Технология создания мультимедийных презентаций к лекционным занятиям в высшем профессиональном физкультурном образовании
В основу достижения поставленной цели была положена технологизация подготовки учебно-методических материалов – создание совокупности средств для мультимедийного обеспечения лекционных занятий с помощью выполнения относительно строгой, цикличной последовательности операций.
Предлагаемая технология разработки мультимедийного обеспечения лекционных занятий включает три основных этапа: проектирование, конструирование и корректирование. Коррекция необходима не только в процессе внедрения, она предполагает также возможность изменений задач, структуры материала, то есть плана, поэтому последовательность операций может быть цикличной и замыкаться на любом этапе.
Главное условие разработки эффективного мультимедийоного обеспечения лекционных занятий – это соответствие структуры, оформления, содержания применяемых средств особенностям сопровождаемого учебного материала. Поэтому первый этап (этап проектирования) является наиболее важным в подготовке средств информационной поддержки лекционных занятий.
Важность этого этапа и необходимость его совершенствования подтверждается результатами анкетирования студентов факультета Физической культуры и спорта РГУ им. И.Канта. 54,95 % студентов считают, что лекционные презентации помогают им лучше понимать предлагаемую информацию. 46,15 % респондентов считают, что лекционные презентации помогают им лучше готовиться к зачету, так как в их распоряжении имеются более полные и наглядные конспекты лекций. При этом 9,89 % студентов считают, что используемые в настоящее время электронные презентации не способствуют повышению качества учебной деятельности студентов на лекции: они рассеивают внимание, студенты не могут одновременно читать, писать и слушать комментарии преподавателя.
При проектировании лекционных презентаций необходимо учитывать то, что около трети студентов факультета Физической культуры и спорта пытаются в точности воспроизводить содержание слайдов в конспекте лекции, только четверть всех опрошенных дополняют содержание слайдов замечаниями, уточнениями, комментариями. 30,77 % студентов считают, что лекционная презентация должна дублировать рассказ лектора для удобства записи конспекта. 64,84 % считают, что лекционная презентация должна содержать основные определения, цифры, даты, а также примеры, иллюстрирующие представленную информацию с помощью рисунков, схем.
Таким образом, при проектировании лекционной презентации на первое место выступает определение целей и задач, которые должна решать презентация, например, дублировать аудиоинформацию, содержать максимальное количество опорных точек (цифр, дат, определений) или иллюстрировать основные положения текста лекции. Особенности каждой лекционной презентации также зависят от того места, которое преподаватель отводит ей в целостной системе организации и проведения лекционного занятия: если лекция проводится в виде дискуссии, то основное содержание лекционной презентации должны составить иллюстрации в виде рисунков, схем, графиков; если преподаватель использует опорные конспекты или обеспечивает студентам свободный доступ к файлу презентации, то она может содержать большее число слайдов, что позволит увеличить объем информации, представляемой на лекции. Большая часть студентов факультета ФК и С РГУ им. И.Канта предпочитает, чтобы презентация содержала максимальный набор информации и иллюстраций
Лекционная презентация, отражающая основное содержание лекции, на которой студенты самостоятельно составляют конспект занятия, состоит обычно из 10 – 20 слайдов (размер может меняться в зависимости от степени деления информации на единицы). При проектировании лекционной презентации определяется число, последовательность и основное содержание слайдов. Целесообразно составление макета на бумаге, с помощью карандаша или шариковой ручки, или в электронном виде при помощи текстового редактора. Приведем один из вариантов проекта презентации к лекции:
1. Титульный слайд (содержит название предмета и(или) тему лекции, план лекции).
2. Слайд – основное(ые) определение(я) по первому вопросу.
3. Слайд – график, таблица или схема, отражающая взаимосвязи между явлениями и ход процесса, рассматриваемого в первом вопросе.
4. Слайд – выводы по первому вопросу.
5. Слайды – 2-4 для следующих вопросов по плану лекции.
6. Слайд – список вопросов для контроля или задания для семинарского занятия.
7. Слайд – список рекомендуемой литературы, ссылок на Интернет-ресурсы и др. источники материалов.
Данный вариант проекта показывает, что при планировании можно составлять список слайдов, содержащих те или иные материалы (рисунки, схемы, списки, термины и т.д.). Применение порядковой нумерации позволяет оперативно менять последовательность слайдов.
При описании сложных явлений и процессов необходимо планировать последовательность с учетом того, что 24,18 % студентов факультета Физической культуры и спорта БФУ им. И.Канта предпочитают изучать явления и процессы с помощью анализа от частей к целому и 51,65 % - от целого к частям. При этом 27,47 % считают целесообразным сочетать или чередовать эти способы анализа.
Результатом работы на данном этапе должен стать проект, который содержит полный список слайдов и перечень содержания этих слайдов, а также план работы на следующем этапе (конструировании) – что и в каком виде необходимо подготовить (например, текст, рисунки, графики).
На втором этапе выполняется конструирование презентации в соответствии с разработанным проектом.
Часть материалов может быть подготовлена с помощью разнообразных программ - различных графических и текстовых редакторов, программ для сканирования изображений и др.
На этом этапе при выборе различных вариантов представления информации необходимо учитывать следующие особенности ее восприятия студентами, обучающимися на факультете Физической культуры и спорта.
Значительная часть студентов лучше воспринимает и запоминает информацию, представленную в виде блок-схем (67 %), на втором месте – нумерованные или ранжированные списки, на третьем – таблицы. Всего 3,3 % студентов отмечают как удобную для восприятия и запоминания текстовую форму представления информации.
Учитывая современное состояние материально-технического обеспечения учебного процесса в БФУ им. И. Канта, предлагаемая технология ориентирована на применение редактора электронных презентаций MS Power Point 2007. При конструировании презентации необходимо учитывать разнообразие способов выполнения одной и той же операции. Например, вставку нового слайда в презентацию можно выполнить, нажав кнопку «Создать слайд» на вкладке «Главная» ленты задач, а также с помощью контекстного меню в области сортировщика слайдов (вызывается нажатием правой кнопки мыши). Кроме того, существует несколько вариантов действий с использованием буфера обмена. Можно скопировать (с помощью ленты команд или контекстного меню) в буфер обмена готовый слайд, подходящий по макету и оформлению, затем вставить его на нужную позицию в презентацию и заменить текст заголовка и других элементов.
Сценарий конструирования презентации может иметь несколько вариантов:
- создание нужного количества слайдов с определением макетов каждого, затем заполнение содержания, уточнение деталей и последовательная коррекция всех слайдов, то есть поочередное выполнение всех операций для каждого слайда презентации;
- создание нескольких типов слайдов, копирование их до нужного количества, затем постепенное формирование презентации добавлением готовых слайдов - то есть выполнение всех операций отдельно для каждого слайда – заполнение, редактирование, просмотр, коррекция;
- сочетание двух перечисленных выше сценариев.
Приведем примеры наиболее распространенных операций для основных действий – изменение дизайна презентации, изменение фона, вставка и изменение параметров рисунка, составление блок-схемы, добавление эффектов анимации.
Выбор макета слайда. После вставки слайда в презентацию необходимо выбрать одни из девяти вариантов макета, соответствующий назначению слайда по проекту презентации. Макет предполагает наличие и расположения основных элементов – заголовков, списков и команд быстрого доступа к вставке объектов (рисунка, таблицы, диаграммы). Для изменения макета необходимо нажать кнопку «Макет» на вкладке «Главная». По умолчанию каждый новый слайд будет повторять макет предыдущего.
Изменение дизайна презентации: перейти на вкладку ленты команды «Дизайн», далее в разделе «Темы» выбрать из набора готовых вариантов, можно выбрать также сочетания цветов и других параметров с использованием кнопок «Цвета», «Шрифты», «Эффекты», «Стили фона».
Изменение фона слайда(ов): его можно произвести, вызвав контекстное меню (нажать правую кнопку мыши в любом свободном месте слайда) и выбрав команду «Формат фона». При использовании в качестве фонов различных рисунков необходимо учитывать их яркость и требования к размещению текста (на ярких, цветных рисунках чтение текста существенно затруднено или невозможно). При этом целесообразно устанавливать степень прозрачности рисунка или пользоваться только заливкой фона цветом.
Вставка и изменение параметров рисунка. Для вставки рисунка можно воспользоваться буфером обмена – выделить и скопировать рисунок из другого приложения (например, MS Word или MS Excel), затем нажать кнопку «Вставка» на вкладке «Главная» или выбрав команду «Вставить» в контекстном меню. Второй способ вставки рисунка – нажатие команды «Рисунок» на вкладке «Вставка» ленты команд.
При нажатии левой кнопкой мыши на вставленный рисунок на ленте команд появляется новая вкладка «Работа с рисунками - Формат». Эта вкладка обеспечивает все необходимые операции.
При работе с рисунками необходимо помнить, что вставка в презентацию рисунков высокого качества (с большим разрешением) существенно увеличивает размер файла презентации – в дальнейшем при демонстрации презентации непосредственно с мобильного носителя, а не с жесткого диска компьютера (с флэш-карты или компакт-диска), возможно увеличение времени отклика.
Если есть необходимость вставки нескольких рисунков и перекрытия части одного рисунка другим, необходимо помнить, что приоритет отображения соответствует порядку вставки – каждый новый рисунок будет загораживать предыдущий. Для изменения порядка рисунков пользуются кнопкой «Упорядочить» на вкладке «Главная» или соответствующими кнопками на вкладке «Работа с рисунками – Формат».
Создание блок-схемы. Различные блок-схемы можно создавать путем вставки и изменения параметров фигур (вкладка «Главная», раздел «Рисование» или вкладка «Вставка», кнопка «Фигуры»). Выбрав фигуру (нажатием левой кнопки мыши), необходимо определить ее место на слайде и, не отпуская левую кнопку, растянуть до нужного размера. Можно определить место фигуры на слайде нажатием кнопки, а потом изменять размеры. Квадратные точки по краям выделенной фигуры позволяют растягивать ее в избранном направлении. Круглые точки – изменять размер фигуры по диагонали (сохраняя пропорции). Зеленая точка служит для вращения фигуры. При выделении сложных фигур появляются желтые точки в виде ромбов, они служат для изменения пропорций (например, ширины стрелки или направления выноски).
При работе с надписями в фигурах используют кнопки раздела «Шрифт» вкладки «Главная». (Для добавления надписи в фигуре нужно просто выделить фигуру и начать печатать.)
Для выбора готовых шаблонов оформления фигур с надписями пользуются командами вкладки «Работа с рисунками – Формат». Команды «Заливка фигуры», «Контур фигуры» и другие команды вкладки «Главная» раздела «Рисование» позволяют изменить толщину, цвет, тип линии контура фигуры, цвет самой фигуры, применять экспресс-стили.
В некоторых случаях целесообразно сгруппировать отдельные составляющие блок-схемы в один рисунок (кнопка «Упорядочить» вкладки «Главная»), например, если необходимо изменить размер всей блок-схемы, сохранив ее пропорции.
При отображении некоторых относительно стереотипных блок-схем пользуются шаблонами компонента SmartArt (вставка через объект макета слайда или через команду «SmartArt» на вкладке «Вставка»). Данный компонент программы Power Point позволяет использовать более восьмидесяти шаблонов представления схем в виде ранжированных, многокомпонентных списков, последовательностей (процессов), циклов, иерархий, пирамид и др. формах.
Каждый шаблон включает фигуры и их соединения, позволяет быстро менять форму блок-схемы, что удобно при выборе наиболее наглядного, оптимального варианта (заполняем текст, далее применяем несколько вариантов). При вставке такого объекта появляется новый раздел на ленте команд – «Работа с рисунками SmartArt», который, в свою очередь состоит из двух вкладок «Конструктор» (для работы с рисунком целиком) и «Формат» (для работы с каждым элементов в отдельности).
Работа с эффектами анимации. Для применения эффектов перехода между слайдами, появления, выхода объектов со слайда, динамического выделения объектов соответствующие команды сгруппированы на вкладке «Анимация». Кнопка «Настройка анимации» открывает панель команд для работы с эффектами анимации. Затем после выделения объекта и добавления эффекта анимации становятся доступными команды для изменения скорости, направления движения объекта, а также команды для начала выполнения эффекта – по щелчку (нажатие кнопок «Пробел», «Ввод», левая кнопка мыши), с предыдущим эффектом или через заданное время после предыдущего эффекта.
Работа с таблицами. Для работы с таблицами также предусмотрены специальные вкладки «Работа с таблицами» - «Конструктор» и «Макет». Эти вкладки становятся доступными сразу после вставки таблицы способами, аналогичными описанным для других объектов (например, вкладка «Вставка» - кнопка «Таблица»). Вкладка «Конструктор» предоставляет возможности для изменения оформления таблицы (в том числе применение готовых шаблонов), вкладка «Макет» - для работы со строками, столбцами и отдельными ячейками. Все кнопки данных вкладок имеют не только названия, но и графические пояснения, что делает работу с ними наглядной и позволяет быстро находить необходимые способы решения задач работы с таблицами.
Вставка гиперссылок. Считаем необходимым обратить внимание преподавателей на данную операцию в связи с возможностью не только связывать презентацию с другими файлами, но и слайды текущей презентации между собой. При использовании гиперссылок можно создавать слайды с содержанием и в ходе лекции демонстрировать материалы не только в соответствии с порядковыми номерами слайдов, что добавляет элемент интерактивности (позволяет выбирать количество или последовательность примеров в зависимости от изменения условий проведения лекции или хода дискуссии).
При создании презентации необходимо постоянно оценивать результаты, просматривать слайды, соотносить получаемые результаты с планируемыми. Наиболее значимым для качественной коррекции является апробация презентации в тех условиях, в которых она будет применяться (просмотр в аудитории, при соответствующем освещении, в сочетании с изложением лекционного материала).
Электронные презентации, сопровождающие лекции, на которых студенты сами составляют конспекты, включают меньшее число слайдов, чем те, на которых студенты могут не записывать представляемую информацию полностью (занятия с использованием опорных конспектов или со свободным доступом к файлам лекционных презентаций). В первом случае целесообразно включение в презентацию 10-15 слайдов (презентации приближены к традиционной форме лекционных занятий), во втором случае можно увеличивать число слайдов до 20-30 (наличие файла у студента позволяет увеличивать скорость и объем передачи информации за счет включения большего числа слайдов).
После создания и заполнения каждого или всех необходимых слайдов переходят к третьему этапу создания презентации – апробация и коррекция. Целесообразно сочетание: просмотреть и скорректировать каждый слайд в отдельности (в процессе и сразу после его создания), затем – просмотр и коррекция всей презентации.
Как указывалось в предыдущих разделах, коррекция отдельных слайдов и презентации в целом может частично проводится на этапе конструирования – переделать неверно построенный слайд, а затем на его основе продолжать строить презентацию проще, чем переделывать всю презентацию. Хотя рассматриваемый редактор позволяет применять некоторые изменения сразу ко всем слайдам (например, изменение фона, эффекта перехода от одного слайда к другому).
Для некоторых операций коррекции разработаны соответствующие команды, например проверка орфографии. Такие команды сгруппированы на вкладке ленты команды «Рецензирование».
Апробация презентации может включать несколько вариантов действий и начинаться с предварительного просмотра разработчиком в ходе конструирования. Для разных способов просмотра презентации можно пользоваться командами вкладов ленты команд «Показ» и «Вид». Режим просмотра «Обычный» является наиболее удобным для работы с каждым слайдом в отдельности. При наличии набора готовых слайдов и необходимости изменения их последовательности целесообразно пользоваться режимом «Сортировщик слайдов».
Для повышения удобства работы с информацией предусмотрена система поиска элементов текста (используется команда «Найти» вкладки «Главная»).
Для использования презентации на лекционных занятиях существует несколько способов сохранения файла (применение разных форматов). Выбор способа сохранения зависит от технических условий применения презентации и особенностей ее использования. Например, в некоторых случаях целесообразно сохранение презентации в формате, при котором для просмотра файла не обязательно наличие программы Power Point или в виде демонстрации, при которой запуск файла обозначает непосредственное начало показа слайдов.
Для сохранения файла в виде обычной презентации достаточно нажать кнопку «Сохранить» на панели быстрого доступа или в меню кнопки «Офис» (единая для всех офисных приложений – круглая кнопка с цветными квадратами в левом верхнем углу окна программы). Команда «Сохранить как» позволяет сохранять презентацию также в виде демонстрации, файла в формате PDF (не дает возможности пользователю редактировать презентацию), веб-страницы (позволяет просматривать презентацию с помощью любого интернет-обозревателя), отдельных рисунков (делает возможным просмотр или вставку слайдов в другие документы в виде картинок) и других форматах.
Выбор способа демонстрации позволяет сочетать условия управления показом слайдов и контроля преподавателем за ходом изложения и представления информации. Это необходимо в связи с тем, что в обычном режиме просмотра слайдов преподаватель-лектор видит только текущий слайд, иногда необходимо иметь возможность увидеть следующий слайд для эффектного представления переходов от одного рассматриваемого вопроса к другому.
При наличии двух мониторов на вкладке «Показ слайдов» выбирается «Режим докладчика» - тогда на большом экране аудитория видит только текущий слайд, а докладчик на маленьком мониторе может видеть последовательность слайдов – несколько предыдущих и последующих, а также комментарии к ним. В большинстве случаев нет возможности использовать два монитора. При этом аудитория и лектор видят одно и тоже.
Преподаватель может пользоваться различными способами частичного дублирования информации для контроля за ходом ее изложения: конспектом лекции, в котором отмечены переходы между слайдами, распечаткой слайдов с нумерацией, распечаткой выдач. Распечатка слайдов не целесообразна из-за своей неэкономичности (требуется столько же листов бумаги, сколько слайдов входит в презентацию, соответствующий расход краски принтера). Распечатка выдач (команда «Печать» меню кнопки «Офис») слайдов позволяет на одном листе отобразить основное содержание от одного до девяти слайдов. То есть на двух листах может расположиться все содержание лекции, при этом преподаватель может оперативно отслеживать ход представления информации и ему не требуется конспект лекции.
Наиболее эффективным способом апробации презентации является ее применение в учебном процессе, однако внесение изменений в презентацию во время учебных занятий ограничено целым рядом факторов (подготовленностью преподавателя, лимитом времени, реакцией аудитории и др.), поэтому при внедрении должна использоваться максимально отредактированная презентация.
Предлагаемая технология, по мнению преподавателей, является достаточным инструментом для самостоятельной работы по подготовке электронных презентаций к лекционным занятиям. Формирование авторского стиля работы с электронными презентациями у каждого преподавателя позволяет существенно сокращать время на подготовку как отдельных электронных объектов, так и целостных образовательных ресурсов.