Развитие эмоциональной сферы
Упражнения
1. Предложите варианты действий учителя по смене настроения ребенка в следующих случаях:
а) ребенок плачет в стороне от играющих детей;
б) ребенок грустно смотрит во время урока в окно;
в) ребенок положил голову на руки в то время, когда все остальные учащиеся выполняют задание учителя;
г) ребенок в ответ на вопрос учителя «Почему ты не работаешь вместе со всеми?» отвечает сердито «Не хочу, не буду, все равно не получится!»
2. Предложите варианты подавления отрицательных эмоций в следующих случаях:
а) вы обращаетесь к подруге, но она не слышит, занятая чтением книги;
б) вы смотрите интересный фильм по телевизору, а вас зовет мама в соседнюю комнату;
в) во время педпрактики на уроке, который проводите вы, учащийся разговаривает с соседом по парте и мешает всем слушать ваше объяснение материала;
г) проведенный вами урок оказался неудачным;
д) на вашем уроке не смолкают разговоры детей, возня, шум и т. п.
3. Предложите варианты возбуждения положительных эмоций, подавляющих отрицательные, в случаях:
а) тревожное состояние перед первым в жизни самостоятельным уроком;
б) состояние неуверенности при оценивании ответов учащихся во время урока;
в) ожидание анализа проведенного вами урока во время педагогической практики присутствующим преподавателем вуза или учителем данного класса.
4. По каким признакам вы можете определить у себя во время проведения урока отклонения от нормального проявления эмоциональной сферы? (Сбивчивая речь, большие паузы, волнение в голосе, дрожание рук, придирки к учащимся, неоправданные отвлечения от урока и т. д.)
5. Какие приемы овладения собой в стрессовых ситуациях вы знаете? К каким из них вам приходилось прибегать? Что бы вы применили: а) в своей учебной деятельности на занятиях в вузе; б) в своей педагогической деятельности во время практики в школе?
6. «Самовнушение».
Одним из средств эмоциональной разрядки является самовнушение. Попробуйте почаще говорить себе следующие слова:
«Каждый день я становлюсь все лучше и лучше!
Меня ждет большой-большой успех!
Я чувствую себя уверенным, счастливым, полным радости и оптимизма!
Я чувствую себя спокойным и расслабленным.
Я здоров и силен как духовно, так и физически!
Я способен добиться всего, чего только захочу!
Я обладаю прекрасной памятью.
Я нравлюсь людям, люди любят меня.
Я прощаю себя.
Я осуществлю свою мечту!
Я полностью контролирую свои мысли, чувства, действия.
Радость. Радость. Радость!!!»
7. «Он – эмоция».
Заранее заготовьте набор карточек, на которых отметьте эмоции. Например, «горе», «радость», «грусть», «гнев», «беспокойство», «страх», «вина», «стыд», «сочувствие», «жалость», «эмпатия», «гордость», «благородство», «любовь».
Возьмите любую карточку (например, «грусть»). А теперь вспомните своих знакомых (друзей, сослуживцев, учеников, если вы учитель) и «подберите» одного из них к этому слову. Кто внутренне «похож» на это слово? Образ какого человека соответствует состоянию грусти?
Возьмите наугад следующую карточку, пусть на ней будет написано слово «радость». Подумайте, кто из окружающих вас людей олицетворяет это слово?
Повторите упражнение 5–7 раз с разными карточками. Наверное, в ходе игры вы увидели, что стали лучше понимать своих близких, воспитанников, сослуживцев, их настроение, состояние, индивидуальные особенности.
8. «Я – эмоция».
А теперь поиграйте сами с собой. Из имеющихся у вас карточек «подберите» к самому себе 2–3 карточки, которые в наибольшей степени соответствуют вашему состоянию, настроению, характеру. Отложите их в сторону.
Затем выберите карточки, отражающие индивидуальность «идеального учителя, родителя, какого-либо специалиста», такого, каким вы хотели бы быть. Сравните две группы карточек. Чем они отличаются и в чем сходятся?
Игру можно варьировать, приглашая партнеров и обсуждая с ними их или ваш выбор. В любом случае эта игра поможет вам «натолкнуться на самого себя», почувствовать реальность своего внутреннего мира, своих настроений, эмоциональных состояний, подумать о самом себе и получить оценку значимых для вас людей.
9. «Разрешение конфликта».
Задание: продолжите диалоги в конфликтных ситуациях так, чтобы вызвать смех, т. е. «сочините анекдот».
1) – Где у нас сахарный песок?
– Ничего найти не можешь! Вон он ...
(в банке из-под кофе, на которой написано «соль»).
2) – Чем вы тут занимаетесь? – вскрикнул в ярости директор, увидев, как один из служащих целует его секретаршу. – Я не за это плачу вам жалованье!
– Разумеется, шеф, – ответил служащий. ...
(Я делаю это совершенно бесплатно и исключительно из глубокого уважения к вам).
3) – Вовочка, почему ты опять опоздал на урок?
– На меня напал вооруженный бандит.
– Кошмар! Что же он сделал?
(отнял тетрадку с выполненным домашним заданием).
10. Игра «Спасательный круг» проводится в проективной технике «недописанный диалог». Учащиеся должны продолжить начало диалога, которое написано на предлагаемой одному из них карточке. По замыслу игры, он находится в стрессовом состоянии: испытывает сильное раздражение или обиду, физическое недомогание. Какое конкретно, он выбирает и обращается за помощью к другим участникам. Они по очереди предлагают терпящему бедствие свой спасательный круг – прием, с помощью которого он может спастись, то есть прийти в состояние эмоционального благополучия. Так, на реплику, записанную на карточке «Я так зол, я так зол!», которую произносит Дмитрий Н., ребята продолжают: «Помаши руками», «Сосчитай до десяти в обратном порядке», «Успокойся, не нервничай», «Держи себя в руках», «Пожуй жвачку» и т. п. Дмитрий ухватился за спасательный круг с предложением физических упражнений. В ходе тренинга ребята имели возможность после каждого участника, терпящего бедствие, провести" короткий обмен мнениями, поделиться своими чувствами. По окончании игры подводится итог и выбирается «Главный спасатель». Ему вручается медаль «За спасение утопающих». Все учащиеся благодарят друг друга за доброжелательность, внимание.
11. Игра «Я самый».
Верить в свою исключительность необходимо любому человеку. Подумайте, в чем проявляется ваша исключительность. Итак, продолжите фразу: «Я самый ...». Аргументируйте утверждения, например, «Я самый терпеливый!», «Я самый жизнерадостный!», «Я самый умный!» и т. п. Постарайтесь указывать те качества, которые помогают вам решать конфликтные ситуации с друзьями, родителями, учителями. Затем все участники по мере психологической готовности выступают перед группой, доказывая свою исключительность в обозначенной ведущим области. Члены группы имеют право задавать любые вопросы, подвергая сомнению эту необыкновенность, требовать аргументов в пользу того или иного утверждения и т. п. Затем группа оценивает выступление участников, выбирает победителя и награждает его званием «Ваше величество».
12. Игра «Волшебный стул».
На стул приглашается один из участников игры: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства; присутствующие объявляют то, что видят их глаза; предполагается, что при этом «волшебный стул» не способен «высветить» ни один недостаток. Педагог предлагает в тишине проверить свои впечатления, а потом произнести вслух все, что видят глаза. Приглашается скромная, застенчивая девушка. Ребята называют присущие ей качества (умная, нежная, добрая), указывают на ее добрые дела («когда я болела, она ко мне приходила...», «никто не убирал класс, а она осталась...»), отмечают достоинства внешнего портрета (красивая, стройная и т. д.). Учитель вовлекает учащихся в эмоциональное состояние бодрой расположенности, стимулирует желание,сказать что-то ободряющее и возвышающее его как человека. Эта игра проводится в факультативных занятиях регулярно, так чтобы через момент возвышения прошел каждый участник.
13. Для бесед с учащимися, студентами и т. д. по освоению привычек саногенного поведения полезно использовать материал статьи Б. Бочарова «Психологическая броня»*: «Не так давно я ездил в командировку. Единственным попутчиком в купе оказался высокий подтянутый пожилой мужчина. На вид ему было лет 70. С определением возраста крупно ошибся. «Мне 80 с гаком», – улыбнулся в ответ старик. Я не мог удержаться от удивления. От него исходило какое-то внутреннее спокойствие, уверенность в сочетании с доброжелательностью. «Как это вам удалось так сохраниться?» Он сочувственно улыбнулся и сказал: «Вооружился психологической броней. Если бы у меня ее не было, думаю, я давно был бы на том свете». Вот что он рассказал мне про свою психологическую броню: «Я ограждаю свой мозг от информации, вызывающей бесполезные переживания. ...Это не башня из слоновой кости и не розовые очки, а разумный, трезвый подход к жизни. Зачем мне откликаться на чужую злобу, ненависть? Зачем допускать в свое сознание чужие несправедливые поступки? Я часто вспоминаю слова моей бабушки: «Отринь неправедное! Пестуй себя самого!» И вот я продолжаю пестовать себя до сих пор.
* Журнал «Будь здоров!» 1997. № 1. С. 3, 6.
Практически в каждом случае я определяю для себя, отчего возникла та или другая неприятность. Если она естественна, рождена природой и касается самого меня: болезнь моя или близких, несчастный случай, неудачи в делах – я принимаю ее как не зависящее от меня, от моих усилий уже свершившееся событие. Не рву на себе волосы, не проклинаю жизнь, не ищу виноватых – этим горю не поможешь. Есть боль, горе, которым противостоять бесполезно, с которыми нужно смириться. Принять в себя, перестрадать, собрав все силы, перетерпеть. Преодолев неизбежное или неотвратимое горе, я выхожу из кризиса способным к продолжению жизни. Здесь психологическая броня мне не нужна – мой мозг, душа, чувства открыты для переживания.
Если чья-то чужая злоба ...ищет у меня сострадания, взывает к бесполезным, неоправданным переживаниям, то я ставлю броню. Я не выступаю в роли судьи, но и не болею болезнями чуждых мне людей. Предательство, обман, зависть – все эти болезни рождаются неправедными людьми. Они их порождают, пусть сами из-за них переживают. Я не даю пробиться им через мою психологическую броню. Я постоянно повторяю про себя: «Господи, дай мне терпение вынести то, что я должен вынести и не могу изменить, дай мне силы изменить, что я должен изменить, и дай мне ум, чтобы не спутать первое со вторым». В разумном подходе и состоит отличие психологической брони от эгоизма.
С большой осторожностью я выбираю книги, телепередачи. Фильтрую, отбрасываю убийства, насилие, безысходные трагедии. Гете в своем дневнике признавался о собственной книге «Страдания молодого Вертера»: «Эта книга буквально начинена взрывчаткой. Мне от нее становится жутко, и я боюсь снова впасть в то патологическое психическое состояние, из которого книга возникла, когда я ее писал». Я стараюсь избегать такого воздействия искусства, разделяя наблюдение одного из шекспировских героев:
Не пой! Печальных песен звуки
Больной души не исцелят,
Они удвоят только муки
И раны сердца растравят.
Беседа с соседом по купе не прошла для меня бесследно. Прежде всего, я понял, что надо расставаться со старыми привычками читать газеты от корки до корки и смотреть без разбора все новости и диспуты по телевизору. Конечно, психологическая броня не панацея от всех информационных стрессов, но реальным свидетелем ее пользы был мой безымянный попутчик».
Полезно также проводить тренингиоптимистического настроения и преодоления привычки к депрессиям. Приведем материал к таким занятиям. Алексей Григорьев в статье «Юморина»* рассказывает о необычной практике 49-летнего американского актера и телевизионного сценариста Чарльза Меткафа, о которой он беседует с корреспондентом немецкого журнала «Шпигель»:
* Журнал «Будь здоров!» 1997. № 3. С. 73–74.
– Неужели можно научить людей юмору?
– Конечно! Мы считаем юмор лучшим способом обойти абсурдность окружающего мира путем к большей раскрепощенности человека и, в конечном счете, к здоровью.
– Одни выбирают йогу, другие аэробику. А что предлагаете вы, чтобы человек стал более раскрепощенным?
– Мы занимаемся «юморобикой». То есть выполняем упражнения, которые помогают человеку свободнее выражать свою радость. Взгляните на детей: если они чему-то рады, то выражают это чувство немедленно. Постоянное ограничение у взрослых способности к самовыражению может привести к утрате чувства радости. А оно особенно необходимо, когда что-то не получается.
– И что же вы советуете большому начальнику? Хохотать во все горло, когда упущен выгодный заказ или контракт?
– Не все так просто. Речь идет о развитии способностей, которые должны помогать в трудных и даже болезненных ситуациях. Я, например, рассказываю своим слушателям истории о больных раком, военнопленных или заложниках, которые не утратили чувство юмора и благодаря нему сохранили душевную бодрость, способность адаптироваться к ситуации, принимать верные решения и, в конечном счете, выжить. Очень важно почувствовать абсурдность несчастья или неудачи, -постигших вас.
– Но ведь это очень нелегкое дело!
– Юмор вообще нелегкая работа. Лишь несчастья приходят сами собой. А вот способность радоваться следует в себе развивать.
– И как же выглядят ваши упражнения по юморобике?
– Мы, например, делаем такое упражнение: встать – вздохнуть – рассмеяться. Причем вся аудитория делает это: встали, глубоко вздохнули – и самая широкая улыбка, какая только возможна! Поверьте, после этого нельзя не почувствовать себя хоть чуточку лучше. Или вот такое упражнение: все трясут руками, улыбаются во все лицо и при этом издают звуки, которыми обычно взрослые смешат ребенка.
– И вашим слушателям это нравится?
– Им нравится побыть в атмосфере эмоционального общения друг с другом час, два.
– И все же даже с такой серьезной публикой вы не обходитесь без дурацких клоунских носов?
– Это заключительное упражнение. Ведь легко сказать: оставь свои заботы на работе. Куда труднее это сделать. Но тот, кто не сумеет, по-настоящему отдохнуть не сможет. Поэтому я говорю: каждый должен праздновать окончание рабочего дня. И советую: непременно держите в «бардачке» своего автомобиля клоунский нос. Наденьте его, когда поедете домой, и посмотрите, как будут реагировать на вас люди. Это куда лучше, чем сразу после работы пропустить рюмку.
– Вы считаете эту клоунаду эффективным средством от стрессов?
– Ну, можно и по-другому подвести черту под трудовым днем. По моему совету вице-президент одной крупной фирмы на Среднем Западе каждый вечер записывает на бумаге все, что не успел сделать за день, кладет этот листок в ящик и громко приговаривает: «Там и оставайся!» Тоже помогает.
14. Полезно познакомить студентов с техникой установления дружеских отношений по книге А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», которую они могут использовать в своей педагогической деятельности, в работе с учащимися:
«Лис, объясняя Маленькому принцу, что такое дружба, говорит:
– У людей не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
– А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.
– Надо запастись терпением. Сперва сядь вон там, поодаль, на траву, – вот так. Я буду искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе....
Лучше приходи всегда в одно и то же время. Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливей. Я узнаю цену счастья! А если ты будешь приходить всякий раз в другое время, я никогда не буду знать, к какому часу готовить свое сердце...».
Литература
Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учеб. пособие. М., 1997.
Гребенюк О.С. Научно-методическое обеспечение курса общей педагогики. Калининград, 1997.
Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 2000.
Игры – обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994.
Изучение развития учащихся учителем / Под ред. М.В. Зверевой. Самара, 1992.
Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1990.
Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, ГС. Сухобской. М., 1981.
Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. М., 1991.
Научно-методическое обеспечение педагогической практики студентов: Учеб. пособие / Под ред. О.С. Гребенюка. Калининград, 1998.
Немое Р.С. Практическая психология: Учеб. пособие. М., 1997.
Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязю-на. М., 1989.
Педагогическая практика: Учеб.-метод, пособие / Под ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В. Бориковой. М., 1998.
Петраченко Г.Г. Ситуативные задачи в педагогике. Минск, 1990.
Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Метод, разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. М., 1995.
Развитие коммуникативных умений: Метод, рекомендации к изучению спецкурса «Общение» // Сост. Н.Г. Терехова, Г.Г. Даниленкова. Калининград, 1997.
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., 1993.
Скотт Д.Г. Способы разрешения конликтов. Киев, 1992.
Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М., 1998.
Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.
Содержание
От авторов.................................................................................................................................................................................................................. 1
Введение...................................................................................................................................................................................................................... 2
Глава I. СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС........................................................................................................................ 6
1. Основные категории педагогики...................................................................................................................................................................... 6
Модуль «Категории педагогики»...................................................................................................................................................................... 10
2. Сущность образовательного процесса....................................................................................................................................................... 11
Модуль «Сущность процесса обучения»........................................................................................................................................................ 15
3. Движущие силы процесса обучения............................................................................................................................................................ 16
Модуль «Движущие силы процесса обучения»............................................................................................................................................ 18
4. Закономерности и принципы обучения....................................................................................................................................................... 19
Модуль «Закономерности и принципы обучения»....................................................................................................................................... 24
Литература.............................................................................................................................................................................................................. 25
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ............................................................................................. 26
1. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности............................................................................................ 26
Модуль «Содержание образования»................................................................................................................................................................ 31
2. Государственный стандарт общего среднего образования.................................................................................................................. 32
3. Стандарт образования и модель выпускника школы............................................................................................................................. 34
Модуль «Государственный стандарт образования»................................................................................................................................... 37
4. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования..................................................................... 38
Модуль «Современный учебный план»........................................................................................................................................................... 44
Литература.............................................................................................................................................................................................................. 45
Глава 3. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ................................................ 46
1. Урок как форма организации процесса обучения.................................................................................................................................... 46
Модуль «Урок»....................................................................................................................................................................................................... 55
2. Цели и задачи урока......................................................................................................................................................................................... 56
Модуль «Цели обучения».................................................................................................................................................................................... 62
3. Методы обучения.............................................................................................................................................................................................. 63
Модуль «Методы обучения».............................................................................................................................................................................. 71
4. Классификация средств обучения................................................................................................................................................................ 72
Модуль «Классификации средств обучения»................................................................................................................................................ 75
5. Современные модели организации обучения............................................................................................................................................ 76
Модуль «Современные модели обучения»..................................................................................................................................................... 94
Литература.............................................................................................................................................................................................................. 95
Глава 4. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЧАСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ........................................................................................ 96
1. Сущность учебной деятельности.................................................................................................................................................................. 96
Модуль «Сущность учебной деятельности».................................................................................................................................................. 99
2. Мотивационная основа учебной деятельности...................................................................................................................................... 100
Модуль «Мотивационная основа учебной деятельности»...................................................................................................................... 102
3. Проблема формирования учебной деятельности................................................................................................................................... 103
Модуль «Формирование учебной деятельности»...................................................................................................................................... 109
4. Совместная учебная деятельность............................................................................................................................................................. 110
Модуль «Совместная учебная деятельность»............................................................................................................................................. 112
Литература............................................................................................................................................................................................................ 113
Глава 5. МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА.................................................................................. 113
1. Общая характеристика мониторинга........................................................................................................................................................ 114
Модуль «Общая характеристика мониторинга»........................................................................................................................................ 118
2. Технология педагогического мониторинга.............................................................................................................................................. 119
Модуль «Технология педагогического мониторинга».............................................................................................................................. 127
3. Педагогический консилиум.......................................................................................................................................................................... 128
Модуль «Педагогический консилиум».......................................................................................................................................................... 135
Литература............................................................................................................................................................................................................ 136
Глава 6. ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ. АВТОРСКИЕ ШКОЛЫ........................................................................................................ 136
1. Инновации в образовании............................................................................................................................................................................. 136
2. Подготовка будущего учителя к инновационной педагогической деятельности......................................................................... 139
3. Авторские школы как важнейший тип инноваций в образовании.................................................................................................... 143
Модуль «Инновации в образовании. Авторские школы»......................................................................................................................... 156
Литература............................................................................................................................................................................................................ 158
Глава 7. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.................................................................................................................................................. 158
Задачи, задания и упражнения для развития дидактических умений.................................................................................................. 158
Формирование гностических умений........................................................................................................................................................ 158
Формирование проектировочных умений............................................................................................................................................... 167
Формирование конструктивных умений.................................................................................................................................................. 169
Формирование организаторских умений................................................................................................................................................. 172
Формирование коммуникативных умений............................................................................................................................................... 174
Педагогическая практика в школе как фактор формирования дидактических умений.................................................................. 177
Развитие профессионально значимых свойств и качеств учителя........................................................................................................ 183
Развитие педагогического мышления........................................................................................................................................................ 183
Развитие креативности педагогического мышления............................................................................................................................. 185
Развитие учебной и профессиональной мотивации.............................................................................................................................. 186
Развитие педагогической рефлексии......................................................................................................................................................... 187
Развитие эмоциональной сферы................................................................................................................................................................. 188
Литература............................................................................................................................................................................................................ 192