Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегу-

Ляции собственных действий

Обеспечение развития первичных представлений:

  • о некоторых элементах структуры деятельности (что надо (хочу)сделать? Как это сделать? Что должно получиться в результате?);
  • о способах саморегуляции собственных действий (специальныеупражнения на расслабление мышц, упражнение на дыхание.тивные упражнения, аутогенная тренировка).

Создание условий для приобретения опыта:

  • самостоятельной постановки целей, проверки эффективности выбранных средств их достижения на основе учёта предыдущих ошибок;
  • предвидения конечного результата своих действий и поступков;
  • исправления ошибок с учётом приобретённого личного опыта (например,прошлых аналогичных ситуаций);
  • проявления ответственности за сказанные слова, обещания, взятыена себя обязательства и др.;
  • правильного реагирования в стрессовых ситуациях (не расстраиваться, не плакать, не падать духом, если проиграл или что-то не получилось, говорить «нет» в случае неприемлемого предложения, справляться с ситуацией игнорирования, когда не замечают и не хотят принимать
  • в игру, уметь самому себя чем-то занять и таким образом отвлечься отобидной ситуации);
  • адекватного реагирования на проявление агрессии (проявлятьтерпимость и дружелюбие к ребёнку, который «не такой, как все», например с физическими недостатками), учитывать последствия своегоагрессивного поведения, принимать последствия своего выбора (не жа-ловаться на последствия своего негативного поведения), адекватно реагировать на обвинения (можно защитить себя, но в то же время признатьсвою неправоту);
  • направления своего внимания на мышечные ощущения, движения, сопровождающие собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие;
  • выполнения специальных упражнений, направленных на развитиесаморегуляции (упражнения на расслабление мышц, упражнение на дыхание, медитативные упражнения, аутогенная тренировка);
  • положительной самооценки на основе выделения собственных особенностей, достоинств («Я хорошо рисую»), возможностей («У меня хороший голос — я смогу учиться пению») и перспектив в собственном развитии («Скоро буду школьником»);
  • регуляции собственных чувств (самостоятельно справляться сосвоим гневом, не переносить его на невиновного, не реагировать на гневдругого человека или противостоять гневу, не давать себя в обиду, справляться со страхами, проявлять храбрость, переживать печаль и др.).

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональ-

Ной отзывчивости, сопереживания

Обеспечение развития первичных представлений:

  • о разнообразии и красоте слов и фраз речевого этикета («Позвольтевас попросить о…» , «Не могли бы вы…», «Окажите любезность…», «Наверное, я неправ, но…», «Позвольте, я…», «Благодарю», «Искренне прошу у вас прощения за ...»);
  • о комплиментах взрослым и детям;
  • о формах вежливого выражения отказа («Мне бы не хотелось, что-бы…», «Прости, я не могу», « Я не хочу этого делать, потому что…» и др.).

Создание условий для приобретения опыта:

  • произнесения и принятия комплиментов (красиво высказываться,соглашаться с приятными словами, не смущаться, не зазнаваться);
  • принесения извинений (когда не прав, искренне просить прощения);
  • произвольного направления внимания на собственные эмоциональные ощущения, различения и сравнения эмоциональных ощущений,определение их характера (приятно, неприятно, беспокойно, страшнои т. п.);
  • произвольного и подражательного воспроизведения или демонстрации эмоций по заданному образцу;
  • проявления в практике общения эмоционального отношения кокружающей действительности, сочувствия, сопереживания, сорадования;
  • использования в процессе речевого общения слов, передающих эмоции, настроение и состояние людей.

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстни-

Ками

Обеспечение развития первичных представлений:

  • о разнообразии форм и способов конструктивного взаимодействияи разрешения конфликтов (вежливо приглашать сверстника к деятельности, не мешать друг другу, не обижать; замечать, если сверстникунужна помощь, и оказывать её словом и делом;
  • поддерживать, подбадривать друг друга, соблюдать правила, при необходимости обмениваться игрушками и предметами, вежливо разговаривать;
  • не кричать, нерасстраиваться и не плакать, если что-то не получается; ждать, если этонеобходимо, своей очереди, по возможности уступать сверстнику, справедливо распределять роли в игре, справедливо оценивать процесс и результат деятельности партнёра и др.);
  • о зависимости результата совместной деятельности от общих усилий партнёров по деятельности, о причинах и следствиях действий, поступков, поведения, отношения.

Создание условий для приобретения опыта:

  • проявления интереса к процессу и результату совместной со сверстниками и взрослыми деятельности;
  • объединения со сверстниками в совместной деятельности в соответствии с их интересами;
  • доведения какого-либо занятия, совместной деятельности до конца(не бросать дело незаконченным, предлагать помощь партнёру, замечая,когда он в ней нуждается, сосредоточиваться на своём занятии, не отвлекаясь на шум и оклики, исправлять недостатки в работе, улучшая еёрезультат);
  • планирования и достижения общего результата совместных действий в коллективных видах деятельности;
  • конструктивного взаимодействия со сверстниками в играх и других видах деятельности (пригласить к совместной деятельности, сообщить сверстникам о своём замысле и согласовать его с ними, отобратьнеобходимые средства, совместно выполнять необходимые действия, со-блюдать правила, не мешать друг другу, не ссориться, мирно улаживатьконфликты, справедливо разрешать споры, обмениваться игрушкамии предметами, соблюдать очерёдность, добиваться совместного результата, справедливо оценивать действия и результаты этих действий, каксобственные, так и партнёров по деятельности и др.).

Наши рекомендации