Практика показательных занятий.
Рабочая ПРОГРАММа
Профессиональной практики
Специальность 050704
«Дошкольное образование»
Квалификация
Воспитатель детей дошкольного возраста,
С дополнительной подготовкой
В области воспитания детей раннего возраста
Архангельск 2011
РАССМОТРЕНО Составлена в соответствии с
Кафедрой педагогики и психологии к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников
Протокол №.......от «____»_____2011 для специальности 050704
«Дошкольное образование»
Зав. кафедрой____________________
Н.Ю. Румянцева
Автор: УТВЕРЖДАЮ
Преподаватель АПК:_______ Зам. директора по УП работе
Матвеева Н.Я. .......................….Григорьева Т.С.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | |
2. План профессиональной практики «Воспитатель детей дошкольного возраста, с дополнительной подготовкой в области воспитания детей раннего возраста» | |
3. Содержание профессиональной практики | |
3.1. Учебная практика | |
3.1.1. Ознакомительная практика | |
3.1.2. Практика показательных занятий | |
3.2. Практика пробных занятий | |
3.3. Преддипломная практика | |
Литература |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа профессиональной практики по дополнительной подготовке «Воспитатель детей дошкольного возраста, с дополнительной подготовкой в области воспитания детей раннего возраста» составлена на основе рабочей программы профессиональной практики студентов по специальности 050704 «Дошкольное образование» (повышенный уровень) в соответствии с требованиями госстандарта и относится к федеральному компоненту.
Профессиональная практика является составной частью образовательного процесса и направлена на закрепление и углубление знаний и умений, полученных студентами в процессе обучения, а также овладение системой профессиональных умений и навыков и первоначальным опытом профессиональной деятельности по дополнительной подготовке изучаемой специальности
Профессиональная практика, организуемая в группах раннего возраста, является важным звеном в системе практической подготовки будущих педагогов. Она обеспечивает единство теоретической и практической подготовки студентов колледжа. Выделение данного вида практики, связано с необходимостью формирования у студентов прочных убеждений в значении раннего возраста для последующего развития ребенка. В необходимости уточнения, углубления знания о специфике педагогического процесса в группах детей этого возраста.
Цель практики:формирование у студентов целостного представления об особенностях педагогического взаимодействия между воспитателями и детьми, овладение функциями деятельности воспитателя в группах раннего возраста
Задачи практики:
-формирование системы профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых для работы воспитателем в группах раннего возраста;
-ознакомление студентов с особенностями воспитательно-образовательного процесса и изучения специфики труда воспитателя в группах раннего возраста;
-создание установки на личностно-ориентированное общение с детьми раннего возраста;
-формирование у студентов интереса к новому, желания внедрять результаты психолого-педагогического исследования и передовой опыт в свою работу
-совершенствование культуры педагогической деятельности
В процессе практики студенты должны овладеть умениями:
- создавать условия для личностного развития ребенка;
- организовывать жизнедеятельность детей раннего возраста;
- осуществлять различные виды продуктивной и творческой деятельности;
- осуществлять контроль за нервно-психическим развитием детей.
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Воспитатель детей дошкольного возраста, с дополнительной подготовкой в области воспитания детей раннего возраста
Наименование этапов и видов практики | Сроки выполнения | Кол-во недель | Оценки | Документация, которую ведут студенты |
1.Учебная практика.: ознакомительная практика; практика показательных занятий. | 2 курс, 4сем | 0,2нед | Зачет | Дневник практики |
2.Педагогическая практика. Практика пробных занятий. | 3 курс, 6сем, 4 курс,7сем | 0,4нед 0,4нед | Оценка | Дневник практики, отчет |
3.Преддипломная практика. | 4 курс, 8 сем | 1 неделя | Оценка | Дневник практики, отчет |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Учебная практика.
Учебная практика является первоначальным звеном в системе практической подготовки будущего специалиста в области воспитания детей раннего возраста, где наблюдается и анализируется педагогическая деятельность с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях, направлена на разностороннюю ориентацию студентов.
Виды учебной практики:
· ознакомительная практика,
· практика показательных занятий.
Ознакомительная практика.
Цель практики:
Изучение специфики труда воспитателя в группах раннего возраста
Задачи практики:
-ознакомление студентов с особенностями организации условий развивающей среды в группах раннего возраста
-формирование умений наблюдать и анализировать организацию образовательного процесса с детьми раннего возраста
-формирование профессионального интереса к взаимодействию с детьми до трех лет;
- дать представление о необходимости осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку, учитывая потребности, интересы и способности
-формирование умений вести записи наблюдений, обрабатывать, обобщать полученную в ходе наблюдения информацию и правильно отражать ее в дневнике практики.
В ходе данного вида практики студенты выполняют следующие
виды деятельности:
- наблюдают и анализируют построение развивающей среды в группах раннего возраста
- наблюдают и анализируют распределение обязанностей воспитателя и помощника воспитателя в ходе осуществления педагогического процесса в группах раннего возраста
- анализируют особенности взаимодействия воспитателя с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению
В процессе практики студент должен владеть следующими умениями:
- анализировать предметно - развивающую среду в группах раннего возраста
- анализировать под началом руководителя по практике организацию общения с детьми раннего возраста в период адаптации
- наблюдать и анализировать профессиональные умения педагога в ходе различных видов деятельности.
- вести записи бесед, наблюдений при посещении разных видов деятельности;
Организация практики
Данный вид практики организуется в дошкольных образовательных учреждениях, (группы раннего возраста, дети от 1года до3лет).
Практика проводится под руководством преподавателей колледжа.
Основные критерии оценки практики студентов:
- качество ведения документации, аналитические умения;
- отношение к деятельности (дисциплинированность, добросовестность, ответственность и инициативность)
Отчетная документация по практике:
- дневник, в котором фиксируется содержание проводимой работы, результаты выполнения заданий, своих наблюдений, замечания и выводы.
Практика показательных занятий.
Практика показательных занятий проводится для иллюстрации приемов и методов организации образовательного и воспитательного процесса в области воспитания детей раннего возраста
Задачи практики:
-формирование интереса к деятельности педагога с детьми раннего возраста;
-формировать умение конкретизировать цель каждого показательного занятия, определять формы организации;
-изучение специфики труда педагога с детьми раннего возраста;
- анализировать под началом руководителя по практике организацию образовательного процесса в группах раннего возраста;
-развивать потребности в самопознании, самосовершенствование и рефлексии.
В ходе данного вида практики студенты выполняют следующие виды деятельности:
- наблюдают и анализируют показательные занятия с детьми раннего возраста с учетом приемов и методик проведения;
- наблюдают и анализируют организацию и проведение различных видов деятельности с детьми раннего возраста с учетом приемов и методик проведения;
- документально оформляют результаты наблюдений.
В процессе практики студенты должны овладеть следующими умениями:
- анализировать под руководством преподавателей занятия в соответствии с современными требованиями;
- выделять общую организацию образовательной деятельности детей до трех лет (распределение времени, управление вниманием, эмоциональным состоянием воспитанников);
- определять объем материала, выделять рациональные способы работы педагога, анализировать поведение и эмоциональный настрой детей на занятии
- анализировать результаты занятия, подводить итоги (выполнение
плана занятий, меры реализации образовательных, развивающих и
воспитательных задач и общую оценку результата).
Организация практики
Практика показательных занятий проводится за счет времени, отведенного на практические занятия по предмету.
В качестве показательных занятий могут быть использованы видеозаписи
Отчетная документация по практике:
- дневник по учебной практике, в котором фиксируется содержание проводимой работы, результаты выполнения заданий, свои наблюдения, замечания и выводы; (наблюдения и анализ каждого показательного занятия оценивается преподавателем;
По итогам данного вида практики студентам ставится зачет, где учитывается работа практикантов, ведение ими дневника учебной практики.
Практика пробных занятий.
Данный вид практики имеет своей целью совершенствование подготовки специалиста в области воспитания детей раннего возраста и выработку у студентов профессиональных умений и навыков в организации педагогического процесса в группах раннего возраста
Пробная практика в группах раннего возраста проводится в базовых дошкольных учреждениях. В период данного вида практики студенты выступают в роли помощника воспитателя.
Цель практики:
-формирование основных профессионально-педагогических умений, навыков, опыта работы в группах раннего возраста в соответствии с требованиями ГОС СПО; овладение компонентами профессионального мастерства.
В процессе пробной практики решаются следующие задачи:
-ознакомление студентов с особенностями и спецификой работы в группах раннего возраста;
-накопление представлений о характере и содержании воспитательной деятельности с детьми раннего возраста;
-овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей детей раннего возраста;
-овладение студентами умениями планировать и вести воспитательную работу в группе с детьми раннего возраста;
-освоение специфики педагогического процесса, содержания, организации и методики работы с детьми раннего возраста;
-формирование умения осуществлять методическую рефлексию.
В результате прохождения практики студент должен уметь:
в области аналитических и конструктивных функций:
-проводить диагностику нервно-психического развития детей, обобщать результаты и определять педагогический прогноз;
-определять учебно-воспитательные задачи;
-отбирать наиболее эффективные формы, методы и приемы работы с детьми раннего возраста;
-разрабатывать конспекты занятий;
-изготавливать и использовать дидактические материалы и наглядные пособия;
-ориентироваться в методической литературе по вопросам воспитания детей раннего возраста;
в области организаторских функций:
-организовывать разные формы работы с детьми: индивидуальную, групповую;
в области коммуникативных функций:
-использовать разнообразные формы и методы педагогического общения с детьми, их родителями, коллегами;
-строить личностные и отношения со всеми лицами, принимающими участие в воспитании детей;
-создавать благоприятные материальные условия для проведения воспитательно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста.
В ходе данного вида практики студенты выполняют следующие виды деятельности:
-знакомятся со спецификой материальных условий в группах раннего возраста;
-наблюдают за работой педагогов, изучают специфику работы воспитателя;
-изучают психолого–педагогические особенности развития детей раннего возраста, проектируют и осуществляют педагогическую деятельность;
-самостоятельно разрабатывают конспекты занятий, игр и других видов деятельности в группах раннего возраста;
-готовят необходимые игрушки, пособия, оборудование, для проведения с детьми занятий, игр и других видов деятельности.
В результате прохождения практики студент должен знать:
в области аналитических и конструктивных функций:
-содержание педагогической практики;
-требования к ведению необходимой документации по данному виду практики;
-специфику работы в группах раннего возраста.
В результате прохождения практики студент должен уметь:
в области аналитических и конструктивных функций:
-наблюдать, анализировать и планировать воспитательную работу с детьми раннего возраста;
-разрабатывать конспекты занятий, игр, режимных моментов;
-определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-организовывать детей на выполнение поставленных задач (определять последовательность работы, выбирать наиболее эффективные приемы и методы работы, организовывать контроль и подведение итогов работы);
-изучать личность детей раннего возраста, проводить диагностику нервно-психического развития, заполнять карты нервно-психического развития детей;
-осуществлять методическую рефлексию.
Отчетная документация по практике:
- дневник по педагогической практике, в котором фиксируется содержание проводимой работы, результаты выполнения заданий; (наблюдения и анализ практики оценивается преподавателем);
По итогам данного вида практики студентам ставится оценка, где учитывается работа практикантов и ведение ими дневника.
Связь с учебными дисциплинами:
1. Дошкольная педагогика.
2. Дошкольная психология.
3. Частные методики
Преддипломная практика.
Преддипломная практика является завершающим этапом практической подготовки к профессиональной деятельности в области воспитания детей раннего возраста.
Студенты проводят пробные занятия, различные виды деятельности, индивидуальную работу с детьми, выполняя профессиональную нагрузку педагога дошкольного учреждения в объеме не менее 36 часов в неделю.
Задачи практики:
-овладение навыками организации и проведения образовательной деятельности с детьми раннего возраста;
-изучение системы планирования педагогической деятельности в группах раннего возраста
В процессе преддипломной практики закрепляются и развиваются следующие профессиональные умения и навыки:
- создавать условия для личностного развития ребенка
- разрабатывать и оформлять планы воспитательно-образовательной деятельности в группах раннего возраста (на неделю);
- организовывать жизнедеятельность детей раннего возраста, самостоятельно готовить и проводить различные виды деятельности с детьми раннего возраста;
- осуществлять контроль за состоянием здоровья детей до трех лет;
- осуществлять контроль за нервно-психическим развитием детей, своевременно оказывать психолого-педагогическую поддержку
- анализировать и обобщать опыт работы педагога в области воспитания детей раннего возраста
В итоговой оценке за преддипломную практику учитывается степень эффективности педагогической деятельности, отношение студентов к будущей профессии и к детям.
Отчетная документация:
- дневник практики (содержание практики, анализ педагогов-наставников, сводная ведомость оценок)
- отзыв (характеристика) с рекомендуемой оценкой студенту по итогам данного вида практики;
- отчет студента
ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
- Бабаева Т.И. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программ «Детство»/ Т.И.Бабаева. - СПб.: Изд-во Детство-Пресс, 2007. – 280с.
- Горбатенко О.Ф. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия./ О. Ф. Горбатенко, Т. А. Кардаильская, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 340с.
- Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста.- М.: Гуманит, 2003.- 400 с.
- Горькова Л.Г. Занятия физической культурой в ДОУ: Методическое пособие./ Л. Г. Горькова, Л. Обухова. – Второе издание, исправленное и дополненное. – М.: 5 за знания, 2007. – 130с.
- Вавилова Е. Н. Развитие основных движений у детей 3 – 7 лет. Система работы./ Е. Н. Вавилова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 160с.
- Галигузова Л. Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста/ Л. Галигузова. - М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007. – 78с.
- Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/ Сост. Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович. – СПб.: Изд-во «Детство – Пресс», 2008. – 35с.
- Пилюгина Э. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей детского сада М.: Просвещение, 2001.-217с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/под ред. М.А.Васильевой, -3-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 2007.- 208с.
- Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации./ Э. Я. Степаненкова. – М.: Изд-во Мозаика – Синтез, 2008. – 96с.
- Уланова Л. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет/ Л. Уланова. – СПб.: Изд-во Детство-пресс, 2010. – 56с.
Дополнительные источники:
- Голицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении./ Н. С. Голицына. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с.
- Давыдова М. А. , Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет/ М. А. Давыдова. – М.: Изд-во Вако, 2007.
- Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ/ В. А. Зебзеева. - М.: Изд-во Сфера, 2008.
- Зверева О.А., Ганичева А.Н. Семейные традиции и домашнее воспитание.- М.: Академия, 2000.- 160 с.
- Кириллова Ю. А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей младшей логопедической группы./ Ю. А. Кириллова. – СПб.: «Детство – Пресс», 2006. – 192с.
- Овчинникова Т. С. Подвижные игры, физминутки и Общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду./ Т. С. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2006. – 144с.
- Система работы по формированию здорового образа жизни. Младшая группа./ Автор – сост. Т. В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. – 9с.
- Сочеванова Е. Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет: Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Е. Сочеванова. – СПб.: Изд-во Детство-пресс, 2008.
- Физическое развитие ребенка. Младшая и средняя группы./ Автор – сост. С. Е. Голомидова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. – 56с.
- Харченко Т. Утренняя гимнастика в детском саду: Упражнения для детей 3-5 лет/ Т. Харченко. – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2009. – 78с.
Интернет-ресурсы:
1. Дошкольное образование. [электронный ресурс] .- Режим доступа к ст.: http://dob.1september.ru/- Загл. с экрана
2. Консультации для воспитателей.[электронный ресурс].- Режим доступа к ст.: http://www.ivalex.vistcom.ru. - Загл. с экрана
3. Птицына М.А. Перспективное планирование по программе «Детство».[электронный ресурс]/М.А Птицына. -Режим доступа к ст.:http://detsad kitty.ru/metod/prez/page/3. - Загл. с экрана
4. http://lib.sportedu.ru/ (Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту)