Принцип вариативности воспитания

В современных обществах (модернизированных и мо­дернизирующихся) вариативность социального воспи­тания определется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей

общества.

Принцип вариативности социального воспитания предполагает, что условия для развития и духовно-цен­ностной ориентации человека планомерно создаются на федеральном, региональном, муниципальном и локаль­ном уровнях: а) основываясь на общечеловеческих цен­ностях (что обеспечивает определенные общие стандар­ты и нормы); б) учитывая этнические особенности, а также региональные, муниципальные и локальные ус­ловия; в) используя имеющиеся и создавая новые воз­можности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательных организациях.

Принцип вариативности социального воспитания стало возможным и необходимым сформулировать в отечественной педагогике в связи с теми социально-политическими изменениями, которые происходят в обществе, начиная с конца 80-х годов XX века (А.Г. Асмолов). Следствиями этих изменений стали: призна­ние наличия и правомерности индивидуальных целей человека наряду с целями коллективов и групп, воз­растных и социальных слоев, общества в целом; со­здание законодательных предпосылок для дифферен­циации образования в соответствии с этническими осо­бенностями и региональными условиями; появление и развитие в реальности различных видов и типов вос­питательных организаций, локальных воспитательных систем, муниципальных и региональных систем вос­питания.

Для реализации принципа вариативности социально­го воспитания необходимы:

-создание многообразных видов и типов воспита­тельных организаций, что позволяет удовлетворять: интересы и потребности личности; запросы возраст­ных, социально-профессиональных и этноконфесси-ональных слоев и общностей; потребности муници­пальных и региональных образований;

-дифференциация содержания, форм и методов со­циального воспитания применительно к видам и ти­пам воспитательных организаций, половозрастным особенностям и возможностям воспитуемых, услови­ям и традициям муниципальных и региональных об­разований;

-построение региональных и муниципальных сис­тем социального воспитания;

-создание локальных воспитательных систем. Реализация принципа вариативности социального вос­питания создает условия для:

-формирования готовности и способности челове­ка решать многообразные личностные и жизненные задачи;

-расширения возможностей компетентного выбо­ра человеком стратегии собственного развития, жиз­ненного и профессионального путей.

ПРИНЦИП КОЛЛЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Характеристика микрофакторов социализации пока­зывает, что социализация детей, подростков, юношей происходит в большой мере в их взаимодействии с груп­пами сверстников и старших (будь то семья, соседство, микросоциум или воспитательные, религиозные и иные организации).

Социальное воспитание как часть относительно со­циально контролируемой социализации, с одной сторо­ны, происходит в группах — коллективах, а с другой — объективно погружает детей, подростков, юношей в поток коллективной жизни (другое дело, что качество этой жизни может быть весьма различным).

Идея о том, что коллектив - важнейшее средство воспитания появилась очень давно и интенсивно раз­рабатывалась отечественной педагогикой, начиная с середины XIX века. Реалии жизни современного об­щества и перспективы его развития, проблемы социа­лизации человека и его вхождения в меняющийся мир позволяют считать принцип коллективности ведущим организационным основанием социального воспитания.

Современная трактовка принципа коллективности пред­полагает, что социальное воспитание, осуществляясь в кол­лективах различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающи­ми, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и само­утверждения, а в целом — для приобретения опыта адапта­ции и обособления в обществе.

Наши рекомендации