Периодизация развития речи

(Нормативы речевого развития)

Речь в своем развитии проходит определенные этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определенной закономерности.

Развитие речевой системы можно охарактеризовать как последовательное и скачкообразное одновременно.

Первоначально ребенок контактирует с окружающими, используя экспрессивно-мимические средства, которые от­ражают его эмоциональное состояние. Они служат для пере­дачи позитивного или негативного сообщения. Экспрессив­но-мимический способ общения сходен по значению с жестами. Отдельно или в сочетании с другими средствами он при­сутствует в общении в любом возрасте.

Предметно-действен­ные средстваобщения возникают в процессе со­вместной деятельности взрослого и ребенка. Они позволяют ребенку не толь­ко выразить го­товность к взаимодействию, но и сообщить, ка­кого рода общение желательно для него. Этот способ общения приглашает взрос­лого к контакту.

Речевое общение— высшая форма взаимодействия с людь­ми, — предполагает овладение языком. Без словесной обо­лочки невозможно существование каких-либо понятий. Именно речевое общение активизирует познавательные про­цессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует пове­дение.

Младенчество

Когда появляется первое слово? Обычно к концу первого года. Но задолго до этого ребенок начинает общаться с ми­ром.

От рождения до 6 месяцев

Уже к концу первого месяца по характеру плача младен­ца можно понять некоторые его желания. С двух месяцев общение устанавливается с помощью взгляда и первых мимических движений, затем ребенок начинает улыбаться и взмахивать руками. Крик становится все более интонирован­ным, выразительным. В 3-4 месяца начинает формироваться избирательное внимание к речи окружающих. Ребенок на­чинает узнавать голос матери (или близкого человека). Появ­ляются первые активные попытки повторить отдельные эле­менты речи взрослых. Постепенно становятся разнообразны­ми интонации и усложняются сами звуки — появляется гу­ление. К концу четвертого месяца младенец воспроизводит та­кое многообразие звуков, которое не встречается ни в одном языке. Забавляясь звуками, малыш не только произносит раз­личные гласные и согласные, но и начинает повторять слоги, произнося целые «монологи».

В этот период развития возникает непосредственно-эмо­циональная форма общения. Общаясь с взрослыми, малыш знакомится с окружающим его миром, познает свои возмож­ности. В таком взаимодействии у ребенка складывается ком­муникативная потребность: интерес к взрослому, эмоци­ональное отношение к нему. Ситуативно-личностная форма общения оказывает влияние на дальнейшее развитие ребен­ка.

Изоляция ребенка, дефицит эмоцио­нальных контактов может порождать задержку в развитии и изменения лич­ности.

Речь не развивается вне общения, особенно вне речевого общения. Очень важно уже с первых дней рождения ре­бенка все время говорить с ним, инто­нацией и ритмом выражать свое отно­шение, подкреплять речь улыбкой, хва­лить его. Эмоционально насыщенная речь (интонации, паузы, речь, сопровождаемая мимикой, движениями головы, рук и т.д.) доступнее пони­манию ребенка, способствует более полноценному развитию малыша.

Ребенок заражается Вашей речевой и эмоциональной активностью, стре­мится подражать Вам.

Основания для беспокойства: ребенок не реагиру­ет на звуки, не поворачивает голову в сторону взрос­лого; у него отмечаются недостаточная интонацион­ная выразительность, немодулированность крика, отсутствие подготовительного кряхтенья перед кри­ком, однообразное гуление, отсутствие смеха; не фор­мируется избирательное внимание к речи окружаю­щих.  

Месяцев

Вторая половина младенчества характеризуется измене­нием отношения ребенка к окружающему. У него начинает­ся период активного интереса.

Ребенок не только вступает в общение с взрослыми, но и начинает исследовать различные предметы, включая собственные конечности. В лепете ребенка 6-7 месяцев про- j являются первые специфические интонационные черты окружающего его языка. Появляются ритмичные повторения слогов: эй-йа, ба-ба, дядя, а-тять и т.д. Так закладывается и формируется имитационное подражание звучащей речи: тон, ритм, темп, мелодика, интонация. С развитием словес­ной речи эти компоненты будут подчиняться слову, фразе. Развивается способность не просто слышать звуки, но и вос­принимать звучащую речь. На 7-8-м месяце ребенок по­нимает многие слова, узнает названия некоторых предметов, которые ему показывают. В процессе общения с взрослым произнесение одних звуков и звукосочетаний получает по­стоянное подкрепление и все прочнее усваивается, произне­сение других постепенно затормаживается, угасает. Разви­вается отраженный лепет — повторение за взрослым и са­молепет — собственная речевая активность. По звуковому оформлению лепет все больше и больше приближается к ок­ружающему ребенка языку. Ребенок пользуется им для вы­ражения своих желаний, заставляет обратить на него вни­мание. В этот же период возникают эмоциональные реакции, соответствующие жестам и мимике взрослого. Ребенок начинает выполнять простые словесные инструкции, допол­ненные жестами (с 9 месяцев). В 8-9 месяцев интенсивно развивается понимание речи, возрастает стремление кон­тактировать с взрослыми, активно используя игрушки.

Основания для беспокойства: отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), невы­полнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.

Месяцев

К концу первого года жизни ребенок уже владеет доста­точно разнообразными способами эмоционального взаимодей­ствия с близкими, он активен в освоении нового, начинает де­монстрировать свои умения по просьбе (с удовольствием об­нимает и целует, прощается, играет в «ладушки», «сороку-ворону»)- В это время ребенок начинает овладевать элемен­тами социально-бытовых навыков — проситься на горшок, поддерживать чашку или ложку и т.п. В эмоционально зна­чимой ситуации начинает выражать свои желания, намере­ния речевыми средствами. Например: на, дай, там, мама, папа, баба, бах, ав-ав, би-би и т.д. Причем одинаковыми по звучанию словами ребенок обозначает различные понятия, например: дай — возьми, отдай, приглашение поиграть и т.д.

Овладение ходьбой — важный этап взросления. Передви­гаясь самостоятельно, ребенок делает новые открытия, сам решает, с кем ему общаться и играть. У него появляются но­вые желания и намерения, новые слова.

Основания для беспокойства: ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов.  

Ранний возраст

После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов, состоящих из одного-двух слогов. Значение слов все еще варьирует в зависимости от ситуации и переживаемых ребен­ком эмоций. Возрастает потребность ребенка в речевом обще­нии в связи с различными видами его деятельности. У малы­ша появляется желание не только узнать, что это за пред­мет, но и что с ним можно делать, для чего он нужен. Ребе­нок в процессе общения просит, указывает, наказывает, тре­бует и сообщает. Если взрослые не поддержи­вают обращений ребенка, то заглушает­ся сама потребность в общении, задер­живается развитие активной речи. В этом возрасте дети нередко разговаривают с игрушками, картинками, домашни­ми животными. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. Годовалые дети понимают значение мно­гих слов, к полутора годам могут показать некоторые части те­ла, выполняют про­стые инструкции, понимают содержа­ние несложных рас­сказов по сюжетным картинкам. К полутора годам в самостоятельной речи ребенка насчитывается около20 слов, в 2 года — 50 слов. Меж­ду полутора и двумя годами появляются предложения, состо­ящие их двух и трех слов. Характерно, что большинство фраз произносится в утвердительной форме.

На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают (5-10 минут) истории, понимают значе­ние слов большой, маленький. У них увеличивается не толь­ко запас общеупотребительных слов, но и появляется стрем­ление к словотворчеству: изобретаются новые слова. К трем годам возникает потребность в самостоятельности, стрем­ление действовать независимо от взрослых, развивается са­мооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начинает ис­пользовать развернутые предложения. С овладением фра­зовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка. К трем годам ребенок использует все час­ти речи и строит полные грамматически оформленные пред­ложения. На основе общения речь начинает выполнять фун­кцию организации его действий. Многозначные слова отхо­дят на второй план, значения слов приобретают предметную отнесенность. Начальное грамматическое оформление речи на третьем году жизни подготавливает становление моноло­гической речи, развивается связное высказывание. Возни­кают первые модели словообразования. Появляются харак­терные признаки речевого обобщения, речь начинает стано­виться регулятором поведения.

Основания для беспокойства: стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не долее полуго­да после появления первых трех-пяти слов.) При по­явлении речевого подражания ребенок, как прави­ло, воспроизводит часть вместо целого слова или ис­кажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб. Ребенок не строит из накопленных слов предложе­ний. Не появляются глаголы. Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет — Я не хочу. Не говорит о себе в первом лице (не пользуется мес­тоимением «я»). Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.  

Дошкольный возраст

В 4 года фразовая речь ребенка включает уже предложе­ния, состоящие из 5-6 слов. В этом возрасте дети начинают сопровождать свою игру речью, что свидетельствует о фор­мировании регулирующей функции. Словарный запас дос­тигает к четырем годам ~ 2000 слов. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. Его лексика обо­гащается синонимами, антонимами и т.д. Развитие любоз­нательности заставляет ребенка ставить перед собой все бо­лее сложные вопросы, которые требуют ответа, либо оценки его размышлений со стороны взрослого. Ведущей формой об­щения становится познавательная.

В 4,5-5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере создает готовность к овладению письменной речью. К концу пятого года высказывание ребенка начинает напоминать по форме короткий рассказ. К шести годам происходит овладение зна­чением производных слов и всловообразовательной деятель­ности. Снижается интенсивность словотворчества, развива­ются навыки самоконтроля и критическое отношение к сво­ей речи. Производное слово строится на основе внутреннего анализа, анализа «в уме». Формируется анализ сообщений, отношение к речи других и к собственной речи. На седьмом году жизни человек начинает осознавать себя как социаль­ного индивида, у него возникает потребность в новой жиз­ненной позиции и в общественно значимой деятельности. У ребенка появляется «внутренняя позиция», которая в даль­нейшем будет присуща человеку на различных этапах жиз­ни. Становится возможным установление причинно-след­ственных отношений в социальных, познавательных, язы­ковых и других процессах. Язык может стать предметом изу­чения.

Основания для беспокойства: у ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, при­знаки) по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья и т.д.; затрудняется заме­нить слово синонимом: собака — пес, пачкать — грязнить, смотреть — глядеть и т.д.; подобрать к слову антоним: сахар ~ соль, холодный — горячий, улыбаться — хмуриться и т.д. Ребенок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.  

Наши рекомендации