IV. Подготовка к восприятию произведения. Вступительное слово учителя
Вступительное слово учителя.
— Человек живет на Земле в постоянном окружении растений и животных. Их очень много — всех не перечесть. Мы хозяева нашей природы, а она для нас — кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Природа открывает свои секреты не всем.
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака.)
Хвост с узорами.
Сапоги со шпорами. (Петух.)
В коде купался,
А сухим остался. (Гусь.)
Острые ушки,
На ланках подушки,
Усы, как щетинки.
Дугою спинка.
Днем спит,
На солнышке лежит.
Мочью бродит.
На охоту ходит. (Кошка.)
- Какие из этих животных встретились в сказке?
Как же хочется узнать, кто самый сильный в царстве зверей, кто самый маленький, кто самый быстрый, кто дольше всех живет, кто больше всех спит, кто может лучше всех защищаться, у кого самое надежное жилище! И только тому, кто по-настоящему любит все живое, откроется книга природы. Любить животных — значит знать. Знать — значит наблюдать за животными, помогать им, читать о них.
2. Разговор по кругу «Мое любимое животное».
Учащиеся рассказывают о домашних животных.
V. Работа с текстом стихотворения А. Барто «Уехали»
Чтение стихотворения учителем (с. 9).
Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Менялось ли у вас настроение при прослушивании стихотворения? Как? Почему?
Анализ произведения.
— Где жил щенок?
— Как ребята за ним ухаживали?
— Каким был щенок? Чем он был похож на взрослого пса?
— Почувствовали ли вы горе щенка? Как об этом написано?
— Почему дети вернулись?
— Найдите строчки, в которых передана радость щенка.
4. Словесное рисование:
а) дети растят щенка;
б) ребята из лагеря уезжают домой;
в) страдания одинокого щенка;
г) «Не бросили!»
5. Чтение произведения учащимися:
а) «жужжащее» чтение;
б) хоровое чтение;
н) индивидуальное чтение.
6. Выразительное чтение.
— Прочитайте стихотворение, передавая чувства щенка.
Физкультминутка
VI. Работа в группах
— На заре истории голод и страх были постоянными спутниками первобытных людей, пока они не приобрели союзников — домашних животных. И первым из них стала собака. Сегодняшнюю жизнь невозможно представить без этих животных. Собаки охраняют жилище, помогают охотиться, собаки-поводыри —
Незаменимые помощники слепых людей. Есть собаки - cпасатели, собаки-пограничники, собаки, которые помогают перевозить людей и грузы. Словом, где бы ни был человек, практически всегда в ого жизни есть место для четвероногого друга — собаки.
Применить информацию, полученную сегодня на уроке, вы сможете, поработав в группах.
Задание для I группы.
— Восстановите рифмующиеся строки.
1. Учили мальчики щенка,
Возились с ним и саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на ... (поводу).
2. Он им навстречу на крыльцо.
Он всем подряд лизал ... (лицо).
3. Щенка кормили молоком.
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком —
Ему пощупать ... (нос).
4. Он был один в саду ... (пустом)
Он на террасе ... (лёг).
Он целый день лежал ... (пластом).
Он даже есть не ... (мог).
Задание для 2 группы
— Восстановите строки, поставив их в нужном порядке.
1. И вдруг приехал грузовик
Он на чужих ворчать привык.
И всех ребят увёз.
Совсем как взрослый пёс.
2. Они хотели в дом войти,
Вернулись с полпути.
Ребята вспомнили о нём —
Но он не дал войти.
3. Иго ласкали малыши,
И лаял он от всей души.
Он им навстречу на крыльцо,
Он всем подряд лизал лицо.
Задание для 3 группы
— Прочитайте слова, характеризующие действия главных персонажей. Отметьте стрелками те из них, которые можно отнести к ребятам или щенку.
кормили
шагал
вставали
лаял
ребята ворчит щенок
лизал
вернулись
ласкали
привык
вспомнили
VII. Проверка выполненных заданий