С п е ц и а л ь н а я п е д а г о г и к а
Общая педагогика Социология Психология
Философия Право Медицина Лингвистика Психолингвистика Информатика
47.Основные приемы создания ситуации радости познания на коррекционно-развивающих уроках – это…………….
Варианты ответов:
1)ситуация успеха, 2) мнимый успех, 3) умышленная ошибка, 4) обращение к опыту школьника, 5) эврика, 6) рационализация, 7)сублимация.
Задачи
Задача № 1
Игорь Н. 16 лет. Начиная с уроков истории, Игорь очень заинтересовался Древним Египтом. Много читает по истории Египта и по истории вообще. Свободно оперирует обширным запасом знаний в этих областях, считая это основной ценностью.
Систематически занимается иностранными языками, читает иностранную научную литературу в подлиннике. Рационален, предпочитает общество взрослых, занимающихся гуманитарными науками.
В школе склонен к нравственным поучениям соучеников и учителей, подчеркивая принципиальные различия в мировоззрении и знаниях между собой и всеми остальными. Холодно учтив . . . Склонен интерпретировать собственное поведение, прибегая к широким историко-философским обобщениям . . .
(Из наблюдений Н.А. Скроцкого)
Вопросы:
1. Какие личностные особенности у Игоря Н. являются ведущими?
2. Имеют ли место признаки школьной дезадаптации?
3. Как должны вести себя учителя, классные руководители?
Задача № 2
У Лары П. (14 лет) возник конфликт с учительницей из-за опоздания. Девочку отправили домой, резко осудив её за лень. Лара пришла вся в слезах, долго не могла успокоиться; в течение 3 дней была раздражительна, не терпела возражений, потом все прошло.
(из наблюдений А.П. Кудрявцева)
Вопросы:
1. Какое состояние развилось у Лары П. после конфликта в школе?
2. Как предупредить развитие этого состояния?
Задача № 3
Вася С. 10 лет 10 месяцев. Заикается с 8 лет. Стал отказываться отвечать по вызову педагога: «Ребята смеются». Стал вялым, несколько застенчивым, тихим, вечно колеблющимся, нерешительным, робким ребенком. Последнее время начал явно предпочитать одиночество. Начинает речь торопливо, точно боится опоздать сказать, и тут же происходит задержка. (Из наблюдений Т.П. Симсона)
Вопрос:
1. На формирование каких новых личностных особенностей ребенка повлияло его заикание и отношение окружающих к дефекту?
Задача № 4
20 новосибирских школьников были доставлены в больницу в тяжелом состоянии из-за отравления медным купоросом. Их отравили 8-классники, вдохновленные «хорошей доброй сказкой». На перемене школьники украли в кабинете химии особо опасный яд, подошли к 4-классникам, дали им емкость, сказав, что в ней волшебный напиток, сделанный по рецепту Гарри Поттера.
Вопросы:
1. Чем можно объяснить поведение восьмиклассников и излишнюю доверчивость четвероклассников?
2. Ваша реакция на совершенное восьмиклассниками и доверчивость четвероклассников?
Задача № 5
Виталик А. (9 лет) сломал ногу и ходил в гипсе больше года. Одна нога Виталика стала короче на 4 см. Он стал сильно прихрамывать. Отец Виталика (алкоголик) часто смеялся над походкой сына, называя его хромоножкой. Насмешки отца вызывали нервное расстройство. Когда Виталику исполнилось 13 лет, отец, придя в школу,в очередной раз при одноклассниках оскорбил сына. Виталий громко закричал, стал топать ногами, бить себя по голове, выбежал на улицу с криками: «Я тебя ненавижу…Я тебя убью…» После этого случая Виталик перестал посещать школу, отказался перейти в другую, разговаривал только с мамой.
Что произошло с Виталиком? Как называется это состояние?
Задача № 6
Маша К. (5 лет) вместе со старшей сестрой вечером посмотрела фильм ужасов. Когда Маша стала засыпать, сестра испугала ее ужасом из просмотренного фильм. Ночью Маша помочилась в постель. Утром родители пристыдили дочь : «Ты уже большая, в туалет должна ходить самостоятельно. Будешь мочиться в постель, придет злой дядя и заберет тебя». Маша с тех пор стала мочиться по ночам постоянно.
Какое заболевание развилось у Маши?
Задача № 7
Костя А. (13 лет.) Родители заметили, что у Кости нет друзей-сверстников. Все друзья на 5-6 лет младше. На прогулках Костя всегда держит мать за руку, спит при включенном свете, на праздники просит подарки, которые обычно покупают детям дошкольного возраста, желания общаться с девочками не проявляет, в школу ходить не хочет…
Признаки какого заболевания появились у Кости?
Задача № 8
Света А. (11 лет.) на уроке физкультуры получила травму от удара футбольным мячом по голове. В больницу не обратилась и родителям ничего не сказала. Через неделю у Светы начались головные боли, которые со временем усилились. Света не стала успевать по многим предметам. Родители, не зная причины, ругали Свету, усугубляя тем самым ее состояние. У девочки, появилась апатия, слабость в ногах, общий дискомфорт.
Чем вызвано подобное состояние и поведение у школьницы?
Задача № 9
Надя (8 лет) попала в автомобильную аварию, повредила левое полушарие головного мозга. В результате девочка потеряла способность говорить. После долгого лечения и занятий речь частично восстановилась. Надя затруднялась в построении осмысленной фразы, очень долго выполняла и усваивала лишь простейшие задания.
Какое заболевание развилось у Нади после аварии?
Задача № 10
Наташа П. (13 лет.) Перед окончанием 3-й учебной четверти у Наташи возник конфликт с учителем географии из-за неуспеваемости. О неуспеваемости было сообщено родителям. Дома состоялся большой скандал, обстановка была напряженной в течение 3 дней. На 4-е сутки у Наташи возникли сильные продолжительные боли в области живота, она была доставлена в больницу.
С чем связаны расстройства желудка Наташи, какое заболевание могло возникнуть?
Задача № 11
Дима Д. (13 лет). Сидя за компьютером ночами, Дима испортил зрение и вынужден был носить очки. В классе его начали обзывать очкариком, неполноценным человеком. Дима это болезненно переживал, стал отдаляться от друзей и родственников, стал пропускать уроки, перестал посещать школу. Какое состояние развилось у Димы? В какое заболевание может перерасти данное состояние?
Задача № 12
Лена Г. (14 лет). Получила двойку за поведение на уроке литературы. Ответная реакция: Лена встала, громко обозвала учителя и вышла из класса, хлопнув дверью. До этого случая уроки литературы Лена посещала с удовольствием, внимательно слушала учителя. После произошедшего стала грубить учителю, срывать уроки…
Чем объяснить подобное поведение? Что может последовать?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ