Краткий информационный материал. Форма воспитательной работы - это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса
Форма воспитательной работы - это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение воспитательных педагогических задач, совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.
Воспитательный процесс, организуемый классным руководителем в группе учащихся, должен иметь свой неповторимый колорит, состоять из цепочки воспитательных дел и мероприятий, присущих только этому классному коллективу. Существуют одинаковые проблемы, однако, каждый школьный класс уникален составом индивидуальностей и поэтому требует особого подхода к ведению воспитательной работы.
В этом плане необходимо использовать различные творческие приемы для создания новых форм воспитательной работы.
Среди творческих приемов можно выделить наиболее оптимальные, которыми можно овладеть легко и свободно, и создать копилку интересных и оригинальных воспитательных дел.
1. При выборе форм работы и их реализации важно обратить внимание на их название, наименование, так как в нем уже могут быть заложены некоторые методические идеи и подсказки. Предположим, нам необходимо провести турнир или конкурс эрудитов. С помощью толкового словаря можно выяснить, что турнир - это соревнование по круговой системе, когда все участники имеют между собой по одной или более встреч. Конкурс - это тоже соревнование, но имеющее главной целью определить победителей лучших работ. Имея эту информацию, классный руководитель решает, что в данной ситуации является более важным.
2. Методический рисунок форм работы может довольно явно проявляться в видовом названии (эрудицион, фестиваль, ярмарка, аукцион и т. д.). Если это путешествие (заочное), то нужны маршруты, пункты прибытия, знакомство с ними, приключения в пути и т. п. А если экспедиция, то приоритетна исследовательская цель, маршруты поисков, экспедиционные группы, их отчеты о результатах поиска.
3. Многие формы воспитательной работы как бы моделируют отдельные события взрослой жизни, но в своеобразном игровом варианте. Например, в практике воспитательной работы получила распространение такая форма, как пресс-конференция. Она конструируется по образу и подобию настоящей, «взрослой» пресс-конференции, и в ней сохраняются все ее конструктивные элементы-признаки: специалисты в той или иной области или представители организаций или учреждений, пресса - представители органов печати и средств массовой информации, краткие сообщения специалистов, ответы на вопросы журналистов, выпуск пресс-информации и т.д.
4. Формы свободного творчества. Они могут быть сконструированы из различных элементов других форм. Часто они обозначаются лишь «содержательным» названием, темой без указания на какой-либо вид формы. Как правило, в этом названии так или иначе все же отражается методический замысел формы, хотя по нему одному бывает трудно распознать конкретную методику.
Разделение форм работы на группы по их методическим особенностям помогает увидеть два методических подхода к конструированию форм. Первыйиз них состоит в том, что конструирование идет «от формы»: выбирается некий известный вид формы и наполняется конкретным содержанием и способами организации деятельности. Второй- предполагает конструирование «от содержания»: за основу берется конкретная содержательная идея и облачается в некую соответствующую ей форму.
Эффективный путь познания множества форм воспитательной работы - это их классификация.
Во всем многообразии существующих в практике и создающихся новых форм воспитательной работы можно выделить несколько их типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти основные типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых, в свою очередь, может иметь, бесконечное множество методических модификаций и вариаций конкретных форм. Общий анализ практики показывает, что можно говорить о трех основных типах форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
Чтобы точнее провести отличие названных типов форм воспитательной работы, отметим, что мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела обычно делаются для кого-то (в том числе и для самих себя) или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же не предполагают получение никакого продукта, они самоценны как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.
Представим общую характеристику выделенных типов форм воспитательной работы.
Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Выделим теперь характерные признаки этого типа форм. Это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они в свою очередь воспринимают, участвуют, исполняют, реагируют и т. п., то это и есть мероприятие. К мероприятиям объективно могут быть отнесены: беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия (например, по правилам дорожного движения, по гражданской обороне и др.) и т.п.
В каких случаях целесообразно использовать мероприятия как определенный тип форм работы? Как правило, основу для выбора таких форм составляют особенности содержания воспитания либо способов его организации.
Мероприятия как тип форм воспитательной работы выбираются, когда:
- нужно решить просветительские задачи: сообщить детям какую-либо довольно сложную для них ценную информацию (скажем, из области гигиены, экологии, этики, морали, идеологии и т. д.), познакомить с произведениями искусства (театра, кино, живописи, архитектуры и т. д.), с культурной, политической жизнью общества (оказать прямое воспитательное воздействие);
- необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующему высокой компетентности: к вопросам общественной жизни народа, политики, экономики, культуры и др. В этих случаях целесообразны мероприятия с приглашением специалистов (лекции, встречи, экскурсии и т. д.);
- организаторские функции слишком сложны для детей (либо объективно, либо по причине отсутствия достаточного опыта). Например, при ведении дискуссий, обсуждений, организации массового проявления социальной активности (беседы, диспуты, конференции, митинги и др.). Такие события организуются старшими для младших;
- стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо. Например, организаторским умениям, практическим навыкам, познавательным умениям и т. п. В этом помогут занятия, практикумы, тренинги и др.;
- необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка (прогулка, зарядка, беседа, рассказ, встреча, тренировка и др.).
Мероприятия следует считать нецелесообразными, когда дети в состоянии самостоятельно, разумеется, с помощью педагогов, организовать освоение и обмен ценной информацией и действиями. В этих случаях более предпочтительны формы работы другого типа, которые называются делами.
Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Характерные признаки этого типа форм: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.
Из общеизвестных форм к делам можно отнести: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел. В реальной практике эти формы могут быть воплощены по-разному, в зависимости от того, кто является их организатором и какова степень творчества участников. Фактически по характеру реализации форм-дел можно различить три их подтипа:
1) дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально (председатель совета, командир, ответственный или педагог). Они могут выглядеть просто как организованная, продуктивная общая работа. Например, посадка деревьев, концерт для родителей, изготовление сувениров для гостей и т. п.;
2) творческие дела, отличающиеся организаторским творчеством какой-либо части коллектива (творческой или инициативной группы, микроколлектива и др.), которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение. Такие дела часто предполагают исполнительское творчество всех участников. Например, творческая группа разработала идею фестиваля рисованных фильмов, раздала командам роли представителей киностудий стран мира и задания: нарисовать и «озвучить» фильм на такую-то тему, выступила в роли ведущих и жюри кинофестиваля;
3) коллективные творческие дела, в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.
Каждый педагог отличает от других типов форм воспитательной работы такую форму как - игры. Игра - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения, развития.
Говоря об основных признаках игр, можно отметить, что они не несут в себе, как правило, выраженной общественно полезной направленности (в отличие от игровых дел), однако могут и должны быть полезны для развития и воспитания их участников и направлены именно на это. В играх в отличие от мероприятий имеет место опосредованное педагогическое воздействие. В них заложены значительные воспитательные возможности. То, что не всегда могут воспитанники в реальной жизни, им часто удается в играх. В игровой деятельности могут проявляться различные способности и личностные качества воспитанников, могут интенсивно формироваться внутриколлективные отношения. Что касается способов организации, то игры (как форма воспитательной работы), как правило, организуются педагогом (или педагогическим коллективом) часто при активном участии самих воспитанников.
Примеры форм игры:деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.
В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации. Скажем, формы, рожденные как мероприятия, могут быть реализованы по типу игр или дел. Приведем несколько примеров такого «перерождения форм». Так, экскурсия - типичное мероприятие. Однако и ее можно превратить в творческое дело или коллективное творческое дело (КТД), если эту экскурсию разработают и проведут ребята сами для себя или для кого-то (гостей, младших и др.).
Лабораторная работа № 7
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ШКОЛЕ
Цель работы
отработать основные элементы педагогического менеджмента в школе.
Оборудование и материалы
набор планов работы школ на учебный год.
Задания
1. Выполните тестовые задания:
1. Педагогический менеджмент -это..
1) комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития;
2) искусство ставить цель, четко определять пути ее достижения (стратегия), организация дела (тактика), контроль и оценка результативности;
3) деятельность органов власти (администрации) по обеспечению функционирования и развития педагогической системы;
4) главное управленческое решение, включающее составление последовательности действий по организации педагогического процесса, определяющих переход от достигнутых результатов и принятия соответствующих решений к поставленной цели.
2. Управление развитием педагогической системой школы основывается на следующих принципах:
1) уважение и доверие к человеку, целостный взгляд на человека, сотрудничество, психологическая комфортность, педагогическая поддержка, проектирование педагогических технологий;
2) научности, сознательности и активности; проблемности; наглядности;
3) уважение и доверие к человеку, психологическая комфортность, педагогическая поддержка;
4) дифференциации и индивидуализации обучения.
3. Основные направления деятельности субъектов управления:
1) познавательная, трудовая, эстетическая, спортивно-оздоровительная;
2)учение, игра, труд;
3) диагностическое, ориентационно-прогностическое, конструктивно-проектировочное, организаторское, коммуникативно-стимулирующее, аналитико-оценочное, исследовательско-творческое;
4) диагностическое, ориентационно-прогностическое, конструктивно-проектировочное, организаторское, аналитико-оценочное.
4. Педагогические требования к плану работы школы:
1) научная обоснованность, целенаправленность, оптимальность, отражение специфических особенностей школы, преемственность, конкретность и реальность, активность и инициатива педагогов и учащихся;
2) соответствие внешним требованиям к организации педагогической системы школы, где решающую роль в принятии решений принадлежит руководителю;
3) принятие решения на основе результатов диагностики: либо о необходимости структурного нововведения (приводящего структуру системы в соответствие с изменениями), либо о необходимости нововведения, компенсирующего произошедшие изменения в педагогической системе (чье появление грозит нарушению до этого времени удовлетворявшей запросы субъектов системы устоявшейся культуре, функциям и структуре);
4) нормальное функционирование и развитие педагогической системы школы под руководством директора школы.
5.Функции педагогического менеджмента:
1) принятие разумного решения; организация выполнения принятых решений, создание надлежащих условий для эффективной работы образовательного учреждения, каждого участника образовательного процесса, обеспечение мотивов и стимулов их деятельности; контроль выполнения решений, изучение качества образовательных услуг;
2) основа практики управления в школе;
3) осуществление своевременной текущей диагностики с целью оперативного видения изменений в педагогической системе;
4) решение проблем перспективного развития воспитательной системы школы и вопросы его ресурсного обеспечения.
2.Из списка выберите субъектов государственного, общественного, тактического и оперативного управления и ученического самоуправления, и заполните таблицу.
Уровень государственного управления | Уровень общественного управления | Уровень тактического (административного) управления | Уровень оперативного (методического) управления | Уровень ученического самоуправления |
директор школы, министерство образования, учителя-предметники, органы управления образованием, директор, совет школы, социальный педагог, попечительский совет, классный руководитель, педагогический совет, общешкольное родительское собрание (конференция), заместители директора школы по учебной и воспитательной работе, совет класса, администрация школы, педагог-психолог, совет дела, совет чести, педагогический совет, клубные объединения по направлениям.
Перечислите этапы составления плана работы школы.
Разработайте план работы школы на учебный год. (Воспользуйтесь пособием)