Назовите типичные детей ошибки при составлении арифметических задач.

Соотнесите и заполните таблицу.

В Г Д А Б
1. Задача, содержание которой непосредственно отражает жизнь самих детей, т. е. то, что они только что делали или обычно делают; А. Задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка
2. Задача, в которой при помощи игрушек создается простор для разнообразия сюжетов, для игры воображения (в них ограничиваются лишь тематика и числовые данные); Б. Текстовая задача
3. Простые задачи, при решении которых надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действий; В. Задача-драматизация
4. Простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифме­тических действий, т. е. какое арифметическое действие соответ­ствует той или иной операции над множествами (сложение или вычитание); Г. Задача-иллюстрация
5. Описание некоторой ситуации на естест­венном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или оп­ределить вид этого отношения. Составные части задачи: условия и требования; Д. Задачи на нахождение неизвестных компонентов
           

Перечислите и раскройте основные терминологические понятия темы.

· Арифметическая задача – это простейшая, сугубо мате­матическая форма отображения реальных ситуаций, которые одновременно близки и понятны детям и с которыми они ежедневно сталкиваются;

· Задача– этотекст, содержащий численные компоненты;

· Задача-драматизация – задача, содержание которой непосредственно отражает жизнь самих детей, т. е. то, что они только что делали или обычно делают;

· Задача-иллюстрация – задача, в которой при помощи игрушек создается простор для разнообразия сюжетов, для игры воображения (в них ограничиваются лишь тематика и числовые данные);

· Задачи на нахождение неизвестных компонентов -простые задачи, при решении которых надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действий;

· Задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка -простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифме­тических действий, т. е. какое арифметическое действие соответ­ствует той или иной операции над множествами (сложение или вычитание);

· Отсчитывание –это прием, когда от известной уже суммы вычитается число (разбитое на единицы) последовательно по 1: 8-3 = 8-1-1-1=7-1-1=6-1=5.

· Присчитывание –это прием, когда к известному уже числу прибавляется второе известное слагаемое, которое разбивается на единицы и присчитывается последовательно по 1: 6 + 3 = 6+1 + 1 + 1=7+1 + 1=8+1=9;

· Простые задачи – задачи, решаемые одним действием (сло­жением или вычитанием);

· Решить задачу – значитвыполнить арифметические действия, определенные условием, и удовлетворить требованию задачи;

· Структура текста задачи – условие и требование(которое не всегда выражено в форме вопросительного предложения);

· Текстовая задача – описание некоторой ситуации на естест­венном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или оп­ределить вид этого отношения. Составные части задачи: условия и требования;

3. Вставьте слова в текст:

Арифметическими, Сложение, Поэтапно, Взаимосвязь, Действиями, Вычитания, Рассматривания, Задачи, Упражнений, Суммы, Первое, Взаимосвязи, Вычитанием

Назовите типичные детей ошибки при составлении арифметических задач.

1. Вместо задачи составляется рассказ:

«На листе сидят две гусеницы, а на траве еще одна. Они все поедают».

2. В задаче правильно воспринимается вопрос, но отсутствует фиксация числовые данных:

«Шла девочка и уронила флажок. Сколько стало флажков?»

3. Вопрос заменяется ответом-решением:

«Девочка держала флажки в руках. В этой два и в этой два. Если сложить, получится четыре».

5. Какой вывод позволяют сделать типичные детей ошибки при составлении арифметических задач?

· самостоятельное составление задачи даже при наличии наглядного материала является более трудной деятельностью, чем нахождение ответа при решении готовых задач;

· дети усваивают структуру задачи отрывочно, не полностью, поэтому не все ее компоненты присутствуют в составленных ими задачах;

· воспитатели мало исполь­зуют разнообразный наглядный материал при обучении составлению задач.

6. Заполните схему «этапы обучения дошкольников решению арифметических задач», дайте краткое описание:

Назовите типичные детей ошибки при составлении арифметических задач. - student2.ru

7. Решите педагогическую задачу и ответьте на поставленные вопросы:

На первом занятии по составлению арифметических задач детей просят повторить составленную задачу. Лена повторила задачу так: «Катя поставила на стол 4 чашки. Мама дала Кате еще 2 чашки. На столе теперь 6 чашек». Паша повторил эту задачу так: «Мама дала Кате чашки: сначала 4, затем 2. Сколько чашек стало у мамы?»

Вопросы:

1) Какие ошибки допустили дети? Чем вызваны эти ошибки?

2) Какую работу нужно провести воспитателю на этом занятии, чтобы дети правильно составляли задачи?

8. Какая из нижеприведенных задач составлена неправильно:

а) «Петя вылепил 1 мишку и несколько зайчиков. Всего он вылепил 7 фигур. Сколько зайчиков вылепил Витя?»;

б) «Девочка держала флажки и руках. В этой два и в этой два. Если сложить, получится четыре»; (+)

в) «Дети сделали 8 гирлянд на елку. Когда они повесили на елку несколько гирлянд, у них осталась одна гирлянда. Сколь­ко гирлянд повесили на елку?»;

г) «Леша вылепил 6 морковок, я Костя на одну больше. Сколько морковок вылепил Костя?».

9. Каковы требования к картинкам, иллюстрирующим арифметические задачи?

· простота сюжета;

· динамика содержания;

· ярко выраженные количественные отношения между объектами.

Такие картинки готовятся заранее, некоторые из них издаются. На одних из них все предопределено: и тема, и содержа­ние, и числовые данные.

Например, на картине изрисованы три легковых и одна грузовая машина. С этими данными можно соста­вить 1—2 варианта задач.

Но задачи-картинки могут иметь и более динамичный харак­тер. Например, дается картина-панно с фоном озера и берега; на берегу нарисован лес. На изображении озера, берега и леса сделаны надрезы, в которые можно вставить небольшие контур­ные изображения разных предметов. К картине прилагаются на­боры таких предметов, по 10 штук каждого вида: утки, грибы, зайцы, птицы и т. д. Таким образом, тематика и здесь предопре­делена, но числовые данные и содержание задачи можно в известной степени варьировать (утки плавают, выходят на берег и др.) так же, как создавать различные варианты задач о грибах, зайцах, птицах.

Сделать задачу-картинку может и сам воспитатель.

Например, по рисунку вазы с пятью яблоками и одним яблоком на столе около вазы дети могут составить задачи на сложение и вычита­ние.

10. Верно ли следующее определение:

«Прием, когда от известной уже суммы вычитается число (разбитое на единицы) последовательно по 1: 8-3 = 8-1-1-1=7-1-1=6-1=5 - это прием присчитывания».

а) Да, верно

б) Нет, это прием отсчитывания +

Наши рекомендации