II. Участие в конкурсах различного уровня
План работы методического объединения учителей общественно – гуманитарных дисциплин
На 2016 - 2017 учебный год
Проблема школьного методического объединения учителей общественно – гуманитарных дисциплин:
«Развитие профессиональной компетентности учителя общественно-гуманитарных дисциплин как фактора повышения качества образования в условиях внедрения новых Республиканских Государственных образовательных стандартов; совершенствование педагогического мастерства учителя на основе внедрения инновационных подходов и эффективных технологий обучения и воспитания в условиях модернизации образования»
Приоритетные направления научно - методической деятельности ШМО:
- повышение качества обществоведческого образования на основе внедрения новых образовательных технологий в обучении и воспитании;
- реализация индивидуальных образовательных траекторий учителя общественно-гуманитарных дисциплин;
- научно - методическое сопровождение реализации современных подходов в преподавании общественно - гуманитарных дисциплин;
- разработка творческих идей по реализации задач компетентностно - ориентированного образования;
- научно - методическое обеспечение работы с интеллектуально - одаренными учащимися;
- активизация проектно - исследовательской, поисковой, экспериментальной деятельности как эффективного механизма повышения качества образования;
- содержательное и технологическое обновление языкового и литературного образования учащихся в контексте современных образовательных стандартов;
- воспитание гражданственности и патриотизма средствами содержательного потенциала учебных дисциплин на основе внедрения регионального компонента (уроки гражданственности; литературное, историческое, экономическое краеведение);
- непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителя, его эрудиции и компетенции.
Проблемы, требующие решения в 2016 – 2017 учебном году:
- Совершенствование профессионализма учителя общественно - гуманитарных дисциплин в условиях внедрения новых образовательных стандартов.
- Развитие профессиональной компетентности учителя общественно - гуманитарных дисциплин в измерениях инновационных подходов и технологий обучения и воспитания.
- Повышение технологической культуры педагога.
- Учебно - методическое обеспечение развития интеллектуальной одаренности учащихся.
- Повышение качества обществоведческого образования как результат праксеологической продуктивности педагога.
- Использование информационных и телекоммуникационных средств, инновационных технологий, в процессе обучения учащихся
общественно - гуманитарным дисциплинам.
- Совершенствование возможностей использования технологии дистанционного обучения учащихся.
Цели на 2016-2017 учебный год:
1. Повышение эффективности преподавания истории, обществознания, предметов филологического цикла путем применение системно - деятельностного подхода, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя.
2. Формирование знаний и интеллектуальных умений учащихся на уроках общественно - гуманитарных дисциплин.
3. Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры.
4. Содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям культуры.
5. Выявление, обобщение и распространение творческого опыта учителей.
6. Совершенствование методики использования на уроках и во внеурочной деятельности современных интерактивных педагогических технологий.
7. Изучение и внедрение в работу разнообразных методов повышения результатов обучения, воспитания и развития обучающихся.
8. Совершенствование работы по подготовке выпускников школы к ЕГЭ и ГИА.
9. Участие в творческих и интеллектуальных конкурсах, предметных олимпиадах.
Задачи на 2016 - 2017 учебный год:
1. Нацелить работу учителей на изучение основных направлений обновления содержания исторического и обществоведческого, филологического образования в условиях реализации Республиканского Государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования.
2. Совершенствовать механизмы по формированию ключевых предметных и метапредметных компетенций и универсальных учебных действий по предметам общественно - гуманитарных дисциплин.
3. Продолжить внедрение в практику уроков с использованием ИКТ для повышения профессиональной компетенции учителя и качества усвоения знаний, с учетом дифференциации обучения для всех участников образовательного процесса.
4. Разнообразить формы и методы выявления творчески работающих учителей и учащихся через участие в профессиональных конкурсах, олимпиадах, исследовательских работах, МАН.
5. Использовать личностно - ориентированные педагогические технологии, в том числе включающие элементы исследовательской и проектной деятельности школьников.
6. Осуществлять гражданско - патриотическое, нравственное воспитание учащихся.
7. Повышать интерес учащихся к изучению предметов общественно – гуманитарного цикла через внеклассные мероприятия и творческую работу.
8. Продолжить работу с одаренными детьми посредством участия в конкурсах и олимпиадах.
Основные формы учебно - методической деятельности:
- Заседания МО.
- Аттестация, повышение квалификации учителей.
- Работа учителей над темами самообразования.
- Открытые групповые консультации.
- Тематическое консультирование (содержание обучения, методика, педагогические ситуации и др.).
- Изучение педагогической системы опыта учителей, творческие отчеты.
- Индивидуальные образовательные программы: сопровождение, проблемы, результаты.
- Предметная неделя, олимпиады, конкурсы.
- Разработка методических рекомендаций в помощь учителю по ведению школьной документации; организации, проведению и анализу современного урока. Систематизация имеющегося материала, оформление тематических стендов.
- Мониторинг эффективности работы. - Профессиональные конкурсы. - Семинары. Вебинары
I. Оформление информационного пространства:
1) Стенд «МО общественно – гуманитарных дисциплин»
- состав МО
- план работы МО
- памятные даты, события
- конкурсы, викторины, экскурсии
2) Продолжение работы по насыщению кабинетов истории, филологии дидактическим материалом, наглядными пособиями
II. Участие в конкурсах различного уровня
III. Индивидуальная работа с учащимися:
- работа с одаренными детьми; - занятия с неуспевающими учащимися.
IV. Использование социокультурных и интеллектуальных ресурсов для вовлечения учащихся во внеклассную работу:
- музейные уроки; - пешеходные экскурсии; - встречи с интересными людьми; - сотрудничество с библиотеками района, города
Список членов МО
№ | Ф.И.О учителя | Образование, стаж работы, категория | Что закончил |
Резниченко Т. Е. | высшее, 24 года, высшая категория | ДонНУ, 1998 | |
Фарафонова Н. А. | высшее, 34 года, высшая категория | ДНТУ | |
Лавшук Р. В. | высшее, 6 лет, II категория | ДонНУ, | |
Распутина О.Е. | высшее,18, высшая категория | Винницкий ГПИ,1997 | |
Жукова И.В. | высшее, 27, I категория | ДГУ, 1988 | |
Кипалас Е.С. | высшее,13, I категория | ДНУ, 2003 | |
Кулишова Л.В. | высшее, 29, I категория | Орловский ГПИ,1986 г. | |
Липчанская Е.В. | высшее, 36, I категория | ДНУ, 1982 | |
Лофо Е.Н. | высшее, 18, I категория | Горловский ГИ иностран.языков, 1997 | |
Распутина И.Е. | высшее, 5, II категория | Винницкий ГПИ,1997 | |
Черевко Л.К. | высшее, 39,I категория | ДГУ, 1976 | |
Гапотченко С. В. | высшее, 3, специалист | Кировоградский пединститут им. В. Винниченко |
Темы самообразования
№ | Ф.И.О учителя | Тема |
Резниченко Т. Е. | «Повышение качества обществоведческого образования путем внедрения интерактивных технологий обучения» | |
Фарафонова Н. А. | «Изучение региональной истории в соответствии с новыми образовательными стандартами преподавания истории Отечества» | |
Лавшук Р. В. | «Компетентностно - ориентированный подход в образовательном процессе по истории и обществоведению» | |
Распутина О.Е. | Методика и технология проведения современного урока русского языка и литературы | |
Жукова И.В. | Интегрированный урок: формы и методы его проведения | |
Кипалас Е.С. | Методическое обеспечение уроков и внеклассных мероприятий по литературному краеведению | |
Кулишова Л.В. | Внедрение инновационных технологий и научных разработок в преподавание английского языка. | |
Липчанская Е.В. | Методическое обеспечение уроков и внеклассных мероприятий по литературному краеведению | |
Лофо Е.Н. | Развитие речевой компетентности учащихся на основе внедрения интегрированного и профильного обучения | |
Распутина И.Е. | Инновационный подход к формированию мотивации учебной деятельности на уроках | |
Черевко Л.К. | Технологии интерактивного обучения русскому языку и литературе | |
Гапотченко С. В. | «Эстетическое воспитание, как фактор нравственно-художественного развития личности обучающегося на уроках мировой художественной культуры» |
План работы МО учителей общественно – гуманитарных дисциплин
на 2016 - 2017 учебный год (по направлениям)
Информационное обеспечение. Работа с документами
№ | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
Изучение нормативной базы: Конституция ДНР от 14 мая 2014 г. «Закон ДНР об образовании» (№ 55-IHC от 19.06.2015); «Базисный учебный план» (приказ МОН ДНР от 01.04.2016 г. № 275); «Республиканский образовательный стандарт среднего общего и основного общего образования» (Приказ МОН ДНР № 327 от 17.07.2015 г., № 325 от 17.07.2015 г.); «Положение об аттестации педработников»; «Критерии оценивания учебных достижений учащихся по предметам обществоведческих дисциплин»; «Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики»; Концепция «Филологическое образование: Русистика» (Приказ МОН ДНР от 16.05.2016 г. № 532); Приказ МОН ДНР от 08.10.2015 № 648 «Об использовании учебников в образовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2015-2016 учебном году»; Приказ МОН ДНР от 03.08.2015 № 358 «Об утверждении Инструкции о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 № 815) | август | учителя МО | |
Изучение методических рекомендаций преподавания общественно - гуманитарных дисциплин на 2016-2017 | сентябрь | Резниченко Т. Е. | |
Утверждение календарно - тематического планирования в соответствии с программно -методическим обеспечением | сентябрь | Распутина О. Е. | |
Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями Госстандарта | Учителя МО | ||
Составление текстов олимпиадных заданий | сентябрь | Резниченко Т. Е., Распутина О. Е. | |
Составление материалов для промежуточного и итогового контроля (аттестации). Ознакомление с графиком тренировочных и диагностических работ (ПА по русскому языку) | декабрь май | Резниченко Т. Е. Распутина О. Е. | |
Знакомство с новой литературой по предметам общественно - гуманитарных дисциплин | в течение года | учителя МО |
Научно—методическая и экспериментальная работа
№ | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
Основные направления модернизации учебного процесса: дальнейшее внедрение новых современных технологий ( информационно - коммуникативная технология, личностно -ориентированная технология, компетентностно - ориентированная технология), позволяющих переосмыслить содержание урока с целью формирования основных компетентностей учащихся | в течение года | учителя МО | |
Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по предметам общественно – гуманитарного цикла | в течение года | учителя МО | |
Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения на уроках общественно – гуманитарных дисциплин | в течение года | учителя МО | |
Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей общественно – гуманитарных дисциплин | в течение года | учителя МО | |
Осуществлять наставничество над молодыми специалистами | в течение года | учителя - наставники | |
Продолжить работу учителей над темами самообразования | в течение года | учителя МО | |
Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно - практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах, МАН | в течение года | учителя МО | |
Изучать опыт работы лучших учителей района, города. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом | в течение года | учителя МО | |
Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. Проводить открытые уроки для коллег, учителей района | в течение года | учителя МО | |
Разработать инновационные уроки, методические разработки, уроки - семинары, компьютерные презентации к урокам общественно – гуманитарных дисциплин | в течение года | учителя МО | |
Накопить методический, дидактический и раздаточный материал конкретизации и персонификации исторических событий и личностей, художественных образов | в течение года | учителя МО |
Диагностическое обеспечение. Внутришкольный контроль
№ | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
Коррекция программ и календарно - тематического планирования по предметам | август | Резниченко Т. Е. | |
Проведение и анализ промежуточной аттестации по русскому языку | декабрь, май | Распутина О.Е. | |
Проведение и анализ результатов работ в рамках промежуточной аттестации по истории Отечества в 5 – 11 – х классах | декабрь, май | Резниченко Т. Е. | |
Подготовка к переводным экзаменам по истории Отечества и литературе | декабрь, май | Резниченко Т. Е. Распутина О.Е. |
Работа с учащимися
№ | Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
Организация и проведение І тура олимпиад по предметам общественно – гуманитарного цикла | сентябрь октябрь | учителя МО | |
Подготовка проектов по учебным планам | в течение года | учителя МО | |
Проведение предметной недели; проведение цикла мероприятий в рамках Года чтения в ДНР | учителя МО | ||
Участие в конкурсах различного уровня (профессиональных, ученических) подготовка педагогических инсталляций (букривер «Книги – корабли мысли!», музей одной книги «Книга, которую нужно прочесть!», методобменник «Река времени в слове!», Буккроссинг «Прочти и передай другому», дисккроссинг «Посмотри и передай другому»; проведение общереспубликанских мероприятий: День русского языка в Донбассе «Вселенная добра», Пушкинский праздник, флешмоб «Читаем Пушкина», фестиваль словесности и культуры народ Донбасса «РодНики», Краеведческий веб-квест «Я Донбассом дышу и живу» ; проведение конкурсов педагогического мастерства: «45 минут славы»; Республиканский конкурс художественного чтения и поэтического мастерства «В который раз я повторяю слова любви к родному краю» | в течение года | Резниченко Т. Е. Распутина О. Е. | |
Планирование заседаний методического объединения
№ п/п | Содержание методической работы | Форма проведения | Сроки проведения | Ответственный | Приме - чание |
1. | Изучение законодательных, нормативных документов: Конституции ДНР от 14 мая 2014 г. Закона об образовании ДНР; Образовательных Государственных Стандартов полного общего среднего образования; Концепции преподавания истории; Методических рекомендаций по изучению истории и обществознания; «Положения о дистанционном обучении»; «Временного положения о проведении аттестации педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность»; «Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики»; Концепции «Филологического образования: Русистика» | Беседа | в течение года | Члены МО | |
2. | «Системные обновления в общественно - гуманитарном образовании в условиях внедрения новых Образовательных Государственных Стандартов» | Беседа | в течение года | Резниченко Т. Е. | |
3. | «Проектное обучение как средство формирования жизненных компетенций средствами гражданского образования» | Практикум | октябрь | Члены МО | |
4. | Организация работы Web - коллегиума креативной педагогики: тренинг -клуб «Лингвистические задачи как продуктивный способ формирования языковой компетенции обучающихся» | Круглый стол | декабрь | Члены МО | |
5. | Заседание МО № 1: 1) распределение поручений, утверждение плана работы МО на год; 2) изучение методического письма Министерства образования и науки ДНР и методических рекомендаций к новому учебному году; 3) анализ рабочих программ; рекомендованных учебников на 2016-2017 уч. г.; обзор новинок учебно - методической литературы и профессиональных журналов; 4) рассмотрение календарно - тематических планов учителей общественно – гуманитарных дисциплин на 2016 – 20117 учебный год; 5) изучение новых форм контроля, критериев оценивания знаний по предметам общественно – гуманитарных дисциплин; 6) утверждение олимпиадных заданий; 7) анализ результатов ГИА за 2015-2016 учебный год; 8) ознакомление с учебной программой курса «Уроки гражданственности Донбасса» | Беседа | август | Резниченко Т.Е. Члены МО | |
6. | Участие в заседаниях методического совета школы | в течение года | Резниченко Т.Е. | ||
7. | Внедрение проектной методики в практику обучения обществоведческим дисциплинам | Обмен опытом | сентябрь | Резниченко Т.Е. | |
8. | Участие в работе творческих групп района, интерактивных конкурсах, работе МАН, вебинарах; МАН «Юниор» | в течение года | Члены МО | ||
9. | Система работы с одаренными детьми, подготовка «олимпийского резерва» | Консультации | в течение года | Резниченко Т.Е. | |
10. | Работа с аттестующимися учителями | Обмен опытом | в течение года | Резниченко Т.Е. | |
11. | «Инновационные формы и методы обучения, их роль в развитии интеллектуальных способностей учащихся при изучении предметов общественно – гуманитарных дисциплин» | « Круг идей» | в течение года | аттестующиеся учителя | |
12. | Заседание МО № 2: 1) итоги участия учащихся в I этапе Республиканской ученической олимпиады по предметам общественно - гуманитарных дисциплин; 2) беседа с аттестующимися учителями; составление графика открытых уроков и внеклассных мероприятий; 3) «Краеведение Донбасса как компонент современного гуманитарного образования»; 4) внедрение в практику инновационных проектных технологий; 5) составление и утверждение графика проведения консультаций; 6) участие в Республиканской электронной конференции «Современные образовательные технологии в контексте реализации задач государственных стандартов общего образования в области общественно – гуманитарных дисциплин»; 7) разное | Беседа | октябрь | Резниченко Т.Е. Жукова И. В. Липчанская Е. В. Резниченко Т.Е. | |
13. | «Формирование патриотической компетентности у обучающихся на уроках гражданственности Донбасса» | Обмен опытом | ноябрь | Черевко Л. К. | |
14. | Презентация науки. Ученый – учителю! Подготовка к МАН | Беседа | ноябрь | Лофо Е. Н., Лавшук Р. В. | |
15. | Планирование открытых уроков и внеклассных мероприятий в рамках предметной недели общественно – гуманитарных дисциплин | Разработки | декабрь | Резниченко Т.Е. Распутина О. Е. | |
16. | Заседание МО № 3: 1) итоги II этапа Республиканской ученической олимпиады по предметам общественно – гуманитарных дисциплин; 2) «Повышение ИКТ – компетентности учителя»; 3) планирование открытых уроков, взаимопосещение уроков аттестующихся учителей, молодых специалистов; 4) «Активизация познавательной деятельности через интегрированное обучение»; | Реферат «Круглый стол» | январь | Резниченко Т.Е. Кулишова Л. В. аттестующиеся учителя | |
17. | «Педагогические достижения, качество преподавания и результаты образовательного процесса» (результаты ПА по русскому языку) | Результаты мониторинга | март | Резниченко Т.Е. Распутина О. Е. | |
18. | Участие в заседаниях школьной аттестационной комиссии. Творческий отчет о работе аттестующихся учителей | в течение года | Резниченко Т.Е. | ||
19. | Заседание МО № 4: 1) ознакомление с инструкциями об окончании учебного года; 2) анализ работы ШМО за год, предварительное планирование; 3) отчет о работе с одаренными учащимися; 4) утверждение текстов заданий для переводных экзаменов, ГИА и экстерната; 5) отчет о работе по подготовке учащихся к ГИА и вступительным экзаменам по истории Отечества, русскому языку, литературе, английскому языку 6) «Технология проблемного диалога как средство формирования и развития коммуникативных способностей учащихся на уроках общественно – гуманитарных дисциплин 7) неделя патриотического воспитания: (мероприятия, посвященные 72 – й годовщине Великой Победы) | Реферат | май | Резниченко Т.Е. Кипалас Е. С. Фарафонова Н. А. |