Конструирование из различных материалов как средство формирования познавательной мотивации у дошкольников в

Рассмотрим один из самых распространенных видов конструирования – из бумаги.

Этому виду деятельности в отличие от предыдущих детей обучают на специальных занятиях. Однако, как показывает анализ практики, обучение строится только на подражательной основе — используются образцы, показ и подробное объяснение процесса изготовления каждой поделки. Основными причинами такого традиционно сложившегося подхода к обучению конструированию из бумаги являются, на наш взгляд, две: во-первых, объективно существующие сложности этой деятельности — большое количество операций, последовательность которых можно только механически запомнить, в результате чего они не складываются у ребенка в единое целое — способ; и, во-вторых, невозможность практически опробовать найденное решение и исправить его в случае необходимости (складывание, надрезание и т.п.). При таком обучении каждый способ оказывается «привязанным» к конкретной поделке и существует для ребенка только в контексте ее изготовления. В результате этого не происходит обобщения способов конструирования, и ребенок не пользуется ими для создания других поделок[13].

Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»- складывать.

С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путём исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Как же реагируют взрослые на это естественное желание малыша? В основном запретами: нельзя рвать бумагу, нельзя портить книги и т.д. Практика и теория вступают в противоречие. Всем хочется, чтобы ребёнок развивался, но желательно «без жертв и разрушений» [14].

Программа «Детство» предполагает, на мой взгляд, недостаточный объём возможного использования бумаги как материала для конструирования. Значительно большее внимание уделяется аппликации. Первый опыт по конструированию из бумаги – складывание прямоугольного листа пополам, для ребёнка, у которого не было (или был недостаточный опыт работы с бумагой) чаще бывает неудачным, чем успешным. Это происходит потому, что ребёнку приходится оперировать сразу с двумя уголками листа. Если учесть, что мелкая моторика рук ещё развита слабо, процесс складывания даётся ребёнку достаточно сложно.

Не только теоретические предположения, но и практические исследования подтверждают важность работы по развитию мелкой моторики. По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук[15].

Цель обучения детей оригами: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста, повышение эффективности обучения.

Задачи:

- Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.

- Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности.

- Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей

. Для создания мотивации использую игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяю художественное слово[15].

Таким образом, дети более самостоятельны и творчески создают конструкции. При этом они руководствуются собственными интересами и потребностями.

Заключение

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж» занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности необходимые не только для перехода к следующему «этажу» но и для всей будущей жизни имеющие непреходящее значение.

В ходе данной исследовательской работы были решены следующие задачи:

· Рассмотрено понятие и особенности развития познавательной мотивации у детей дошкольного возраста.

· Охарактеризовано конструирование из различных материалов как средство формирования познавательной мотивации у дошкольников.

Посредством решения вышеперечисленных задач, была достигнута цель исследовательской работы - рассмотрение формирования познавательной мотивации у дошкольников в процессе конструирования из различных материалов.

Цель достигнута, задачи решены.

В ходе дальнейшего исследования определена перспектива практической части работы: проведение занятий по формированию различных материалов конструирования у детей дошкольного возраста, посредством которых у дошкольников будут формироваться представления о познавательной мотивации у дошкольников

Наши рекомендации