Общественная организация как центр профессионального роста и привлечения педагогов к эколого-образовательной деятельности

Существование самого сообщества и его успешное развитие определяют участники ОО, их роли и позиции.

Основные группы участников сообщества по уровню (степени) их вовлеченности в совместную деятельность представляют собой модель, эффект деятельности которой образно можно назвать «круги на воде» (рис. 3). Чем больше их диаметр, тем большее число педагогов вовлекается в эколого-образовательную деятельность.

Общественная организация как центр профессионального роста и привлечения педагогов к эколого-образовательной деятельности - student2.ru

Рис. 3 Уровни вовлеченности педагогов в деятельность сообщества

Уровень «генераторов идей» - это наиболее авторитетные в данной области эксперты, источники инновационных идей, действий, разработок. Они воодушевляют и вдохновляют участников сообщества на любом его уровне. Генераторы идей определяют стратегические направления развития деятельности сообщества.

В деятельности ФЭО безусловным лидером и «генератором» идей ОО является доктор педагогических наук, профессор С.В. Алексеев – авторитетный ученый, один из ведущих специалистов в области непрерывного ЭО на всероссийском уровне, педагог с активной социальной позицией. Такое лидерство, а также высокий профессиональный уровень «организаторов жизни сообщества» обеспечивает высокий научно-педагогический потенциал ОО.

Уровень организаторов жизни сообществапредполагает развивающую поддержку всех отношений в со­обществе, идейное и моральное воодушевление всех его членов, создание усло­вий для личностного роста. Важная функция – перевод теоретических положений педагогических исследований в содержательно и технологически транслируемый в реальной педагогической практике инструментарий, а также сопоставления своей практики с общим контекстом современных пе­дагогических исследований, инновационных моделей, организационных решений.

Организаторы жизни сообщества осуществляют постоянный поиск новых идей и возможностей, новых «точек роста», дальнейшего развития, социально-культурного взаимодействия. Профессионалов этого уровня не случайно называют «мотором развития». Каждый из них уникален и незаменим для данного общественного объединения.

Уровень организаторов жизни сообщества определил не только высокий научно-интеллектуальный уровень, но и широкое поле деятельности ФЭО. Ее ядро зарождалось в Санкт-Петербургском университете педагогического мастерства (ныне СПб АППО) как структуре постдипломного педагогического образования. В ядро сообщества вошли также представители высшей школы, общеобразовательных учреждений, системы дополнительного образования детей, Комитета по охране окружающей среды Санкт-Петербурга и Лениниградской области, НПО ЗАО «Крисмас+». Основателями и наиболее активными организаторами жизни ФЭО на протяжении многих лет являются С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, Э.В. Гущина, Г.А. Костецкая, А.Р. Ляндзберг, Н.Я. Машарская А.Г. Муравьев, Г.К. Осипов, Б.В. Смолев, Е.В. Тутынина. Т.А. Шиленок.

Организаторами жизни сообщества, генераторами идей, могут быть не только педагоги, но и другие профессионалы, заинтересованные в развитии данного педагогического направления. Гетерогенность сообщества – дополнительны ресурс его развития.

Уровень профессионалов-новаторов.Профессиональная позиция этих педагогов сформирована, устойчива и проявляется в постоянном творческом поиске и активном использовании инноваций в педагогической деятельности. Их авторитет основывается на высоких образовательных результатах, желании и умении делиться своим опытом, общественной активности, взаимодействии с коллегами и другими социальными партнерами. Опыт этих педагогов – также бесценный ресурс сообщества, который обогащает традиционную образовательную практику.

В ФЭО формировании этого уровня происходило при участии образовательных учреждений всех ступеней, активно развивающих ЭО, а так отдельных педагогов. Назвать их всех не представляется возможным. Этот круг в разные годы расширялся, включая более ста образовательных учреждений.

Уровень обучающегося педагогапредполагает обучение и саморазвитие при непосредственном ответственном участии в проектах, событиях, акциях сообщества. Это педагоги, которые на основе приобретаемого опыта первоначально активно используют его в своей педагогической деятельности, а затем начинают осуществлять поиск собственных инноваций в реальной педагогической практике.

Уровень заинтересовавшихся, вовлекаемых в деятельностьпринимает участие в общих мероприятиях, в посильных интерактивных формах деятельности, демонстрация позитивного опыта. Этот круг должен быть как можно шире,что неизбежно приведет к пополнению рядов сообщества.

Участники сообщества мыслят и планируют деятельность в разных категориях – долгосрочных перспектив, текущего развития, реального времени. Важно, чтобы к выработке важнейших решений в сообществе подключались не два, а три «слоя» участников: чтобы наряду с генераторами идей и организаторами-технологами в роли арбитров-практиков выступали опытные педагоги, руководители экспериментальных площадок и др.

«Задача всякой организации заключается в мобилизации ресурсов посредством перегруппировки аудитории: в увеличении числа участников за счет сторонников, сторонников за счет наблюдателей…» [17, с. 92].

Что же побуждает педагогов участвовать в работе ОО? Анкетный опрос активных участников нескольких эколого-образовательных сообществ (СПб ОО ФЭО; «Друзья Балтики», экологический клуб «Розовое поле», природная школа «Остров», Осэко, методическое объединение эколого-биологических центров дополнительного образования детей; n=132) [11] показывает, что деятельность в сообществе, прежде всего, связана спотребностью развивать свой профессиональный уровень: узнавать новое в профессиональном плане хотели бы 79% участников сообщества, быть в курсе событий – 49%, общаться с единомышленниками – 37 %, быть полезными другим людям – 32 %.

От встреч с коллегами по профессиональному сообществу педагоги ожидают освоения новых форм и способов деятельности (86,2 %), обогащения новыми идеями профессиональной деятельности (84,0 %), ознакомления с новыми сведениями и фактами (63,4 %) (таблица 3).

Таблица 3

Наши рекомендации