Психокоррекционные возможности музыки как вида искусств 1 страница
Аверкиева А.А.
ФОРМИРОВАНИЕ СОГЛАСОВАННОСТИ ДВИЖЕНИЙ И РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИТМИКЕ
В последние годы отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы и отклонений в развитии. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушениями речи. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. Для получения хороших результатов необходимо взаимодействие всех педагогов дошкольного учреждения. Одну из эффективных коллективных форм работы с детьми по исправлению звукопроизношения представляют логоритмические занятия, основанные на тесной связи слова, движения, музыки.
Система музыкально-ритмических движений оказывает положительное влияние на функциональную деятельность организма. И.М.Сеченов, характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений, подчеркивал ее значение для онтогенеза. А созданная швейцарским музыкантом и педагогом Ж.Далькрозом система музыкально-ритмического воспитания, получившая широкое распространение в начале XX века в Европе, подтвердила высказывание И.М.Сеченова. Метод Ж.Далькроза, используемый и в настоящее время как в работе с нормально развивающимися, так и с детьми с проблемами в развитии, основывается на взаимосвязи музыки и движения, оказывающих положительное воздействие друг на друга. Эта связь обеспечивает формирование у детей как музыкально-ритмических навыков (ритмического, динамического, тембрового музыкального слуха, способности различать форму, характер музыкального произведения), музыкальной памяти, внимания, так и двигательных навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной выразительности и передачу их в различных движениях в играх, плясках, упражнениях.
Занятия музыкально-ритмическими движениями, основанные на взаимосвязи музыки и ритмики, повышают общий жизненный тонус детей с ограниченными возможностями здоровья, помогают в формировании основных движений, регулируют деятельность многих систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной), вырабатывают правильную осанку, скоординированный мышечный тонус, формируют произвольность психических функций. А соединение движений под музыку со словом оказывает коррекционное воздействие на формирование речевой функции детей с речевыми нарушениями. Чувство ритма в своей основе имеет активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Сущность моторных реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений, связанных с сокращением мышц языка, головы, челюстей, пальцев ног; с напряжением и расслаблением, возникающими в гортани, грудной клетке и конечностях; с одновременной стимуляцией мышц-антагонистов, вызывающих смену напряжения и расслабления без изменения пространственного положения органа. Большинство вариантов нарушений в развитии детей сопровождаются нарушением ритмических процессов, происходящих в организме. И нормализация ритмической организации движений приводит к точности функционирования всех процессов и гармонизации в работе организма. Связь музыки и движения лежит в основе ритмики, при этом ведущей является музыка, которая задает ритм движений и соответственно определенных процессов в организме. Ритм выступает тем лечебным фактором, который в единстве с движением может регулировать психические процессы, движения, поведение ребенка с проблемами.
Практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они используются в коррекционной работе с детьми с проблемами (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также в развитии музыкальных способностей.
Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно-развивающий процесс, который состоит из двух основных направлений. Первое - развитие, воспитание и коррекция вербальных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья: слуховое внимание, память, зрительно-пространственная ориентировка, моторика (координация движений, чувство ритма, темпа, регуляция мышечного тонуса), а также эмоциональной и коммуникативной сферы. Второе направление связано с коррекцией речевых нарушений: темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха и т. д.
Каждое занятие обязательно включает упражнения на регуляцию мышечного тонуса, снятие напряжения (в разных вариантах - стоя, сидя, в движении). У детей с нарушениями речи мышцы тела очень напряжены, поэтому ребенку важно овладеть приемами релаксации. Широко используются образные имитационные движения птиц и зверей. Постепенно развивается двигательная сфера ребенка, подражание движениям (крупным, мелким и артикуляционным) становится более точным. Таким образом, именно движения способствуют формированию произношения.
Организация, построение, содержание, коррекционная направленность занятий ритмикой для детей с ограниченными возможностями здоровья обусловливаются структурой нарушений детей, где присутствуют отклонения в психических функциях, эмоционально-волевой сфере, моторике. В связи с этим в занятия по ритмике включаются такие направления, как:
- коррекция психических функций, где средствами ритмики осуществляется коррекция внимания (его переключаемости, устойчивости, распределения), памяти (слуховой, зрительной), воображения (воссоздающего, творческого), восприятия (слухового, пространственного, зрительного);
- коррекция эмоционально-волевой сферы, где дети овладевают «языком выразительных движений», умением передавать различные эмоциональные состояния (радости, нежности, печали, удивления и т. д.), учатся снимать психоэмоциональное напряжение;
- коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела, ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве;
- развитие согласованности движений и речи, проявляющееся в упражнениях с предметами и без них, с пением, с образными движениями.
Упражнения на внимание (произвольность, концентрация).
1. «Погуляем» (музыка Т. Ломовой «Этюд»).
Дети идут неторопливо врассыпную, небольшими шагами под музыку, ставя ногу на всю ступню, сохраняя хорошую, но непринужденную осанку. При повторе музыки по словесному сигналу взрослого: «Круг», «Колонна», «Пары», «Цепочкой, держась за руки» дети перестраиваются, продолжая движение. Выполняют упражнение до окончания музыки.
2. «Регулировщик движения» (музыка Л.Вишкарева «Марш»).
Взрослый (затем ребенок) выполняет роль регулировщика. Дети стоят свободно напротив регулировщика, перед ними свободное пространство. На каждую музыкальную фразу регулировщик указывает направление движения (вперед, назад, вправо, влево, по кругу). Задача состоит в том, чтобы каждый ребенок и вся группа четко, под прямым углом меняли направление своего движения.
Упражнение на развитие воображения.
1. «Качаем куклу» (музыка Н.Римского-Корсакова «Колыбельная»).
Дети, свободно двигаясь по залу, укачивают куклу, в конце музыки садятся с куклой на стулья.
Коррекция эмоциональных состояний и адекватного общения в коллективе.
1. «Гладим кошку» (музыка Т.Вилькорейской «Колыбельная»).
Дети под музыку (сидя на полу, на стульях) поглаживают воображаемую кошку, которая «лежит» на коленях, с нежностью и осторожностью проводя руками от ее головы по спинке до кончика хвоста. При этом дети, любуясь, смотрят на свою кошечку.
Ритмика благодаря коллективным формам организации является важным фактором формирования социально-адаптационных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Акмурзина О.Д.
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕСТЕЛЬНОСТИ
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкальных творческих способностей потому, что в этом возрасте дети очень любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Дошкольный возраст является сеизитивным периодом для развития музыкального творческого воображения.
Одним из важнейших факторов музыкального творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Но создание условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким музыкальным творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи А.Фромм, Т.Гордон и др. и сейчас считают, что музыкальное творчество вначале присуще ребенку и, что нужно лишь не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика указывает, что такого вмешательства не достаточно: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и навечно сохранить творческую активность.
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально- эстетической активности личности. И этот взор на воспитание ребенка сделал актуальной делему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, актерского мастерства.
В целом восприятие музыки представляет для детей дошкольного возраста большую трудность, в тоже время театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальный и очень доступной для детей с самого детства. Театр неразрывно связан с музыкой, песнями, танцами.
В детском саду театрально-музыкальная деятельность связана в основном с праздниками или входит в сценарий утренников, вечеров развлечений. С помощью театрально-музыкальной деятельности дети эмоционально и нравственно обогащаются, познают окружающий мир, себя и других людей, реализует творческий потенциал.
Работа над созданием сценария праздника и театральной постановки начинается со знакомства детей с художественным произведением, затем беседой об образах героев и распределением ролей. Для выразительности образа педагоги подбирают музыкальное сопровождение, песенный репертуар, танцы, игры и оркестровые аранжировки. Что развивает эмоциональную отзывчивость в виде исполнительства и творчества.
Музыка представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей, создает основу для эмоционального контакта взрослых и детей. Воздействия на чувства и мышление человека, музыка вызывает его представление образа реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению их.
Готовя детей к восприятию музыки, развиваем слуховой опыт, эстетический вкус, общую культуру и эмоциональную отзывчивость.
Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой "детской музыки" - произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес Р. Шумана, С.Прокофьева и др. Постепенно представление детей о чувствах, выраженных в музыке веселого, шутливого, спокойного характера расширяются, обогащаются даже учатся различать не только общую эмоциональную окраску музыкального, но и выразительность интонации.
Музыка интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и его окружающий мир. Чтобы эмоционально переживать музыкальное произведение, учим детей анализировать, обращать внимание на средства музыкальной выразительности, характер мелодий. В процессе слушания музыки дети осознают собственное эмоциональное состояние, углубляют эмоциональное восприятие.
Немаловажное значение в театральной деятельности, имеет умение детей мелодично исполнять песни, осознавая характер исполняемого образа и мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности организация взаимодействия детей с искусством помогает выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: словом, звуками и движениями.
Таким образом, детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, традиционно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно принципиально для самого ребенка, критериями его удачливости является не художественная ценность музыкального вида, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого вида и его воплощения, вариативности, оригинальности.
Анисимова Г. А.
РИТМИКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Я работаю в ГБОУ РМЭ «Октябрьская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида». Школа расположена в двух зданиях: в п. Октябрьский Моркинского района и в д. Филиппсола Звениговского района. Всего в школе-интернате живут и обучаются 166 детей. В д. Филиппсола расположено младшее звено, где находится 50 детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди них 9 инвалидов. В начальном звене я работаю музыкальным руководителем. В подготовительном и 1-4 классах веду уроки ритмики, так как ритмика входит в обязательный предмет учебного плана, а во внеурочное время провожу занятия по танцу.
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья VIII вида, я заметила, что они имеют ограниченный запас двигательных навыков, нарушенную осанку, координацию движений. Одни скованы, неподвижны, медлительны, другие разболтаны, суетливы, физически и умственно недостаточно развиты. Это дети - с особыми потребностями, которые не всегда способствуют овладению новыми и необходимыми для них средствами социального взаимодействия, у них своя скорость восприятия движений, свои проблемы потери сигнала, свои особенности воспроизведения ответной реакции.
Преподавание ритмики и танца в коррекционной школе VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции нервно-психических процессов, поведения, личностных реакций, эмоционально-волевых качеств и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Отведено специальное помещение для занятий, создана единая форма одежды. Единая форма одежды не отвлекает детей на посторонние предметы, поддерживает рабочую атмосферу, подтягивает детей в единый исполнительский ансамбль, скрывает физические недостатки исполнителей, дисциплинирует.
Разработала авторскую программу по ритмике «Ритмика и танец» для специальной (коррекционной) начальной школы на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов. Автор программы А.А.Айдарбекова. Необходимость изменений была вызвана тем, что для наших детей нужна более разнообразная программа, включающая кроме ритмических упражнений, и игры, и сюжетные танцы. Моя программа по ритмике состоит из таких разделов: «Общеразвивающие движения», «Ритмические упражнения», «Диско-танцы», «Бальные танцы», «Народные танцы», «Музыкально-подвижные игры». В каждом разделе изложены упражнения, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся на уроке ритмики. Программный материал распределяется по четвертям и изучается таким образом, чтобы элементы выученных движений использовались в концертных номерах. Занятия по ритмике проводятся один раз в неделю. Длительность в первом и подготовительном классе - 35 минут, в 2-4 классах - 45 минут. Важной составляющей частью урока являются подвижные, музыкальные, танцевальные и речевые игры с обязательной релаксационной фазой для снятия двигательного и психоэмоционального напряжения в конце занятия. Они сразу решают несколько задач: снятие двигательной нагрузки и мышечного напряжения, выполнение роли связки при переходе от одного вида деятельности к другой.
Большое внимание обращаю подбору музыки, ведь музыка в нашей работе является основным источником, который питает вдохновение, определяет атмосферу, настроение и образ. Поэтому каждое музыкальное произведение, которое я предлагаю детям, имеет доступное содержание и четкий ритм. Благодаря ритму вялые и расплывчатые движения становятся чёткими и целесообразными, нормализуется двигательное беспокойство. Но, несмотря на это, дети с отставанием в развитии очень быстро устают от одного вида деятельности, приходится менять один вид деятельности на другой, чередовать ритмические упражнения с играми.
Для подготовительного и первого класса игра является естественной деятельностью. Для детей этого возраста характерна подвижность. Они нуждаются в частой смене движения. Внимание детей неустойчивое, они легко отвлекаются. Поэтому надо совершенствовать основные двигательные навыки. Их эмоции ярки и проявляются открыто и непосредственно. Танец - игра очень оживляет занятие. Дети очень любят игры «Бабочки», «Мороженое», «Зернышко». Учитывая особенности детей, я стараюсь своеобразно строить свои занятия. Включаю движения с малыми и большими мячами, гимнастической палкой, обручами, шарами, лентами. Упражнения с предметами развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений, подвижность пальцев. Именно в этом возрасте важно выработать у детей устойчивую привычку прямо и стройно держаться, правильно и свободно двигаться в играх и танцах.
Основным репертуаром на занятиях с детьми 2-4 класса являются наиболее доступные детские народные, а так же легкие массовые бальные танцы. В этом возрасте дети особенно жизнерадостны и доверчивы. Детям особенно нравится инсценировка песен и сказок. Здесь они могут проявить свое индивидуальное творчество. У нас появился номер «Репка», который охотно исполняется детьми.
В своей постановочной работе я обращаю большое внимание на сюжетные танцы. Сюжетные танцы очень ярко воспринимаются детьми и дают большие возможности для их творческого воображения. Основным признаком является действие, в котором сюжет развивается. В основном сюжеты для танца берем из сказок и мультфильмов. Сюжетные танцы воспитывают у детей дружелюбие, коллективизм, дисциплинированность, активизируют творческие способности, расширяют кругозор. У нас появились такие номера: хореографическая композиция «Дюймовочка», закарпатский танец «Ответственное поручение», танец «Белоснежка и семь гномиков», танец «Волк и семеро козлят».
Мы так же не забываем о танцах марийского края. Танцу марийский народ отводил большое место в своей жизни. В танцах отразилась вся жизнь марийского народа, его трудовая деятельность, верования, мечты. Испытав на себе влияние разных народов, марийский танец сумел сохранить свою самобытность и оригинальность. Марийский танец в различных регионах имеет свои различия. У нас появились номера: танец «Моркинская плясовая», марийская сюита «Край мой марийский», горномарийский танец, танец медведевского района. Так как у нас семья многонациональная, мы танцуем танцы и других республик: чувашские, удмуртские, татарские танцы. Создала либретто танцев, поставленных мною за три года.
Сама разрабатываю сценарии и провожу общешкольные театрализованные праздники. На празднике дети от всей души проявляют свое творчество и мастерство, открывают свои таланты и способности, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход и активация обучения. Поэтому я стараюсь делать так, чтобы праздники стали яркими и незабываемыми, стремлюсь подарить детям радость общения, хорошее настроение, зажечь в них искорку задора, желание творить и фантазировать. На празднике каждый ребенок хочет быть особенно ярким, запоминающимся, неповторимым.
За небольшое количество времени сумела заинтересовать детей, научить их любить и понимать искусство танца. Они больше потянулись к танцу, глаза стали более живыми и выразительными, больше улыбаются. Стараюсь добиваться естественности и выразительности исполнения, учу детей согласовывать движения с музыкой. Создаю на занятиях доброжелательную атмосферу вдохновения, творчества, радости. Танец изменяет настроение у детей, перестраивает их внутреннее состояние: изгоняет грусть, смягчает жестокосердие, побеждает злую волю, активизирует мышление. Занятия танцами способствуют у детей укреплению мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом. Музыка и движение занимают особое место в развитии и коррекции отклонений детей и поэтому я проявляю гибкость, терпение и выдержку на занятиях с детьми, также создаю условия для коррекции этих недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей, давая им специальные тренировочные упражнения. Воспитываю в детях организованность, подтянутость, художественный вкус, который способствует развитию музыкальности, творческой инициативы, оказывает влияние на всестороннее физическое развитие.
За 3 года работы с детьми мы достигли больших успехов. Дети посещают занятия с огромным желанием. У нас стало появляться все больше и больше номеров. В нашей школе образовался детский ансамбль танца «Ладушки». Этот ансамбль посещает 20 детей. Главная задача танцевального коллектива заключается в том, чтобы проявить и развить у учащихся интерес к танцу, дать им элементарное представление о красоте, пластике танца. Ансамбль танца «Ладушки» принимал активное участие в республиканских семинарах, районных фестивалях-конкурсах детских ансамблей народного и эстрадного танца «Танцевальный калейдоскоп», занимал призовые места и был награжден грамотами и дипломами. Также, радуя жителей своими творческими выступлениями, яркостью костюмов, наш ансамбль завоевал большую популярность среди населения двух районов.
Чувствую, сознаю, понимаю то, что хорошо получается, а что плохо. При отборе содержания материалов, методов, форм работы я учитываю психологические особенности детей. Считаю, что особое значение имеет правильное отношение педагога к достижениям каждого ребенка. Необходимо непременно поощрять малейшие успехи детей, оказывать максимальную помощь в преодолении индивидуальных затруднений, проявлять терпеливое, щадящее отношение к каждому ребенку. Не допускаются отрицательная оценка ошибочных движений, резкий или повышенный тон. Дети должны испытывать радость от предоставленной им возможности выразить себя в движении, передать движением свои чувства, переживания, свое понимание музыкального образа. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, танца, творчества.
Я считаю, что научить танцевать - это значит дать возможность танцору понять, осмыслить и исполнить движение так, как он его чувствует, а это достигается только в систематической работе. Стараюсь, чтобы дети исполняли грамотно, точно, энергично и одинаково, в единой манере. И в то же время у каждого ребенка должна сохраняться его творческая индивидуальность. А нам, руководителям, нужно развивать наблюдательность, активно общаться с детьми, с коллегами по работе, поддерживать дружеские и добрые отношения, участвовать в общественной жизни, расширять кругозор, изучать традиции своего края.
И вообще, искусство танца - профессия негражданская, это вечное служение народу. Думаю, что делаю благородное дело. И я хочу, чтобы мои питомцы полюбили танцы так, как их люблю я. Именно эта влюбленность в таинство хореографии создала во мне имя «балетмейстера-педагога».
Валиуллина И.Г.
К ВОПРОСУ ОБ УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Одна из важнейших задач специалистов и педагогов, работающих с дошкольниками, а особенно с детьми, имеющими проблемы в развитии речи – установление контакта. Детям с речевыми нарушениями важно, чтобы люди, которые общаются или работают с ними, были открыты и эмоционально доступны. Музицирование помогает в этом. Диалог через музыку, использование голоса, музыкальных инструментов вызывает интерес у большинства малышей. Музыка делает общение насыщенным, необычным и привлекательным. Мелодия, ритм вызывают ответную эмоциональную реакцию детей.
Одной из основных задач в комплексном психолого-логопедическом, педагогическом и лечебно-оздоровительном воздействии на детей с речевыми расстройствами является формирование, развитие и коррекция функциональной речевой системы с учетом особенностей личности и поведения. Поэтому необходимо знать особенности развития, воспитания и коррекции неречевых и речевых процессов у детей с речевой патологией, развивать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, статическую и динамическую координацию общих движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица; воспитывать чувство темпа и ритма в движении, целенаправленно воздействовать на речевое нарушение. А в этом помогает логопедическая ритмика - специальное музыкально-педагогическое направление.
Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения и в конечном итоге социальной реабилитации ребенка.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку ее восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Беседа по поводу прослушанной музыки учит делать первые обобщения и сравнения.
Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов), коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, фонематического слуха, речевого дыхания. С детьми дошкольного возраста она осуществлялась в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе.
Музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение. Исключение составляет мелочтение (чтение под музыку) заикающихся детей.
При работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в ДОУ широко используются элементы музыки. Использование музыки проводится при развитии неречевых процессов на подготовительном этапе. Это игры на различных музыкальных инструментах, которые способствуют развитию фонематического слуха при подборе знакомых песен, прибауток, считалок; нормализации просодической стороны речи при импровизации ритмических и мелодических попевок, при игре в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременное вступление в игру и окончание игры; развитию движений кисти руки, например, молоточком на металлофоне; развитию дыхания во время игры на кларнетах, дудочках; развитию голоса, артикуляции при исполнении песен, попевок. Громкость звучания музыкальных инструментов должна быть строго дозированной. Звук не должен быть громким и в то же время чрезмерно тихим. Звучание музыкального инструмента должно быть доступным, понятным и знакомым детям, так как при прослушивании ребенок должен определить силу и высоту, темп звучания. Также используются звуки природы. Постепенно в работу включают пропевание звуков, которые ребенок уже произносит, отдельных фрагментов (ля-ля-ля).
Следует учитывать, что стимуляция речи ведет к общей стимуляции активности (т.к. произвольный контроль у ребенка в это время еще не сформирован). Поэтому такие занятия сильно возбуждают и растормаживают ребенка и могут давать эффект, похожий на стимуляцию сильными лекарствами. Если ребенок от занятий очень возбуждается и возбуждение преобладает над появившейся речевой продукцией, нужно на некоторое время оставить его в покое. Через некоторое время, когда возбуждение уменьшится, работу по стимуляции речи можно возобновить. После того, как ребенок начал произносить слоги, педагог ослабляет индивидуальную работу с ним, но следит, чтобы на каждом занятии повторялись те песни, которым ребенок может подпевать. На этом этапе музыкальная терапия отходит на второй план, хотя ребенок продолжает посещать музыкальные занятия, а на первый план выступают игровые методы стимуляции речи и ведется коррекция речевых нарушений. После дифференциации нарушенных звуков и включения их в речь ребенка снова подключается музыкальная терапия. Педагог поет вместе с ребенком различные прибаутки, короткие песенки и отчетливо пропевает слова, включающие поставленные звуки. Желательно, чтобы эти слова были связаны с определенным движением.
При работе с детьми с речевыми нарушениями выделяют следующие цели стимуляции музыкой:
1. Снять или уменьшить контроль ребенка за своей речью. Пение, особенно групповое, настолько увлекает ребенка, что он перестает следить за тем, как он говорит.
2. Простимулировать активность, поднять эмоциональный и мышечный тонус.
3. Вовлечь неговорящего ребенка в процесс пения через подражание поющим детям и взрослым.
Опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, подводит к следующим выводам:
- использовать для прослушивания можно только то произведение, которое нравится абсолютно всем детям;