Методы обучения в начальной школе
Рисунок 5 - Классификация методов обучения М.Н.Скаткина и И.Я.Лернера.
Задание 1. Определите на основе рисунка 5, характеристика какого метода обучения дана ниже:
1. Основное назначение этого метода - организовать усвоение учащимися знаний в готовом виде. Задача учителя - сообщить готовую информацию, задача учащихся - воспринять, осознать и запомнить эту информацию. Учитель сообщает информацию с помощью устного слова (объяснение, рассказ, лекция), печатного слова (учебник), наглядных средств (картины, кино- и диафильмы, схемы, натуральные объекты в классе и во время экскурсий), практического показа способов деятельности (показ опыта, образцов склонения, способа решения задачи, способов составления плана и т.д.). Этот метод тренирует память, дает знания, но не способствует развитию творческого мышления.
2. Главным признаком этого метода является воспроизведение и повторение по заданию учителя. Данный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя. Ученикам предлагается определенный алгоритм, т.е. правила и порядок действий, в результате выполнения которых ученик познает новое.
3. Метод заключается в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, показывая при этом путь решения учащимся. Своеобразие этого метода в том, что ученик не только воспринимает, осознает и запоминает готовые знания, но и следит за логикой доказательства, контролирует убедительность мысли учителя без умения применять их самостоятельно.
4. Данный метод состоит в том, что учитель организует участие школьников в выполнении отдельных этапов поиска, конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а учащиеся осуществляют его самостоятельно, актуализируя наличные знания, мотивируя свои действия. Этот метод включает самостоятельную работу учащихся, беседу и т.д.
5. Метод обучения как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их.
Рисунок 7 - Классификация методов обучения Ю.К. Бабанского
Задание 2. Дополните представленную схему (рис 7), пречислив методы каждой из названных групп на основе таблицы (табл. 6).
Таблица 6 - Классификация методов обучения (по Ю.К.Бабанскому)
Группы методов | 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности | Подгруппы | А) По источнику передачи и восприятия учебной информации (перцептивные методы) | - Словесные - рассказ, беседа, лекция; - Наглядные - иллюстрации, демонстрация - Практические - опыты, упражнения, учебно-производственный труд |
Б) По логике передачи и восприятия учебной информации (логические методы) | - Индуктивные, - дедуктивные, - аналитические, - синтетические | |||
В) По степени самостоятельности мышления школьников при овладении знаниями | - Репродуктивные, - поисковые, - частично-поисковые, - поисковые, - исследовательские- | |||
2. Методы стимулирования и мотивации учения | А) По степени управления учебной работой (методы управления учением) | Учебная работа под руководством учителя, включая работу с обучающими машинами и самостоятельную работу (работа с книгой, письменная, лабораторная работа, выполнение трудовых заданий) | ||
Б) Методы стимулирования интереса к учению | - Познавательные игры, - учебные дискуссии, - создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, - создание ситуаций занимательности, опоры на жизненный опыт, новизны- | |||
В) Методы стимулирования долга и ответственности в учении | - Убеждение в значимости учения, - предъявление требований, - поощрение успехов и порицание недостатков в учении | |||
3. Методы контроля и самоконтроля в обучении | А) Методы устного контроля | - Индивидуальный опрос, - фронтальный опрос, - программированный опрос, - устные зачеты, экзамены- | ||
Б) Методы письменного контроля | - Контрольные и письменные работы, - программированный письменный опрос, - письменные зачеты, экзамены- | |||
В) Методы лабораторно-практического контроля | - Контрольные лабораторно-практические работы, - машинный контроль |
Функции методов обучения
Метод обучения выполняет важные функции в процессе обучения: с его помощью осуществляется передача ученикам содержания изучаемых предметов, управление познавательной деятельностью учащихся, интеллектуальное развитие учащихся и формирование необходимых личностных качеств. Метод также выполняет стимулирующую, коммуникативную, диагностико-коррекционную функции, необходимые для нормального функционирования учебного процесса.
Задание 3. Соотнесите перечисленные выше функции с группами методов обучения любой из представленных классификаций. Аргументируйте ответ.