О поляризации и концентрации внимания
Слайд
Объект исследования: педагогическая система М.Монтессори в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: формы организации образовательной деятельности ребенка по системе М.Монтессори.
Гипотеза: Формы организации образовательной деятельности по системе М. Монтессори соответствуют современным требованиям к структуре и условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и способствуют формированию у ребенка предпосылок к учебной деятельности.
5слайд предпосылки учебной деятельности по Фаусек.
• Раннее выявление интересов и склонностей детей;
• формирование свободной кооперации, взаимодействия без соперничества, культуры автономии;
• возникновение элементов самоконтроля;
• адекватная самооценка, возникновение положительной мотивации к работе и к самостоятельности вообще;
• формирование общеучебных способов действий (классификация, сериация, сравнение)
• сформировавшаяся «концентрация» и «поляризация» внимания сопровождается формированием «рабочей установки», что приводит к «нормализации» поведения и облегчает адаптацию ребенка к обучению в начальной школе.
6слайд задачи
Задачи исследования:
- Теоретически раскрыть понятия и основные положения системы педагогики Монтессори на современном этапе развития образования в России.
- Провести сравнительный анализ форм организации образовательной деятельности с детьми в соответствии с ФГТ и форм организации образовательной деятельности по системе М. Монтессори
- Доказать методом активного наблюдения влияние форм организации образовательной деятельности ребенка по системе Монтессори на формирование таких предпосылок учебной деятельности как «концентрация внимания» и «нормализация» поведения ребенка.
- Сформулировать методические рекомендации по использованию различных форм организации образовательной деятельности ребенка.
7слайд Для решения первой задачи нами были раскрыты теоретические основы
Проанализированы работы ученых по данной теме таких как Фаусек и Монтессори , К.Е. Сумнительный Л.Ю.Климанова, Афанасьева Т.И., Дичковская И.Н., Пониманская Т.И. итд
Рассмотрена система Монтессори и ФГТ
8слайд 2 задача:
Провести сравнительный анализ форм организации образовательной деятельности с детьми в соответствии с ФГТ и форм организации образовательной деятельности по системе М. Монтессори
Дано определение и сравнительный анализ
Организационная форма учебной деятельности – это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, осуществляемое в определенном порядке и режиме.
9-11слайд представлены типывые схемы организации образовательного процесса по фгт№1 и №2 монтессори с ссылкой на сад Натальи Борисовны Петровой
Слайд 3 задача: Доказать методом активного наблюдения влияние форм организации образовательной деятельности ребенка по системе Монтессори на формирование таких предпосылок учебной деятельности как «концентрация внимания» и «нормализация» поведения ребенка.
13слайд Даны следующие понятия
Понятие «Концентрация и поляризация внимания» (раз в предпосылках учебной деятельности мы показываем «Поляризацию», значит нужно дать её определение. Понятие «Нормализация поведения»
О поляризации и концентрации внимания
В книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики" Мария Монтессори рассказала историю, которая послужила для нее открытием одной особенности детского поведения.
Как-то во время свободной работы детей в одном из домов ребенка Рима она обратила внимание на маленькую девочку, которая на коврике занималась с блоками цилиндров. Девочка сначала вынимала цилиндры из углублений блока, а потом вставляла их назад в соответствующие лунки. Малышка была абсолютно поглощена работой. Выражение ее личика, напряженные губки и носик, сдвинутые бровки являли абсолютную концентрацию внимания к предмету деятельности. Наставница подошла к девочке, обхватила ее руками и вместе с ковриком и блоком цилиндров стала тихонько передвигать в сторону. Но и тогда девочка не отвлеклась от своей работы.
Подобное сосредоточение маленького ребенка на своей деятельности может наблюдать любой взрослый. "О чем это он так усиленно думает?" - с улыбкой удивляемся мы, глядя на трехмесячного сыночка, разглядывающего свои пальчики. М. Монтессори называла явление детского сосредоточения концентрацией внимания, а постоянный почти "маниакальный" интерес к одной и той же деятельности или теме размышлений - поляризацией внимания. Метод ее работы с детьми во многом основывался на этих уникальных свойствах детской психики.
Разумеется, взрослые тоже могут концентрировать внимание на каком-то отдельном предмете или деятельности. Но они делают это почти всегда сознательно, под влиянием острой необходимости. Скажем, если не сосредоточишься на какой-то одной теме и не будешь обдумывать ее часами, не сможешь написать хорошую статью в газету. Или: если отвлечешься от приготовления каши, она обязательно сгорит.
У детей внимание концентрируется спонтанно и абсолютно на любой деятельности. Так же спонтанно они находят предмет своего внимания. Например, малыш только и делает, что берет в руки ножницы и режет полоски бумаги, или готов с утра до вечера забираться на табуретку и мыть в раковине посуду. Его внимание то и дело поляризуется на чем-то одном.
Если взрослый концентрирует внимание на некой деятельности ради наиболее быстрого и точного достижения поставленной цели, то ребенок сосредотачивается или поляризует свое внимание не на достижении цели, а именно на процессе деятельности.
Это удивительное природное явление может послужить идеей построения дидактического метода работы с детьми, так как понятно, что при глубокой сосредоточенности обучение проходит и быстрее, и лучше, и с большим удовольствием.
Источник: Елена Хилтунен "Уроки на корточках. Книга о воспитании детей в духе педагогики Марии Монтессори".
Необходимые условия нормализации:
• Совпадение целей всех участников образовательного и воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей.
• Специально подготовленная среда, которая соответствует возрасту и возможностям детей группы.
• Четкие правила жизни в группе, которые не только задекларированы и существуют на бумаге, а выполняются всеми, кто находится в группе: педагогами и детьми. А если это группа от 0 до 3 лет, то правила обязательно выполняют и родители.
• Родители, прислушивающиеся к рекомендациям педагогов. Желающие перестроить свои отношения с ребенком в семье так, чтобы они принципиально не отличались от отношений в группе. В результате им хочется получить ребенка – личность, а не ребенка – склад определенных знаний и навыков.