Государственно-общественная система управления образованием. государственные органы управления образованием
Закон РФ «Об образовании в РФ» в качестве одного из основополагающих принципов государственной политики в области образования определяет демократический, государственно-общественный характер управления образованием.
Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования, предоставлении учителям и родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов обучения, в выборе разных типов и видов образовательных учреждений.
Государственный характер управления образованием проявляется в проведении в стране единой государственной образовательной политики, зафиксированной в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации».
Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
Общественное управление образованием характеризуется тем, что наряду с органами государственной власти, создаются общественные коллегиальные органы, в состав которых входят представители педагогического коллектива, обучающихся, родителей, общественности. К органам общественного управления общеобразовательной школой относятся конференция, Совет школы, попечительский совет, педагогический совет, родительский комитет и др. Функционирование названных органов управления обеспечивает коллегиальность принимаемых управленческих решений, способствует созданию положительного психологического климата в школе, творческой атмосферы.
Рассмотрим систему государственного управления образованием в Российской Федерации.
Рис. 1. Органы управления образованием в Российской Федерации
Системообразующим компонентом этой системы выступает цель образования в стране, детерминирующая управленческую деятельность на всех уровнях.
В структуру системы управления включены следующие компоненты, представляющие собой различные службы управления:
-федеральные (центральные) органы управления образованием;
- государственные органы управления образованием субъекта РФ - Администрации (Правительства) республик, краев, областей, входящих в состав Российской Федерации;
- местные (муниципальные) органы управления образованием, создаваемые по решению соответствующих органов местного самоуправления;
- администрация образовательного учреждения и общественные структуры управления, созданные в нем.
К федеральным {центральным) органам управления образованием, прежде всего, относится Министерство образования и науки РФ, являющееся федеральным органом исполнительной власти. Этот орган осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки, попечительства и социальной защиты обучающихся (воспитанников). В состав Министерства образования и науки РФ входят департаменты, управления, отделы. В ведении Министерства образования и науки РФ находится Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и подведомственные ему организации (ФИПИ, ФИОКО, Росаккредагенство, Главэкспертцентр, ФЦТ).
Государственные органы управления образованием субъекта Российской Федерации могут быть представлены такими службами, как Министерства и Комитеты по образованию и науке, департаменты (республиканские, краевые, областные), управления (например, Управление по профессиональному образованию, Управление по средним общеобразовательным школам, Управление по дошкольным образовательным учреждениям и т.д.), отделы.
Администрации муниципальных образований (городов, районов и т.д.) в Российской Федерации в целях управления образованием на муниципальном уровне создают такие службы, как управления, комитеты и т.д. В их состав могут входить различные отделы (отдел по работе со школами, дошкольный отдел, районные территориальные отделы, централизованные бухгалтерии, хозяйственно-эксплуатационная контора) и секторы.
Администрация является штатной структурой образовательной организации. В нее входят руководитель ОО (директор, заведующий) и его заместители. В управленческой практике руководитель муниципального образовательного учреждения чаще всего назначается Учредителем, в качестве которого выступает муниципальный орган управления образованием. Директор подбирает и назначает своих заместителей - заместителя по учебно-воспитательной работе, заместителя по воспитательной работе и заместителя по административно-хозяйственной работе. Иногда (по возможности) в состав администрации включаются заместитель директора по научной работе, заместитель директора по методической работе и т.д.