Используемые на музыкальном занятии в детском саду
Певческий диапазон детей дошкольного возраста.
Возраст детей | Диапазоны |
2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет | ми-ля ре-ля ре-си (до² ) ре-си (до² ) (до) ре- до² (до²диез-ре²) |
Многие исследователи отмечают, что ненапряженно, естественно звучат детские голоса в пределах «ре-си» первой октавы, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки.
Слайд (5) Варламов А.Е., замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы, считал, что если ребенка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому человеку даются с трудом. По мнению ученых-исследователей, правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает у ребенка любовь к музыке, оберегает от крика, от напряжения голосовых связок, которые должны быть здоровы.
О необходимости проведения специальной работы по постановке певческого голоса на занятиях в детском саду писали в разные годы и педагоги-практики: Н. А. Метлов, Е. С. Маркова и др. Они предлагали интересные методы и приемы, способствующие формированию певческих навыков: звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции, ансамбля. Перечислю некоторые из них:
Слайд (6) Методические приемы по пению, наиболее часто
используемые на музыкальном занятии в детском саду.
● Пение вслух, про себя (по куплетам)
● Эхо (тихо - громко)
● Цепочка (поочередное пение)
● Хлопаем и маршируем
● Пение закрытым ртом
● "М…" с переходом на "а…"
● Пение по секрету (шепотом)
● Хор и дирижер
● Пение, транспонируя мелодию
● Показ карточек с положением губ
● Музыкальная лесенка
● Пение a'cappella
● Сольное и ансамблевое пение
Слайд (7) Для развития голоса и слуха в своей работе использую «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной. А так же музыкально-дидактические игры, которые позволяют развивать и совершенствовать звуковысотный и ритмический слух.
звуковысотный слух | ритмический слух |
– «Кто в домике живёт?» – «Птичка большая и маленькая» – «Где мои детки?» – «Весёлые матрёшки» – «Три медведя» – «Лесенка-чудесенка» | – «Прогулка» – «Ритмические кубики» – «Кто как идёт» – «Угадай-ка» – «Лесная прогулка» – «Научи матрёшек танцевать» |
Перечисленные методы и приёмы, разработанные такими педагогами, как Наталья Александровна Ветлугина, Н. А. Метлов, Е. С. Маркова помогают правильно построить работу по охране детского голоса. Т. о. осуществляется один из основных принципов в работе «Не навреди».
Слайд (8) РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ПО ОХРАНЕ ГОЛОСА ДЕТЕЙ.
- занятия с детьми нужно проводить в хорошо проветренных помещениях;
- выбор песенного репертуара должен строиться с учётом диапазона детей
дошкольного возраста;
- количество песен на музыкальном занятии должно соответствовать для
каждой возрастной группы (мл. возраст 2-3, старший 4-6);
- следить, чтобы дети пели без напряжения;
- не допускать крика во время пения;
- по возможности ограничить пение во время болезни;
- не разрешать детям петь на улице в холодную и сырую погоду;
- с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в
холодное время года, необходимо несколько остыть;
- в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно
обращаться к врачу фониатру.
Вывод:
Слайд (9) Известно, что занятия пением способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья, конечно, если они включают в себя постановку певческого голоса, строятся грамотно, с учетом индивидуальных особенностей ребёнка. В противном случае эти занятия могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.
В своей работе с родителями и воспитателями с помощью индивидуальных бесед и консультаций, выступлений на родительских собраниях довожу до их сознания представления о важности наблюдения за голосовым поведением в быту, о вреде чрезмерного злоупотребления голосом и о возможных последствиях.
Слайд (10) Так как охрана детского голоса является одним из ключевых направлений в работе музыкальных руководителей дошкольных учреждений.
Слайд (11)
Список используемой литературы
1. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М. Просвещение. 1982 г.
2. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М. Музыка. 2007 г.
3. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. С-Пб. 2000г.
4. Зейдлер Г. Искусство пения. Общая редакция Н. Л. Дорлиак.
М. Музыка. 1987 г.
5. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.М. Просвещение. 1982 г.
6. Уколова Л. И., Самарин В. А., Осеннева М. С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом М. Академия. 2000 г.
Материал взят с сайта Социальная сеть работников
образования nsportal.ru
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/20/okhrana-detskogo-golosa