Краткое изложение теоретических вопросов. 1. Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий воспитанников
1. Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий воспитанников. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д.
2. Наказание — это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов во внутренние.
Известны виды наказания, связанные с наложением дополнительных обязанностей; лишением или ограничением определенных прав; выражением морального порицания, осуждения. В современной школе практикуются разнообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий, исключение из школы и др. Внутри этих общих форм — большое разнообразие конкретных форм наказаний, однако их тоже можно подразделить на наказания, осуществляемые по логике «естественных последствий»; традиционные наказания; наказания-экспромты.
3. Педагог, вынося оценку, должен каждый раз обосновывать ее, руководствуясь логикой и существующими критериями. Опытные учителя знают об этом и постоянно обращаются к такому обоснованию, что и предохраняет их от конфликтов с обучаемыми.
Педагог должен сознательно стремиться к объективной и реальной оценке выполненной учащимся работы.
Применительно к дошкольникам:
- оценка должна носить положительный характер
- в младшем возрасте дается общая оценка, в старшем – более конкретная.
4. Субъективно-прагматический метод стимулирования деятельности и поведения воспитанников основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно. Развитие общественных и экономических отношений с раннего детства погружает детей в жестокую конкурентную борьбу и заставляет готовиться к жизни со всей серьезностью. Не удивительно, что школьное воспитание в развитых странах приобретает все более утилитарный характер и подчинено, по сути, одной главной цели — найти после окончания учебного заведения работу, не остаться без средств к существованию.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключается суть метода поощрение, его особенности?
2. В чем заключается суть метода наказание, его характеристика?
3. Каковы правила использования педагогической оценки?
4. В чем заключается суть субъективно – прагматический метод стимулирования?