Оборудование необходимое для проведения занятий данного курса
- магнитофон
- диски, кассеты с записями классической музыки
- бумага
- фломастеры, карандаши, краски
- веревки
- палатки, рюкзаки, спальники, коврики
- видеомагнитофон, телевизор
Для успешной реализации данной программы весьма важная роль отводится таким факторам как:
- личность педагога. Важно, чтобы педагог любил детей, верил в особенность и неповторимость каждого своего воспитанника, был наполнен оптимизмом
- взаимодействие педагога и родителей. Необходимо, чтобы темы, которые затрагиваются на занятиях, обсуждались бы в семье
- духовно-нравственная направленность каждого занятия. Высшей целью своей работы педагог должен видеть не сумму знаний (умений, навыков), а создание духовно-нравственного фундамента личности
- отсутствие поучающего характера занятий. Совместный поиск педагога и детей. Педагог лишь сопровождает учащихся в их поиске
- педагогу необходимо иметь знание и практику работы в скаутской системе
Прогнозируемый результат
- бережное отношение к окружающему миру и людям
- философствование, стремление объяснять и понимать жизнь, мироздание
- умение общаться, сотрудничать
- умение свободно обсуждать, высказывать собственное мнение
- умение анализировать притчи, легенды, сказки
- умение правильно вести себя в лесу
- владение навыками выживания в сложных условиях: оказание первой медицинской помощи, разжигание костра, приготовление пищи, утилизация отходов, знание съедобных и лечебных трав, завязывание узлов, установка палатки, постройка патентов…
- умение ориентироваться в любых условиях
УЧЕБНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
№ | Тема занятий | Теория | Практика | Всего |
Вводное занятие, знакомство | ||||
Скаутское движение: метод, история, принципы | ||||
Лидерство | ||||
Часы общения | ||||
Единство с природой | ||||
Творческие мастерские | ||||
Всего |
ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ, ЗНАКОМСТВО
Адаптация ребят, знакомство, создание доверительной атмосферы, выработка правил работы в группе. Ознакомление с программой.
ТЕМА 2. СКАУТИНГ: МЕТОД, ИСТОРИЯ, ПРИНЦИПЫ
В данном разделе происходит углубление знаний по истории скаутской организации, деятельности скаутов в Царской Росси и в Белоруссии. Подростки по-новому осмысляют удивительный мир со своими законами, правилами, знаками отличия, символами. Рассматриваемые темы:
- история создания скаутской организации
- личность, жизнь и деятельность основателя
- скаутские Законы и их значение
- торжественное обещание, гимн
- структура организации, патрульная система
- символика
- форма, знаки отличия
ТЕМА 3.ЛИДЕРСТВО
Занятия с элементами тренинга, беседы, философствование на темы:
- современное состояние скаутского движения в Беларуси
- роль лидера в скаутской воспитательной системе
- возрастные особенности и формы работы с младшими школьниками
- возрастные особенности и формы работы с младшими подростками
- психология малой группы (патруля)
- динамика работы с патрулем
- особенности построения занятий по скаутингу
- психология эффективного общения
- ситуации конфликта и стратегии их разрешения
- формирование команды
- развитие лидерских качеств
ТЕМА 4.ЧАСЫ ОБЩЕНИЯ
Часы общения предполагают чтение специальной литературы, обыгрывание жизненных ситуаций, работа в малых группах, обсуждения и размышления на заданные темы. На занятиях происходит формирование лидерских качеств старших подростков, их подготовка к работе с патрулями в соответствии со скаутской системой.
- Красота благородства
- Величие души
- Верность слову
- Законы доброты
- Умение не завидовать
- Поиск истины
- Во имя ближнего
- Подвиг любви
- Философия любви
- Любовь к родине
- Голос мечты
- Тайна милосердия
- Быть ответственным
- Способность радоваться
- Если ты справедливый
- Стойкость в испытаниях
- Человечность
- Свет улыбки
ТЕМА 5.ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ
Включает занятия, на которых ребята будут осваивать важные навыки единения с природой. Ребята ознакомятся с природными богатствами своей страны. Научаться находить выход из экстремальных ситуаций. В ходе виртуальных экскурсий ребята более детально познакомятся с достопримечательностями своей страны.
- гимн Беларуси, флаг, герб
- природное разнообразие Беларуси
- Границы Беларуси (площадь Беларуси, число жителей)
- Города: Минск, Могилёв, Гомель, Брест, Витебск, Гродно
- Реки: Нёман, Березина, Зап.Двина, Днепр, Припять
- Озёра: Нарочь, Плиса, Браславские озера, Свирь, Лукомское
- белорусские художники
- храмы и костелы
- правила поведения в лесу
- места отдыха
- ориентирование
- определение погоды
- оказание первой медицинской помощи
- знаки
- узлы
- свистки
- приготовление пищи на костре
- костры
- КИМ
ТЕМА 6.ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ
Культура приходит к человеку через красоту и творчество, поэтому в программу включены творческие мастерские, где ребята занимаются творчеством (творческие игры, рисование, аппликация, поделки из природного материала)