Этническая идентификация в этнопедагогике - отождествление педагогических традиций, приёмов воспитания с этнокультурой
Вопросы к зачету
1. Этнопедагогика, ее предмет, задачи, место в системе наук
2. Источники этнопедагогики.
3. Этнический характер и пути воспитания совершенного человека.
4. Общечеловеческие основы этнопедагогики.
5. Народное воспитание в наследии классиков. Я.Коменский
6. Народная педагогика в семейном воспитании.
7. Педагогическая культура народа, ее сущность и содержание.
8. Педагогические традиции и их место в духовной культуре народа. С.Рачинский
9. Педагогический смысл и значение семейных традиций, обрядов и ритуалов.
10. Уклад жизни и уровни педагогической культуры семьи.
11. Этикетные традиции в семье.
12. Значение примера в народном воспитании (на примере конкретной культуры).
13. Педагогический смысл и значение слова в народной педагогике. Л.Толстой как педагог
14. Факторы народного воспитания.
15. Воспитательное и образовательное значение загадок, пословиц, поговорок, сказок, народных песен.
16. Родной язык как важнейший фактор воспитания. К.Ушинский о роли родного языка
17. Воспитание патриотизма в народной педагогике.
18. Содержание этнопедагогической работы в школе
- Роль народной педагогики в современном учебно-воспитательном процессе.
- Возможности трансляции этнопедагогических знаний в современную жизнь.
- Влияние природного окружения на особенности воспитания (на примере народа РФ).
- Роль общественного воспитания в традиционном обществе.
- Обряды перехода, сопровождающие качественное изменение состояния ребенка, и их роль.
- Детские обряды: первого зуба, первой стрижки, ученичества.
- Игра как культурно-исторический феномен. Игры с правилами, сюжетные, подвижные, дидактические в различных культурах.
- Игрушка как средство усвоения социальных норм и полоролевой дифференциации. Народная игрушка.
- Фольклор как форма сосредоточения народного опыта.
- Детский фольклор. Фольклор как средство ухода за ребенком.
- Приучение к труду и его влияние на формирование характера и социальное поведение.
- Гендерные особенности воспитания в разных культурах
- Роль отца в воспитании детей.
- Совершенный человек как цель народного воспитания.
- Пословица как средство народной педагогики.
- Воспитательные особенности народных сказок.
- Фольклорно-этнографические экспозиции как материал для этнопедагогики.
- Общечеловеческие основы этнопедагогики.
- Народное искусство и игра в современном образовательном процессе.
- Взаимодействие человека и природы в народной педагогике
- Этнокалендарь Санкт-Петербурга и современная этнопедагогика.
Глоссарий
Словарь этнопедагогических терминов
Воспитание–процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей; социально и педагогически обусловленный процесс раскрытия сущностных сил человека, его потенциальных человеческих возможностей.
Воспитательная (педагогическая) ситуация — это конкретное состояние педагогической системы в определенный промежуток времени.
Воспитательный процесс — это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.
Высококонтекстные культуры - придают большое значение форме и контексту, что проявляется в расплывчатости речи, преобладании некатегоричных формы ("может быть", "вероятно" и т.д.), отсутствии прямого "нет". Высококонтекстный характер русской культуры прекрасно демонстрирует слово-сорняк "как бы".
Духовность- интегративное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и образ человеческий в каждом индивиде. Духовность развивается на основе осмысления и переживания личного жизненного опыта, а также на основе усвоения знаний, содержащихся в архивах культуры. Центром духовности является отношение к человеку, а стержневыми характеристиками: вера, надежда, любовь и София (мудрость жизни).
Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития гласит, что любая деятельность, направленная на обучение, сопряжена с развитием в ребенке его личностных качеств, с воспитанием его как члена общества.
Заражение - бессознательная, испольная подверженность человека определенным психическим состоянием. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (психического настроя).
Идеал — это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания.
Идентификация — это способ понимания другого человека через уподобление себя ему
Импринтинг — это вид научения, который характеризуется быстрым, автоматическим приспособлением организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения.
Институты воспитания — это общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательные воздействия на личность.
Обучение — это упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.
Личностный смысл – это «значение-для-меня», индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение человека к тем объектам, ради которых развертывается его деятельность и общение
Мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Мнемоника — система различных приемов, которые облегчают запоминание и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Мотив — побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением потребностей субъекта.
Мотивационная подструктура учебной деятельности— это совокупность мотивов учения.
Неосознанные средства воспитания включают в себя воспитательные воздействия, которые воспитанник принимает без сознательного контроля со своей стороны, а сам воспитатель также не производит преднамеренного влияния на него.
Низкоконтекстные (западные) -культуры основное внимание уделяют содержанию сообщения (что, а не как сказано), предпочитаются ясные, короткие и аргументированные высказывания.
Нравственное сознание — это отражение в сознании человека принципов и норм нравственности, регулирующих взаимоотношения людей, их отношение к общественному делу, к обществу
Обучение — это профессиональная деятельность педагога, которая направлена на передачу учащимся знаний, умений и навыков.
Переживание- внутренний сигнал, посредством которого осознается личностные смысл происходящих событий. Переживания являются необходимой, обязательной частью внутреннего мира человека, они вырываются за пределы собственно аффективной сферы, «захватывают» воображение, пронизывают всю личность и весь круг ее отношений.
Песни- группа фольклорных стихотворных жанров, объединяющая тексты различного объёма, содержания и формы. Различают Песни эпические, лирические, лиро-эпические, обрядовые и необрядовые. Как обрядовые, так и необрядовые песни часто имеют не только развлекательный, но и назидательный характер.
Подражание — предполагает осуществление не просто принятия внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение черт и образов демонстрируемого поведения.
Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой– воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, отвечать его потребностям
Прямые средства воспитания — предполагают непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, которое осуществляется в прямом общении друг с другом.
Цель воспитательного процесса в этнопедагогике –личность, ориентированная на идеального представителя этноса, эпического или фольклорного персонажа.
Фольклор (англ. folk-lore – народная мудрость) -термин, введённый в 1846 г. английским учёным У. Дж. Томсом для обозначения народной культуры. В современной Фольклористике это слово понимается двояко – более широко и более узко. В узком смысле Фольклором называют устное словесное и музыкальное народное творчество, в более широком – всю совокупность явлений культуры, порождённых творчеством коллектива или индивидов в рамках коллективного сознания.
Фольклористика, наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества. Фольклористика как особая область знания выделилась на рубеже 18–19 вв. в связи с большим интересом к древним мифам.
Этнос-народ
Этническая идентификация в этнопедагогике - отождествление педагогических традиций, приёмов воспитания с этнокультурой