Аннотации рабочих программ учебных дисциплин подготовки магистра по направлению подготовки 03.04.02 Физика 1 страница
Шифр | НАЗВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
М.1.01 | «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» Логико-структурный анализ дисциплины: курс «Методология и методы научных исследований» является базовой частью общенаучного блока дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 03.04.02 «Физика». Дисциплина реализуется на физико-техническом факультете ДонНУ кафедрой общей физики и дидактики физики. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения предметов «Математический анализ», «Теория вероятности и математическая статистика», «Русский язык и культура речи», «Общая и экспериментальная физика», «Психология», «Педагогика», «Возрастная и педагогическая психология», «Основы современной дидактики физики», на предыдущем уровне образования, а также формируемые предшествующими дисциплинами «Методика преподавания в высшей школе», «Современные проблемы науки и образования». Знания, умения и навыки, усвоенные и сформированные при изучении данной дисциплины, являются базовыми для прохождения производственной (педагогической) практики, научно-педагогической практики в вузе, научно-исследовательской практики, подготовки и защиты магистерской диссертации. Цели дисциплины: формирование знаний и умений студентов в области педагогических исследований преподавателя физики. Задачи дисциплины: научить студентов способам сбора, обработки, анализа, интерпретации и оформления, а также презентации научных данных; научить студентов использовать статистические методы в своей профессиональной деятельности. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: • алгоритм организации педагогического исследования; • основные особенности этапов педагогического исследования; • методологию педагогических исследований; • о нормальном распределении; • о коэффициентах корреляции; • о констатирующем и преобразующем эксперименте. уметь: • определять объект и предмет исследования; • ставить цель и задачи исследования; • формулировать гипотезу исследования; • использовать экспертные методы исследования; • использовать некоторые методы социологического сбора информации и статистической обработки данных, а также анализировать полученные результаты. владеть: • навыками организации исследовательской деятельности в области педагогики; • методами сбора экспериментальных данных исследования; • основными методами обработки и анализа результатов научно-педагогического исследования; • навыками работы с учебной, научной и методической литературой. Дисциплина нацелена на формирование общекультурных компетенций (ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-7), общепрофессиональных компетенций (ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ОПК-9) профессиональных компетенций (ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10) выпускника. Содержание дисциплины: Тема 1. Методология педагогических исследований. Концепция цикличности познания и особенности этапов педагогического исследования. Теоретическая часть исследования. Методы констатирующего исследования. Классификация исходных фактов. Сбор исходных фактов. Измерительные шкалы. Табулирование и представления данных. Три уровня научных исследований. Эксперимент – атрибут исследовательской работы. Методология и ее три уровня. Системный подход. Теория оптимизации. Необходимость алгоритма организации исследования. Концепция цикличности познания и алгоритм организации научных исследований. Цикл познания и его этапы. Выявление существенных противоречий – необходимое условие эффективности педагогического поиска. Основные особенности этапов педагогического исследования. Определение объекта и предмета исследования. Формулировка гипотезы исследования. Постановка целей и задач исследования. Системность сбора информации. Различные подходы к классификации собранной информации. Выбор результирующих признаков. Система методов, их особенности и примеры применения (наблюдение, интервьюирование, анкетирование, метод экспертной оценки, метод тестирования, анализ контрольных работ, оценка связности учебного материала, изучение литературных источников и т.п.). Выбор методов. Особенности измерений в педагогике. Измерительные шкалы: шкала отношений, интервальная, порядковая и дихотомическая шкалы. Табулирование данных. Квантили. Определение процентилей. Наглядное представление данных. Графическое представление распределения частот (гистограмма, полигон распределения, сглаженная кривая, кривая процентилей). Общие советы при построении графиков. Тема 2. Меры центральной тенденции. Меры изменчивости. Нормальное распределение. Меры связи. Мода, медиана, среднее. Меры центральной тенденции объединенных групп. Интерпретация моды, медианы и среднего. Размах. Дисперсия. Дисперсия объединенных групп. Стандартное отклонение. Асимметрия. Эксцесс. Нормальное распределение дискретных и непрерывных случайных величин. Единичная (стандартная) нормальная кривая. Одномерное и двумерное нормальное распределение. Случайный выбор. Коэффициент корреляции Пирсона, равный произведению моментов. Интерпретация коэффициентов корреляции (причинность и корреляция, идентичные группы с различными средними, нелинейность и формы маргинальных распределений переменных). Дисперсия суммы и разности переменных. Универсальность дихотомической шкалы. Сведение данных к дихотомии. Коэффициент «фи» и его свойства. Точечный бисериальный коэффициент корреляции. Тетрахорический коэффициент корреляции. Бисериальный коэффициент корреляции. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Проблема связанных рангов. Тау Кендалла. Сравнение коэффициентов Кендалла и Спирмена. Бисериальная ранговая корреляция. Часть корреляции и частичная корреляция. Множественная корреляция и предсказания. Анализ полученных результатов. Тема 3. Экспертные методы исследования. Оценивание. Математико-статистические методы, используемые при малой выборке. Преобразующий эксперимент. Индивидуальная экспертная оценка. Рейтинг. Типичные ошибки, допускаемые судьями при оценке. Метод самооценки. Коллективная экспертная оценка. Математико-статистические методы обработки экспертных оценок. Вес критерия. Суммарные взвешенные ранги. Коэффициент конкордации. Метод . Метод критерия знаков. Метод парных сравнений. Уровень достоверности. Требования к организации преобразующего эксперимента. Способ двух замеров и способ многократных замеров. Способ параллельных замеров в экспериментальном и контрольном классах. Виды контроля по дисциплине: модульный контроль – 1 семестр, экзамен – 1 семестр. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 з. е., 144 часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (36 ч) и практические (18 ч) занятия и самостоятельная работа студента (90 ч). | |
М.1.02 | «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ» Логико-структурный анализ дисциплины: курс «История и философия науки» является базовой частью общенаучного блока дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 03.04.02 «Физика». Дисциплина реализуется на физико-техническом факультете ДонНУ кафедрой теоретической физики и нанотехнологий. Основывается на базе дисциплин: Философия, Общая физика, История. Цели и задачи дисциплины: Целью дисциплины «История и философия науки» является формирование картины исторического движения научного знания в его единстве и многообразии; помощь в освоении методов (в том числе компьютерных) анализа и объективного освещения развития науки; раскрытие детерминации процесса развития науки внутренними и внешними факторами. Задачадисциплины «История и философия науки» предусматривает проработку студентами теоретического материала по истории и филлософии науки, изучение взаимосвязей науки с другими областями культуры, видение науки как развивающегося, динамичного феномена в социальном и культурном контекстах. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: выдающихся ученых античного мира, эпохи Возрождения и Нового времени;этапы формирования классической науки; современные направления научных исследований; вклад ученых Донбасса в разработку современных направлений науки. уметь: проводить библиографический поиск;проводить поиск в сети Internet;готовить презентации с использованием компьютерной техники. владеть: навыками проведения библиографического поиска, поиска в сети Internet и подготовки презентации с использованием компьютерной техники. Дисциплина нацелена на формирование общекультурных компетенций (ОК-1, ОК-3, ОК-6), общепрофессиональных (ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4) профессиональных компетенций (ПК-11, ПК-12) выпускника. Содержание дисциплины: Введение в дисциплину. Древний мир и знания. Наука в античные времена. Наука в цивилизациях Азии, Африки и Америки. Генезис науки в Средние века и эпоху Возрождения. Закладывание фундамента классической науки в Новое время. Научно-техническая революция XX века. Прогноз развития науки. Виды контроля по дисциплине: модульный контроль и зачет. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (28 ч) и самостоятельная работа студента (80 ч). | |
М.1.03 | «ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» Логико-структурный анализ дисциплины: курс «Педагогика высшей школы» является базовой частью общенаучного блока дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 03.04.02 Физика. Программа дисциплины ориентирована на теоретическую и практическую подготовку профессиональной деятельности будущего педагога высшей школы. Дисциплина реализуется на физико-техническом факультете ДонНУ кафедрой общей физики и дидактики физики. Основывается на базе дисциплин: «Философия» и «Этика и эстетика» на предыдущем уровне образования, а также использует знания, умения и навыки, формируемые в ходе сопутствующего изучения дисциплин «История и философия науки», а также основывается на базе изучении дисциплины «Методология и методы научных исследований». Является основой для изучения следующих дисциплин: «Современные проблемы науки и техники», «Методика обучения решению задач по физике в высшей школе», а также является необходимым курсом для прохождения «Педагогической (ассистентской) практики». Изучение данной дисциплины позволяет сформировать у студентов систему знаний и представлений об основных разделах педагогической науки как одной из важнейших областей современного знания, в которой реализуется единство философского и научного подходов к образовательной сфере деятельности людей, а также выявить ее связь с другими областями гуманитарного знания. Цели дисциплины: предоставить студентам знания о теоретических основах педагогической теории и педагогического мастерства, управлении учебно-воспитательным процессом для преподавания в высшей школе, дать представление об основных категориях педагогики, о месте, роли и значении педагогики высшей школы в системе наук о человеке и в практической деятельности педагога, сформировать понимание о базовых принципах современной педагогики и методических подходах к решению педагогических задач высшей школы. Сформировать у будущего специалиста духовно-нравственные и профессиональные ценности. Показать, что в условиях реформирования системы вузовского образования особое значение получают проблемы подготовки высококвалифицированных педагогических кадров. Задачи дисциплины: дать представление об истории и современном состоянии высшей школы, ведущих тенденциях ее развития. Дать представление о логике образовательно-воспитательного процесса в ВУЗе. Определить научные основы, цели, содержание образования и воспитания студенческой молодежи. Способствовать формированию методологической культуры педагогов. Сформировать стимул к постоянному поиску приложений философских, социально-экономических, психологических и других знаний к решению проблем обучения и воспитания в ВУЗе. Способствовать глубокому освоению норм профессиональной этики педагога, пониманию его ответственности перед студентами, стремлению к установлению с ними отношений партнерства, сотрудничества и сотворчества. Углубить представления об особенностях профессионального труда преподавателя высшей школы. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: · сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста, влияние индивидуальных различий студентов на результаты педагогической деятельности; · место, роль и значение педагогики высшей школы в системе гуманитарного знания; · соотношение педагогики высшей школы и смежных дисциплин; · историю развития высшего образования; · основные теоретико-методологические и этические принципы конструирования и проведения педагогического исследования; · специфику, структуру и модели построения педагогического процесса; · классификацию педагогических методов и современные подходы к их использованию; · принципы построения и конструктивную специфику педагогических систем и технологий; · правовые и нормативные основы функционирования системы образования; · основы педагогического мониторинга. Уметь: · совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень; · повышать педагогическое мастерство; · использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области и ее взаимосвязей с другими науками; · конструировать образовательный процесс с учетом условий, индивидуальных особенностей и психофизических возможностей личности; · конструировать воспитательный процесс в условиях социализации личности; · соблюдать в своей деятельности профессионально-этические нормы, принятые в международной практике; · оперативно ориентироваться в сложных случаях из педагогической практики и эффективно решать актуальные задачи; · осуществлять системный анализ явлений образовательного процесса; · проектировать методическую систему работы преподавателя. Владеть: · понятийным аппаратом педагогики высшей школы; · базовыми знания об общих формах организации учебной деятельности; · основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе (структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач); · базовыми знаниями о методах, приемах и средствах управления педагогическим процессом; · методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями; · основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах; · методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей; · навыками профессионального мышления, необходимыми для осуществления педагогической деятельности; · навыками анализа и обработки педагогической информации. Модуль нацелен на формирование общекультурных компетенций (ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9), общепрофессиональных компетенций (ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9) профессиональных компетенций (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10) выпускника. Содержание модуля: Тема 1. Педагогика высшей школы: предмет, место в системе наук. Проблема единства и целостности мирового образовательного пространства. Общемировые тенденции развития современной педагогической науки. Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки. Определение предмета педагогики высшей школы. Ее основные категории. Система антропологических наук и место в ней педагогики. Проблема диалектической взаимосвязи педагогики и психологии. Принципы и методы педагогического исследования. Тема 2. Общеметодологические принципы развития высшего образования. Системный методологический принцип. Аксиологический методологический принцип. Культурологический принцип. Антропологический методологический принцип. Гуманистический, синергетический и герменевтический принципы. Тема 3. Развитие, социализация и воспитание личности. Характеристика традиционных и инновационных подходов к проблеме воспитания и развития личности. Значение наследственности в формировании личности. Сущность социализации и ее стадии. Факторы социализации и формирования личности. Развитие и воспитание. Диагностика развития. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности. Тема 4. Методология и методы педагогических исследований в высшей школе. Понятие методологии педагогики. Методологические принципы педагогики. Структура, логика и методы научно-педагогического исследования. Основные требования к исследовательской работе в высшей школе. Тема 5. Основы дидактики высшей школы. Дидактика как отрасль научного знания. Общее понятие о дидактике и дидактической системе. Актуальные проблемы современной дидактики высшей школы. Сущность, структура и движущие силы процесса обучения. Педагогические категории, обеспечивающие функционирование педагогического процесса. Высшее учебное заведение как педагогическая система. Цели и содержание обучения в высшей школе. Тема 6. Педагогические закономерности, принципы и методы. Систематика педагогических закономерностей, принципов и правил. Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности. Многомерный подход к классификации методов обучения, воспитания личности. Оптимальный выбор методов обучения преподавателем высшей школы. Процесс и стиль педагогического взаимодействия в высшей школе. Тема 7. Методы и средства обучения в высшей школе. Классификация методов обучения. Учебно-нормативные документы организации педагогического процесса в высшей школе. Средства обучения. Выбор методов и средств обучения. Технологии обучения в высшей школе. Развитие творческого мышления в процессе обучения. Тема 8. Формы организации учебного процесса в высшей школе. Формы обучения в высшей школе. Роль и место лекции в вузе. Структура лекционного занятия и оценка его качества. Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения. Семинарские и практические занятия в высшей школе. Семинар как взаимодействие и общение участников. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых. Основы педагогического контроля в высшей школе. Тема 9. Педагогическое проектирование. Формы и этапы педагогического проектирования. Проектирование содержания лекционных курсов. Структурирование текста лекции. Сущность, принципы проектирования и тенденции развития современных образовательных технологий. Тема 10. Профессиональное становление преподавателя высшей школы. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества обучения. Профессионализм и саморазвитие личности педагога. Научно-исследовательская деятельность преподавателя. Педагогическая культура преподавателя. Общение в педагогическом коллективе. Педагогические конфликты в процессе общения и их преодоление. Самообразование как средство повышения эффективности профессиональной деятельности педагога. Тема 11. Цель воспитания как педагогическая проблема. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования. Общие и индивидуальные цели воспитания. Тенденции и принципы гуманистического воспитания. Формирование эстетической культуры. Традиционные и инновационные подходы к воспитанию. Гражданское, правовое, экономическое и экологическое воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Патриотическое воспитание. Физическое воспитание молодежи. Тема 12. Воспитательный процесс в высшей школе. Методы, средства и формы воспитания в современной педагогике. Сущность и организационный основы функционирования учебно-воспитательного коллектива. Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива. Основные условия развития коллектива. Виды контроля по модулю: модульный контроль – 2 семестр, зачет – 2 семестр. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет: 3 зачетные единицы, 108 часов. Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (28 ч) и самостоятельная работа студента (80 ч). | |
М.1.В.01 | МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Логико-структурный анализ дисциплины: курс «Методика преподавания в высшей школе» является вариативной частью общенаучного блока дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 03.04.02 Физика. Программа дисциплины ориентирована на теоретическую и практическую подготовку профессиональной деятельности будущего педагога высшей школы. Дисциплина реализуется на физико-техническом факультете ДонНУ кафедрой общей физики и дидактики физики. Основывается на базе дисциплин: «Философия», «Методика преподавания физики (Методика обучения физике)», «Методика преподавания физики (Общие и частные вопросы дидактики физики)», «Педагогика» на предыдущем уровне образования, а также использует знания, умения и навыки, формируемые в ходе сопутствующего изучения дисциплин «История и философия науки». Цели дисциплины: Подготовить магистров к выполнению функциональных обязанностей преподавателя физических дисциплин в высшем учебном заведении. Обогатить опыт осуществления основных видов деятельности, к которым относятся: эмпирические исследования физических систем, теоретические исследования физических систем. сочетание эмпирических и теоретических исследований физических систем, обеспечения безопасности людей на производстве, планирование (проектирование) учебно-воспитательной работы, проведения учебных занятий, разработка и использование дидактических средств, проведения психолого-педагогических и методических исследований, оформления их результатов, ведение документации. Задачей дисциплины являетсяовладение магистрами: • стандартами подготовки специалистов в высшей школе (содержание обучения, содержание ОПП; • специальными знаниям и умениям выпускников вузов; • дидактическими принципами педагогики высшей школы и их отражением в методике преподавания физики в вузах. • основами андрагогики и андрагогический принципами обучения взрослых; • особенностями методики обучения физике в высшей школе; • методикой проведения лекционных занятий по физике в высшей школе; • методикой проведения занятий по решению физических задач; • методикой проведения лабораторных занятий по физике; • формами стимулирования и контроля учебно-познавательной деятельности студентов; • приблизительным схемами изучение основных физических теорий. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: • нормативные функции дидактических принципов; • особенности и требования к обучению взрослых; • подходы к формированию учебного плана и требования к разработке рабочих программ с физических дисциплин; • современные парадигмы профессионального образования; • особенности проведения лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятий по физике; • особенности обучения и оценивания студентов по модульной технологии • формы самостоятельной работы студентов. Подходы к ее планированию и контролю за качеством выполнения; • особенности организации научно-исследовательской работы по физике в высших учебных заведениях. уметь: • учитывать стандарты физического образования в вузах при разработке рабочих программ по физическим дисциплинам; • учитывать дидактические принципы при организации учебно-познавательной деятельности студентов на занятиях по физическим дисциплинам; • учитывать возрастные особенности взрослых при планировании учебного процесса в вузе по физическим дисциплинам (принципы андрагогики); • планировать систему модульного обучения физике и различные типы занятий по физике (лекционные, семинарские, практические, лабораторные) • оценивать результаты учебно-познавательной деятельности студентов по национальной и международной системой оценки. владеть:
• средствами управления различными видами деятельности (аудиторной, самостоятельной, исследовательской) студентов во время обучения физике в вузе; Содержание дисциплины: Введение. Развитие методики обучения физике в вузе: преимущества и недостатки существующих подходов к обучению будущих учителей. Современные требования к специалистам по физике и пути совершенствования учебных программ и методического обеспечения учебного процесса по физике в вузе. Законы и закономерности обучения в высшей школе. Цели профессионального образования. Организация учебного процесса в вузе. Тема 1. Анализ подготовки учителей физики в вузах. Особенности обучения физике в средних учебных заведениях (общеобразовательных и профессионально ориентированных). Основные элементы профессиограммы учителя физики. Учебный план подготовки учителей физики. Учебная программа с физических дисциплин в вузах. Анализ специальных знаний, умений выпускников вузов. Тема 2. Дидактические принципы педагогики высшей школы и их отражение в преподавании физики. Нормативные функции дидактических принципов. Принцип научности и философского мировоззрения. Принцип связи теории с практикой, практического опыта с наукой. Принцип сочетания учебной и научно-исследовательской работы студентов. Принцип профессиональной направленности учебного процесса. Принцип сочетания абстрактности мышления и наглядности изложения материала. Тема 3. андрагогические основы организации учебного процесса в вузе. Понятие о андрагогике и андрагогический подход к обучению. Характеристика взрослого человека как субъекта обучения. Особенности развития когнитивной сферы взрослых людей. Принципы обучения взрослых. Условия эффективного обучения взрослых. Основные организационные формы и технологии обучения взрослых. Методы и приемы обучения взрослой аудитории. Требования к преподавателям системы обучения взрослых людей. Методические рекомендации по организации обучения взрослых. Тема 4. андрагогический основы профессиональной подготовки учителей во время обучения в высших учебных заведениях. Психологические основы подготовки студентов к профессиональной деятельности. Учебно-методические задачи как средство овладения профессией. Тема 5. Общие вопросы методики преподавания физики в высших учебных заведениях. Предмет и задачи. Связь методики преподавания общей физики с другими науками. Источники развития методики обучения студентов физики. Методы преподавания физики. Физическое образование. Цели и задачи обучения физике. Структура и содержание курса физики. Тема 6. Физическое знания. Структура физического знания. Процесс формирования физических понятий. Основные способы формирования физических понятий. Тема 7. Методы обучения физике. Словесные методы: беседа, рассказ, объяснение, лекция. Проблемное обучение физике. Тема 8. Лекционные занятия по физике в вузе. Ведущая роль лекции в учебном процессе вуза. Ориентирующая роль вводной лекции. Предпосылки эффективности лекции. Методика подготовки и проведения лекции. Использование лекционных демонстраций по физике. Обобщающая лекция по теме. Учебники и учебные пособия по общей физике. Виды контроля по модулю: модульный контроль – 1 семестр, зачет – 1 семестр. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет: 3 зачетные единицы, 108 часов. Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (36 ч), практические занятия (18) и самостоятельная работа студента (54 ч). Наши рекомендации
|