Связь коллектива группы с коллективом колледжа.

Отчет по педагогической практике

По педагогике

Выполнила:

студентка 4 курса

3 группы ТЭФ ОФО

Москвина Е.В.

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Елизарова Л.П.

Новокузнецк 2012

Содержание

1. Характеристика классного коллектива

2. Анализ проведенного мероприятия

3. План воспитательной работы с группой на период прохождения практики

4. Лист самооценки

1. Характеристика классного коллектива

Состав группы.

Список группы 2 ТОА-10 Новокузнецкого филиала ФГОУ СПО Томь-Усинского горноэнерготранспортного колледжа по возрасту:

Ф.И.О. учащихся Дата рождения
1. Борискин С.Е. 14.02.1995
2. Герман Я.А. 07.04.1995
3. Жуков В.О. 17.08.1995
4. Колесов В.О. 30.12.1994
5. Куртуков А.В. 24.02.1995
6. Ляхнович А.С. 11.05.1995
7. Мельников Д.Д. 18.11.1994
8. Овчинников Ф.А. 27.03.1995
9. Поваров А.С. 14.09.1995
10. Судочаков С.А. 23.03.1995
11. Тарасов Н.А. 29.06.1995
12. Тимофеев А.О. 05.04.1995
13. Уваров Д.А. 13.08.1995
14. Шабанов А.А. 01.09.1995
15. Шерин В.С. 15.07.1995
16. Шушаков С.А. 27.12.1994
17. Яганов Р.Ю. 19.03.1995
18. Яновский А.А. 31.08.1995

Старостой данной группы является Герман Я.А.

Характеризуя социальное положение учащихся, можно отметить, что девять из них– дети из благополучных семей, 6 учащихся из малообеспеченных семей, 3 учащихся из неполных семей.

По наблюдению классного руководителя и по итогам обучения добросовестно относятся к учебе Герман Я.А., Ляхнович А.С., Судочаков С.А., Шабанов А.А., Яновский А.А. Эти дети успешно совмещают свою урочную и внеурочную деятельность. В классе не всем учащимся легко дается учеба, но они стремятся улучшить свои результаты и участвуют во всех мероприятиях, проводимых в группе и колледже. Низкую познавательную активность имеют Борискин С.Е., Жуков В.О., Овчинников Ф.А., так как мало участвуют в различных викторинах, опросниках, мало читают. Этим ребятам учеба дается с большим трудом.

Общественные поручения в основном выполняются всегда, но сознательность учащихся невысокая. Постоянно приходится подталкивать и направлять ребят на выполнение общественных поручений.

Сплоченность группы.

Коллектив группы дружный, отзывчивый, готовый прийти на помощь. Учащиеся переживают вместе удачи и неудачи своей группы. При проведении общешкольных мероприятий стараются держаться вместе. К традициям группы можно отнести: футбольные матчи, проводимые во внеурочное время, коллективные походы на каток и катание на лыжах.

Организованность класса.

Учащиеся хорошо организуются для выполнения коллективных дел. Они рационально распределяют между собой порученную им работу. Они внимательно слушают друг друга, но часто перебивают выступающего. К чужому мнению относятся в основном уважительно.

Общественное мнение в классе.

В группе общественное мнение выражается в одобрении или осуждении поступков своих товарищей. Учащиеся не одобряют таких качеств, как агрессивность, гневливость, повышенная эмоциональность. Одобрение или неодобрение поступков членов группы выражается словесно на переменах и во внеурочное время.

Характер товарищеских связей в коллективе.

Учащихся между собой связывают разные причины: проживание в одном районе, интересы, совместные походы на тренировки. Студенты дружат не только в стенах колледжа, но и вне. Они всегда готовы помочь друг другу. К неуспевающим коллектив относится понимающе.

Связь коллектива группы с коллективом колледжа.

Учащиеся всегда знают о том, что происходит в колледже в целом. С другими группами общаются охотно во время внеклассных мероприятий, на спортивных соревнованиях, во внеурочное время.

Наряду с положительными чертами коллектива существует несколько проблем, над которыми необходимо работать. Ребята не научены полностью преодолевать трудности в учебе, правильно и рационально расходовать учебное время. Успехи и неудачи сверстников не всегда находят должный отклик у ребят. Эти направления в работе должны стать отправными в дальнейшей работе по сплочению и гармонизации отношений учеников и коллектива группы.

В ходе изучения данного коллектива нами была проведена оценка уровня развития отдельных групповых качеств, которая оценивалась по пятибалльной шкале:

«5» - качество очень сильно и постоянно появляется;

«4» - проявляется постоянно, но не так сильно;

«3» - не очень проявляется;

«2» - проявляется противоположное отрицательное качество;

«1» - сильно проявляется противоположное отрицательное качество.

Количественная оценка проводилась на основе сопоставления общей суммы по всем интегративным свойствам со шкалой измерения уровня развития коллектива. Был сделан вывод о развитии коллектива.

Направленность активности

   
1. Группа активна, полна творческой энергии.   Герман Я.А., Шабанов А.А.       1. Группа интерна, пассивна.
2. Группа выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, литература, учеба, совершенствование в профессии).       Борискин С.Е., Яганов Р.Ю.   2. Группа выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т.д.
3. В своих делах группа ставит перед собой общественно полезные цели.   Ляхнович А.С., Тимофеев А.Е.       3. Группу отличают общественновредные, асоциальные цели.
4. Группу объединяет, одна общая цель деятельности, а не просто сходные цели каждого члена группы в отдельности.     Жуков В.О, Мельников Д.Д.     4. В группе соединились люди, у которых лишь сходные, совпадающие цели, но эти цели не стали общегрупповыми.
5. В группе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других.       Поваров А.С., Шерин В.С.   5. Популярные члены группы-эгоисты, работающие лишь для себя.
6. Члены группы стремятся постоянно общаться друг с другом.     Яганов Р.Ю., Тимофеев А.Е.     6. У членов группы нет стремления постоянно общаться друг с другом.
7. Группа стремится общаться или сотрудничать с другими членами.   Судочаков С.А., Куртуков А.В.       7. У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп.
8. Группу отличают устойчивые интересы.     Тимофеев А.О., Шушаков С.А.     8. Группу отличает быстрая смена интересов.
9. Группа постоянно осуществляет свои интересы на деле.     Овчинников Ф.А., Поваров А.С.     9. Группа пассивна. Интересуясь чем-то, не стремится это осуществить на деле.
10. Актив, ядро группы ведет группу на общественно полезные дела.     Борискин С.Е., Мельников Д.Д.     10. Актив ведет группу на антиобщественные дела.
11. В группе существует справедливое отношение ко всем членам группы, стремление поддерживать слабых в общей деятельности, чувство защищенности каждого.     Шерин В.С., Яганов А.Е.     11. Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительно относится к слабым.

Организованность

   
1.В группе разумно, доброжелательно решают вопросы взаимопомощи.       Жуков В.О., Поваров А.С.   1. При решении групповой задачи необходимость взаимоподчинения вызывает противодействие, и даже конфликты.
2. Группа может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности.       Борискин С.Е., Яганов А.А.   2. Группа не может самостоятельно, без помощи старших решить вопрос о выборе организаторов или проводит выборы несерьезно, по принципу «кого-нибудь, только не меня».
3. Члены группы взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всей группе в целом.       Поваров А.С., Шерин В.С.   3. Большинство членов группы ориентируются на «себя» и делают то, что им удобно и выгодно.
4. Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают группу.   Герман Я.А., Судочаков С.А.       4. В этих условиях происходит рассогласование группы, вплоть до ее полного распадения.
5. Неудача в достижении групповой цели приводит к еще большему единству и сплочению группы.   Яновский А.А., Тимофеев А.О.       5. Неудача в достижении групповой цели расслабляет группу вплоть до ее полного отказа от реализации донной цели.
6. Группа постоянно и устойчиво поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими группами.   Судочаков С.А., Куртуков А.В.       6. Группа стремится изолироваться от других групп, противодействует контактам с ними.
7. Группа доброжелательно участливо относится к новым члена, старается помочь освоить и «прижиться», влиться в свою среду.   Герман Я.А., Куртуков А.В.       7. Группа враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую для них среду своей группы.
8.Группа легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия.     Яганов Р.Ю., Тимофеев А.Е.     8. Группа способна к рассогласованию своих действий.
9. Группа представляет устойчивое единое целое. Имеющиеся в группе отдельные группировки активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство.   Колесов В.О., Шабанов А.А.       9.Группа не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом.
10. Члены группы активно стремятся сохранить группу, как единое целое. Группа настойчиво противодействует попыткам расформирования.     Борискин С.Е., Яганов Р.Ю.     10. Члены группы относятся безразлично к сохранению группы. Группа легко поддается расформированию или даже способствует ему.
11. Группа имеет хороших, способных организаторов, являющихся ее авторитетными и полномочными представителями.   Герман Я.А., Куртуков А.В.       11. Группа не имеет хороших, способных организаторов.

Интеллектуальная коммуникативность

   
1. Группа имеет четкое единое суждение о возможностях ее действительных организаторов.   Тарасов Н.А., Колесов В.О.       1. Группа не имеет единого мнения, единого суждения о возможностях своих организаторов. Мнение группы об ее организаторах противоречиво.
2.Все члены группы прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единому суждению.   Судочаков С.А, Шушаков С.А.       2.Члены группы не прислушиваются к мнению своих товарищей, мнения остро противоречивы
3. Члены группы хорошо и постоянно осведомлены обо всем, что касается группы: ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т.д.   Герман Я.А., Ляхнович А.С.       3. В группе не знают о ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т.д.
4.Группа легко находит «общий язык», взаимопонимание при решении групповых задач.   Судочаков С.А, Шушаков С.А.       4. В группе нет взаимопонимания при решении общих задач
5. При обсуждении актуальных вопросов, касающихся группы и поведения отдельных ее членов, группа активно добивается единого мнения и находит единодушное решение.   Герман Я.А., Шабанов А.А.       5. Группа не способна прийти к единому, мнению при обсуждении вопросов, касающихся как группы в целом, так и отдельных ее членов.
6. В изменяющихся жизненных ситуациях группа быстро оценивает перемены, создает новое общественное мнение.     Шерин В.С., Куртуков А.В.     6. Группа не способна оценивать изменившуюся обстановку, слепо следует привычкам, сложившимся суждениям.
7. При оценке воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни в группе существует устойчивое единство суждений.     Яганов Р.Ю., Судочаков С.А.     7. Для группы характерны противоположные суждения и оценки воспринимаемых фактов, событий.
8. Группа имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках.   Колесов В.О., Ляхнович А.С.       8. В группе имеют место явно противоречивые мнения о своих возможностях и недостатках.
9. Группа, верно, единодушно оценивает свое место среди других групп.   Судочаков С.А., Куртуков А.В.       9. Группа неверно и противоречиво оценивает свое место среди других групп.
10.Критические замечания со стороны членов группы принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения.     Поваров А.С., Шерин В.С.     10. Критические замечания со стороны одних членов группы принимаются другими ее членами враждебно и способствует разъединению группового мнения.
11. Критические замечания извне группы принимаются доброжелательно, самокритично и создают стремление к осмысливанию и исправлению недостатков.     Овчинников Ф.А., Поваров А.С.     11.Критические замечания извне принимаются группой враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на недостатках, групповому упрямству.

Психологический климат

   
1. Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего тона в группе.     Поваров А.С., Шерин В.С.     1. преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в группе.
2.Доброжелательность во взаимоотношениях членов группы, взаимное притяжение друг к другу, симпатия.   Герман Я.А., Яновский А.А.       2. Конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия.
3. Стремление к совместности переживания события, жизненных явлений, произведений искусства.     Колесов В.О., Шабанов А.А.     3. Тенденция к замкнутости членов группы друг от друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний.
4. Успехи или неудачи группы в целом переживаются ярко всеми членами группы.     Шерин В.С., Колесов В.О.     4. Успехи или неудачи группы оставляют членов группы равнодушными.
5. Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов группы. Здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций.     Герман Я.А., Уваров Д.А.     5. В этих условиях в группе проявляются зависть, злорадство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить.
6. В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой.     Судочаков С.А., Тимофеев А.О.     6. В этих условиях группа теряется, «раскисает», наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т.д.
7. Отрицательная оценка группы со стороны боле широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание, выражающее единение группы и способствующее ему.       Овчинников Ф.А., Поваров А.С.   7. В данных обстоятельствах у части группы имеют место переживания, выражающие разобщение группы или способствующие этому.
8. В отношении между эмоциональными объединениями существует взаимное расположение и доброжелательность.   Шабанов А.А., Яновский А.А.       8. Группировки конфликтуют межу собой, враждебно относятся друг к другу.
9. Групповые эмоциональные «взрывы» в сложных жизненных ситуациях, регулируются группой и не меняют качественно содержание ее поведения.       Жуков В.О., Борискин С.Е.   9. Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выводят из-под контроля группы, протекают стихийно и определяют содержание группового поведения.
10. Членам группы нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в группе, участвовать в совместной деятельности.     Яганов Р.Ю., Уваров Д.А.     10. Члены группы не стремятся бывать вместе, проявляется безразличие к общению, выражается отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности.
11. Группа способна сдерживать проявление своих чувств, когда этого требуют интересы дела.       Овчинников Ф.А., Жуков В.О.   11. Группа не в состоянии сдерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях.

2. Анализ проведенного мероприятия

Тема: «Моя профессия»

Форма проведения: конкурс

Цель: в игровой форме помочь учащимся осознать правильность выбора профессии; развить умения и навыки при работе со справочной литературой, новыми информационными технологиями; воспитать культуру речи.

Задачи:

1. Детальное изучение выбранной профессии

2. Развитие психических свойств и качеств личности

3. Воспитание интереса к труду и профессии

Этапы и проведение коллективного творческого дела:

Методика проведения конкурса предусматривает три этапа.

1. Первый этап – «Моя профессия»

Преподаватель заранее выдает задание на дом учащимся. Методика проведения первого этапа предполагает подготовку и демонстрацию компьютерной презентации «Моя профессия» с использованием мультимедийного проектора.

Компьютерную презентацию команды готовят самостоятельно, что способствует совершенствованию уже имеющихся навыков работы с компьютером, со справочной литературой, развитию творческих способностей учащихся, осуществлению межпредметных связей (литература, история, искусство). Регламент выступления команды составляет 2-3 минуты.

Оценивается:

1) глубина и охват материала о профессии;

2) последовательность и логичность;

3) подача материала.

2. Второй этап – «И споем и расскажем».

В данном конкурсе участники должны вспомнить песни, в которых поется о транспорте. Побеждает та команда, которая последней назовет песню.

3. Третий этап – «Кроссворд автомобилиста»

Задание третьего этапа конкурса представляет собой разгадывание кроссворда. Каждой команде выдается по одному экземпляру кроссворда. Та команда, которая первой разгадает весь кроссворд, получает 3 балла. Вторая и третья команды получают, соответственно, 2 и 1 балл. Регламент разгадывания кроссворда составляет 10 минут.

3. План воспитательной работы с группой на период прохождения практики

Цели и задачи воспитательной работы:

1. Продолжить работу по сплочению коллектива через развитие инициативы, самоуправления, развитие талантов и привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях.

2. Проводить работу по формированию у студентов любви к Родине, ее традициям и обычаям, культурным ценностям.

3. Поддерживать интерес к учебе, уверенности в значимости высокого уровня знаний, способствовать активизации самостоятельной познавательной деятельности.

4. Формировать у учащихся знания о здоровье и здоровом образе жизни, учитывая возрастные особенности студентов, акцентируя внимание на профилактике вредных привычек.

5. Способствовать профессиональному самоопределению.

Жизнедеятельность коллектива группы (в соответствии с планом воспитательной работы колледжа).

Основные направления работы Примерное название, содержание работы Форма проведения Сроки выполнения Рефлексия
Гражданско-патриотическое воспитание «Игры мира» Формирование чувства уважения к людям различных национальностей. Беседа с элементами игры Февраль Мероприятие реализовано успешно
Духовно-нравственное воспитание «Дружба – это…» Классный час Март Мероприятие реализовано успешно
Физическое совершенствование, воспитание у человека здорового образа жизни «Курение вредит здоровью» Беседа Февраль Мероприятие реализовано успешно
Учебная работа «Азбука безопасности» Привить серьезное отношение к собственной безопасности, выполнение ПДД Классный час Февраль Мероприятие реализовано успешно
Экскурсионная деятельность, музеи Посещение Краеведческого музея г.Новокузнецка Экскурсия Февраль Мероприятие реализовано успешно
Посещение театров, выставок Посещение Драматического театра г.Новокузнецка Просмотр спектакля Март Мероприятие реализовано успешно
Организация досуга «Моя профессия» Эссе-самопрезентации учащихся. Конкурс Февраль Мероприятие реализовано успешно

4. Лист самооценки

1- Не испытываю затруднений

2- Испытываю затруднения редко

3- Испытываю затруднение часто

4- Испытываю затруднение почти всегда

Профессионально-педагогические умения Шкала
Информационные умения
1. Умение отобрать содержание необходимой информации осуществить дидактическую переработку материала +      
2. Отбирать содержание материала для воспитательного мероприятия в доступной для ребят форме.   +    
3. Использовать информационные ресурсы при подготовке к воспитательному мероприятию.   +    
4. Использовать различные источники информации в целях самообразования. +      
Проектировочные умения
5. Умение составить план воспитательного мероприятия.     +  
6. Умение отобрать наиболее эффективные формы и методы воспитания.   +    
7. Умение отбирать дифференцированные, личностно-ориентированные задания и задачи.     +  
Конструктивные умения
8. Применять наиболее эффективные формы и методы проведения воспитательного мероприятия в соответствии с целями, содержанием и возрастными особенностями учащихся.     +  
9. Находить индивидуальный подход к учащимся.   +    
Организаторские умения
10. Умение стимулировать инициативу и творчество учащихся.     +  
11. Включать учащихся в различные виды деятельности.   +    
12. Умение организовывать продуктивную деятельность учащихся.   +    
13. Умение сочетать организацию индивидуальной и коллективной деятельности учащихся.   +    
14. Умение добиваться необходимого внимания и дисциплины учащихся. +      
15. Работать в команде.   +    
Коммуникативные умения
16. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учителями, с администрацией образовательного учреждения.   +    
17. Умение установить контакт с учащимися, проявлять такт. +      
18. Умение вести беседу, полемику, дискуссию. +      
19. Умение выступать с докладом, лекцией. +      
20. Умение вызывать интерес слушателей.   +    
21. Владеть голосом и уметь его ставить, демонстрировать культуру речи, четкость дикции, изменять темп изложения в зависимости от ситуации. +      
22. Владеть мимикой и жестикуляцией.   +    
Умения анализа и самоанализа
23. Выявлять причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставлены задач обучения и воспитания.     +  
24. Умение объективно оценивать знания, умения и навыки учащихся. +      
25. Умение дать характеристику ученику, классу.   +    
26. Умение дать самооценку внеклассного мероприятия.   +    
27. Умение обучать учащихся анализу и самоанализу своей деятельности.   +    
28. Анализировать опыт работы классного руководителя. +      
Умения морально-волевой саморегуляции и педагогической деятельности
29. Умение проявлять выдержку, уверенность в своих действиях в затруднительных, конфликтных ситуациях. +      
30. Умение стимулировать положительные проявления в поступках ученика. +      
31. Стимулировать интерес, инициативу, творчество учащихся.   +    
32. Управлять своим поведением. +      
33. Регулировать, направлять и развивать внутри коллективные отношения во время проведения воспитательного мероприятия.   +    
34. Умение перестраивать свою деятельность в случае непредвиденных обстоятельств.   +    
35. Корректировать свою профессиональную деятельность, на основе выявленных затруднений.   +    

Наши рекомендации