Ситуационные задачи для итогового контроля уровня знаний
3-1. Какой принцип лежит в основе деятельности нервной системы? Нарисуйте схему его реализации.
3-2. Перечислите защитные рефлексы, которые возникают при раздражении слизистой оболочки глаз, полости носа, рта, глотки и пищевода.
3-3. Проведите по всем классификационным признакам рвотный рефлекс.
3-4. Почему время рефлекса зависит от числа вставочных нейронов?
3-5. Можно ли зарегистрировать потенциал действия нерва А, если раздражать нерв В в тех условиях опыта, которые показаны на схеме ( точке 1)? А если нанести раздражение на нерв А в точке 2?
А В
3-6. Произойдет ли возбуждение нейрона, если к нему по нескольким аксонам одновременно подавать подпороговые стимулы? Почему?
3-7. Какова должна быть частота раздражающих стимулов, чтобы подпороговыми раздражениями вызвать возбуждение нейрона? Дайте ответ в общем виде.
3-8. На нейрон А по двум подходящим к нему аксонам подаются раздражения с частотой 50 г. С какой частотой нейрон А может посылать импульсы по всему аксону?
50 гц
?
50 гц
3-9. Какую роль играют клетки Реншоу в деятельности мотонейронов спинного мозга?
3-10. Проверьте, верно ли составлена таблица:
Торможение Синапсы Медиатор
----------------------------------------------------
Пресинапти- аксо- тормозный
ческое аксональный
Постсинап- аксо- тормозный
тическое соматический
----------------------------------------------------
3-13. Каковы основные преимущества нервной регуляции функций по сравнению с гуморальной?
3-14. Длительным раздражением соматического нерва мышца доведена до утомления. Что произойдет с мышцей, если теперь подключить раздражение симпатического нерва, идущего к этой мышц? Как называется этот феномен?
3-21. При измерении возбудимости сомы, дендритов и аксонного холмика нейрона получены следующие цифры: реобаза разных отделов клетки оказалась равной 100 мв, 30 мв., 10 мв. Скажите, каким отделам клетки соответствует каждый из параметров?
3-28. Какие из представленных кривых соответствуют потенциалу действия (ПД), возбуждающему постсинаптическому потенциалу (ВПСП) и тормозному постсинаптическому потенциалу (ТПСП)?
1 2 3
5.2. Основные понятия и положения темы:
Содержание темы – см. соответствующий раздел лекций и учебника по физиологии, а также материалы Атласов и Пособий по теме занятия на сайте КрасГМУ:
Вопросы для обсуждения на занятии:.
1.Нейтрон как структурная и функциональная единица нервной системы, его физиологические свойства.
2.Строение, классификация и функциональные свойства синапсов, особенности передачи возбуждения в них.
3. Возбуждающие и тормозящие синапсы. Их медиаторные механизмы, понятие о ВПСП и ТПСП. Особенности передачи возбуждения в синапсах ЦНС.
4. Рефлекторный принцип деятельности ЦНС. История развития рефлекторной теории (Р.Декарт, .Прохазка, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, П.К.Анохин, К.В.Судаков).
5. Основные свойства нервных центров, особенности распространения возбуждения ЦНС.
6. Торможение в нервных клетках и его механизмы. Виды торможения.
7. Принципы координационной деятельности ЦНС (общее поле, реципрокность, обратная связь, доминантность).
8. Трофическая функция ЦНС. Рефлекс и функциональная система.
Рекомендации по учебно-исследовательской работе студентов (УИРС) или курсантов. Тема рефератов:
1. И.М. Сеченов и его роль в разработке рефлекторной теории.
5.3. Самостоятельная работа:
1. Лабораторная работа «Измерение времени реакции» с помощью BIOPAC Student Lab (урок 11).Ход работы см. « Руководство по BIOPAC Student Lab»
6. Домашнее задание для усвоения темы занятия:
Дайте краткие ответы на следующие вопрочы:
1. Какой принцип лежит в основе деятельности ЦНС?
2. Как проводится возбуждение от нейрона к нейрону в ЦНС?
3. Как действует доминантный очаг на другие нервные центры?
4. Сформулируйте понятие рефлекса.
5. По каким отросткам возбуждение проводится к телу нейрона?
6. Какое число нейронов может образовать самую короткую рефлекторную дугу?
7. Какое явление в ЦНС называется доминантным, и кем оно было открыто?
8. В чем состоит биологическое значение рефлекса?
9. Перечислите звенья рефлекторной дуги.
10. Что такое синапс?
11. Какова роль медиаторов в синапсе?
12. Что такое пресинаптическое торможение нейрона?
13. Когда и кем был установлен принцип рефлекторной деятельности ЦНС?
14. Что называется рефлекторной дугой?
15. Что называется временем рефлекса?
16. Что называется последействием?
17. Какое торможение в ЦНС называют реципрокным?
18. Кто распространил принцип рефлекса на функции высших отделов ЦНС?
19. Что такое нервный центр?
20. Какова роль рецепторов?
21. В чем заключается явление облегчения в ЦНС?
22. Где расположены вставочные нейроны рефлекторной дуги?
23. Какие нейроны спинного мозга называют клетками Реншоу?
24. Что называют рецептивным полем рефлекса или рефлексогенной зоной?
25. В чем заключается явление акклюзии?
26. Каким звеньям рефлекторной дуги присуща способность к трансформации ритма возбуждения?
27. Каковы функции дендритов и аксонов нервных клеток?
28. Что называют синаптической задержкой?
29. Кем и когда была открыта суммация возбуждения в ЦНС?
30. Какие нейроны входят в состав рефлекторной дуги?
31. От чего зависит время рефлекса?
32. Какой процесс называют иррадиацией возбуждения в ЦНС?
33. Назовите рецептивные поля рефлексов чихания, глотания, слюноотделения.
34. Что называется постсинаптическим торможением?
35. Что называют возбуждающим постсинаптическим потенциалом?
36. Какие существуют виды суммации?
37. В каких участках рефлекторной дуги происходит задержка проведения возбуждения?
38. Что такое торможение в ЦНС?
39. Что называют пресинаптическим торможением?
40. Какие рецепторы относят к проприорецепторам?
41. Чем объяснить явление последействия в ЦНС?
42. Что понимают под трансформацией ритма в нервных центрах?
1. Тема занятия №5 «ЧАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС. СПИННОЙ МОЗГ, ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ».
2. Форма организации учебного процесса (практическое занятие).
3. Значение темы: Центральная нервная система координирует деятельность всех органов и систем, обеспечивает эффективное приспособление организма к изменениям окружающей среды, формирует целенаправленное поведение.
4. Цели обучения:
Общая цель: изучение функций спинного, продолговатого и среднего мозга, и ретикулярной формации мозгового ствола.
Учебная цель: студент должен знать ответы на контрольные вопросы, тестовые задания, решить ситуационные задачи.
Психолого-педагогическая цель (развитие ответственности, духовности, нравственности, соблюдение правил биомедицинской этики и деонтологии и др.).
5. План изучения темы: