Создания условий в уголке природы
Уголок природы(УП)-это место постоянного общение малыша с микромиром живой природы растениями, животными, с развивающими познавательными материалами и пособиями экологического создания.
Значения уголка природы:
Вносить в жизнь детей разнообразия.
Обогащать их знания
Способствует формированию эмоциональных и духовных чувств детей
Дети осуществляют наблюдения, уход и заботу о живых объектах
Формируются реальные представление о мире природы
Развивается наблюдательность, и заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них
Формироваться ценностное отношение к любому появлению жизни.
Функции УП: социо-культурная, интелект-позновательная, эмоциональная, эстетическая, природоохранная.
В УП задействованы все методы и формы работы(наблюдения, опыты, моделирования, игровые ситуации, беседа, рассказ.
Требования:1.эстетически привлекательные, 2.должны вызывать положительные эмоции и интерес,3.стимулировать детей к самостоятельной деятельности, 4.физически доступный детям, 5.соотствествует возрасту детей.
Структура УП:1.КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ, 2. Декоративные животные, 3.календарь природы и погоды, 4.гербарий растений, 5.коллекция плодов и семян, 6. Природный материал, 7.оборудования для труда в природе, 8.оборудования для опыта, 9. Модели предметов и явлений природы, 10. Дидактические игры,11. Художественная литература в природе .
Педогоги-методисты
А.Я. Герд-указал различия УП для развития умственных способностей ребенка и его интеллектуальной среды.
Е.Н.Водовозова- название УП (естественным кабинетом (наблюдения, опыты, труд)
Е.И.Техеева- считается что УП позволяет конкретизировать знания о природе и углубленным представление детей о явлениях природы.
Принципы
Успешность процесса обучения во многом зависит от положений, которыми руководствуется педагог в его организации. Данные положения или законы обучения получили в педагогике название – дидактические принципы. Впервые дидактические принципы были сформулированы Яном Амосом Коменским в 17 веке в книге «Великая дидактика, или Как всех учить всему». Впоследствии К.Д. Ушинский дал им научное обоснование, опираясь на достижения физиологии и психологии 19 века.
В дидактике выделены общие принципы, определяющие пути и средства осуществления воспитательных задач. Принципы:
1.Научности (нельзя давать не верных и не точных знаний). Этот принцип предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат для формирования основ мировоззрения, для развития познавательных интересов.
2.Доступности. Крайне важным и тесно связанным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Согласно этому принципу для дошкольников отбираются знания, доступные освоению ими в соответствии с особенностями и возможностями детской познавательной деятельности. Действие этого принципа хорошо прослеживается в содержании и характере знаний для определенной возрастной группы
3.Наглядности. Теоретическое обоснование принципу наглядности впервые было дано чешским педагогом Я.А. Коменским, который выдвинул требование учить детей познавать самые вещи, а не только чужие свидетельства о них. Принцип наглядности обучения предполагает, прежде всего, усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.
4.Системности и последовательности. В некоторых дошкольных учреждениях работа по экологическому образованию проводится нерегулярно, а деятельность детей не связана между собой. Наиболее эффективным представляется формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности. В основу систематизации знаний о природе положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи. Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения.
5.Приемственности знаний. Принципиальная особенность системы экологического образования – это преемственность всех ее звеньев. Проблема преемственности в содержании знаний о природе заключается: А)в упорядоченности; Б) в отборе основных компонентов этого содержания; В) в соответствии их друг другу, Г) реализации принципа системности на всех ступенях дошкольного образования и в начальной школе; Д) отработке системы усложнения знаний по возрастающей, в зависимости от возраста детей.
6.Сознательности и активности детей. Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где отсутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм.
7.Практической направленности. Этот принцип требует, чтобы процесс обучения стимулировал дошкольников применять полученные знания в решении практических задач. Практическая направленность обучения предполагает, что для построения курса природоведения должен отбираться преимущественно тот материал, который возможно изучать посредством проведения наблюдений, постановки опытов, осуществления практической деятельности учащихся в природе.
8.Краеведческий. Знакомство с тем, что произрастает в том месте, где живём.Любовь к родному краю помогает патриотическому воспитанию детей, становлению активной гражданской позиции, включающей ответственность за настоящее и будущее своей «малой родины». На основе наблюдений за окружающими природными объектами дети убеждаются, что в природе все взаимосвязано и нарушение этих связей приводит к непоправимым экологическим последствиям.
9.Экологической направленности. Данный принциптребует: А) изучать взаимосвязи, существующие в природе, Б) учить детей прогнозировать последствия хозяйственной деятельности людей, В) развивать доступные природоохранные умения и навыки.