Как объект лингвистического исследования
И.О. Шатилова
Оренбургский государственный университет
Научный руководитель: Е.В. Головина, кандидат филологических
наук, доцент
Целью настоящей статьи является анализ работ отечественных и зарубежных ученых, посвященных выявлению структурных и содержательных характеристик словесного пейзажа.
Пейзажное описание входит в общую систему образов произведения и, являясь одним из важнейших компонентов структуры текста художественного произведения, играет важную роль в его композиции. До недавнего времени словесному пейзажу было посвящено большее количество работ в области литературоведения, чем в области лингвистики. Главным образом, внимание ученых было приковано к изучению лексического состава и стилистических особенностей пейзажных описаний [Б.Е. Галанов, Г.Н. Толова, Т.Ф. Гостева]. Однако развитие лингвистики текста способствовало появлению нового подхода к изучению литературно-художественного пейзажа – как к особому текстовому образованию со своей структурой и семантикой [Н.А. Баева, Н.Б. Боева, Р.С. Луценко].
Как художественный образ пейзаж прошел долгий эволюционный путь: по мере его исторического развития менялось содержание и назначение описаний природы в зависимости от литературных течений и индивидуальных стилей писателей. Вплоть до XVIII века пейзаж не воспринимался как объективно-реальное изображение действительности. «До той поры, пока пейзажу в книге отводилась только малая декоративная роль – информировать читателей, когда и где происходят события, – заботы об описании живой природы не слишком обременяли автора, порой достаточно было лишь беглого упоминания. Без особого ущерба для книги пейзаж можно было опустить; редко к пейзажным описаниям обращались как к аргументам в литературных спорах» [2].
Новый взгляд на пейзаж связан с развитием у человека антропоцентрической функции и свидетельствует об осознании им своего положения во Вселенной, что позволило значительно расширить сферу применения пейзажных описаний в художественных произведениях и, тем самым, выделило их особый статус как нового приема текстопостроения [5, с.15].
С развитием литературного процесса писатели стали уделять больше внимания картинам природы, постепенно делая их неотъемлемой частью своих произведений. Как отмечает В.Н. Рябова: «пейзажная единица практически всегда занимает в творчестве отдельного писателя сильную текстовую позицию» [11]. При этом, литературный пейзаж обычно включен в общую систему образов произведения – его художественные функции и эстетическая сущность едины в отличие от живописи, где пейзаж в ряде случаев имеет самостоятельное значение как законченное художественное произведение[5].
Отражая различные стороны духовного освоения человеком окружающего мира и осознания собственного места в нем, искусство пейзажа несет в себе большой мировоззренческий смысл. Красота природы воздействует на сознание человека, мотивирует и определяет его поступки и состояния души. Через пейзажные описания автор художественного произведения выражает свои чувства, мысли и настроение. В сравнении с природой писатель может подчеркнуть характеры героев, отразить их помыслы и поступки [4, с.13]. Таким образом, пейзаж стал рассматриваться не только как средство выражения определенного содержания, связанного с описанием природы, но и как способ построения текста, формирования его темы и идеи, как текстовая единица, реализующая структурно-содержательную целостность художественного текста.
Единая классификация пейзажей как литературоведами, так и лингвистами до сих пор не выработана, поскольку лингвистическое исследование пейзажных описаний предполагает возможность разнообразных подходов к объекту.
В зависимости от функционального предназначения пейзаж может иметь разнообразные формы проявления в художественном тексте. Н. Мурадалиева предлагает различать два элемента в художественном произведении: пейзажная деталь и пейзажная картина [9]. По мнению Т.Ф. Гостевой, пейзажные описания также могут быть представлены в виде пейзажных штрихов, пейзажных сюжетов или пейзажных зарисовок [6].
Пейзажные штрихи представляют собой упоминание погодного, сезонно-временного или ландшафтного элемента с минимальной характеристикой. Пейзажные штрихи создают отвлеченно-обобщенный образ, не требующий в тексте конкретных деталей. Как правило, такие пейзажи в своей основе являются хронотопическими [6].
Пейзажной деталью называют предельно минимальное упоминание единичных фрагментов отображаемой местности, имеющее вполне конкретный характер и превышающее по уровню содержания пейзажный штрих. Как правило, пейзажная деталь в художественном произведении представлена различными тропами. Пейзажная деталь играет служебную роль в контексте – несет в себе эмоциональное содержание, эстетическую оценку и позицию автора и используется для создания метафорической образности, воссоздающей облик героя художественного произведения [9].
В качестве пейзажного сюжета рассматриваются объемные описания природы, наполненные пространными и единообразными пейзажными деталями. При этом необходимо обратить внимание на то, в каком виде природа присутствует в текстовом фрагменте – является ли она объектом наблюдения человеком и сохраняет свою самостоятельность или же природа как среда пребывания человека играет пассивную роль и становится объектом его воздействия. В пейзажном сюжете природа в большей степени одушевлена, чем в упомянутых выше типах, и в большей мере реализуется личностно-авторский фактор, который формирует стиль писателя с точки зрения его мировосприятия и выбора языковых средств [6].
Еще одним типом пейзажных описаний является пейзажная зарисовка (пейзажная картина), в которой могут присутствовать и элементы пейзажного сюжета. Так, Н.А. Баева выделяет два вида пейзажных зарисовок: первую из них можно охарактеризовать как статичную, представляющую собой автономную картину природы, приостанавливающую развитие действия. К зарисовкам второго вида относятся динамичные описания природы, которые разворачиваются в рамках времени действия произведения или показаны через призму восприятия героя при его передвижении [1, с.9].
По месту в композиции художественного произведения пейзажные описания подразделяются на три большие группы – инициальные, интертекстуальные и финальные [10, с.13].
Н.Б. Боева и Т.Ф. Гостева придерживаются следующей классификации пейзажных описаний в зависимости от их объема и локального расположения в тексте:
а) контурный или штриховой (пейзажный штрих);
б) дисперсивно-штриховой (пейзажная деталь);
в) компактно-дескриптивный (пейзажный сюжет);
г) дисперсивно-дескриптивный (ряд пейзажных зарисовок, рассеянных по повествованию).
Данные типы пейзажных описаний соотносятся с упомянутыми выше его формами проявления в художественном тексте и могут рассматриваться как единицы контекстно-вариативного членения текста [3, с.6].
Г.Н. Толова предлагает следующую классификацию пейзажных описаний исходя из их географических и временных признаков:
- пейзажи годового и суточного природного цикла (описания природы в какое-либо время суток или время года);
- географические пейзажи (горы, леса, моря, реки, пустыни);
- пейзажи вертикального и горизонтального пространства (небо, солнце, луна, овраг, равнина, луг);
- спокойные и бурные пейзажи (штиль на море, шторм, буря, ураган);
- естественные и искусственные пейзажи (привычный глазу, земной пейзаж; пейзаж, созданный фантазией человека) [12].
Пейзажное описание играет важную роль в художественном произведении. Пейзаж представляет собой эмоционально-оценочное содержание. На первый взгляд, живописные картины природы можно счесть случайными эпизодами, но на самом деле пейзажные описания служат для яркой характеристики обстановки, в которой развивается действие. Кроме того, пейзажное описание является одним из главных средств раскрытия характера героев произведения, оно незаменимо для тонкого анализа психологического состояния их души. Помимо этого, картины природы могут служить для выражения какой-либо мысли автора, его чувств и переживаний, для передачи его отношения к происходящему. От авторской позиции зависит смысл, вкладываемый в описания природы, их взаимосвязь с другими компонентами художественного произведения, что обусловливает выбор языковых средств, используемых для изображения природы и включения пейзажа в систему текста [4; 5; 14; 15].
Пейзаж в художественном произведении служит для:
- моделирующей или координирующей функции;
- создания местного колорита;
- сигнализирующей функции;
- функции возврата к природному началу, нравственной опоре;
- символической функции;
- выражения формы присутствия автора;
- выражения формы психологизма;
- эстетически настраивающей функции, которая привлекает внимание читателя к сообщаемой информации [8;9;10].
По мнению М.Н. Эпштейна, в зависимости от эстетической функции пейзаж может быть: эпическим, лирико-психологическим, историческим, философским [9, с.13].
В соответствии с этими функциями можно говорить о пейзаже-фоне, об эмоциональном пейзаже и пейзаже психологическом.
Таким образом, мы пришли к выводу, что пейзажное описание представляет собой изображение природы в ее первозданной красоте или измененном человеком состоянии и является одним из важнейших компонентов художественного произведения, используемых для реализации его структурно-содержательной ценности и создания в нем неповторимой системы образов. В зависимости от функционального предназначения пейзаж может быть представлен в художественном тексте в виде штрихов и деталей, в виде пейзажных сюжетов и зарисовок.
Существует несколько классификаций пейзажных описаний, исходя из различных подходов к изучению словесных картин природы в художественном произведении, среди которых классификация пейзажей в соответствии с географическими и временными признаками является наиболее распространенной. В художественном произведении пейзаж выполняет множество функций, прежде всего, эстетическую, привлекая внимание читателя к сообщаемой информации.
Список использованной литературы
1. Баева, Н.А. Интертекстуальная сущность ландшафтных описаний в художественном тексте: [на материале английской прозы] / Н.А. Баева // Концепт и культура. – Кемерово, 2006. – С. 594-600.
2. Берковский, Н. Статьи и лекции по зарубежной литературе / Н. Берковский. – СПб: «Азбука – классика», 2012. – 479 с.
3. Боева, Н.Б. Особенности синтаксической организации пейзажных контекстов в современных английских и американских рассказах / Н.Б. Боева // Научная мысль Кавказа / Изв. СКНЦ ВШ. 2004. – №12. – С.190-194.
4. Васильев, В. Пейзаж с человеком на переднем плане / В. Васильев // Наш современник. – 1984. – № 12. – С. 150-167.
5. Галанов, Б.Е. Живопись словом / Б.Е. Галанов. – М.: Советский писатель, 1974. – 344 с.
6. Гостева, Т.Ф. Лингвостилистические особенности и текстообразующий потенциал пейзажных описаний в американской прозе XIX-XXI вв.: дис. канд. филол. наук / Т.Ф. Гостева. – Барнаул, 2007. – 237 с.
7. Камендровская, Р.С. Колористическое оформление пейзажных зарисовок в тексте прозаического произведения как объект стилистического анализа текста // Гуманитарные исследования: традиции и инновации: сб. науч.-метод. тр. / МГУ им. Н.П. Огарева и др.; редкол.: Н.Л. Новикова (отв. ред.) [и др.]. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2004. – 0,2 п. л.
8. Луценко, Р.С. Функциональный подход к изучению пейзажных описаний в структуре художественного произведения // Человек и языковое пространство: аспекты взаимодействия: межвуз. сб. науч. тр. – Вып. 2. – Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2006. – 0,3 п. л.
9. Мурадалиева, Н. Романтический пейзаж в литературе / Н. Мурадалиева. – Баку: Язычы, 1991. -204 с.
10. Пудалова, Г.И. Пейзажная лексика – номинация и контекст: Сборник научных трудов / Г.И. Пудалова. – Кемерово, 1985. – С. 110-116.
11. Рябова, В.Н. Пейзажная единица текста: семантика, грамматическая форма, функция: На материале произведений А.П. Чехова: дис. кан. филолог. наук: 10.02.01 – Тамбов, 2002. – 196 с.
12. Толова, Г.Н. Пейзаж в литературе и искусстве / Г.Н. Толова // Пейзаж в литературе и живописи. – Пермь: Издательство Пермского Государственного Педагогического Института, 1993. – 52 с.
13. Эпштейн, М.Н. Природа, мир, тайники Вселенной / М.Н. Эпштейн. М.: Высшая школа, 1990. – 302 с.
14. Drabble, M. A writer's Britain Landscape in Literature / M. Drabble. – L.: Thames& Hudson Ltd, 1979. – 324 p.
15. Sherbume, G. Pope and "The great show of nature" / G. Sherbume // The seventeenth century: Studies in the history of English thought and literature from Bacon to Pope/ed. By R.F. Jones. – L.: Thames & Hudson Ltd., 1965. – P. 288-356.