Предрассудки родителей
Дети – продолжение родителей. Поэтому они должны быть такими же. Источник данного предрассудка – общечеловеческий архетип – исконно присущее человеку стремление преодолеть конечность своего индивидуального существования. Данный стереотип имеет рациональные подпорки: «Я же в детстве делал это (хорошо учился, занимался музыкой, спортом, не ходил / ходил в детский сад и т. д.) – и вырос вполне нормальным человеком».
Ссылка на собственное детство заведомо предполагает блестящий результат. Причем чем выше поднимается человек по социальной лестнице, тем более он стремится увидеть себя в собственных детях и тем более старается смоделировать для них условия собственного детства. Но ребенок стремится обособиться, осознать себя автономной личностью. Он начинает бунтовать, хочет отличаться от родителей из принципа. И чем больше сходства с родителем находит в себе выросший ребенок, тем больше ему хочется быть другим.
Дети должны строить свою судьбу самостоятельно, но с учетом опыта похожего на них человека – родителя. Поэтому главное для родителей – не смоделировать для ребенка ситуацию собственного детства, а больше рассказывать о себе, чтобы помочь детям избежать собственных ошибок.
Дети должны воплотить в жизнь несбывшиеся мечты родителей. Стремление продолжить себя в ребенке часто сочетается с мечтой вырастить из него выдающегося человека. Родители заранее пишут сценарий жизни ребенка, в то время как им следует больше думать о себе, о самореализации, что в конечном итоге принесет больше пользы ребенку. «На самом деле никогда неизвестно, какой именно опыт детства окажется полезен ребенку в будущем. Скажем, вы сокрушаетесь, что сын ничем не занят, целыми днями валяется на диване и почитывает книжку. Но, может быть, опыт одиночества, общение с самим собой окажется для него в сто крат нужнее, чем полдюжины кружков детского творчества», – пишет A. M. Сидоркин.
Ребенок должен усиленно заниматься разными видами деятельности, готовить себя к жизни. Имея такой предрассудок, родители отдают свое дитя в разные кружки и секции: музыкальную школу, спортивную секцию, хореографический кружок и т. д. При этом они перегружают его, не дают ему возможности четко определиться, развить определенный мотив.
Детей нужно вооружать способностью давать решительный отпор любой агрессии, нужно научить их «работать локтями». Многие родители считают, что альтруизм и нравственность привьют ребенку школа и общественные институты. А если и не привьют, то и так прожить можно. А вот если не научить ребенка постоять за себя, то пропадет, затопчут. В таких рассуждениях есть ошибка.
Если вы вспомните свой жизненный опыт, то согласитесь, что люди, которые не умеют и не любят вступать в склоки и интриги, известные своей порядочностью, гораздо меньше подвергаются агрессивным выпадам со стороны окружающих. Жертвами же целенаправленных, спланированных агрессивных действий становятся чаще всего люди, которые сами склонны к агрессии. Поэтому в реальности искренность, общительность, расположенность к людям являются гораздо более надежной защитой, чем острый язык и умение постоять за себя и внушать страх. Если ребенок растет не в меру добрым и мягким, не может дать отпора сверстникам, это не так уж плохо.
Нравственное воспитание должны давать образовательные учреждения и общество. Многие родители считают, что они должны прежде всего обеспечить ребенку материальное положение, дать образование. При этом считается, что нравственность – не самое главное, чем должен обладать современный человек. Однако родители не учитывают того, что от нравственности ребенка будет зависеть отношение к нему. И никакие общественные институты не смогут сформировать нравственность ребенка, если на это не направлено воспитание в семье.
Если родители при воспитании ребенка будут делать все правильно, то между ними и детьми никогда не возникнет никаких конфликтов. При наличии данного предрассудка родители чрезмерно переживают неудачи в воспитании, стремятся искусственно избежать конфликтов, и проблемы остаются нерешенными.