Связь коллектива группы с коллективом колледжа.
Отчет по педагогической практике
По педагогике
Выполнила:
студентка 4 курса
3 группы ТЭФ ОФО
Москвина Е.В.
Научный руководитель:
к.п.н., доцент
Елизарова Л.П.
Новокузнецк 2012
Содержание
1. Характеристика классного коллектива
2. Анализ проведенного мероприятия
3. План воспитательной работы с группой на период прохождения практики
4. Лист самооценки
1. Характеристика классного коллектива
Состав группы.
Список группы 2 ТОА-10 Новокузнецкого филиала ФГОУ СПО Томь-Усинского горноэнерготранспортного колледжа по возрасту:
№ | Ф.И.О. учащихся | Дата рождения |
1. | Борискин С.Е. | 14.02.1995 |
2. | Герман Я.А. | 07.04.1995 |
3. | Жуков В.О. | 17.08.1995 |
4. | Колесов В.О. | 30.12.1994 |
5. | Куртуков А.В. | 24.02.1995 |
6. | Ляхнович А.С. | 11.05.1995 |
7. | Мельников Д.Д. | 18.11.1994 |
8. | Овчинников Ф.А. | 27.03.1995 |
9. | Поваров А.С. | 14.09.1995 |
10. | Судочаков С.А. | 23.03.1995 |
11. | Тарасов Н.А. | 29.06.1995 |
12. | Тимофеев А.О. | 05.04.1995 |
13. | Уваров Д.А. | 13.08.1995 |
14. | Шабанов А.А. | 01.09.1995 |
15. | Шерин В.С. | 15.07.1995 |
16. | Шушаков С.А. | 27.12.1994 |
17. | Яганов Р.Ю. | 19.03.1995 |
18. | Яновский А.А. | 31.08.1995 |
Старостой данной группы является Герман Я.А.
Характеризуя социальное положение учащихся, можно отметить, что девять из них– дети из благополучных семей, 6 учащихся из малообеспеченных семей, 3 учащихся из неполных семей.
По наблюдению классного руководителя и по итогам обучения добросовестно относятся к учебе Герман Я.А., Ляхнович А.С., Судочаков С.А., Шабанов А.А., Яновский А.А. Эти дети успешно совмещают свою урочную и внеурочную деятельность. В классе не всем учащимся легко дается учеба, но они стремятся улучшить свои результаты и участвуют во всех мероприятиях, проводимых в группе и колледже. Низкую познавательную активность имеют Борискин С.Е., Жуков В.О., Овчинников Ф.А., так как мало участвуют в различных викторинах, опросниках, мало читают. Этим ребятам учеба дается с большим трудом.
Общественные поручения в основном выполняются всегда, но сознательность учащихся невысокая. Постоянно приходится подталкивать и направлять ребят на выполнение общественных поручений.
Сплоченность группы.
Коллектив группы дружный, отзывчивый, готовый прийти на помощь. Учащиеся переживают вместе удачи и неудачи своей группы. При проведении общешкольных мероприятий стараются держаться вместе. К традициям группы можно отнести: футбольные матчи, проводимые во внеурочное время, коллективные походы на каток и катание на лыжах.
Организованность класса.
Учащиеся хорошо организуются для выполнения коллективных дел. Они рационально распределяют между собой порученную им работу. Они внимательно слушают друг друга, но часто перебивают выступающего. К чужому мнению относятся в основном уважительно.
Общественное мнение в классе.
В группе общественное мнение выражается в одобрении или осуждении поступков своих товарищей. Учащиеся не одобряют таких качеств, как агрессивность, гневливость, повышенная эмоциональность. Одобрение или неодобрение поступков членов группы выражается словесно на переменах и во внеурочное время.
Характер товарищеских связей в коллективе.
Учащихся между собой связывают разные причины: проживание в одном районе, интересы, совместные походы на тренировки. Студенты дружат не только в стенах колледжа, но и вне. Они всегда готовы помочь друг другу. К неуспевающим коллектив относится понимающе.
Связь коллектива группы с коллективом колледжа.
Учащиеся всегда знают о том, что происходит в колледже в целом. С другими группами общаются охотно во время внеклассных мероприятий, на спортивных соревнованиях, во внеурочное время.
Наряду с положительными чертами коллектива существует несколько проблем, над которыми необходимо работать. Ребята не научены полностью преодолевать трудности в учебе, правильно и рационально расходовать учебное время. Успехи и неудачи сверстников не всегда находят должный отклик у ребят. Эти направления в работе должны стать отправными в дальнейшей работе по сплочению и гармонизации отношений учеников и коллектива группы.
В ходе изучения данного коллектива нами была проведена оценка уровня развития отдельных групповых качеств, которая оценивалась по пятибалльной шкале:
«5» - качество очень сильно и постоянно появляется;
«4» - проявляется постоянно, но не так сильно;
«3» - не очень проявляется;
«2» - проявляется противоположное отрицательное качество;
«1» - сильно проявляется противоположное отрицательное качество.
Количественная оценка проводилась на основе сопоставления общей суммы по всем интегративным свойствам со шкалой измерения уровня развития коллектива. Был сделан вывод о развитии коллектива.
Направленность активности
1. Группа активна, полна творческой энергии. | Герман Я.А., Шабанов А.А. | 1. Группа интерна, пассивна. | ||||
2. Группа выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, литература, учеба, совершенствование в профессии). | Борискин С.Е., Яганов Р.Ю. | 2. Группа выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т.д. | ||||
3. В своих делах группа ставит перед собой общественно полезные цели. | Ляхнович А.С., Тимофеев А.Е. | 3. Группу отличают общественновредные, асоциальные цели. | ||||
4. Группу объединяет, одна общая цель деятельности, а не просто сходные цели каждого члена группы в отдельности. | Жуков В.О, Мельников Д.Д. | 4. В группе соединились люди, у которых лишь сходные, совпадающие цели, но эти цели не стали общегрупповыми. | ||||
5. В группе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других. | Поваров А.С., Шерин В.С. | 5. Популярные члены группы-эгоисты, работающие лишь для себя. | ||||
6. Члены группы стремятся постоянно общаться друг с другом. | Яганов Р.Ю., Тимофеев А.Е. | 6. У членов группы нет стремления постоянно общаться друг с другом. | ||||
7. Группа стремится общаться или сотрудничать с другими членами. | Судочаков С.А., Куртуков А.В. | 7. У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп. | ||||
8. Группу отличают устойчивые интересы. | Тимофеев А.О., Шушаков С.А. | 8. Группу отличает быстрая смена интересов. | ||||
9. Группа постоянно осуществляет свои интересы на деле. | Овчинников Ф.А., Поваров А.С. | 9. Группа пассивна. Интересуясь чем-то, не стремится это осуществить на деле. | ||||
10. Актив, ядро группы ведет группу на общественно полезные дела. | Борискин С.Е., Мельников Д.Д. | 10. Актив ведет группу на антиобщественные дела. | ||||
11. В группе существует справедливое отношение ко всем членам группы, стремление поддерживать слабых в общей деятельности, чувство защищенности каждого. | Шерин В.С., Яганов А.Е. | 11. Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительно относится к слабым. |
Организованность
1.В группе разумно, доброжелательно решают вопросы взаимопомощи. | Жуков В.О., Поваров А.С. | 1. При решении групповой задачи необходимость взаимоподчинения вызывает противодействие, и даже конфликты. | ||||
2. Группа может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности. | Борискин С.Е., Яганов А.А. | 2. Группа не может самостоятельно, без помощи старших решить вопрос о выборе организаторов или проводит выборы несерьезно, по принципу «кого-нибудь, только не меня». | ||||
3. Члены группы взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всей группе в целом. | Поваров А.С., Шерин В.С. | 3. Большинство членов группы ориентируются на «себя» и делают то, что им удобно и выгодно. | ||||
4. Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают группу. | Герман Я.А., Судочаков С.А. | 4. В этих условиях происходит рассогласование группы, вплоть до ее полного распадения. | ||||
5. Неудача в достижении групповой цели приводит к еще большему единству и сплочению группы. | Яновский А.А., Тимофеев А.О. | 5. Неудача в достижении групповой цели расслабляет группу вплоть до ее полного отказа от реализации донной цели. | ||||
6. Группа постоянно и устойчиво поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими группами. | Судочаков С.А., Куртуков А.В. | 6. Группа стремится изолироваться от других групп, противодействует контактам с ними. | ||||
7. Группа доброжелательно участливо относится к новым члена, старается помочь освоить и «прижиться», влиться в свою среду. | Герман Я.А., Куртуков А.В. | 7. Группа враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую для них среду своей группы. | ||||
8.Группа легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия. | Яганов Р.Ю., Тимофеев А.Е. | 8. Группа способна к рассогласованию своих действий. | ||||
9. Группа представляет устойчивое единое целое. Имеющиеся в группе отдельные группировки активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство. | Колесов В.О., Шабанов А.А. | 9.Группа не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом. | ||||
10. Члены группы активно стремятся сохранить группу, как единое целое. Группа настойчиво противодействует попыткам расформирования. | Борискин С.Е., Яганов Р.Ю. | 10. Члены группы относятся безразлично к сохранению группы. Группа легко поддается расформированию или даже способствует ему. | ||||
11. Группа имеет хороших, способных организаторов, являющихся ее авторитетными и полномочными представителями. | Герман Я.А., Куртуков А.В. | 11. Группа не имеет хороших, способных организаторов. |
Интеллектуальная коммуникативность
1. Группа имеет четкое единое суждение о возможностях ее действительных организаторов. | Тарасов Н.А., Колесов В.О. | 1. Группа не имеет единого мнения, единого суждения о возможностях своих организаторов. Мнение группы об ее организаторах противоречиво. | ||||
2.Все члены группы прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единому суждению. | Судочаков С.А, Шушаков С.А. | 2.Члены группы не прислушиваются к мнению своих товарищей, мнения остро противоречивы | ||||
3. Члены группы хорошо и постоянно осведомлены обо всем, что касается группы: ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т.д. | Герман Я.А., Ляхнович А.С. | 3. В группе не знают о ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т.д. | ||||
4.Группа легко находит «общий язык», взаимопонимание при решении групповых задач. | Судочаков С.А, Шушаков С.А. | 4. В группе нет взаимопонимания при решении общих задач | ||||
5. При обсуждении актуальных вопросов, касающихся группы и поведения отдельных ее членов, группа активно добивается единого мнения и находит единодушное решение. | Герман Я.А., Шабанов А.А. | 5. Группа не способна прийти к единому, мнению при обсуждении вопросов, касающихся как группы в целом, так и отдельных ее членов. | ||||
6. В изменяющихся жизненных ситуациях группа быстро оценивает перемены, создает новое общественное мнение. | Шерин В.С., Куртуков А.В. | 6. Группа не способна оценивать изменившуюся обстановку, слепо следует привычкам, сложившимся суждениям. | ||||
7. При оценке воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни в группе существует устойчивое единство суждений. | Яганов Р.Ю., Судочаков С.А. | 7. Для группы характерны противоположные суждения и оценки воспринимаемых фактов, событий. | ||||
8. Группа имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках. | Колесов В.О., Ляхнович А.С. | 8. В группе имеют место явно противоречивые мнения о своих возможностях и недостатках. | ||||
9. Группа, верно, единодушно оценивает свое место среди других групп. | Судочаков С.А., Куртуков А.В. | 9. Группа неверно и противоречиво оценивает свое место среди других групп. | ||||
10.Критические замечания со стороны членов группы принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения. | Поваров А.С., Шерин В.С. | 10. Критические замечания со стороны одних членов группы принимаются другими ее членами враждебно и способствует разъединению группового мнения. | ||||
11. Критические замечания извне группы принимаются доброжелательно, самокритично и создают стремление к осмысливанию и исправлению недостатков. | Овчинников Ф.А., Поваров А.С. | 11.Критические замечания извне принимаются группой враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на недостатках, групповому упрямству. |
Психологический климат
1. Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего тона в группе. | Поваров А.С., Шерин В.С. | 1. преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в группе. | ||||
2.Доброжелательность во взаимоотношениях членов группы, взаимное притяжение друг к другу, симпатия. | Герман Я.А., Яновский А.А. | 2. Конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия. | ||||
3. Стремление к совместности переживания события, жизненных явлений, произведений искусства. | Колесов В.О., Шабанов А.А. | 3. Тенденция к замкнутости членов группы друг от друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний. | ||||
4. Успехи или неудачи группы в целом переживаются ярко всеми членами группы. | Шерин В.С., Колесов В.О. | 4. Успехи или неудачи группы оставляют членов группы равнодушными. | ||||
5. Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов группы. Здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций. | Герман Я.А., Уваров Д.А. | 5. В этих условиях в группе проявляются зависть, злорадство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить. | ||||
6. В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой. | Судочаков С.А., Тимофеев А.О. | 6. В этих условиях группа теряется, «раскисает», наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т.д. | ||||
7. Отрицательная оценка группы со стороны боле широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание, выражающее единение группы и способствующее ему. | Овчинников Ф.А., Поваров А.С. | 7. В данных обстоятельствах у части группы имеют место переживания, выражающие разобщение группы или способствующие этому. | ||||
8. В отношении между эмоциональными объединениями существует взаимное расположение и доброжелательность. | Шабанов А.А., Яновский А.А. | 8. Группировки конфликтуют межу собой, враждебно относятся друг к другу. | ||||
9. Групповые эмоциональные «взрывы» в сложных жизненных ситуациях, регулируются группой и не меняют качественно содержание ее поведения. | Жуков В.О., Борискин С.Е. | 9. Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выводят из-под контроля группы, протекают стихийно и определяют содержание группового поведения. | ||||
10. Членам группы нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в группе, участвовать в совместной деятельности. | Яганов Р.Ю., Уваров Д.А. | 10. Члены группы не стремятся бывать вместе, проявляется безразличие к общению, выражается отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности. | ||||
11. Группа способна сдерживать проявление своих чувств, когда этого требуют интересы дела. | Овчинников Ф.А., Жуков В.О. | 11. Группа не в состоянии сдерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях. |
2. Анализ проведенного мероприятия
Тема: «Моя профессия»
Форма проведения: конкурс
Цель: в игровой форме помочь учащимся осознать правильность выбора профессии; развить умения и навыки при работе со справочной литературой, новыми информационными технологиями; воспитать культуру речи.
Задачи:
1. Детальное изучение выбранной профессии
2. Развитие психических свойств и качеств личности
3. Воспитание интереса к труду и профессии
Этапы и проведение коллективного творческого дела:
Методика проведения конкурса предусматривает три этапа.
1. Первый этап – «Моя профессия»
Преподаватель заранее выдает задание на дом учащимся. Методика проведения первого этапа предполагает подготовку и демонстрацию компьютерной презентации «Моя профессия» с использованием мультимедийного проектора.
Компьютерную презентацию команды готовят самостоятельно, что способствует совершенствованию уже имеющихся навыков работы с компьютером, со справочной литературой, развитию творческих способностей учащихся, осуществлению межпредметных связей (литература, история, искусство). Регламент выступления команды составляет 2-3 минуты.
Оценивается:
1) глубина и охват материала о профессии;
2) последовательность и логичность;
3) подача материала.
2. Второй этап – «И споем и расскажем».
В данном конкурсе участники должны вспомнить песни, в которых поется о транспорте. Побеждает та команда, которая последней назовет песню.
3. Третий этап – «Кроссворд автомобилиста»
Задание третьего этапа конкурса представляет собой разгадывание кроссворда. Каждой команде выдается по одному экземпляру кроссворда. Та команда, которая первой разгадает весь кроссворд, получает 3 балла. Вторая и третья команды получают, соответственно, 2 и 1 балл. Регламент разгадывания кроссворда составляет 10 минут.
3. План воспитательной работы с группой на период прохождения практики
Цели и задачи воспитательной работы:
1. Продолжить работу по сплочению коллектива через развитие инициативы, самоуправления, развитие талантов и привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях.
2. Проводить работу по формированию у студентов любви к Родине, ее традициям и обычаям, культурным ценностям.
3. Поддерживать интерес к учебе, уверенности в значимости высокого уровня знаний, способствовать активизации самостоятельной познавательной деятельности.
4. Формировать у учащихся знания о здоровье и здоровом образе жизни, учитывая возрастные особенности студентов, акцентируя внимание на профилактике вредных привычек.
5. Способствовать профессиональному самоопределению.
Жизнедеятельность коллектива группы (в соответствии с планом воспитательной работы колледжа).
Основные направления работы | Примерное название, содержание работы | Форма проведения | Сроки выполнения | Рефлексия |
Гражданско-патриотическое воспитание | «Игры мира» Формирование чувства уважения к людям различных национальностей. | Беседа с элементами игры | Февраль | Мероприятие реализовано успешно |
Духовно-нравственное воспитание | «Дружба – это…» | Классный час | Март | Мероприятие реализовано успешно |
Физическое совершенствование, воспитание у человека здорового образа жизни | «Курение вредит здоровью» | Беседа | Февраль | Мероприятие реализовано успешно |
Учебная работа | «Азбука безопасности» Привить серьезное отношение к собственной безопасности, выполнение ПДД | Классный час | Февраль | Мероприятие реализовано успешно |
Экскурсионная деятельность, музеи | Посещение Краеведческого музея г.Новокузнецка | Экскурсия | Февраль | Мероприятие реализовано успешно |
Посещение театров, выставок | Посещение Драматического театра г.Новокузнецка | Просмотр спектакля | Март | Мероприятие реализовано успешно |
Организация досуга | «Моя профессия» Эссе-самопрезентации учащихся. | Конкурс | Февраль | Мероприятие реализовано успешно |
4. Лист самооценки
1- Не испытываю затруднений
2- Испытываю затруднения редко
3- Испытываю затруднение часто
4- Испытываю затруднение почти всегда
№ | Профессионально-педагогические умения | Шкала | |||
Информационные умения | |||||
1. | Умение отобрать содержание необходимой информации осуществить дидактическую переработку материала | + | |||
2. | Отбирать содержание материала для воспитательного мероприятия в доступной для ребят форме. | + | |||
3. | Использовать информационные ресурсы при подготовке к воспитательному мероприятию. | + | |||
4. | Использовать различные источники информации в целях самообразования. | + | |||
Проектировочные умения | |||||
5. | Умение составить план воспитательного мероприятия. | + | |||
6. | Умение отобрать наиболее эффективные формы и методы воспитания. | + | |||
7. | Умение отбирать дифференцированные, личностно-ориентированные задания и задачи. | + | |||
Конструктивные умения | |||||
8. | Применять наиболее эффективные формы и методы проведения воспитательного мероприятия в соответствии с целями, содержанием и возрастными особенностями учащихся. | + | |||
9. | Находить индивидуальный подход к учащимся. | + | |||
Организаторские умения | |||||
10. | Умение стимулировать инициативу и творчество учащихся. | + | |||
11. | Включать учащихся в различные виды деятельности. | + | |||
12. | Умение организовывать продуктивную деятельность учащихся. | + | |||
13. | Умение сочетать организацию индивидуальной и коллективной деятельности учащихся. | + | |||
14. | Умение добиваться необходимого внимания и дисциплины учащихся. | + | |||
15. | Работать в команде. | + | |||
Коммуникативные умения | |||||
16. | Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учителями, с администрацией образовательного учреждения. | + | |||
17. | Умение установить контакт с учащимися, проявлять такт. | + | |||
18. | Умение вести беседу, полемику, дискуссию. | + | |||
19. | Умение выступать с докладом, лекцией. | + | |||
20. | Умение вызывать интерес слушателей. | + | |||
21. | Владеть голосом и уметь его ставить, демонстрировать культуру речи, четкость дикции, изменять темп изложения в зависимости от ситуации. | + | |||
22. | Владеть мимикой и жестикуляцией. | + | |||
Умения анализа и самоанализа | |||||
23. | Выявлять причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставлены задач обучения и воспитания. | + | |||
24. | Умение объективно оценивать знания, умения и навыки учащихся. | + | |||
25. | Умение дать характеристику ученику, классу. | + | |||
26. | Умение дать самооценку внеклассного мероприятия. | + | |||
27. | Умение обучать учащихся анализу и самоанализу своей деятельности. | + | |||
28. | Анализировать опыт работы классного руководителя. | + | |||
Умения морально-волевой саморегуляции и педагогической деятельности | |||||
29. | Умение проявлять выдержку, уверенность в своих действиях в затруднительных, конфликтных ситуациях. | + | |||
30. | Умение стимулировать положительные проявления в поступках ученика. | + | |||
31. | Стимулировать интерес, инициативу, творчество учащихся. | + | |||
32. | Управлять своим поведением. | + | |||
33. | Регулировать, направлять и развивать внутри коллективные отношения во время проведения воспитательного мероприятия. | + | |||
34. | Умение перестраивать свою деятельность в случае непредвиденных обстоятельств. | + | |||
35. | Корректировать свою профессиональную деятельность, на основе выявленных затруднений. | + |