Я группа упражнений – «Восьмерки» - направленные движения руками в опорном положении для принятия с их помощью безопорного и последующего передвижения
Целесообразность и обоснованность применения приведенных ниже упражнений определяется характерными особенностями спортивных способов плавания: выполнение косо направленного (S- образного, винтообразного, криволинейного) гребка при наклонном положении гребущей плоскости (кисти) относительно траектории её движения. Качественное освоение данных упражнений способствует формированию не только индивидуальной траектории гребка и положения кисти, но и создает вариативную двигательную базу для последующего освоения техники плавания.
На суше необходимо разъяснить школьникам особенности выполнения и необходимость освоения «Восьмерок», применяя имитационные упражнения, методические приемы, создать представление о «восьмеркообразной» траектории движения кисти, её вариантах, правилах удержания и смены положения гребущей плоскости. Например, целесообразно будет провести сгребание и разгребание каких-либо мелких предметов или воображаемых крошек на горизонтальной поверхности (допустим, на столе). Положительный эффект дает «рисование восьмерок» на стене (повторение контура «восьмерок», изображенных на больших листах бумаги): ученик, удерживая наклонно гребущие плоскости и скользя средними пальцами рук по контуру горизонтально или вертикально растянутых «восьмерок», знакомится и запоминает положение гребущей плоскости и траекторию её движения. Выполняя упражнения необходимо соблюдать правило: ладонь всегда ориентирована в сторону движения.
При освоении материала этой группы продолжается тестирование склонностей к изучению движений ногами кролем или брассом (см. упр.13 – 18).
При выполнении всех последующих упражнениях обязательно соблюдаются правила:
· рука почти прямая в лучезапястном суставе («как лопасть весла, гребного винта»), кисть и предплечье составляют единое целое;
· поток воды гонит ладонная поверхность кисти, удерживаемая наклонно относительно траектории своего движения;
· положение кисти (гребущей плоскости) меняется в зависимости от направления её движения;
· кисти не должны покидать воду: обилие брызг, пенообразование свидетельствуют о нарушении этого требования.
Рекомендуемые упражнения:
Основными задачами при освоении первых трех упражнений являются: формирование ощущения различий в приложении усилий, осознание сути и необходимости изменения положения гребущих плоскостей при смене направления их движения.
1. И.П.– широкая стойка, присед или полуприсед (зависит от глубины бассейна: вода должна быть на уровне плеч - это исходное положение называется «сижу на стуле»), руки в стороны, погружены в воду, кисти притоплены - повороты туловища вправо-влево, удерживая ладони параллельно поверхности воды.
2. То же, но правая рука повернута ладонью назад (большой палец вниз), а левая – вперед (большой палец вверх), кисти удерживаются перпендикулярно поверхности воды: «Гоним воду ладонями!», выполнив поворот туловища вправо, кисти меняют свое положение: левая кисть поворачивается большим пальцем вниз, а правая – большим пальцем вверх и выполняется поворот влево. Упражнение повторяется многократно; для усиления ощущения нарастания сопротивления воды на гребущих плоскостях с каждым поворотом скорость выполнения увеличивается: «Создаем волну», «Шторм» и пр.
3. То же, но удерживать кисти наклонно относительно траектории их движения - ладони, как бы, прикрывают гонимую ими воду.
4. И.П. - «сижу на стуле», руки вперед и в стороны: сведение рук, удерживая ладони внутрь (большие пальцы вверх), и разведение рук, удерживая ладони наружу (большие пальцы вниз): «Сгребаем и разгребаем воду»; сведение рук: «Хлопок в ладоши»; разведение рук: «Раздвигает занавески (створки двери и пр.)».
5. То же, но кисти держать наклонно относительно траектории их движения.
6. «Гондольер». И.П. - то же, но правая (левая) рука вытянута вперед и в сторону, левая (правая) произвольно. Ученик, стоя на месте, а затем, продвигаясь спиной вперед, выполняет перед грудью «восмеркообразное» движение согнутой в локтевом суставе рукой, как гондольер веслом: средним пальцем «рисуем» горизонтально растянутую восьмерку, кисть не выходит из поля зрения.
7. То же, но «восьмерки» выполняются одновременно обеими руками вправо, затем влево и т.д.
8. Повторить упр.4, но кисти выполняют движения заданным траекториям, соответствующим горизонтальным, наклонным (вниз и в сторону)или вертикальным растянутым «восьмеркам».
При выполнении вертикальных «восьмерок» ладонь, двигаясь вниз, развернута большим пальцем внутрь: «Топлю мяч», а при движении вверх большим пальцем наружу: «Поднимаю мяч». Наклонные и вертикальные «восьмерки» выполняются рядом с телом: «Представь, что ты находишься в очень узком пространстве, в щели!»
9. То же, но руки слегка согнуть в локтях, увеличивая прилагаемые усилия и частоту выполнения «восьмерок»[61], приподнять ноги от дна и удерживаться в безопорном положении – «безопорное положение сижу на стуле» (Рис. 14).
10. «Вертушка». И.П. - «безопорное положение сижу на стуле» - сохраняя исходное положение, но варьируя «восьмерки» по направлению, усилию, амплитуде, выполнить повороты вправо, влево, кругом, многократные вращения.
11. И.П. – «безопорное положение сижу на стуле» с горизонтально растянутыми «восьмерками»: не прекращая выполнять «восьмерки», лечь на спину, положив голову затылком на воду, приподняв таз и вытянув ноги у поверхности воды: «Смотри в потолок, покажи живот!», «Восьмерки рисуем по обеим сторонам тела, рядом с бедрами!». При правильном выполнении «восьмерок» и соблюдении горизонтального положения тела возникает продвижение головой вперед (Рис. 15). Если незначительное продвижение было и при выполнении упр.9, то в данном и следующем упражнениях скорость увеличивается за счет уменьшения миделевого сечения[62] и, соответственно, лобового сопротивления.
Рис. 14. Переход из опорного положения в «безопорное положение сижу на стуле».
Рис. 15. Переход из «безопорного положения сижу на стуле» в положение на спине и продвижение головой вперед за счет горизонтальных растянутых «восьмерок».
12. То же, но выполнять вертикальные или наклонные растянутые «восьмерки». При правильном выполнении возникает продвижениеногами вперед.
13. Повторить упражнение 11, но для улучшения продвижения предложить детям выполнить любые движения ногами. Это упражнение может послужить тестом для определения склонностей к попеременной или одновременной координации, поскольку ребенок будет демонстрировать движения, не по заданию учителя, а те, которые ему удобны.
14. И.П. – «безопорное положение сижу на стуле»: лечь на спину, приподняв к поверхности согнутые в коленях ноги, показав стопы над водой («лежу в кресле-качалке»). Слегка разведя колени, соединить пятки, стопы максимально развести в стороны и взять на себя – «клюшка», держать 3 – 5 счетов, затем расслабить стопы, повернуть их внутрь, соединив первые пальцы ног, сомкнуть колени – «плавник», через 3 – 5 счетов принять положение «клюшка»; чередовать положения стоп.
15. То же, но смену положений стоп выполнять с закрытыми глазами с целью проверки совпадение мышечных ощущений с тем, что есть на самом деле.
16. Принять И.П., как в упр.14, удерживая стопы «клюшкой» у поверхности воды: быстро, с ускорением выпрямить ноги и зафиксировать паузу (посчитать до трех – пяти), затем медленно согнуть колени до исходного положения и тут же вновь выпрямить: «Трамбуем воду!». Повторить несколько раз.
17. То же, но, удерживая бедра у поверхности воды, опустить голени вниз и, выпрямляя и сводя ноги у поверхности воды, «нарисовать» пятками круг.
18. Принять И.П., как в упр.14, но, удерживая стопы «плавником», выпрямить ноги у поверхности воды и попытаться выполнить попеременные движения ногами вниз-вверх, акцентируя удар вверх: «Вспениваем воду!» «Бурунчик!».
19. «Поплавок». И.П. – стоя, сделав вдох и задержав дыхание, быстро присесть с головой под воду и плотно сгруппироваться на дне, обхватив голени руками, – тело начнет всплывать. Удерживая группировку и не выдыхая, постараться сохранить данное положение на протяжении 5 - 10 счетов.
20. «Капелька». То же, но сгруппироваться не на дне, а, приняв, положение полуприседа, на задержанном вдохе погрузиться в воду с головой и одновременно или поочередно подтянуть колени к груди, обхватить их руками, принять положение группировки, смотреть под водой на дно или вперед.
21. «Капелька» у бортика на груди» (Рис. 16 а). И.П. – стоя спиной к бортику на расстоянии около полушага, принять положение «Капелька», как в упр.20, но стопами упереться о стенку. Удерживаться в этом положении за счет выполнения перед грудью горизонтально растянутых «восьмерок»: «Расчистим ладонями перед собой тропинку!». По мере освоения упражнения приподнять голову над водой и дышать произвольно (вдох - выдох над водой). Меняя амплитуду и темп движений, индивидуально определить наиболее удобный вариант «восьмерок». Если происходит отплывание от бортика, то это, как правило, следствие ошибки в выборе «восьмерок» или выполнения движений с очень большой амплитудой, когда кисти выходят из поля зрения. Упражнение «Капелька» у бортика на груди» является исходным положением для скольжения на груди и на боку, из этого положения пловцы начинают заплывы, стартуя из воды.
а б
Рис. 16. «Капелька у бортика»: а – на груди, б – на спине.
22. «Капелька» у бортика на спине» (Рис. 16 б). И.П. – стоя лицом к бортику на расстоянии около 0,5 -1 шага – принять положение «Капелька», как в упр.20, поставив стопы на стенку (пальцы ног легче удерживать под водой), голова – затылком на воде, смотреть вверх, удерживаться в этом положении за счет вертикальных или наклонных растянутых «восьмерок», меняя амплитуду и темп движения. Упражнение является исходным положением для скольжения на спине (для начала заплыва на спине из воды без выполнения стартового прыжка).
23. «Капелька - сосулька». Повторить упр. 21 (22), но, меняя направление «восьмерок» на противоположное и не теряя контакта стоп со стенкой, ощутить отплывание от неё (начнут выпрямляться колени), тело выпрямляется: «Капелька превращается в сосульку». Чередуя горизонтальные и наклонные (вертикальные) «восьмерки», повторить упражнение несколько раз, группируясь и разгруппировываясь у стенки.
Примеры подвижных игр:
«СИЖУ НА СТУЛЕ»
См. упр. 9. Определяется ученик дольше всех, продержавшийся в «безопорном положении сижу на стуле».
«ВЕРТУШКА - ЮЛА»
См. упр. 10. Определяется ученик, выполнивший большее количество вращений за отведенное время или выполнивший вращения, удерживая стопы над водой и т.п.
«КАПЕЛЬКА - СОСУЛЬКА»
См. упр. 23. Побеждает ученик, продемонстрировавший упражнение большее количество раз за ограниченное время.
«ПЛОТИКИ»
Игра базирована на упражнениях 11 и 12. Можно проводить фронтально, выигрывает ученик, первым достигший оговоренного рубежа и поточно, когда победитель определяется по лучшему времени.
Варианты игр:
1. Ученик транспортирует на груди или животе какой-либо небольшой тонущий предмет, например, хоккейную шайбу. Потерявший предмет считается проигравшим.
2. Командный зачет. Каждая команда стартует поточно (эстафета) или фронтально. При фронтальном старте победитель определяется по финишу последнего игрока команды.
«ТЯНИ-ТОЛКАЙ»
Игроки делятся на пары, примерно равные по подготовленности. Стоя лицом друг к другу, принимают « безопорное положение сижу на стуле» и упираются друг в друга стопами. По команде преподавателя начинают выполнять вертикальные или наклонные «восьмерки». Задача: сдвинуть соперника за определенный рубеж.
Варианты игр:
1. То же, но в И.П. расположиться спиной друг к другу и в положении на груди выполнять горизонтально растянутые «восьмерки».
2. Сцепившись прямыми ногами в положении на спине выполнять горизонтальные «восьмерки», стараясь передвинуть соперника в «свою» зону.
3. Сцепившись прямыми ногами в положении на груди выполнять вертикальные или наклонные «восьмерки», стараясь передвинуть соперника в «свою» зону.
6-я группа упражнений – скольжения.
Упражнения данной группы формируют безопорное обтекаемое горизонтальное положение тела в воде, т.е. – исходное положение пловца. Кроме того, они позволяют определить склонности к конкретному способу плавания, ориентируясь на предпочтение, отданное каждым учеником тому или иному упражнению:
· определение наиболее удобного исходного положения на груди или спине, на правом или левом боку;
· выбор варианта удержания стоп «плавником» или «клюшкой»;
· выполнение движений ногами (попеременных или одновременных), демонстрируемых при потере скорости (в конце скольжения);
· проведение теста «легкие ноги» - в конце скольжения на груди, при остановке тела педагог должен обратить внимание на положение ног: пятки у поверхности воды или над поверхностью – «легкие ноги» - это предрасположенность к плаванию.
Скольжение недопустимо путать с ныряниями. Классический вариант скольжения – это продвижение пловца по поверхности воды за счет предварительного отталкивания, без каких-либо движений, удерживая тело в максимально обтекаемом безопорном горизонтальном положении, как стрела: тело вытянуто, ноги сомкнуты, носки оттянуты, руки вытянуты вперед, кисть на кисть, голова в естественном положении зажата плечами. Однако возможны варианты скольжений: удержание стоп «клюшкой» или «плавником»; вытянув одну руку вперед, а другую вдоль тела или удерживая обе руки вытянутыми вдоль тела (скольжение «солдатиком») [63] (Рис. 17).
Дальность скольжения зависит не только от мощности отталкивания, но и от обтекаемости тела, что необходимо разъяснить ученикам. Скольжение – это тест на обтекаемость.
Прекращение скольжения возможно только при возникновении трудностей в дальнейшей задержке дыхания или при полной остановке тела. Скольжение считается завершенным, если появился хотя бы один из указанных ниже признаков остановки тела:
· «остановка» дна при скольжении на груди (потолка - при скольжении на спине, бортика – при скольжении на боку);
· активное погружение ног (тест «легкие ноги»);
· вращение тела по продольной оси.
Имитационные упражнения при освоении скольжений необходимы для ознакомления школьников с положением тела и мышечными ощущениями, аналогичными тем, которые должны возникать при выполнении упражнений в воде. Положительный эффект дают выпрыгивания вверх, удерживая тело в классическом положении скользящего пловца; различные варианты потягиваний, напрягая мышцы всего тела. Уместны будут методические приемы: «Тянись вверх, как травинка к солнцу!»; «Твоё тело, как натянутая струна!»; «Превратись в стрелу!» и т.п.
а б
в г д
Рис. 17. Варианты скольжений: а – классическое скольжение на груди; б – на груди, стопы «клюшкой»; в – на груди, стопы «плавником»; г – классическое скольжение на спине, д – на спине, руки вдоль тела («солдатиком»).
Все скольжения выполняются на задержанном вдохе, что улучшает плавучесть и облегчает выполнение упражнений.
Рекомендуемые упражнения:
Скольжения на груди:
1. И.П. - как в упражнении «Столбики» - падение на грудь (см. упр.17 первой группы) – слегка присесть, задержав дыхание на вдохе, наклониться вперед, положить руки, лицо и грудь на воду, сильно оттолкнуться от дна по направлению вперед и скользить на груди до полной остановки. Для соблюдения правильного исходного положения перед отталкиванием, можно сравнить опускание рук, лица и груди на воду с касанием тонкого льда, стекла, паутинки и пр.
2. То же, но в И.П. встать спиной к бортику, примерно, в полушаге от него, и упереться согнутой ногой в стенку бассейна. Отталкивание выполнить от стенки. Непосредственно перед толчком можно попробовать поставить на стенку вторую ногу и оттолкнуться обеими ногами. Здесь и далее упражнение повторяется толчком от дна. Исходные положения, указанные в 1 и 2 упражнениях, являются наиболее доступными для освоения.
3. И.П.. - «Капелька» у бортика на груди» (см. упр.21 пятой группы), приподнять голову над водой, сделать вдох и, задержав дыхание, быстро опустить лицо воду и вытянуть руки вперед, положив кисть на кисть, затем сильно оттолкнуться обеими ногами от бортика и скользить на груди (Рис. 18).
Если перед отталкиванием опустить в воду не лицо, а голову и плечи, то
получится ныряние, а не скольжение, если приподнять голову над водой, то движение будет направлено вверх, произойдет падение на воду и последующее глубокое погружение (Рис. 19). Детям, которые ныряют, необходим контрастный методический прием: «Перед толчком опускай в воду только нос!», а тем, кто не опускает лицо в воду: «Сигналом для отталкивания является касание лбом воды».
Рис. 18. Скольжение на груди из И.П. «Капелька» у бортика на груди».
а б в
Рис. 19. Варианты исходных положений для выполнения скольжения на груди из положения «поплавок у бортика на груди с горизонтально растянутыми восьмерками»: а – правильное, б – ошибочное, приводит к нырянию, в – ошибочное, приводит к падению на воду.
4. И.П. – скольжение на груди из наиболее доступного для каждого конкретного ученика исходного положения. При потере скорости не вставать на дно, а постараться проплыть максимальное количество метров, выполняя любые плавательные движения. Это упражнение по характеру движений ногами поможет определить склонности ребенка к освоению той или иной плавательной координации.
Скольжения на спине:
5. И.П. - как в упр.1, но стоя лицом к бортику, – присесть, задержав дыхание на вдохе, медленно отклониться назад, приподнимая таз; представить, что тянешься назад и ложишься спиной на огромный мяч. При потере равновесия сильно оттолкнуться ногами и скользить на спине до полной остановки. Смотреть вверх, живот приподнять: «Покажи какого цвета твои плавки (купальный костюм)».
6. То же, но И.П. , как в упр.2, но стоя лицом к бортику. Скольжение на спине толчком от бортика бассейна (Рис. 20).
7. И.П. – «Капелька» у бортика на спине» (см. упр. 22 пятой группы). Сделав вдох и задержав дыхание, сильно оттолкнуться от стенки обеими ногами и скользить на спине, удерживая руки прижатыми к туловищу.
Рис. 20. Простейшее исходное положения для скольжения на спине.
8. То же, но, сделав вдох и задержав дыхание, руки вытянуть за головой, положив кисть на кисть, сильно оттолкнуться от стенки бассейна и скользить на спине.
9. То же, но перед отталкиванием слегка притопить лицо, а руки, проводя ладонями по затылку, вывести вперед.
Если при скольжениях на спине происходит заныривание (возникает отрицательный угол атаки), тело начинает движение по направлению ко дну. В этом случае не следует запрокидывать голову, нужно подбородок «взять» на себя, «приклеить к груди», не прогибаться: «Тело прямое, как стрела!», а вытянутые за головой руки направить к поверхности воды: «Тянись к поверхности!». У пловца рулем погружения является вся верхняя часть тела: куда она направлена, туда и движется пловец. Если при потере скорости возникает погружение тела, то ученику необходимо порекомендовать привести руки к бедрам, в результате чего сместится центр тяжести и голова всплывет (см. упражнение «Столбики» падение на спину - первая группа).
10. Выбор и демонстрация наиболее удобного классического варианта скольжения на груди или на спине с целью определения исходного положения для приоритетного освоения спортивного способа плавания (выбор рабочей позы пловца).
Скольжения на боку:
11. Скольжение на левом боку. И.П. - скольжение на груди, руки вытянуты вперед. Не допуская потери скорости, одновременно повернуть плечи вправо и, сгибая правую руку в локтевом суставе, сделать энергичный гребок под живот по направлению к одноимённому бедру; в результате тело должно повернуться на левый бок; скользить на боку, удерживая правую руку прижатой к телу, а левую - вытянутой вперед по направлению движения, ладонь повернута ко дну. Здесь и далее скольжения на боку повторяются толчком от дна, как в упр.1.
12. Скольжение на правом боку. И.П. - скольжение на груди, руки вытянуты вперед. Не допуская потери скорости, одновременно повернуть голову влево и, сгибая левую руку в локтевом суставе, сделать энергичный гребок под живот по направлению к одноимённому бедру; в результате тело должно повернуться на левый бок; скользить на боку, удерживая выпрямленную левую руку прижатой к телу, а правую - вытянутой вперед по направлению движения.
При скольжении на боку все части тела, ориентированные ко дну, на которых «лежит» пловец, называются «нижние»; все части тела, повернутые к поверхности воды, называются «верхние». Гребок необходимо выполнять с ускорением, по криволинейной траектории. При вращении и фиксации положения на боку голову нельзя приподнимать и поворачивать. Нужно «перекатиться» с груди на бок так, как перекатывается карандаш или вращается полый цилиндр, надетый на стержень. При скольжении голову необходимо прижать нижней щекой к вытянутой вперед руке, тело натянуть, как струну (иначе нарушится прямолинейность движения). Если рука после гребка покидает воду, то ребенку следует предложить тактильный ориентир: «В конце гребка возьмись за край купального костюма!» или образное сравнение: «Нижняя рука - как подушка, на ней лежит ухо и щека; верхняя рука прикрывает тело, как одеяло».
13. Демонстрация скольжения на «удобном» боку для выбора наиболее комфортного исходного положения для освоения техники прикладного способа плавания на боку.
14. Повторить предыдущее упражнение, но в конце гребка, при повороте на бок сделать быстрый вдох, затем вернуться в положение на груди, оставив одну руку прижатой к телу, и сделать выдох в воду. После одноразового выполнения пытаться повторить повороты несколько раз подряд, допустимы легкие (порхающие, слегка заметные) попеременные (кролевые) движения ногами, облегчающие удержание тела в горизонтальном положении.
15. Повторить упр.14, но, не фиксируя положения тела на боку, тут же вытянутой вперед рукой сделать гребок вдоль тела по направлению вниз-к бедру и повернуться на спину; продолжить скольжение на спине, удерживая руки, прижатыми к бедрам.
16. Повторить предыдущее упражнение, но в положении на спине поддерживать горизонтальное равновесие тела за счет легких попеременных движений ногами или горизонтальных «восьмерок». Дыхание произвольное: воздух-воздух.
17. «Винт». Приведенные ниже упражнения достаточно координационно сложные. Если на рассматриваемом этапе обучения возникнут трудности их освоения, то все упражнения ( в том числе и упр. или отдельные из них можно перенести на этап изучения спортивного способа плавания кроль на груди и предлагать тем ученикам, которые координационно склонным к плавания указанным способом. Чтобы осознать и согласовать движения рук и вращение тела целесообразным будет провести их имитацию в вводно-подготовительной части урока. Имитация выполняется в медленном темпе с фиксацией исходного положения после каждого полного поворота на 360̊. Поворот осуществляется переступанием. Для примера рассмотрим упражнение «Винт вправо»:
И.П. - основная стойка, левая рука вверх, ладонью наружу, правая – вдоль тела прижата к бедру (имитация положения пловца на левом боку). В процессе поворота кругом через правое плечо (первые 180̊ ) прямая правая рука через сторону поднимается вверх (движение соответствует проносу), а левая через сторону опускается вдоль тела (движение соответствует гребку); во время второй половины поворота (завершающие 180̊ ) руки продолжают свое движение: правая вниз, а левая вверх. По завершении поворота на 360̊ ученик возвращается в И.П. По мере освоения согласованности движений нужно сместить акценты с координации движений на положение гребущих плоскостей: поток воды встречает ладонь, рука покидает воду около бедра ладонью внутрь, а входит в воду ладонью наружу на продолжении продольной оси тела.
· «Винт вправо». Из положения скольжение на груди перейти к скольжению на левом боку (см. упр.11), но, завершив гребок правой рукой, не задерживать руку у бедра, а выполнить её пронос и одновременный гребок левой рукой. Продолжить движения руками и вернуться в И.П. По освоении одноразового выполнения упражнения, повторить его многократно, безостановочно выполняя поочередные движения руками и вращая тело в правую сторону по продольной оси. Голову при выполнении упражнения не приподнимать: «Голова и тело – единое целое, как винт». Допускаются легкие попеременные движения ногами.
· То же, но «Винт влево». Все движения предыдущего упражнения выполняются в зеркальном отражении.
· «Винт с дыханием». Поочередно повторить предыдущие два упражнения, но в положении на груди сделать выдох, а при переходе в положение на спине выполнить вдох. Попытаться многократно повторить упражнение и выбрать направление вращения, при котором удобнее дышать.
Если ученик отдает предпочтение упражнению «Винт вправо с дыханием», то ему, как правило, при освоении спортивного способа плавания кроль на груди, легче будет дышать в правую сторону, а при изучении прикладного способа плавания на боку выполнять движения на левом боку. При выборе упражнения «Винт влево с дыханием» - наоборот.
18. И.П. - скольжение на удобном боку, при потере скорости начать выполнение поддерживающих попеременные движений ногам; затем повернуть только голову лицом вверх («Затылок лежит на воде, как на подушке, смотри на потолок») и произвольно дышать над водой. Положение на боку («Как рыба») сохранять на протяжении всего упражнения.
19. И.П. - скольжение на удобном боку, при потере скорости начать выполнение поддерживающих переменных движений ногам; повернуть голову лицом ко дну и сделать выдох в воду, затем повернуть голову лицом вверх и сделать вдох; не вставая на дно, повторить многократно. Положение на боку («Как рыба») сохранять на протяжении всего упражнения.
На начальных этапах освоения упражнений 18и 19 можно рекомендовать поворачивать для вдоха не только голову, но и всё тело, принимая положение на спине или среднее положение «на спине-боку». Положение тела для вдоха допустимо непродолжительно фиксировать: можно «довыдохнуть» остатки воздуха, вдох выполнять спокойно, не спеша, при необходимости можно сделать подряд 2-3 вдоха-выдоха, т. е. отдышаться и восстановить дыхание. Необходимо избегать задержки дыхания, выдох начинать спокойно и равномерно сразу после погружения лица в воду - «Опустил лицо в воду – просигналь пузырьками воздуха об этом!». Последние три упражнения способствуют освоению дыхания при плавании кролем на груди.
Примеры подвижных игр:
«СТРЕЛЫ»
Если позволяет акватория, то эта традиционная игра проводится фронтально.
По заданию педагога дети выполняют различные скольжения до полной остановки. Определяют ученика, проскользившего дальше всех в каждом конкретном задании.
Вариант игры:
· скольжение с последующей работой ног, как в упр.4;
«СУММАРНОЕ СКОЛЬЖЕНИЕ»
Игра проводится фронтально. Дети выполняют, допустим, три скольжения на груди. Каждое последующее скольжение начинается с места остановки тела. Определяется победитель по длине всей дистанции, преодоленной в результате трех скольжений.
Варианты игры:
· каждый игрок выполняет все четыре варианта скольжений: на груди, на спине, на правом и на левом боку; последовательность выполнения скольжении может быть оговорена учителе, а, возможно, и определена каждым учеником самостоятельно;
· играет команда (не более 3-4 человек): дети поочередно выполняют заданное учителем скольжение, каждый последующий игрок стартует с места остановки предыдущего.
«ВИНТ»
См. упр. 17. Каждый из предложенных вариантов может быть выполнен на технику: «У кого получается лучше?». В первых двух вариантах упражнения можно определить победителя по максимальному количеству безошибочно выполненных вращений или при преодолении оговоренной дистанции победителем будет объявлен тот ученик, которому потребовалась минимум вращений. Последний вариант – определение победителя по длине преодоленной дистанции при условии, что упражнение выполняется технически верно. По такому же принципу можно выявить победителя и в упр.18,19 – «Соревнование начинающих кролистов».
Задания для самопроверки
1. Перечислите основные средства обучения плаванию.
2. Раскройте содержание общепринятой системы подготовительных упражнений для освоения с водой.
3. Разъясните название «Подготовительные адаптационные тестирующие упражнения».
4. Назовите первую группу системы подготовительных адаптационных тестирующих упражнений, определите её основные задачи, приведите примеры упражнений; перечислите и разъясните упражнения-тесты.
5. Назовите вторую группу системы подготовительных адаптационных тестирующих упражнений, определите её основные задачи, приведите примеры упражнений; перечислите и разъясните упражнения-тесты.
6. Назовите третью группу системы подготовительных адаптационных тестирующих упражнений, определите её основные задачи, приведите примеры упражнений; перечислите и разъясните упражнения-тесты.
7. Назовите четвертую группу системы подготовительных адаптационных тестирующих упражнений, определите её основные задачи, приведите примеры упражнений; перечислите и разъясните упражнения-тесты.
8. Назовите пятую группу системы подготовительных адаптационных тестирующих упражнений, определите её основные задачи, приведите примеры упражнений; перечислите и разъясните упражнения-тесты.
9. Назовите шестую группу системы подготовительных адаптационных тестирующих упражнений, определите её основные задачи, приведите примеры упражнений; перечислите и разъясните упражнения-тесты.
10. Перечислите базовые упражнения системы подготовительных адаптационных тестирующих упражнений.
11. Перечислите способы контроля правильного выдоха в воду.
12. Назовите способы определения и причины остановки тела при скольжении.
13. Подготовьте подробную технологическую карту одного из плавательных упражнений. Запишите материал в предложенной последовательности[64]:
· Название упражнения;
· Оптимальные условия для выполнения;
· Техника выполнения упражнения;
· Место упражнения в системе обучения;
· Необходимая плавательная подготовленность для освоения упражнения;.
· Организация учеников (метод ведения урока);
· Учебные задачи, решаемые упражнением;
· Варианты упражнения (описать1-2) и расширение учебных задач;
· Методическое обеспечение основного упражнения и его вариантов;
· Контроль и самоконтроль основного упражнения и его вариантов;
· Варианты расширения кругозора – познание окружающего мира в ходе изучения упражнения (межпредметные связи);
· Краткое описание подвижной игры, в основу которой положено основное упражнение или его варианты.
14. Согласно приведенному ниже плану, разработайте и запишите авторскую подвижную игру[65].
План записи авторской подвижной игры
· Название;
· Учебные задачи;
· Считалочка, сочиненная самостоятельно и связанная с содержанием игры;
· Необходимая плавательная подготовленность участников (перечисляются плавательные навыки);
· Условия проведения (оптимальные размеры акватории, характеристика оборудования и инвентаря);
· Организация играющих (построение и размещение);
· Содержание (роли игроков, ход игры, рифмованное сопровождение упражнений);
· Правила игры;
· Варианты игры (подробное описание 1- 2 вариантов);
· Организационно-методическое обеспечение (соблюдение техники безопасности; способы выбора водящего, деления на команды; методические приемы для обеспечения качественного решения учебных задач – формирования плавательных навыков, развития физических качеств);
· Расширение кругозора обучаемых за счет межпредметных связей.
15. Перечислите упражнения, позволяющие определить склонности ученика к конкретному способу плавания, подробно разъясните одно из них.
16. Поставьте задачи урока начального обучения плаванию, базированного на подготовительных адаптационных тестирующих упражнениях, и кратко изложите содержание его водно-подготовительной, основной и заключительной частей.
17. Подготовьте конспект урока начального обучения плаванию[66], базированного на подготовительных адаптационных тестирующих упражнениях.