Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегу-
Ляции собственных действий
Обеспечение развития первичных представлений:
- о некоторых элементах структуры деятельности (что надо (хочу)сделать? Как это сделать? Что должно получиться в результате?);
- о способах саморегуляции собственных действий (специальныеупражнения на расслабление мышц, упражнение на дыхание.тивные упражнения, аутогенная тренировка).
Создание условий для приобретения опыта:
- самостоятельной постановки целей, проверки эффективности выбранных средств их достижения на основе учёта предыдущих ошибок;
- предвидения конечного результата своих действий и поступков;
- исправления ошибок с учётом приобретённого личного опыта (например,прошлых аналогичных ситуаций);
- проявления ответственности за сказанные слова, обещания, взятыена себя обязательства и др.;
- правильного реагирования в стрессовых ситуациях (не расстраиваться, не плакать, не падать духом, если проиграл или что-то не получилось, говорить «нет» в случае неприемлемого предложения, справляться с ситуацией игнорирования, когда не замечают и не хотят принимать
- в игру, уметь самому себя чем-то занять и таким образом отвлечься отобидной ситуации);
- адекватного реагирования на проявление агрессии (проявлятьтерпимость и дружелюбие к ребёнку, который «не такой, как все», например с физическими недостатками), учитывать последствия своегоагрессивного поведения, принимать последствия своего выбора (не жа-ловаться на последствия своего негативного поведения), адекватно реагировать на обвинения (можно защитить себя, но в то же время признатьсвою неправоту);
- направления своего внимания на мышечные ощущения, движения, сопровождающие собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие;
- выполнения специальных упражнений, направленных на развитиесаморегуляции (упражнения на расслабление мышц, упражнение на дыхание, медитативные упражнения, аутогенная тренировка);
- положительной самооценки на основе выделения собственных особенностей, достоинств («Я хорошо рисую»), возможностей («У меня хороший голос — я смогу учиться пению») и перспектив в собственном развитии («Скоро буду школьником»);
- регуляции собственных чувств (самостоятельно справляться сосвоим гневом, не переносить его на невиновного, не реагировать на гневдругого человека или противостоять гневу, не давать себя в обиду, справляться со страхами, проявлять храбрость, переживать печаль и др.).
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональ-
Ной отзывчивости, сопереживания
Обеспечение развития первичных представлений:
- о разнообразии и красоте слов и фраз речевого этикета («Позвольтевас попросить о…» , «Не могли бы вы…», «Окажите любезность…», «Наверное, я неправ, но…», «Позвольте, я…», «Благодарю», «Искренне прошу у вас прощения за ...»);
- о комплиментах взрослым и детям;
- о формах вежливого выражения отказа («Мне бы не хотелось, что-бы…», «Прости, я не могу», « Я не хочу этого делать, потому что…» и др.).
Создание условий для приобретения опыта:
- произнесения и принятия комплиментов (красиво высказываться,соглашаться с приятными словами, не смущаться, не зазнаваться);
- принесения извинений (когда не прав, искренне просить прощения);
- произвольного направления внимания на собственные эмоциональные ощущения, различения и сравнения эмоциональных ощущений,определение их характера (приятно, неприятно, беспокойно, страшнои т. п.);
- произвольного и подражательного воспроизведения или демонстрации эмоций по заданному образцу;
- проявления в практике общения эмоционального отношения кокружающей действительности, сочувствия, сопереживания, сорадования;
- использования в процессе речевого общения слов, передающих эмоции, настроение и состояние людей.
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстни-
Ками
Обеспечение развития первичных представлений:
- о разнообразии форм и способов конструктивного взаимодействияи разрешения конфликтов (вежливо приглашать сверстника к деятельности, не мешать друг другу, не обижать; замечать, если сверстникунужна помощь, и оказывать её словом и делом;
- поддерживать, подбадривать друг друга, соблюдать правила, при необходимости обмениваться игрушками и предметами, вежливо разговаривать;
- не кричать, нерасстраиваться и не плакать, если что-то не получается; ждать, если этонеобходимо, своей очереди, по возможности уступать сверстнику, справедливо распределять роли в игре, справедливо оценивать процесс и результат деятельности партнёра и др.);
- о зависимости результата совместной деятельности от общих усилий партнёров по деятельности, о причинах и следствиях действий, поступков, поведения, отношения.
Создание условий для приобретения опыта:
- проявления интереса к процессу и результату совместной со сверстниками и взрослыми деятельности;
- объединения со сверстниками в совместной деятельности в соответствии с их интересами;
- доведения какого-либо занятия, совместной деятельности до конца(не бросать дело незаконченным, предлагать помощь партнёру, замечая,когда он в ней нуждается, сосредоточиваться на своём занятии, не отвлекаясь на шум и оклики, исправлять недостатки в работе, улучшая еёрезультат);
- планирования и достижения общего результата совместных действий в коллективных видах деятельности;
- конструктивного взаимодействия со сверстниками в играх и других видах деятельности (пригласить к совместной деятельности, сообщить сверстникам о своём замысле и согласовать его с ними, отобратьнеобходимые средства, совместно выполнять необходимые действия, со-блюдать правила, не мешать друг другу, не ссориться, мирно улаживатьконфликты, справедливо разрешать споры, обмениваться игрушкамии предметами, соблюдать очерёдность, добиваться совместного результата, справедливо оценивать действия и результаты этих действий, каксобственные, так и партнёров по деятельности и др.).