Цели воспитания, их связь с общечеловеческими ценностями и ценностными ориентирами современного общества
6. Принципы, сущность и содержание процесса воспитания.
Следует отметить, что понятие «воспитание» («вскармливание», «питание») употребляется в различных значениях. Но воспитание как педагогическую категорию, как специально организованную педагогич-ую деятельность нельзя смешивать с разными стихийными влияниями и воздействиями, которые испытывает личность в процессе своего развития.
В настоящее время воспитание понимают как социальное и педагогическое явление, в следующих смыслах:
в широком социальном – передача накопленного опыта от старших к младшим поколениям;
в узком социальном смысле – целенаправленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определённых взглядов, навыков, убеждений (аналогично процессу социализации);
в широком педагогическом смысле – взаимодействие воспитателя и воспитуемого, в процессе которого воспитатель оказывает целенаправленное воздействие на сознание, мировоззрение, ценностные ориентиры воспитуемого;
в узком педагогич-ом смысле – целенаправленный процесс формирования и развития отдельных качеств личности под руководством специалистов (то же, что воспитательная работа).
В. в широком смысле – соц. явление, формирование личности под влиянием различных факторов развития (стихийных и целенаправленных),в результате чего человек овладевает культурой и становится членом общества(социализация).
В. в узком смысле – педагогическое явление, как специальная организованная деятельность педагогов и воспитанников, целью которой является содействие развитию личности ребенка, создание условий для формирования мировоззрения, личностных качеств, ценностных ориентиров.
В качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий определённое воздействие.
Ушинский – «В. – то, чем и как человек должен и может быть».
Самая первая часть воспитательного процесса и центральная категория – цели воспитания (другие составляющие структуры этого процесса соответственно: содержание, методы и средства воспитания, результаты воспит-я).
Цель воспитания – это ожидаемые изменения в человеке.
Цель определяет содержание педагогического процесса, его результаты, служит критерием оценки педагогич-ой деятельности. Это составляет проблему педагогической целесообразности:
|
|
|
Основная задача В. – создание условий для правильного, соответствующего современной культуре, потребностям формирования характера, качеств человека.
В. – многофакторный процесс, влияют: природная среда; особенности страны, исторической эпохи; повседневная и профессиональная деятельность; воспитательное воздействие. Влияние референтной группы – человек соответствует ценностям этой группы.
В. осуществляется на нескольких уровнях:
1. социетарный – на уровне общества в целом;
2. институциональный – в условиях конкретных институтов (соц-х);
3. соц-психологический – в условиях отдельных соц. групп (студенческая и т.п.)
4. межличностный – во взаимодействии воспитателя с воспитуемым
5. интраперсональный – процесс самовоспитания, воздействие на самого себя.
Закономерности В.:
А) зависит от соц-эк. развития общества, его культуры;
Б) связано с психическим развитием человека
В) происходит путем активности самого ребенка;
Г) роль характера отношений между ребенком и обществом, ребенком и отдельными людьми.
Цели воспитательного процесса связаны с общечеловеческими ценностями и ценностными установками современного общества (среди таких ценностей – ответственность, патриотизм, чувство уважения к себе и окружающим, отзывчивость, верность, умение сочувствовать и сопереживать). Педагог призван в результате реализации целей процесса воспитания и обучения привить воспитанникам и ученикам данные ценности.
Выделяют 2 уровня определения целей В.:
идеал В. – желаемый результат в будущем, формирование всесторонне развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни, деятельности.
реальная цель В. – воспитательные устремления общества, соц. заказ на В. человека. Сегодня – дать базовое образование и культуру, на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть объективные возможности и благоприятные условия.
Базовое образование и культура включают:
культура жизненного самоопределения;
культура семейных отношений;
экономическая культура и культура труда;
политическая, демократическая и правовая культура;
интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;
экологическая;
художественная;
физическая культура.
Концепция модернизации ставит задачу переосмысления целей – приоритетные следующие задачи – развитие самостоятельности детей, способность к самоорганизации; формирование высокого уровня правовой культуры; развитие высокого уровня коммуникативной культуры.
Современные проблемы, состояние В.: упал престиж В., понимание значимости; многие соц. институты потеряли воспит. Функции (семья); расслоение в обществе -> расслоение детей по соц. признаку; ослаб педагогический потенциал, СМИ, культ. Центров; формализм, словесное В. в учреждениях.