Назовите типичные детей ошибки при составлении арифметических задач.
Соотнесите и заполните таблицу.
В | Г | Д | А | Б | |
1. Задача, содержание которой непосредственно отражает жизнь самих детей, т. е. то, что они только что делали или обычно делают; | А. Задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка | ||||
2. Задача, в которой при помощи игрушек создается простор для разнообразия сюжетов, для игры воображения (в них ограничиваются лишь тематика и числовые данные); | Б. Текстовая задача | ||||
3. Простые задачи, при решении которых надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действий; | В. Задача-драматизация | ||||
4. Простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий, т. е. какое арифметическое действие соответствует той или иной операции над множествами (сложение или вычитание); | Г. Задача-иллюстрация | ||||
5. Описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или определить вид этого отношения. Составные части задачи: условия и требования; | Д. Задачи на нахождение неизвестных компонентов | ||||
Перечислите и раскройте основные терминологические понятия темы.
· Арифметическая задача – это простейшая, сугубо математическая форма отображения реальных ситуаций, которые одновременно близки и понятны детям и с которыми они ежедневно сталкиваются;
· Задача– этотекст, содержащий численные компоненты;
· Задача-драматизация – задача, содержание которой непосредственно отражает жизнь самих детей, т. е. то, что они только что делали или обычно делают;
· Задача-иллюстрация – задача, в которой при помощи игрушек создается простор для разнообразия сюжетов, для игры воображения (в них ограничиваются лишь тематика и числовые данные);
· Задачи на нахождение неизвестных компонентов -простые задачи, при решении которых надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действий;
· Задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка -простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий, т. е. какое арифметическое действие соответствует той или иной операции над множествами (сложение или вычитание);
· Отсчитывание –это прием, когда от известной уже суммы вычитается число (разбитое на единицы) последовательно по 1: 8-3 = 8-1-1-1=7-1-1=6-1=5.
· Присчитывание –это прием, когда к известному уже числу прибавляется второе известное слагаемое, которое разбивается на единицы и присчитывается последовательно по 1: 6 + 3 = 6+1 + 1 + 1=7+1 + 1=8+1=9;
· Простые задачи – задачи, решаемые одним действием (сложением или вычитанием);
· Решить задачу – значитвыполнить арифметические действия, определенные условием, и удовлетворить требованию задачи;
· Структура текста задачи – условие и требование(которое не всегда выражено в форме вопросительного предложения);
· Текстовая задача – описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или определить вид этого отношения. Составные части задачи: условия и требования;
3. Вставьте слова в текст:
Арифметическими, Сложение, Поэтапно, Взаимосвязь, Действиями, Вычитания, Рассматривания, Задачи, Упражнений, Суммы, Первое, Взаимосвязи, Вычитанием
Назовите типичные детей ошибки при составлении арифметических задач.
1. Вместо задачи составляется рассказ:
«На листе сидят две гусеницы, а на траве еще одна. Они все поедают».
2. В задаче правильно воспринимается вопрос, но отсутствует фиксация числовые данных:
«Шла девочка и уронила флажок. Сколько стало флажков?»
3. Вопрос заменяется ответом-решением:
«Девочка держала флажки в руках. В этой два и в этой два. Если сложить, получится четыре».
5. Какой вывод позволяют сделать типичные детей ошибки при составлении арифметических задач?
· самостоятельное составление задачи даже при наличии наглядного материала является более трудной деятельностью, чем нахождение ответа при решении готовых задач;
· дети усваивают структуру задачи отрывочно, не полностью, поэтому не все ее компоненты присутствуют в составленных ими задачах;
· воспитатели мало используют разнообразный наглядный материал при обучении составлению задач.
6. Заполните схему «этапы обучения дошкольников решению арифметических задач», дайте краткое описание:
7. Решите педагогическую задачу и ответьте на поставленные вопросы:
На первом занятии по составлению арифметических задач детей просят повторить составленную задачу. Лена повторила задачу так: «Катя поставила на стол 4 чашки. Мама дала Кате еще 2 чашки. На столе теперь 6 чашек». Паша повторил эту задачу так: «Мама дала Кате чашки: сначала 4, затем 2. Сколько чашек стало у мамы?»
Вопросы:
1) Какие ошибки допустили дети? Чем вызваны эти ошибки?
2) Какую работу нужно провести воспитателю на этом занятии, чтобы дети правильно составляли задачи?
8. Какая из нижеприведенных задач составлена неправильно:
а) «Петя вылепил 1 мишку и несколько зайчиков. Всего он вылепил 7 фигур. Сколько зайчиков вылепил Витя?»;
б) «Девочка держала флажки и руках. В этой два и в этой два. Если сложить, получится четыре»; (+)
в) «Дети сделали 8 гирлянд на елку. Когда они повесили на елку несколько гирлянд, у них осталась одна гирлянда. Сколько гирлянд повесили на елку?»;
г) «Леша вылепил 6 морковок, я Костя на одну больше. Сколько морковок вылепил Костя?».
9. Каковы требования к картинкам, иллюстрирующим арифметические задачи?
· простота сюжета;
· динамика содержания;
· ярко выраженные количественные отношения между объектами.
Такие картинки готовятся заранее, некоторые из них издаются. На одних из них все предопределено: и тема, и содержание, и числовые данные.
Например, на картине изрисованы три легковых и одна грузовая машина. С этими данными можно составить 1—2 варианта задач.
Но задачи-картинки могут иметь и более динамичный характер. Например, дается картина-панно с фоном озера и берега; на берегу нарисован лес. На изображении озера, берега и леса сделаны надрезы, в которые можно вставить небольшие контурные изображения разных предметов. К картине прилагаются наборы таких предметов, по 10 штук каждого вида: утки, грибы, зайцы, птицы и т. д. Таким образом, тематика и здесь предопределена, но числовые данные и содержание задачи можно в известной степени варьировать (утки плавают, выходят на берег и др.) так же, как создавать различные варианты задач о грибах, зайцах, птицах.
Сделать задачу-картинку может и сам воспитатель.
Например, по рисунку вазы с пятью яблоками и одним яблоком на столе около вазы дети могут составить задачи на сложение и вычитание.
10. Верно ли следующее определение:
«Прием, когда от известной уже суммы вычитается число (разбитое на единицы) последовательно по 1: 8-3 = 8-1-1-1=7-1-1=6-1=5 - это прием присчитывания».
а) Да, верно
б) Нет, это прием отсчитывания +