики. 3. Межпредметные связи. 4. Социальная педагогика как часть социальной философии. | 1. Выполнить конспект лекции. 2. Составить и заполнить таблицу: 1) Общее и различия в социальной философии и социальной педагогике; 2) Общее и различия во взглядах на вопросы образования в социальной философии социалистов-утопистов и революционных демократов. 3. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения. | Ответить на вопросы: 1. Когда социальная педагогика начала формироваться как автономное направление в педагогике? 2. Перечислите основные термины социальной педагогики. 3. Предложите свое определение социальной педагогики. В чем вы видите ее значение? | 1. Проверка конспекта лекции. 2. Проверка наличия и заполнения терминологических словарей. 3. Анализ продуктов деятельности. 4. Контроль присутствия на лекции. 5. Ответы на вопросы. | |||||||||
Раздел I. Тема 2. | 1. Сущность, компоненты, этапы социализации. 2. Факторы, агенты и средства социализации. 3. Механизмы социализации. | 1. Выполнить конспект лекции. 2. Попытайтесь раскрыть сущность социализации, изобразив это понятие в виде рисунка или схемы. 3. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения. | Ответить на вопросы: 1. В чем заключается сущность процесса социализации? 2. Назовите 4 группы факторов социализации. 3. На одного из этапов социализации покажите, какие факторы, агенты примере, средства и механизмы влияют на развитие человека. | 1. Проверка конспекта лекции. 2. Анализ творческих работ 3. Проверка терминологических словарей. 4. Контроль присутствия на лекции. 5. Беседа по вопросам. | ||||||||||
Раздел I. Тема 3. | 1. Сущность, социального воспитания. 2 Принципы социального воспитания. 3 Взаимодействие в социальном воспитании. 4. Институты социального воспитания. | 1. Выполнить конспект лекции. | 1. В чем основные отличия воспитания от стихийной социализации? | 1. Проверка конспектов лекции. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Контроль присутствия на лекции. | ||||||||||
Раздел 1. Тема 3. Занятие № 1. | Занятие № 1. 1. Сущность, социального воспитания. 2 Принципы социального воспитания. 3 Взаимодействие в социальном воспитании. 4. Институты социального воспитания. | 1. Напишите педагогическое эссе на тему: «В чем, на ваш взгляд, гуманизм социального воспитания?» 2. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения. | Ответить на вопросы: 1. Какому принципу социального воспитания соответствует создание многообразных видов и типов воспитательных организаций? 2. Как сказываются глобальные процессы и проблемы на социализации подрастающих поколений? 3. Какова современная трактовка принципа природосообразности? | 1. Опрос. 2. Контроль присутствия на семинаре. 3. Анализ продуктов деятельности. | ||||||||||
Раздел 1. Тема 4 Занятие № 2. | Занятие № 2. 1. Организация социального воспитания в Германии, Великобритании и США. 2. Взрослые в воспитательном процессе. 3.Особенности работы со взрослыми. 4. Работа социального педагога с родителями. | 1. Напишите эссе на тему: «Применение какого из принципов обучения взрослых приемлемо для применения ко мне и почему?» 2. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения. | 1. Сформулируйте особенности работы со взрослыми в европейских странах. 2. Каковы принципы обучения взрослых? 3. Какие типы программ включала подготовка к семейной жизни в США в 40-70-е годы ХХ века? 4. В чем особенность современной подготовки к семейной жизни в США? | 1. Устный опрос. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Анализ продуктов деятельности. 4. Контроль присутствия на семинаре. | ||||||||||
Раздел 1. Тема 5. Занятие № 3. | 1. Принцип коллективности социального воспитания. 2. Опытные станции Наркомпроса. 3. Социально-педагогическая деятельность В.Н. Сорока-Росинского. 4. А.С. Макаренко о воспитании личности в коллективе. | 1. Напишите эссе на тему: «Принцип коллективности глазами современников: актуальность, примеры реализации». 2. Изучение фрагментов статей «Детский дом» В.Н. Сорока-Росинского; «О моем опыте» А.С. Макаренко. 3. Объясните смысл слов Е.А. Аркина «В коллективе, достойном своего имени, ребенок не растворяется, а, наоборот, находит условия для выявления и расцвета своих лучших сторон». | 1. Почему постоянное пребывание в коллективе отрицательно влияет на ребенка? 2. Каким образом группа сверстников влияет на каждого своего члена? | 1. Опрос. 2. Проверка терминологических словарей. | ||||||||||
Раздел 2. Тема 1. | 1. Человек как объект и субъект социализации. 2. Человек как жертва процесса социализации. 3. Понятие «личность»: характерные черты, развитие, формирование 4. Социально-педагогическая виктимология. | 1. Выполнить конспект лекции. 2. Заполнить таблицу: В связи с чем человека можно считать объектом социализации, и благодаря чему человек является субъектом социализации? | 1. Проверка конспекта лекции. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Анализ продуктов деятельности. | |||||||||||
Раздел 2. Тема 1. Занятие № 1. | Занятие № 1. 1. Человек как объект и субъект социализации. 2. Человек как жертва процесса социализации. 3. Понятие «личность»: характерные черты, развитие, формирование 4. Социально-педагогическая виктимология. | 1. Напишите эссе на темы «Как человек может стать жертвой неблагоприятных условий социализации»; «Человек – творец своей жизни: возможности и границы. 2. Составить сравнительную таблицу: подходы к исследованию социализации (субъект-объектный и субъект-субъектный). | Ответить на вопросы: 1. Покажите, какие возрастные задачи стоят перед человеком в детстве, отрочестве, юности. 2. Что значит быть личностью? 3. В чем различия между жертвой социализации и жертвой неблагоприятных условий социализации? | 1. Опрос. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Анализ продуктов деятельности. | ||||||||||
№2 | Раздел 2. Тема 2. | 1. Семья как социальная ячейка общества. 2. Типы семей. 3. Этапы, функции семьи. | 1. Выполнить конспект лекции. 2. Проанализировать семью как фактор социализации человека на различных возрастных этапах. 3. Сформулируйте оригинальные определения семьи и детства. | Ответить на вопросы: 1. В чем особенности семьи как социальной ячейки общества? 2. Перечислите известные вам типы семей. | 1. Проверка конспекта лекции 2 Проверка терминологических словарей. 3. Анализ продуктов деятельности. | |||||||||
Раздел 2. Тема 3. | 1. Семейное воспитание. 2. Отношения в семье. 3. Причины конфликтов в семье. | 1. Выполнить конспект лекции. 2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения. 3. Спроектируйте способы организации позитивной жизнедеятельности различных групп сверстников в конкретном микросоциуме (семье). 4. Сформулируйте правила взаимодействия и установления контактов с семьей. | 1. От чего в большей степени зависят результаты семейного воспитания? 2. Что угрожает российской семье? | 1. Проверка конспекта лекции. 2 Проверка терминологических словарей. 3. Анализ продуктов деятельности. | ||||||||||
Раздел 2. Тема 4. Занятие № 2. | 1. Специфика работы социального педагога с семьей, детьми, взрослыми. 2. Методы и формы работы социального педагога с семьей. 3. Организация работы с семьями с больными детьми. 4. Организация семейного досуга. 5. Модели помощи современной семье. | 1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара. 2. Изучение статей Л.Н. Кривцовой «Центр социально-психологической помощи «Доверие» и «Реабилитационный центр «Радуга» для детей и подростков с ограниченными возможностями. 3. Написать эссе на темы «Моя будущая семья: какой я ее вижу и почему» или «Какие моменты из детства вспоминаются как несправедливые, обидные и как бы вы сегодня поступили на месте родителей»? 4. Составление примерной программы занятий с родителями. | 1. Что может взять социальный педагог из опыта работы центров «Доверие», «Радуга»? 2. В чем, на ваш взгляд, заключается педагогика семейных отношений»? 3. От чего в большей степени зависят результаты семейного воспитания? 4. Какие традиции, особенности взаимоотношений семьи, из которой вы вышли, вы хотели бы перенести в семью, которую создали или хотите создать? | 1. Обсуждение вопросов семинара. 2. Проверка конспектов. 3. Проверка терминологических словарей. 4. Тестирование. 5. Обсуждение-(рассуждение) эссе. | ||||||||||
Раздел 3. Тема 1. | 1. Забота о детях-сиротах у славян. 2. Литературные памятники Руси о социальных проблемах. 3. Государственная политика защиты детства в ХVIII веке. | 1. Выполнить конспект лекции. 2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения. 3. Изучение содержания воспитательной работы в воспитательных домах по «Генеральному плану Императорского воспитательного дома». 4. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения. | 1. Когда был запрещен обычай хоронить жену с умершим мужем и почему? 2. Что такое скудельницы (божедомки). Как вы думаете, почему их так называли? 3. Что означал термин «печаловаться»? | 1. Проверка конспекта лекции. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Анализ продуктов деятельности. | ||||||||||
Раздел 3. Тема 2. | 1. Ведомство учреждений императрицы Марии. 2. Сиротские институты. 3. Детские приюты. 4. В.Ф. Одоевский о воспитании в приютах. 5. Благотворительные учреждения. | 1. Выполнить конспект лекции. 2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения. 3. Изучение статьи В.Я. Стоюнина «Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома». | 1. Когда было создано Ведомство учреждений императрицы Марии? Какие учреждения входили в его состав? 2. Сколько приютов официально действовали в начале ХХ века в России? | 1. Проверка конспекта лекции. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Анализ продуктов деятельности. | ||||||||||
Раздел 3. Тема 3. | 1. Детские летние колонии, классы для отстающих детей. 2. Детские объединения. 3. Педагогика среды С.Т. Шацкого. | 1. Выполнить конспект лекции. 2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения. | 1. С какой целью было создано общество «Сетлемент»? 2. Какую колонию в 1911 году вместе с женой создает С.Т. Шацкий? | 1. Проверка конспекта лекции 2 Проверка терминологических словарей. 3. Анализ продуктов деятельности. | ||||||||||
Раздел 3. Тема 4. | 1. Политика советского правительства защиты сирот после 1917 г. 2. Детские дома, коммуны, колонии, опекунство. 3. Забота о сиротах в годы Великой Отечественной войны. 4. Послевоенная социальная политика. 5. Забота о детях-сиротах и организация детского досуга. | 1. Выполнить конспект лекции. 2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения. | Ответить на вопросы 1. Какой характер в большей степени носило воспитание в пионерских домах, создаваемых в 20-30-годы? 2. К чему, в основном, сводилась забота о детях в годы ВОв? | 1. Проверка конспекта лекции. 2 Проверка терминологических словарей. | ||||||||||
Раздел 3. Тема 5. | 1. Понятие сотрудничества в социальной педагогике М.П. Щетинина, Т.И. Гончаровой, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова, В.Н. Дубинина. 2. Опыт И.П. Волкова «учить творчеству». | 1. Выполнить конспект лекции. 2. Знакомство с отрывком статьи И.П. Волкова «Учить творчеству». 3. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения. | Ответить на вопросы: 1. Какие социальные проблемы поднимают педагоги-новаторы? 2. Что из их опыта педагогов-новаторов может использовать в своей работе социальный педагог? | 1. Проверка конспекта лекции. 2 Проверка терминологических словарей. | ||||||||||
Раздел 3. Тема 6. Занятие № 1 | Занятие № 1. 1. Развитие ребенка от рождения до университетского возраста по М.М. Манасеиной. 2. П.Ф. Лесгафт о воспитании ребенка в семье. 3. «Школьные типы» Лесгафта. 4. Особенности обучения и воспитания в дворянской семье (по М.С. Лунину). 5. Воспитание крестьянских детей. | 1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара. 2. Изучение фрагментов статей М.М. Монасеиной «О воспитании ума»; П.Ф. Лесгафта «Школьные типы» (антропологический этюд). | Ответить на вопросы: 1. Что представляло собой домашнее образование в дворянской семье по программе, составленной С.С. Луниным? 2. Каким было воспитание в крестьянской семье? | 1. Устный опрос. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Терминологический диктант. | ||||||||||
Раздел 3. Тема 7. Занятие № 2. | Занятие № 2. 1. Православие и образование в России. 2. Религиозное образование. 3. Христианское воспитание. 4. К.Д. Ушинский о религиозном воспитании. | 1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара. 2. Изучение фрагментов проповедей митрополита Киевского и Галицкого Владимира. | Ответить на вопросы: 1. Какова роль православия в образовании и воспитании человека в России? 2. Какова ваша оценка роли исповеди и проповедей митрополита Киевского и Галицкого Владимира. | 1. Устный опрос. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Терминологический диктант. | ||||||||||
Раздел 3. Тема 8. Занятие № 3. | Занятие №3. 1. Н.К. Рерих о ненасилии. 2. Л.Н. Толстой и К.Н. Вентцель о свободном воспитании. 3. Эксперимент К.Н. Вентцеля. | 1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара. | Ответьте на вопросы: 1. В чем успех и в чем неудача эксперимента свободного воспитания К.Н. Вентцеля? | 1. Устный опрос. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Терминологический диктант. | ||||||||||
№2 | Раздел 4. Тема 1. | 1. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности социального педагога в системе образования 2. Основные положения Конвенции ООН «О правах ребенка», Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». 3. Опыт защиты детей. | 1. Выполнить конспект лекции. 2. Напишите педагогическое эссе на тему: Почему и от кого нужно защищать детей» 2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения. | 1. Охарактеризовать основное содержание Конвенции о правах ребенка. 2. Дать характеристику основных положений Федерального закона об основных гарантиях прав ребенка в РФ. | 1. Проверка конспекта лекции 2. Проверка терминологических словарей. 3. Анализ продуктов деятельности. | |||||||||
Раздел 4. Тема 2 | 1. Понятие технологии. Педагогическая технология, социальная технология. 2. Классификация социальных технологий. 3. Основные методы в работе социального педагога. | 1. Выполнить конспект лекции. 2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения. | Ответить на вопросы: 1. Что вы понимаете под социально-педагогическими технологиями? 2. К каким основаниям классификации социальных технологий относится социальное прогнозирование? 3. Назовите известные вам направления социальной работы. | 1. Проверка конспектов лекции. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Анализ продуктов деятельности. | ||||||||||
Раздел 4, Тема 3. | 1. Роль социального педагога в системе образования, его профессиональные качества, должные инструкции. 2. Функции в деятельности социального педагога. 3. Должностные обязанности социального педагога. | 1. Выполнить конспект лекции. 2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения. | Ответить на вопросы: 1. Что главное в работе социального педагога? Чем она отличается от деятельности педагога школы, педагога-предметника и даже классного руководителя? | 1. Проверка конспектов лекции. 2. Проверка терминологических словарей. | ||||||||||
Раздел 4. Тема 4. | 1. Самоменед- жмент социального педагога. 2. Содержание и алгоритм профессионального самовоспитания социального педагога. | 1. Выполнить конспект лекции. 2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения. | 1. Как вы понимаете самоменеджмент? 2. Чем отличаются важные дела от весьма важных и менее важных? | 1. Проверка конспектов лекций. 2. Проверка терминологических словарей. | ||||||||||
Раздел 4. Тема 5. | 1. Медицинская диагностика. 2. Психологическая диагностика. 3. Социальная диагностика. 4. Педагогическая и социально-педагогическая диагностика. | 1. Выполнить конспект лекции. 2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения. 3. Составьте таблицу, в которой проведите сравнительный анализ медицинской, социальной и социально-педагогической диагностики. | Ответить на вопросы: 1. Основная задача диагностики? 2. Что такое социальный диагноз? Чем отличается социальная диагностика от социально-педагогической диагностики? | 1. Проверка конспектов лекций. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Текущее тестирование | ||||||||||
Раздел 4. Тема 6. | 1. Социальная ситуация развития детей и подростков. 2. Диагностика социально-педагогической запущенности детей. 3. Исследование межличностных отношений детей и подростков. | 1. Выполнить конспект лекции. 2. Знакомство с методикой «Индивидуальная социальная ситуация» И.А. Николаевой 3. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения. | 1. Что вы понимаете под индивидуальной социальной ситуацией развития? Кто ввел это понятие? 2. Для чего нужна ранняя диагностика социально-педагогической запущенности? 3. Сформулируйте сущность комплексной психолого-педагогической диагностики. 4. Что должно стать итогом комплексной психолого-педагогической диагностики? | 1. Проверка конспектов лекций. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Тестирование. Контроль присутствия на лекции. | ||||||||||
Раздел 4. Тема 7. Занятие № 1. | Занятие № 1. 1. Социальные функции современной системы образования. 2. Планирование работы социального педагога. 3. Документация в деятельности социального педагога. | 1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара. | 1. Какие вы знаете виды планирования? 2. Перечислите основные документы, которые должен вести социальный педагог. | 1. Устный опрос. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Терминологический диктант. | ||||||||||
Раздел 4. Тема 8. Занятие № 2. | Занятие № 2. 1. Сотрудничество со школой. Социальные задачи школы. 2. Работа социального педагога в микрорайоне. 3.Структура социально-педагогического комплекса (СПК). | 1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара. 2. Составить план работы социального педагога в микрорайоне на один день, неделю. 2. Построить модель СПК, оптимальную для вашего микрорайона. | 1. Сформулировать социальные задачи школы в современных условиях. 3. Считаете ли вы, что школа должна стать центром воспитательной работы в микрорайоне и почему? | 1. Устный опрос. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Проверка творческих заданий. 4. Терминологический диктант. 5. Проверка плана работы социального педагога 6. Проверка модели СПК. | ||||||||||
Раздел 4. Тема 9. Занятие № 3. | Занятие № 3. 1. Трудные подростки, их особенности, различные отклонения в поведении. 2. Методы перевоспитания (в учебное и во внеурочное время). 3. Молодежные субкультуры. | 1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара. 2. Конспектирование статей А.С. Макаренко «О взрыве», В.Н. Сорока-Росинского «Трудновоспитуемые». 3. Подготовить доклад по одному из направлений современной молодежной субкультуры. 4. Составить план работы социального педагога с трудными детьми на неделю. | 1. Сформулируйте суть принципа «взрыва» А.С. Макаренко. В чем сложность его применения? | 1. Устный опрос. 2. Проверка терминологических словарей. 3. Проверка конспектов. 4. Терминологический диктант. 5. Анализ презентаций. | ||||||||||
Раздел 4. Тема 10. Занятие № 4. | Занятие № 10. 1. Детская одаренность: сущность, виды, особенности. 2. В.П. Кащенко об одаренных детях. 3. Методы работы с одаренными детьми. | 1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара. 2. Изучение и конспектирование статьи В.П. Кащенко «Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников? 3. Составить план работы социального педагога на неделю с одаренным ребенком. | Ответить на вопросы: 1. Как отличить одаренного ребенка от обычного школьника? 2. Одаренный ребенок: награда или наказание? 3. Кто такие дети «индиго»? | 1. Опрос. 2. Проверка конспектов. 3. Проверка плана работы социального педагога. 4. Терминологический диктант | ||||||||||
1.1.5. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине
__Ф__│__Р__│__В____Социальная педагогика 30 часов