Использование игровых технологий в обучении школьников
(по материалам статьи С.В.Банникова «Использование игровых технологий в обучении школьников» // Справочник классного руководителя»,2009. №2
Режим доступа: school19.m-sk.ru/Download/article-6.doc)
… Игровые образовательные технологии позволяют:
• проводить уроки в нетрадиционной форме;
• раскрывать креативные способности учащихся;
• дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;
• развивать коммуникативные навыки учащихся;
• обеспечивать свободный обмен мнениями;
• учитывать возрастные психологические особенности школьников;
• организовывать процесс обучения в форме состязания;
• облегчать решение учебной задачи;
• вовлекать всех учащихся в учебный процесс;
• ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности;
• практически закреплять полученные знания;
• формировать мотивационную сферу учащихся;
• расширять кругозор детей; формировать навык совместной деятельности.
… На уроке учитель становится режиссером, координируя и корректируя деятельность учащихся. Перед началом игры учитель должен ознакомить всех участников с ее условиями, режимом работы, и выдать необходимый материал и оборудование. В зависимости от характера заданий учащиеся распределяют роли либо сами, либо с помощью учителя. Контроль за деятельностью каждого в отдельности учащегося переходит к ученикам, т. к. результативность общей работы определяется вкладом каждого, а вследствие возрастных особенностей очень важно мнение товарищей. В процессе работы учитель может корректировать деятельность отдельных учащихся для достижения поставленной цели. Между участниками игры возможна дискуссия для выработки общего решения. В этом случае часть учащихся выступает в роли сборщиков информации, часть — в роли аналитиков, часть — в роли критиков. По окончании дискуссии озвучивается решение, которое оценивается экспертами. Их роли могут исполнять специально подготовленные учащиеся, а также взрослые из числа педагогов и родителей. В конце игры учитель подводит итог, как по тематической направленности, так и по вкладу каждого ученика.
Поскольку учащиеся по-разному усваивают информацию, при организации игровой деятельности целесообразно дублировать словесное описание графическими изображениями или представлением образцов в натуральном виде. Важным является не столько слуховое восприятие информации, сколько опыт ученика при формировании образа или понятия, его оперативная память, которая подскажет правильный ответ, возможно, отличающийся по формулировке от классических определений, но верный по своей сути.
В определенной ситуации урок, как методическая единица, может не состояться из-за того, что дети заигрались. Но игра, как форма организации учебной деятельности, формирует мотивацию к самой деятельности. Не получив на уроке часть учебного материала, но поняв прелесть познания, ученик сам захочет побольше узнать по изучаемой теме: возьмет учебник, откроет журнал и прочитает даже больше, чем требуется по программе.
Все игры можно классифицировать по-разному, но для учебной деятельности наиболее оптимальными являются игры академические, в которых имитируется та или иная жизненная ситуация на основе тематического материала.
Сама игра и учитывает особенности возраста, и формирует ключевые компетенции школьника, готовя его к реальной жизни. Важно сделать так, чтобы, играя, школьник учился, не ощущая тяжести обучения, чтобы учебная игра была естественным состоянием ребенка в процессе познания. В этом случае даже нелюбимое учебное действие перестает быть таковым, ибо нелюбовь основана на разуме, а игра — на чувствах.
…Результатом каждой игры должно стать либо приобретение новых знаний, либо улучшение качества уже существующих. Игра может быть как самостоятельной дидактической единицей, так и элементом при использовании любой другой технологии обучения. Игра универсальна, т. к. возможна на любом этапе урока, при любой его форме. Задачей учителя является совместить значимое для ребенка и значимое с точки зрения процесса обучения, науки.