Практика показательных занятий.

Рабочая ПРОГРАММа

Профессиональной практики

Специальность 050704

«Дошкольное образование»

Квалификация

Воспитатель детей дошкольного возраста,

С дополнительной подготовкой

В области воспитания детей раннего возраста

Архангельск 2011

РАССМОТРЕНО Составлена в соответствии с

Кафедрой педагогики и психологии к минимуму содержания и уровню

подготовки выпускников

Протокол №.......от «____»_____2011 для специальности 050704

«Дошкольное образование»

Зав. кафедрой____________________

Н.Ю. Румянцева

Автор: УТВЕРЖДАЮ

Преподаватель АПК:_______ Зам. директора по УП работе

Матвеева Н.Я. .......................….Григорьева Т.С.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка  
2. План профессиональной практики «Воспитатель детей дошкольного возраста, с дополнительной подготовкой в области воспитания детей раннего возраста»  
3. Содержание профессиональной практики  
3.1. Учебная практика  
3.1.1. Ознакомительная практика  
3.1.2. Практика показательных занятий  
3.2. Практика пробных занятий  
3.3. Преддипломная практика  
Литература  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа профессиональной практики по дополнительной подготовке «Воспитатель детей дошкольного возраста, с дополнительной подготовкой в области воспитания детей раннего возраста» составлена на основе рабочей программы профессиональной практики студентов по специальности 050704 «Дошкольное образование» (повышенный уровень) в соответствии с требованиями госстандарта и относится к федеральному компоненту.

Профессиональная практика является составной частью образовательного процесса и направлена на закрепление и углубление знаний и умений, полученных студентами в процессе обучения, а также овладение системой профессиональных умений и навыков и первоначальным опытом профессиональной деятельности по дополнительной подготовке изучаемой специальности

Профессиональная практика, организуемая в группах раннего возраста, является важным звеном в системе практической подготовки будущих педагогов. Она обеспечивает единство теоретической и практической подготовки студентов колледжа. Выделение данного вида практики, связано с необходимостью формирования у студентов прочных убеждений в значении раннего возраста для последующего развития ребенка. В необходимости уточнения, углубления знания о специфике педагогического процесса в группах детей этого возраста.

Цель практики:формирование у студентов целостного представления об особенностях педагогического взаимодействия между воспитателями и детьми, овладение функциями деятельности воспитателя в группах раннего возраста

Задачи практики:

-формирование системы профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых для работы воспитателем в группах раннего возраста;

-ознакомление студентов с особенностями воспитательно-образовательного процесса и изучения специфики труда воспитателя в группах раннего возраста;

-создание установки на личностно-ориентированное общение с детьми раннего возраста;

-формирование у студентов интереса к новому, желания внедрять результаты психолого-педагогического исследования и передовой опыт в свою работу

-совершенствование культуры педагогической деятельности

В процессе практики студенты должны овладеть умениями:

- создавать условия для личностного развития ребенка;

- организовывать жизнедеятельность детей раннего возраста;

- осуществлять различные виды продуктивной и творческой деятельности;

- осуществлять контроль за нервно-психическим развитием детей.

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Воспитатель детей дошкольного возраста, с дополнительной подготовкой в области воспитания детей раннего возраста

  Наименование этапов и видов практики     Сроки выполнения   Кол-во недель Оценки   Документация, которую ведут студенты
1.Учебная практика.: ознакомительная практика; практика показательных занятий.       2 курс, 4сем     0,2нед   Зачет   Дневник практики
2.Педагогическая практика. Практика пробных занятий.     3 курс, 6сем, 4 курс,7сем   0,4нед 0,4нед       Оценка     Дневник практики, отчет
3.Преддипломная практика.   4 курс, 8 сем   1 неделя     Оценка     Дневник практики, отчет

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Учебная практика.

Учебная практика является первоначальным звеном в системе практической подготовки будущего специалиста в области воспитания детей раннего возраста, где наблюдается и анализируется педагогическая деятельность с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях, направлена на разностороннюю ориентацию студентов.

Виды учебной практики:

· ознакомительная практика,

· практика показательных занятий.

Ознакомительная практика.

Цель практики:

Изучение специфики труда воспитателя в группах раннего возраста

Задачи практики:

-ознакомление студентов с особенностями организации условий развивающей среды в группах раннего возраста

-формирование умений наблюдать и анализировать организацию образовательного процесса с детьми раннего возраста

-формирование профессионального интереса к взаимодействию с детьми до трех лет;

- дать представление о необходимости осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку, учитывая потребности, интересы и способности

-формирование умений вести записи наблюдений, обрабатывать, обобщать полученную в ходе наблюдения информацию и правильно отражать ее в дневнике практики.

В ходе данного вида практики студенты выполняют следующие

виды деятельности:

- наблюдают и анализируют построение развивающей среды в группах раннего возраста

- наблюдают и анализируют распределение обязанностей воспитателя и помощника воспитателя в ходе осуществления педагогического процесса в группах раннего возраста

- анализируют особенности взаимодействия воспитателя с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению

В процессе практики студент должен владеть следующими умениями:

- анализировать предметно - развивающую среду в группах раннего возраста

- анализировать под началом руководителя по практике организацию общения с детьми раннего возраста в период адаптации

- наблюдать и анализировать профессиональные умения педагога в ходе различных видов деятельности.

- вести записи бесед, наблюдений при посещении разных видов деятельности;

Организация практики

Данный вид практики организуется в дошкольных образовательных учреждениях, (группы раннего возраста, дети от 1года до3лет).

Практика проводится под руководством преподавателей колледжа.

Основные критерии оценки практики студентов:

- качество ведения документации, аналитические умения;

- отношение к деятельности (дисциплинированность, добросовестность, ответственность и инициативность)

Отчетная документация по практике:

- дневник, в котором фиксируется содержание проводимой работы, результаты выполнения заданий, своих наблюдений, замечания и выводы.

Практика показательных занятий.

Практика показательных занятий проводится для иллюстрации приемов и методов организации образовательного и воспитательного процесса в области воспитания детей раннего возраста

Задачи практики:

-формирование интереса к деятельности педагога с детьми раннего возраста;

-формировать умение конкретизировать цель каждого показательного занятия, определять формы организации;

-изучение специфики труда педагога с детьми раннего возраста;

- анализировать под началом руководителя по практике организацию образовательного процесса в группах раннего возраста;

-развивать потребности в самопознании, самосовершенствование и рефлексии.

В ходе данного вида практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

- наблюдают и анализируют показательные занятия с детьми раннего возраста с учетом приемов и методик проведения;

- наблюдают и анализируют организацию и проведение различных видов деятельности с детьми раннего возраста с учетом приемов и методик проведения;

- документально оформляют результаты наблюдений.

В процессе практики студенты должны овладеть следующими умениями:

- анализировать под руководством преподавателей занятия в соответствии с современными требованиями;

- выделять общую организацию образовательной деятельности детей до трех лет (распределение времени, управление вниманием, эмоциональным состоянием воспитанников);

- определять объем материала, выделять рациональные способы работы педагога, анализировать поведение и эмоциональный настрой детей на занятии

- анализировать результаты занятия, подводить итоги (выполнение

плана занятий, меры реализации образовательных, развивающих и

воспитательных задач и общую оценку результата).

Организация практики

Практика показательных занятий проводится за счет времени, отведенного на практические занятия по предмету.

В качестве показательных занятий могут быть использованы видеозаписи

Отчетная документация по практике:

- дневник по учебной практике, в котором фиксируется содержание проводимой работы, результаты выполнения заданий, свои наблюдения, замечания и выводы; (наблюдения и анализ каждого показательного занятия оценивается преподавателем;

По итогам данного вида практики студентам ставится зачет, где учитывается работа практикантов, ведение ими дневника учебной практики.

Практика пробных занятий.

Данный вид практики имеет своей целью совершенствование подготовки специалиста в области воспитания детей раннего возраста и выработку у студентов профессиональных умений и навыков в организации педагогического процесса в группах раннего возраста

Пробная практика в группах раннего возраста проводится в базовых дошкольных учреждениях. В период данного вида практики студенты выступают в роли помощника воспитателя.

Цель практики:

-формирование основных профессионально-педагогических умений, навыков, опыта работы в группах раннего возраста в соответствии с требованиями ГОС СПО; овладение компонентами профессионального мастерства.

В процессе пробной практики решаются следующие задачи:

-ознакомление студентов с особенностями и спецификой работы в группах раннего возраста;

-накопление представлений о характере и содержании воспитательной деятельности с детьми раннего возраста;

-овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей детей раннего возраста;

-овладение студентами умениями планировать и вести воспитательную работу в группе с детьми раннего возраста;

-освоение специфики педагогического процесса, содержания, организации и методики работы с детьми раннего возраста;

-формирование умения осуществлять методическую рефлексию.

В результате прохождения практики студент должен уметь:

в области аналитических и конструктивных функций:

-проводить диагностику нервно-психического развития детей, обобщать результаты и определять педагогический прогноз;

-определять учебно-воспитательные задачи;

-отбирать наиболее эффективные формы, методы и приемы работы с детьми раннего возраста;

-разрабатывать конспекты занятий;

-изготавливать и использовать дидактические материалы и наглядные пособия;

-ориентироваться в методической литературе по вопросам воспитания детей раннего возраста;

в области организаторских функций:

-организовывать разные формы работы с детьми: индивидуальную, групповую;

в области коммуникативных функций:

-использовать разнообразные формы и методы педагогического общения с детьми, их родителями, коллегами;

-строить личностные и отношения со всеми лицами, принимающими участие в воспитании детей;

-создавать благоприятные материальные условия для проведения воспитательно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста.

В ходе данного вида практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

-знакомятся со спецификой материальных условий в группах раннего возраста;

-наблюдают за работой педагогов, изучают специфику работы воспитателя;

-изучают психолого–педагогические особенности развития детей раннего возраста, проектируют и осуществляют педагогическую деятельность;

-самостоятельно разрабатывают конспекты занятий, игр и других видов деятельности в группах раннего возраста;

-готовят необходимые игрушки, пособия, оборудование, для проведения с детьми занятий, игр и других видов деятельности.

В результате прохождения практики студент должен знать:

в области аналитических и конструктивных функций:

-содержание педагогической практики;

-требования к ведению необходимой документации по данному виду практики;

-специфику работы в группах раннего возраста.

В результате прохождения практики студент должен уметь:

в области аналитических и конструктивных функций:

-наблюдать, анализировать и планировать воспитательную работу с детьми раннего возраста;

-разрабатывать конспекты занятий, игр, режимных моментов;

-определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-организовывать детей на выполнение поставленных задач (определять последовательность работы, выбирать наиболее эффективные приемы и методы работы, организовывать контроль и подведение итогов работы);

-изучать личность детей раннего возраста, проводить диагностику нервно-психического развития, заполнять карты нервно-психического развития детей;

-осуществлять методическую рефлексию.

Отчетная документация по практике:

- дневник по педагогической практике, в котором фиксируется содержание проводимой работы, результаты выполнения заданий; (наблюдения и анализ практики оценивается преподавателем);

По итогам данного вида практики студентам ставится оценка, где учитывается работа практикантов и ведение ими дневника.

Связь с учебными дисциплинами:

1. Дошкольная педагогика.

2. Дошкольная психология.

3. Частные методики

Преддипломная практика.

Преддипломная практика является завершающим этапом практической подготовки к профессиональной деятельности в области воспитания детей раннего возраста.

Студенты проводят пробные занятия, различные виды деятельности, индивидуальную работу с детьми, выполняя профессиональную нагрузку педагога дошкольного учреждения в объеме не менее 36 часов в неделю.

Задачи практики:

-овладение навыками организации и проведения образовательной деятельности с детьми раннего возраста;

-изучение системы планирования педагогической деятельности в группах раннего возраста

В процессе преддипломной практики закрепляются и развиваются следующие профессиональные умения и навыки:

- создавать условия для личностного развития ребенка

- разрабатывать и оформлять планы воспитательно-образовательной деятельности в группах раннего возраста (на неделю);

- организовывать жизнедеятельность детей раннего возраста, самостоятельно готовить и проводить различные виды деятельности с детьми раннего возраста;

- осуществлять контроль за состоянием здоровья детей до трех лет;

- осуществлять контроль за нервно-психическим развитием детей, своевременно оказывать психолого-педагогическую поддержку

- анализировать и обобщать опыт работы педагога в области воспитания детей раннего возраста

В итоговой оценке за преддипломную практику учитывается степень эффективности педагогической деятельности, отношение студентов к будущей профессии и к детям.

Отчетная документация:

- дневник практики (содержание практики, анализ педагогов-наставников, сводная ведомость оценок)

- отзыв (характеристика) с рекомендуемой оценкой студенту по итогам данного вида практики;

- отчет студента

ЛИТЕРАТУРА

Основные источники:

  1. Бабаева Т.И. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программ «Детство»/ Т.И.Бабаева. - СПб.: Изд-во Детство-Пресс, 2007. – 280с.
  2. Горбатенко О.Ф. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия./ О. Ф. Горбатенко, Т. А. Кардаильская, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 340с.
  3. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста.- М.: Гуманит, 2003.- 400 с.
  4. Горькова Л.Г. Занятия физической культурой в ДОУ: Методическое пособие./ Л. Г. Горькова, Л. Обухова. – Второе издание, исправленное и дополненное. – М.: 5 за знания, 2007. – 130с.
  5. Вавилова Е. Н. Развитие основных движений у детей 3 – 7 лет. Система работы./ Е. Н. Вавилова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 160с.
  6. Галигузова Л. Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста/ Л. Галигузова. - М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007. – 78с.
  7. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/ Сост. Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович. – СПб.: Изд-во «Детство – Пресс», 2008. – 35с.
  8. Пилюгина Э. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей детского сада М.: Просвещение, 2001.-217с.
  9. Программа воспитания и обучения в детском саду/под ред. М.А.Васильевой, -3-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 2007.- 208с.
  10. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации./ Э. Я. Степаненкова. – М.: Изд-во Мозаика – Синтез, 2008. – 96с.
  11. Уланова Л. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет/ Л. Уланова. – СПб.: Изд-во Детство-пресс, 2010. – 56с.

Дополнительные источники:

  1. Голицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении./ Н. С. Голицына. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с.
  2. Давыдова М. А. , Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет/ М. А. Давыдова. – М.: Изд-во Вако, 2007.
  3. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ/ В. А. Зебзеева. - М.: Изд-во Сфера, 2008.
  4. Зверева О.А., Ганичева А.Н. Семейные традиции и домашнее воспитание.- М.: Академия, 2000.- 160 с.
  5. Кириллова Ю. А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей младшей логопедической группы./ Ю. А. Кириллова. – СПб.: «Детство – Пресс», 2006. – 192с.
  6. Овчинникова Т. С. Подвижные игры, физминутки и Общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду./ Т. С. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2006. – 144с.
  7. Система работы по формированию здорового образа жизни. Младшая группа./ Автор – сост. Т. В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. – 9с.
  8. Сочеванова Е. Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет: Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Е. Сочеванова. – СПб.: Изд-во Детство-пресс, 2008.
  9. Физическое развитие ребенка. Младшая и средняя группы./ Автор – сост. С. Е. Голомидова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. – 56с.
  10. Харченко Т. Утренняя гимнастика в детском саду: Упражнения для детей 3-5 лет/ Т. Харченко. – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2009. – 78с.

Интернет-ресурсы:

1. Дошкольное образование. [электронный ресурс] .- Режим доступа к ст.: http://dob.1september.ru/- Загл. с экрана

2. Консультации для воспитателей.[электронный ресурс].- Режим доступа к ст.: http://www.ivalex.vistcom.ru. - Загл. с экрана

3. Птицына М.А. Перспективное планирование по программе «Детство».[электронный ресурс]/М.А Птицына. -Режим доступа к ст.:http://detsad kitty.ru/metod/prez/page/3. - Загл. с экрана

4. http://lib.sportedu.ru/ (Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту)

Наши рекомендации