Познание себя и другого в общении
В ходе общения учителя и ученика, каждым из них одновременно осуществляется несколько процессов: формирование образа, попытка понять причины поступков другого в соответствии со сложившимся образом и построить стратегию своего поведения. В эти процессы включено как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом восприятия. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон; каждый из партнеров уподобляется другому. Значит, при строении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает «мои» потребности, мотивы, установки.
Познание себя через другого происходит в процессе идентификации, эмпатии и рефлексии.
Идентификация - это уподобление (идентификация) партнера. Предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
Эмпатия - это способ восприятия эмоционального состояния другого человека. Эмпатия предполагает, не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеется при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия есть аффективное «понимание», чувствование в другого человека.
Рефлексия - это механизм осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знания и понимания другого, но знания того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.
Причины формирования неадекватного образа восприятия в процессе общения.
Неумение различать ситуации общения по таким признакам как:
а) цели и задачи общения свои и чужие в данной ситуации.
б) намерения и мотивы свои и чужие.
в) стратегии поведения, подходящие для достижения поставленных целей.
г) состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними.
Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у партнеров задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека. Такие установки обычно проявляются в суждениях типа «что тут смотреть и оценить? Я и так все знаю... Я знаю, что ты сейчас хочешь мне сказать.»
Наличие уже сформировавшихся стереотипов в соответствии, с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и сформированная установка, направляет внимание на поиск связей, специальных черт. Например: "Все ученики неуправляемы, ленивы, не уважают учителей и т.д. Этот ученик выше тройки не поднимется, а этот отличник."
Стремление сделать преждевременное заключение о личности оцениваемого человека до того, как о нем получили исчерпывающую и достоверную информацию. Например, иногда имеют «готовое» установочное суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его: "Он мне сразу не понравился, он показался мне ленивым и т.д."
Отсутствие желания и привычки ориентироваться на мнение других людей, стремление полагаться только на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
Статичность оценочных образов. Отсутствие изменений в восприятии и оценок людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется ввиду тот случай, когда однажды высказанное суждение и мнение о человеке не меняются несмотря на то, что накапливаемая новая информация о нем. Например, «вечные отличники, хорошисты и двоечники» в школе. А.А. Леонтьев отмечает, что «субъективность» общения учителя, проявляется, прежде всего, в избирательном отношении.