Самоуправляемое обучение - современная концепция личностно-ориентированного образования
Проблема развития творческих способностей, формирования самостоятельного мышления и действия не является исключительно российской, а характерна и для систем образования развитых стран. В России она, безусловно, обладает своеобразными чертами, обусловленными особенностями становления культуры, которая во взаимодействии с менталитетом нации. формирует мышление и определяет программу поведения индивида.
Ряд исследовательских институтов в Западной Европе и США заняты развитием различных концепций образования, отвечающим вызовам современности. Широкое распространение получает самоуправляемое обучение, под которым понимается приобретение умения перерабатывать информацию, впечатления, знания в ходе самостоятельных процессов их осмысления и интерпретации, существенным образом ориентированных на жизненно важные цели и намерения.
На сегодняшний день это понятие еще не получило достаточного теоретического обоснования. Сегодня в научной западноевропейской литературе фигурируют обозначения «самоуправляемое», «самоорганизованное», «автономное», «саморегулируемое», «самоинициированное» обучение. Выработка однозначного определения затрудняется многообразием дисциплин, включенных в поле исследования - теории общей психологии (теория деятельности, переработки информации, эмоций), общественные модели для описания компетенций и взаимосвязей самоуправляемого обучения, методико-дидактические дисциплины и многое другое. На сегодня еще не существует единого взгляда и общей теоретической интерпретации этого понятия.
Самоуправляемое обучение (СУО) рассматривается в разнообразных аспектах - как условие, метод и цель обучения, как синтез формы и метода, как способ индивидуализации образования, как возможность конструирования и оформления собственной биографии, как архитектура самообразования, как совокупность базовых компетенций, как значимый элемент развития культуры образования.
Доля самоуправляемого обучения по сравнению с реализацией традиционных образовательных форм довольно мала, не являясь планомерно и последовательно внедряемой моделью. Между тем, самоуправляемость и самостоятельное обучение служили в Западной Европе идеалами реформистского школьного движения, нацеленного на преобразование «книжной школы» в «школу труда». Учащиеся должны были воспринимать процесс учебы как серьезную работу, как процесс обретения и создания ценностей. X. Гаудиг пропагандировал «свободный духовный труд», полагая, что только так активизируются силы учащегося и проявляются его индивидуальные склонности и таланты.
Всемирно известный американский педагог в области образования взрослых М. Ноулес обосновывал актуальность и важность самоуправляемого обучения, указывая на то, что учащиеся, берущие инициативу в свои руки, учатся более эффективно и продолжительно. Их отличает целеустремленность и более высокая мотивация по сравнению с пассивно настроенными учащимися, которые только и ожидают, что их кто-нибудь чему-нибудь научит. Ученый признает трагическим тот факт, что люди, по сути, так и не научились учиться.
Самоуправляемое обучение стало важной темой исследования в области когнитивной психологии, составляя часть общей проблемы, направленной на познание самовосприятия человека, его способности самостоятельно регулировать и управлять своим поведением Знания не передаются от учителя к ученику, а выстраиваются и конструируются самим учащимся в конкретной ситуации на основе личного опыта.
Исследования в данной области опираются на результаты нейропсихологических и биохимических экспертиз, согласно которым центральная нервная система является автопоэтическим, то есть саморегулируемым, рефлексирующим организмом. Базируясь на вышеназванных принципах, самоуправляемое обучение является особой формой, концентрирующейся на «эмансипированной» образовательной цели, которая заключается в том, что учащийся (индивидуально или в группе) учится максимально самостоятельно управлять учебными процессами, то есть не просто открывается меняющемуся внешнему потоку информации, а активно дифференцирует его сообразно поставленным задачам.
Учащиеся могут использовать личные образовательные возможности (формальные и информальные) и гибко комбинировать их по своему усмотрению, что подразумевает отсутствие первичного руководства извне. Самоорганизация учащегося является базисом для проникновения знания в индивидуальную когнитивную структуру.
Самоуправляемое обучение не следует отождествлять с самообразованием, так как осуществляется оно между полюсами организованного извне и информального образования, находясь в области сознательного обучения. Полностью самоуправляемое обучение и обучение, целиком управляемое с внешней стороны, являются крайностями, экстремальными ценностями одного континуума, не встречающимися в реальности. Различия мы находим между внутренним и внешним самоуправлением, то есть активным приближением индивидуума к предмету обучения.
Однако понятие самоуправляемого обучения не исчерпывается самостоятельным решением учащегося в выборе образовательной цели, темы и места обучения. Сокращение внешнего регулирования учебными процессами не приводит автоматически к самоуправлению. Обучение в узком смысле (обретение и осмысление новых знаний) всегда требует от учащегося хотя бы минимального самоуправления.
Основные цели и задачи обучения как развития личностных компетенций представляются следующим образом:
- формирование личностной, профессиональной, социальной зрелости,
-создание условий для личностного самоопределения,
-развитие собственной ответственности,
-развитие способности к самостоятельному мышлению и действию,
-развитие способности к решению проблем и конфликтной устойчивости,
-готовность к непрерывному образованию,
-автономия в обучении,
-способность критиковать и адекватно воспринимать критику.
Цели и задачи самоуправляемого обучения могут трактоваться как развитие компетенций/способностей к планированию, реализации и оценке учебных процессов и обозначаться как «компетенции самообразования».
Самоуправляемое обучение (СУО) требует пересмотра позиций для всех участников образовательного процесса. Изменение ролей приводит к появлению обозначений, соответствующих новому статусу преподавателя, таких как консультант, тьютор, модератор. При этом преподаватель должен постепенно перейти из роли учителя, сообщающего знания и развивающего способности своих учеников, в роль сопровождающего лица, создающего возможности для успешного обучения. Тем не менее, преподавательский состав в рамках СУО играет решающую роль в плане инициирования, сопровождения, модерации учебных процессов, четкого следования поставленным образовательным целям.
В Западной Европе концепции СУО широко применяются в различных видах и формах обучения. Определенные особенности СУО - пространственная и временная гибкость - существенно облегчают перенос учебного процесса на рабочие места, обеспечивая интеграцию образования в трудовой процесс. Эта тенденция активно используется предприятиями при организации систем внутрифирменного обучения.
СУО используется в рамках дистанционного обучения. Основы СУО находят применение в реализации проектов социальной направленности (проект по профессиональному обучению безработных и социально отчужденных групп населения),
Однако практика показывает, что организация обучения по принципу самоуправления непривычна для любых социально-демографических групп. Необходимо «мягкое» введение учащихся в новую образовательную концепцию для первоначального снижения барьера. Причем внедрение СУО целесообразно для всех возрастных категорий и видов обучения от дошкольного воспитания до образования в третьем возрасте.
Задание №2
Задание предполагает рефлексивный анализ своего опыта взаимодействия со школьными педагогами.
«Мои учителя» Попытайтесь мысленно вернуться в свои школьные годы. Вспомните имена двух - трех учителей, которых Вы считалинаиболее яркими, успешными и которые вам действительнонравились. Запишите их имена или инициалы и поразмышляйте письменно над следующими вопросами:• Как Вы думаете, почему ваши учителя смогли добиться успеха в своей работе? Какой предмет они вели? Способствовал ли сам предмет их успеху?• Были ли какие-либо обстоятельства, которые благоприятствовали профессиональному успеху ваших любимых учителей (особенности их личности, яркие специальные способности, привлекательная вне- шность и т.п.)?• Если бы Вы учились у них сегодня, Вы бы так же считали их замечательными учителями?• Как Вы думаете, ваши одноклассники тоже ценили этих учите- лей? Были ли ученики в вашем классе, которые не разделяли ваше мнение? Если да, то чем ещё эти ребята отличались от вас? Теперь другое задание. Вспомните, были ли у вас учителя, которые вам чем-то ненравились и которых вы не считали удачными? Если да, то запи-шите в тетради их инициалы и краткие ответы на следующиевопросы:• Подумайте, почему Вы запомнили этих учителей именно в та- ком качестве? Может быть, Вы были слишком пристрастны к ним?• Какой предмет преподавал каждый из этих учителей? Может быть, для вас всё дело было в предмете?• Были ли какие-то особые обстоятельства, которые помешали данным учителям добиться успеха (свойства их личности, уро- вень профессиональной подготовки, особенности личной жизни, внешность и т.п.)?• Как Вы думаете, большинство ваших одноклассников были такого же мнения о них? Может быть, кому-то из ваших одноклассников они нравились? Если так, то чем эти ребята отличались от вас?• Если честно и без старых обид, Вы и сейчас считаете этих учителей неудачными? Теперь сравните оба ваших списка и ваши размышления о них:• Подумайте, почему одни добились успеха и благодарной памяти учеников, а другие не смогли этого достичь?• Проанализируйте, в какой степени ваши школьные впечатления оказывают влияние на ваши сегодняшние представления о роли учителя, о роли ученика? Осознаете ли вы это влияние?.Задание №3