Методические рекомендации для преподавателя

Преподаватель обеспечивает преемственность между теоретическим и практическим курсом. Теоретические сведения, получаемые на лекционных занятиях, необходимо постоянно подкреплять на практических. Преподаватель организовывает учебный процесс таким образом, чтобы задачи, поставленные перед занятием, были решены большинством студентов. Нагрузка должна дифференцироваться в зависимости от пола и состояния здоровья студентов. Моторная плотность и форма организации занятий определяется сложностью изучаемого материала. Преподаватель должен использовать широкий спектр наглядных пособий (исходя из целесообразности и необходимости), инвентарь должен быть заранее подготовлен и быть в хорошем состоянии.

Преподаватель ответственен за безопасность студентов на занятиях: необходимо научить занимающихся способам страховки и самостраховки во время выполнения сложных упражнений. Наряду с глубоким знанием теоретического раздела программы преподаватель должен на достаточном высоком уровне владеть техникой изучаемых двигательных действий, методикой обучения, широким набором подготовительных и подводящих упражнений.

Преподаватель должен систематически повышать уровень своего профессионального мастерства на курсах повышения квалификации, методических семинарах, конференциях различного масштаба. Преподаватель должен реализовывать межпредметные связи, опираться на современные достижения педагогики, психологии, анатомии, физиологии и других наук.; демонстрировать высокий уровень культуры речи, использовать специальную терминологию.

После каждого занятия должны быть подведены итоги, отмечены положительные стороны в работе студентов, определены пути устранения недостатков, рекомендованы упражнения для самостоятельной работы. Преподаватель обязан создавать условия для положительной динамики физической подготовленности занимающихся.

II. Содержание и порядок проведения промежуточных

И итоговых аттестаций

Согласно положению об организации физической культуры в вузе итоговый зачет проводится в конце каждого семестра, в течение семестра используется предварительный и текущий учет.

В предварительном учете выясняется уровень физической подготовленности студентов, что дает возможность выявить более слабые или сильные стороны студентов, тем самым откорректировать направление и содержание учебного занятия.

Текущим учетом определяется уровень технической и физической подготовленности студентов по изученному материалу.

Итоговый учет, проводимый в конце семестра, дает возможность определить динамику физической подготовленности студентов, выявить их теоретические знания и техническую подготовленность. Для этого кафедрой разработаны теоретические вопросы и контрольные нормативы.

По окончании изучения дисциплины «Физическая культура» в конце 3-го курса студенту предлагаются тестовые задания по всему курсу.

Зачетные вопросы по теоретическому разделу

Первый курс, 1 семестр

1. Физическая культура – часть общечеловеческой культуры.

2. Спорт- явление культурной жизни.

3. Компоненты физической культуры: физическое воспитание, физическое развитие, профессионально-прикладная физическая культура; оздоровительно – реабилитационная культура; фоновые виды физической культуры; средства физической культуры.

4. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования.

5. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта.

6. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

7. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту.

8. Основы организации физического воспитания в вузе.

9. Общее представление о строении тела человека.

10. Представление о мышечной системе (функции поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры).

11. Представление о строении мышечной ткани.

12. Общее представление об энергообеспечении мышечного сокращения.

13. Методические принципы физического воспитания: принцип сознательности и активности; принцип наглядности ; принцип доступности; принцип систематичности, динамичности.

14. Метод регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод.

15. Использование словесных и сенсорных методов.

16. Общие основы обучения движениям.

17. Этапы обучения движениям: ознакомление, первичное заучивание, формирование умения, формирование двигательного навыка.

18. Общие положения воспитания физических качеств.

19. Развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости (координации движений), гибкости.

20. Формирование психических качеств личности в процессе физического воспитания.

21. Общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, спортивная подготовка: цели и задачи.

22. Структура подготовленности спортсмена.

23. Техническая, физическая, тактическая, психическая подготовленность спортсмена.

24. Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки.

25. Интенсивность физических нагрузок.

26. Зоны интенсивности нагрузок по частоте сердечных сокращений (ЧСС).

27. Значение мышечной релаксации.

28. Формы занятий физическими упражнениями.

29. Построение и структура учебно-тренировочного занятия (УТГ).

30. Общая и моторная плотность занятия.

31. Задачи, содержание, принципы составления УТГ.

Первый курс, 2 семестр

1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии.

2. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности.

3. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье.

4. Здоровый образ жизни студента.

5. Влияние окружающей среды на здоровье.

6. Наследственность и ее влияние на здоровье.

7. Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека.

8. Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья.

9. Самооценка собственного здоровья.

10. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности.

11. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни.

12. Режим труда и отдыха.

13. Организация сна.

14. Организация режима питания.

15. Организация двигательной активности.

16. Личная гигиена и закаливание.

17. Гигиенические основы закаливания.

18. Закаливание воздухом.

19. Закаливание солнцем.

20. Закаливание водой.

21. Профилактика вредных привычек.

22. Культура межличностных отношений.

23. Психофизическая регуляция организма.

24. Культура сексуального поведения.

25. Критерии эффективности использования здорового образа жизни.

26. Физическое самовоспитание и совершенствование – условие здорового образа жизни.

27. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов.

28. Изменения состояния организма студентов под влиянием различных режимов и условий обучения.

29. Работоспособность и влияние на нее различных факторов.

30. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме.

31. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения.

32. Изменение работоспособности в течение рабочего дня.

33. Изменение работоспособности в течение учебной недели.

34. Изменение работоспособности по семестрам и в целом за учебный год.

35. Типы изменений умственной работоспособности студентов.

36. Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период.

37. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период.

38. Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов.

39. Работоспособность студентов в условиях оздоровительно-спортивного лагеря.

40. Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов.

Второй курс

1. Массовый спорт, его цели и задачи.

2. Спорт высших достижений.

3. Единая спортивная квалификация.

4. Национальные виды спорта.

5. Студенческий спорт, его организационные особенности.

6. Спорт в высшем учебном заведении.

7. Специальные спортивно-технические зачетные требования и нормативы.

8. Студенческие спортивные соревнования.

9. Система студенческих спортивных соревнований – внутривузовские, межвузовские, международные.

10. Нетрадиционные системы физических упражнений. Особенности организации учебных занятий, специальные зачетные требования и нормативы.

11. Организационные основы занятий различными оздоровительными системами в свободное время студентов.

12. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

13. Виды диагностики, ее цели и задачи.

14. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физической культурой и спортом, его содержание и периодичность.

15. Методы стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений –тестов для оценки физического развития и физической подготовленности.

16. Педагогический контроль, его содержание.

17. Самоконтроль, его цели,задачи и методы исследования.

18. Дневник самоконтроля.

19. Субъективные и объективные показатели самоконтроля.

20. Определение нагрузки по показаниям пульса, жизненной емкости легких и частоте дыхания.

21. Оценка тяжести нагрузки при занятиях физическими упражнениями по изменению массы тела и динамометрии (ручной и становой).

22. Оценка функциональной подготовленности по задержке дыхания на вдохе и выдохе.

23. Методика оценки состояния центральной нервной системы по пульсу и кожно-сосудистой реакции.

24. Оценка физической работоспособности по результатам 12-минутного теста в беге и плавании.

25. Методика оценки быстроты и гибкости.

26. Оценка тяжести нагрузки по субъективным показателям.

27. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями по результатам контроля.

Третий курс

1. Краткая историческая справка о виде спорта (системе физических упражнений).

2. Характеристика возможностей влияния избранного вида спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие, функциональную подготовленность, психические качества и свойства личности.

3. Модельные характеристики спортсмена высокого класса (для игроков разных линий, для разных весовых категорий и т.д.).

4. Определение целей и задач спортивной подготовки (занятий системой физических упражнений) в избранном виде спорта в условиях вуза.

5. Перспективное планирование подготовки.

6. Текущее и оперативное планирование подготовки.

7. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: физической, технической, тактической и психической.

8. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий в избранном виде спорта (системе физических упражнений).

9. Специальные зачетные требования и нормативы по избранному виду спорта (системе физических упражнений) по годам (семестрам обучения).

10. Календарь студенческих внутривузовских и вневузовских соревнований по избранному виду спорта.

11. Требования спортивной квалификации и правила соревнований в избранном виде спорта.

12. Краткая историческая справка о направленном использовании физических упражнений для подготовки к труду.

13. Положения, определяющие личную и социально-экономическую необходимость специальной психофизической подготовки к труду.

14. Влияние современной технизации труда и быта на жизнедеятельность человека.

15. Изменение места и функциональной роли человека в современном производственном процессе.

16. Влияние необходимости перемены и разделения труда на содержание психофизической подготовки будущего специалиста.

17. Обеспечение психофизической надежности будущих специалистов в избранном виде профессионального труда.

18. Обеспечение высокого уровня интенсивности и индивидуальной производительности труда будущих специалистов.

19. Определение понятия «Профессионально-прикладная физическая подготовка» (ППФП), ее цели и задачи.

20. Место ППФП в системе физического воспитания.

21. Основные факторы, определяющие содержание ППФП студентов.

22. Дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП студентов.

23. Методика подбора средств ППФП студентов.

24. Организация и формы ППФП в вузе.

25. ППФП студентов на учебных занятиях.

26. ППФП студентов во внеучебное время.

27. Система контроля ППФП студентов.

28. Основные факторы, определяющие ППФП будущего бакалавра и специалиста избранного профиля.

29. Влияние условий труда выпускников факультета на содержание ППФП студентов.

30. Характер труда специалистов и его влияние на содержание ППФП студентов данного факультета.

31. Влияние особенностей динамики утомления и работоспособности специалистов на содержание ППФП студентов данного факультета.

32. Дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП выпускников факультет.

33. Основное содержание ППФП студентов и его реализация на факультете.

Наши рекомендации