Этническая идентификация в этнопедагогике - отождествление педагогических традиций, приёмов воспитания с этнокультурой

Вопросы к зачету

1. Этнопедагогика, ее предмет, задачи, место в системе наук

2. Источники этнопедагогики.

3. Этнический характер и пути воспитания совершенного человека.

4. Общечеловеческие основы этнопедагогики.

5. Народное воспитание в наследии классиков. Я.Коменский

6. Народная педагогика в семейном воспитании.

7. Педагогическая культура народа, ее сущность и содержание.

8. Педагогические традиции и их место в духовной культуре народа. С.Рачинский

9. Педагогический смысл и значение семейных традиций, обрядов и ритуалов.

10. Уклад жизни и уровни педагогической культуры семьи.

11. Этикетные традиции в семье.

12. Значение примера в народном воспитании (на примере конкретной культуры).

13. Педагогический смысл и значение слова в народной педагогике. Л.Толстой как педагог

14. Факторы народного воспитания.

15. Воспитательное и образовательное значение загадок, пословиц, поговорок, сказок, народных песен.

16. Родной язык как важнейший фактор воспитания. К.Ушинский о роли родного языка

17. Воспитание патриотизма в народной педагогике.

18. Содержание этнопедагогической работы в школе

  1. Роль народной педагогики в современном учебно-воспитательном процессе.
  2. Возможности трансляции этнопедагогических знаний в современную жизнь.
  3. Влияние природного окружения на особенности воспитания (на примере народа РФ).
  4. Роль общественного воспитания в традиционном обществе.
  5. Обряды перехода, сопровождающие качественное изменение состояния ребенка, и их роль.
  6. Детские обряды: первого зуба, первой стрижки, ученичества.
  7. Игра как культурно-исторический феномен. Игры с правилами, сюжетные, подвижные, дидактические в различных культурах.
  8. Игрушка как средство усвоения социальных норм и полоролевой дифференциации. Народная игрушка.
  9. Фольклор как форма сосредоточения народного опыта.
  10. Детский фольклор. Фольклор как средство ухода за ребенком.
  11. Приучение к труду и его влияние на формирование характера и социальное поведение.
  12. Гендерные особенности воспитания в разных культурах
  13. Роль отца в воспитании детей.
  14. Совершенный человек как цель народного воспитания.
  15. Пословица как средство народной педагогики.
  16. Воспитательные особенности народных сказок.
  17. Фольклорно-этнографические экспозиции как материал для этнопедагогики.
  18. Общечеловеческие основы этнопедагогики.
  19. Народное искусство и игра в современном образовательном процессе.
  20. Взаимодействие человека и природы в народной педагогике
  21. Этнокалендарь Санкт-Петербурга и современная этнопедагогика.

Глоссарий

Словарь этнопедагогических терминов

Воспитание–процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей; социально и педагогически обусловленный процесс раскрытия сущностных сил человека, его потенциальных человеческих возможностей.

Воспитательная (педагогическая) ситуация — это конкретное состояние педагогической системы в определенный промежуток времени.

Воспитательный процесс — это целенаправленный процесс взаимо­действия педагогов и учеников, сущностью которого является со­здание условий для самореализации субъектов этого процесса.

Высококонтекстные культуры - придают большое значение форме и контексту, что проявляется в расплывчатости речи, преобладании некатегоричных формы ("может быть", "вероятно" и т.д.), отсутствии прямого "нет". Высококонтекстный характер русской культуры прекрасно демонстрирует слово-сорняк "как бы".

Духовность- интегративное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и образ человеческий в каждом индивиде. Духовность развивается на основе осмысления и переживания личного жизненного опыта, а также на основе усвоения знаний, содержащихся в архивах культуры. Центром духовности является отношение к человеку, а стержневыми характеристиками: вера, надежда, любовь и София (мудрость жизни).

Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития гласит, что любая деятельность, направленная на обучение, сопряжена с развитием в ребенке его личностных качеств, с воспитанием его как члена общества.

Заражение - бессознательная, испольная подверженность человека опре­деленным психическим состоянием. Оно проявляется через передачу опреде­ленного эмоционального состояния (психического настроя).

Идеал — это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания.

Идентификация — это способ понимания другого человека через уподобление себя ему

Импринтинг — это вид научения, который характеризуется быстрым, авто­матическим приспособлением организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения.

Институты воспитания — это общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательные воздействия на личность.

Обучение — это упорядоченное взаимодействие педагога с уча­щимися, направленное на достижение поставленной цели.

Личностный смысл – это «значение-для-меня», индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение человека к тем объектам, ради которых развертывается его деятельность и общение

Мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мнемоника — система различных приемов, которые облегчают запомина­ние и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассо­циаций.

Мотив — побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением потребностей субъекта.

Мотивационная подструктура учебной деятельности— это совокупность мотивов учения.

Неосознанные средства воспитания включают в себя воспитательные воздействия, которые воспитанник принимает без сознательного контроля со своей стороны, а сам воспитатель также не производит преднамеренного влияния на него.

Низкоконтекстные (западные) -культуры основное внимание уделяют содержанию сообщения (что, а не как сказано), предпочитаются ясные, короткие и аргументированные высказывания.

Нравственное сознание — это отражение в сознании человека принципов и норм нравственности, регулирующих взаимоотношения людей, их отно­шение к общественному делу, к обществу

Обучение — это профессиональная деятельность педагога, которая направ­лена на передачу учащимся знаний, умений и навыков.

Переживание- внутренний сигнал, посредством которого осознается личностные смысл происходящих событий. Переживания являются необходимой, обязательной частью внутреннего мира человека, они вырываются за пределы собственно аффективной сферы, «захватывают» воображение, пронизывают всю личность и весь круг ее отношений.

Песни- группа фольклорных стихотворных жанров, объединяющая тексты различного объёма, содержания и формы. Различают Песни эпические, лирические, лиро-эпические, обрядовые и необрядовые. Как обрядовые, так и необрядовые песни часто имеют не только развлекательный, но и назидательный характер.

Подражание — предполагает осуществление не просто принятия внеш­них черт поведения другого человека, а воспроизведение черт и образов демонстрируемого поведения.

Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой– воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, отвечать его потребностям

Прямые средства воспитания — предполагают непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, которое осуществляется в прямом об­щении друг с другом.

Цель воспитательного процесса в этнопедагогике –личность, ориентированная на идеального представителя этноса, эпического или фольклорного персонажа.

Фольклор (англ. folk-lore – народная мудрость) -термин, введённый в 1846 г. английским учёным У. Дж. Томсом для обозначения народной культуры. В современной Фольклористике это слово понимается двояко – более широко и более узко. В узком смысле Фольклором называют устное словесное и музыкальное народное творчество, в более широком – всю совокупность явлений культуры, порождённых творчеством коллектива или индивидов в рамках коллективного сознания.

Фольклористика, наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества. Фольклористика как особая область знания выделилась на рубеже 18–19 вв. в связи с большим интересом к древним мифам.

Этнос-народ

Этническая идентификация в этнопедагогике - отождествление педагогических традиций, приёмов воспитания с этнокультурой

Наши рекомендации