Сведения об учреждениях для детей с нарушением слуха

по РСФСР (на 1 июня 1924 г.)

№ п/п Город Число учреж­дений Тип учреждения Число уча­щихся Число педа­гогов Бюд­жет
Архангельск Школа М*
Вельск Школа Г**
Воронеж Школа ? М
Вятка Детдом ? Г
Екатерин­бург Детдом М
Иркутск Школа Г
Казань Школа М
Калуга Детдом М
Кострома Школа М
Красноярск Школа Г
Кубань Школа ?
Курск Школа ?
Ленинград Детдома ? Г(1)/ М(3)
Марксштадт Школа ?
Москва I. Ин-т глухонемых II. Ин-т глухонемых Детдом (Пере­рва) Дошкольные детдома (4) Отделение оглохших ? ? ? ? M M M M M
Орёл Детдом M
Пенза Колония (сов­хоз) M
Пермь Школа ? M
Ростов-на-Дону   Школа Детдом (дошк.) ? ? M M
Самара Школа M
Саратов Школа M
Тамбов Школа M
Тверь Ин-т глухоне­мых M
Томск Школа ? M
Тотьма Школа M
Тула Школа M
Царицын Школа M
Чита Школа ? M
Шуя Школа M
Ярославль Ин-т глухоне­мых М  
  Итого: Школы — 24 Детдома — 7 Детдома до­школьные — 4 Колония — 1 Институты — 4 Клиническое отд. —1 ме­нее   Г-5 М-36  

* Местный бюджет.

** Государственный бюджет.

Наряду с учебными заведениями, перечисленными в таб­лице 1, в Астрахани, Владимире, Ленинграде и Пскове функ­ционировали дошкольные учреждения для глухих детей. Дан­ные о численности педагогов по ряду учреждений отсутству­ют. Финансировалось подавляющее большинство заведений для детей с нарушением слуха из городских бюджетов, читин­ская школа существовала на средства городского Союза глу­хонемых.

Статистические данные по ряду учреждений неточны, а по­тому официальный суммарный показатель «менее 2500 детей», (см. таблицу 1) весьма условен. Говорить о росте числа вос­питанников сравнительно с предреволюционными годами нет оснований, для оценки же условий, созданных для глухих де­тей в советских учебных заведениях, воспользуемся официаль­ным отчётом, опубликованным в 1924 г.

«Сеть детских учреждений для глухонемых ещё очень неболь­шая, количество детей, захваченных детскими домами, ещё крайне незначительно. Если по Москве и Московской губернии до 30% всех глухонемых детей захвачены детскими учреждениями, то по всей РСФСР не больше 4—5% имеют возможность обучаться в уч­реждениях Наркомпроса.

Распределение учреждений по республике крайне неравномер­но, и есть целые районы, не имеющие ни одного учреждения для глухонемых детей, нет учреждений для глухонемых в Брянске, Гоме­ле, Смоленске, Новгороде, Нижнем Новгороде и некоторых других городах, а отсюда, естественно, возникла необходимость реформировать некоторые из существующих учреждений в областные для нескольких смежных губерний, расширение их и углубление в них педагогической работы.

Материальная база.Все детские учреждения для глухонемых содержатся на средства ГубОНО, почти при полном отсутствии шефства.

Средства, отпускаемые ГубОНО на содержание детских учреж­дений, крайне минимальны, а поэтому, в общем, учреждения обо­рудованы и снабжены всем необходимым чрезвычайно бедно. По­мещений, специально построенных для глухонемых детей, немного; в большинстве же случаев детские учреждения находятся в частных зданиях, иногда не соответствующих своему назначению. Прекрас­ное здание Института глухонемых детей в Москве — по Донской ул., №49, построенное в 1876 г. и расширенное в 1904 и 1908 гг., рас­считанное на 180 детей, вмещает в настоящее время до 240 детей. <...> Подобно московскому учреждению, имеют хорошие, вполне отвечающие своему назначению помещения: Институт для глухонемых в Ленинграде, в Казани, небольшой детский дом в Калуге, Туле и некоторых других городах. <...> Из детских учреждений для глухонемых, открытых в революционный период, имеют удов­летворительные помещения институты ярославский и тверской. <...> Ряд других детских учреждений глухонемых, открытых преимущест­венно в недавнее время, страдают тем или другим недостатком. <...> Отсутствие специальных учебников крайне затрудняет работу педагогов с глухонемыми. <...> Екатеринбургский детский дом— учебники — 1 экземпляр букваря Рау и 1 экземпляр Лаговского, и те —не собственность школы. <...>

Дети.<...> В настоящее время в сети детских учреждений для глухонемых имеются детские сады, детские дома для дошкольни­ков, детские дома для школьного возраста и подростков, но нет строгого обособления по «видам глухонемоты», и в будущем, есте­ственно, необходимо создать специальные детские учреждения об­ластного масштаба для тугоухих, поздно оглохших и для умственно отсталых глухонемых детей.

Всего глухонемых детей во всех детских учреждениях РСФСР около 2500 детей, в том числе около 150 человек слепоглухонемых в возрасте от 2 до 18 лет. <...>

И в учреждениях для глухонемых детей, вследствие ещё крайне недостаточной сети этих учреждений, приходится соблюдать клас­совый принцип при приёме детей в учреждения и в первую очередь давать место детям рабочих и крестьян, преимущественно сиротам и полусиротам, а затем уже и детям других лиц.

Педагоги.Всего педагогов в детских учреждениях для глухоне­мых с отофонетическим институтом и Казанским детским домом около 400 человек. <...> Есть учреждения, которые имеют вполне удовлетворительный состав педагогов, а есть и такие, где педаго­гический коллектив состоит из лиц, совершенно незнакомых с де­лом обучения глухонемых детей. <...>

Задачи и цели учреждений.Просматривая отчёты о работе учреждений, мы имеем ряд указаний на цели и задачи детского дома для глухонемых. Все эти указания можно свести в конечном итоге к следующей простой формулировке, данной Тульским дет­ским домом: «Детский дом глухонемых ставит целью, помимо об­щего развития детей и приобщения глухонемых детей к обществу нормальных, воспитать из детей сознательных граждан, могущих своим трудом содержать себя и не быть в тягость обществу». <...>

По общественно-политическому воспитанию... ставятся следую­щие задачи: «Общественно-политическое воспитание должно за­ключаться в подготовке детей, в доступной для глухонемого ре­бёнка форме, к пониманию окружающей общественно-политической жизни, к усвоению основных идей коммунизма и к стремлению воплотить их в жизнь». <...> Задачами и целями, указанными выше, и характеризуется педагогическая работа учреждения.

Прежде всего, является, конечно, необходимым и неизбежным научить глухонемого ребёнка произношению слов и пониманию го­ворящего с губ. <...>

Выводы:

1. детские учреждения для глухонемых детей имеются ещё в крайне недостаточном количестве: подавляющий процент глухонемых детей находится за бортом школы, вне стен детского сада, детского дома, и, следовательно, выйдут в будущем инва­лиды труда, а чтобы этого избежать, необходимо при первой же возможности развернуть шире сеть детских учреждений для глухо­немых;

2. необходимо обратить самое серьёзное внимание на снабже­ние учреждений учебниками и учебными пособиями...

3. пересмотреть помещения, занимаемые глухонемыми детьми, на предмет замены некоторых из них более соответствующими, со­гласно требованиям санитарии, гигиены и сурдопедагогики;

4. усилить работу по общественно-политическому воспитанию глухонемых детей, обратив особое внимание на организацию дет­ской среды, связь с детским и юношеским движением;

5. по повышению квалификации педагогического персонала не­обходимо систематически устраивать центральные курсы — практи­кумы, как по узкой специально-педагогической и методической ра­боте, так и по вопросам общественно-политическим;

6. для привлечения в среду работников с глухонемыми более активных, более современных и вместе опытных педагогов необхо­димо улучшить материальное положение работников с глухонемы­ми детьми».

Итак, Наркомпрос РСФСР признал организацию обучения детей с нарушением слуха неудовлетворительной, а ведь Рос­сия обладала в этой сфере вековым опытом. Как же обстояло дело с обучением слепых, история которого в империи насчи­тывала менее тридцати лет?

Выступая на Всероссийской конференции по борьбе с дет­ской дефективностью, профессор М. К. Мухин приводит лю­бопытные цифры. «В России свыше 1/4 миллиона слепых. Из них до 65% по возрасту и болезненности должны считаться инвалидами. До 35% слепых дошкольного, школьного и тру­доспособного возраста нуждаются в соответственном их воз­расту общем и профессиональном воспитании и образовании» (доклад «Воспитание и образование слепых детей в России», 1921). По расчётам М. К. Мухина, в специальном обучении нуждалось более 90 тысяч человек, школу же в 1924 г. посе­щало менее семисот незрячих (см. табл. 2).

Таблица 2

Наши рекомендации