Раздел 3. Порядок организации учета семей, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, и индивидуальной профилактической работы с такими семьями
Организация учета семей и детей, относящихся к целевым группам, на которые направлено межведомственное взаимодействие
3.1.1. Органы опеки и попечительства осуществляют учет:
- детей, оставшихся без попечения родителей;
- детей, нуждающихся в помощи государства;
- семей, находящихся в социально опасном положении, в которых дети вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию;
- семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3.1.2. Районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляют учет:
- семей, находящихся в социально опасном положении, в которых дети совершают правонарушения или антиобщественные действия, либо в которых родители (иные законные представители) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
- семей, находящихся в социально опасном положении, в которых дети вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, информация о которых поступила из органов опеки и попечительства в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 2.1.4 настоящего Регламента.
3.1.3. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних направляют имеющуюся информацию:
- о детях и семьях, указанных в пункте 3.1.1 настоящего Регламента, в органы опеки и попечительства;
- о семьях, указанных в абзаце втором пункта 3.1.2 настоящего Регламента, в районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Органы опеки и попечительства направляют информацию о семьях, указанных в абзаце третьем пункта 3.1.2 настоящего Регламента, в районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 2.1.4 настоящего Регламента.
3.1.4. Учреждения социального обслуживания, указанные в пункте 1.4.5 настоящего Регламента, и другие органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляют учет семей, в отношении которых ими проводится индивидуальная профилактическая работа в соответствии с пунктами 3.2-3.4 настоящего Регламента.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних направляют сведения о детях и семьях, указанных в пунктах 1.5.1-1.5.4 настоящего Регламента, состоящих на учете в указанных органах и учреждениях, в районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав для организации единого банка данных таких детей и семей и координации организации индивидуальной профилактической работы с ними.
3.1.6. Районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав для организации единого банка данных таких детей и семей направляют сведения о детях и семьях, указанных в пунктах 1.5.1-1.5.4 настоящего Регламента в ГБОУ специальная школа «Шанс» (по факсу 8 (499) 723-59-00).
3.1.7. ГБОУ специальная школа «Шанс» передает информацию о случаях в Городской ресурсный центр поддержки семьи и детства «Отрадное» и Кризисный центр помощи женщинам и детям Департамента социальной защиты населения г. Москвы для дальнейшей работы с данной категорией несовершеннолетних».
3.2. Организация индивидуальной профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации:
3.2.1. По результатам выявления фактов семейного неблагополучия учреждения социального обслуживания, указанные в пункте 1.4.5 настоящего Регламента, и другие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении семей, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, состоящих на учете в органах опеки и попечительства и районных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.
3.2.2. Индивидуальная профилактическая работа с семьями, указанными в пункте 3.2.1 настоящего Регламента, осуществляется в соответствии с планом индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего (приложение № 6 к настоящему Регламенту), утверждаемым в порядке, предусмотренном пунктами 3.3 и 3.4 настоящего Регламента, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3.2.3 настоящего Регламента.
3.2.3. Индивидуальная профилактическая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, в которых дети вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, в случае если родители дали согласие на установление социального патроната над ребенком (детьми), осуществляется в соответствии с планом по защите прав ребенка и индивидуальной программой социального патроната, утверждаемыми органом опеки и попечительства в порядке, установленном статьей 8 Закона города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве».
3.2.4. При осуществлении индивидуальной профилактической работы семьям, находящимся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, предоставляются следующие виды социальных услуг: социально-экономические, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-бытовые, культурно-досуговые, оказание социально-правовой помощи, консультирование, социальное сопровождение, социальная реабилитация, а также иные социальные услуги, предусмотренные Законом города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения».
3.3. Разработка и реализация плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего в отношении семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации и состоящей на учете в органе опеки и попечительства:
3.3.1. Орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка:
- по результатам выявления фактов семейного неблагополучия принимает решение о постановке на учет в органе опеки и попечительства семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, указанной в пункте 3.1.1 настоящего Регламента;
- с целью осуществления индивидуальной профилактической работы с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, поставленной на учет в органе опеки и попечительства, поручает учреждению социального обслуживания, указанному в пункте 1.4.5 настоящего Регламента, по месту жительства семьи (далее – организация, уполномоченная органом опеки и попечительства) разработку плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего;
- в течение 15 дней с даты получения от организации, уполномоченной органом опеки и попечительства, проекта плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего рассматривает указанный проект плана и утверждает план;
- осуществляет контроль за реализацией плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего, в том числе по истечении 3 месяцев с даты утверждения плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего рассматривает отчет о промежуточных результатах и заключение, представленные организацией, уполномоченной органом опеки и попечительства, в соответствии с пунктом 3.4.2 настоящего Регламента, и принимает решение о продолжении или прекращении индивидуальной профилактической работы с семьей.
В случае принятия органом опеки и попечительства решения о продолжении индивидуальной профилактической работы с семьей повторное рассмотрение результатов реализации плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего и оценка эффективности предоставляемых семье услуг производится в сроки, предложенные организацией, уполномоченной органом опеки и попечительства, но не позднее, чем по истечении 6 месяцев после принятия решения о продолжении работы;
- принимает решение о снятии с учета в органе опеки и попечительства семьи, в отношении которой осуществляется индивидуальная профилактическая работа. Вопрос о снятии с учета семьи, в отношении которой осуществляется индивидуальная профилактическая работа, рассматривается по завершении установленного срока реализации плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего. По заявлению родителей (иных законных представителей) ребенка (детей) указанный вопрос может быть рассмотрен досрочно.
3.3.2. Организация, уполномоченная органом опеки и попечительства:
- в течение 10 – 14 рабочих днейс даты получения поручения органа опеки и попечительства на основании результатов комплексной первичной диагностики ребенка (детей) и его семьи разрабатывает проект плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего и представляет его на утверждение в орган опеки и попечительства, давший поручение;
- после утверждения органом опеки и попечительства плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего организует реализацию указанного плана;
- осуществляет оценку эффективности реализации плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего;
- по истечении 3 месяцев с даты утверждения плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего представляет на рассмотрение в орган опеки и попечительства отчет о промежуточных результатах реализации указанного плана и заключение, содержащее оценку эффективности реализации указанного плана, а также предложения:
- о прекращении индивидуальной профилактической работы с семьей и снятии семьи с учета;
- о продолжении индивидуальной профилактической работы с семьей с указанием сроков осуществления этой работы;
- о корректировке плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего;
- другие предложения в зависимости от конкретной ситуации.
3.3.3. Снятие с учета семьи в органе опеки и попечительства производится:
- на основании заключения организации, уполномоченной органом опеки и попечительства, содержащего предложения о прекращении индивидуальной профилактической работы с семьей и снятии семьи с учета;
- в случае достижения всеми детьми (единственным ребенком) в семье возраста 18 лет;
- в случае прекращения пребывания семьи с детьми на территории района, в том числе в связи со смертью детей (единственного ребенка), переездом семьи с детьми или детей на другое место жительства за пределы района.
В случае переезда семьи и (или) детей на другое место жительства в пределах города Москвы и Московской области орган опеки и попечительства по месту учета семьи направляет в течение 3 дней после поступления информации о переезде сведения о семье и (или) детях в орган опеки и попечительства по новому месту жительства семьи и (или) детей.
3.4. Разработка и реализация плана работы с семьей несовершеннолетнего в отношении семьи, находящейся в социально опасном положении и состоящей на учете в районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
3.4.1. Районная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства ребенка:
- по результатам выявления фактов семейного неблагополучия ставит семью на учет в районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав семьи, находящейся в социально опасном положении, указанной в пункте 3.1.2 настоящего Регламента;
- с целью осуществления индивидуальной профилактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, поставленной на учет в районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, поручает учреждению социального обслуживания, указанному в пункте 1.4.5 настоящего Регламента, по месту жительства семьи (далее – организация, уполномоченная комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав) разработку плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего, направляет в уполномоченную организацию соответствующее постановление и копию паспорта семьи (форма паспорта установлена Инструкцией по организации и ведению учетов комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав», утвержденной на заседании Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 30.03.2012г. протокол №01- 12);
- в течение 15 дней с даты получения от организации, уполномоченной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, проекта плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего рассматривает указанный проект плана на заседании комиссии, утверждает план и направляет его для исполнения соответствующим органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- осуществляет контроль за реализацией плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего, в том числе по истечении 3 месяцев с даты утверждения плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего рассматривает на заседании комиссии отчет о промежуточных результатах и заключение, представленные организацией, уполномоченной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, в соответствии с пунктом 3.4.2 настоящего Регламента, и принимает решение о продолжении или прекращении индивидуальной профилактической работы с семьей.
В случае принятия районной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав решения о продолжении индивидуальной профилактической работы с семьей повторное рассмотрение результатов реализации плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего и оценка эффективности предоставляемых семье услуг производится в сроки, предложенные организацией, уполномоченной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, ноне позднее, чем по истечении 6 месяцев после принятия решения о продолжении работы;
- принимает решение о снятии с учета в районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав семьи, в отношении которой осуществляется индивидуальная профилактическая работа. Вопрос о снятии с учета семьи, в отношении которой осуществляется индивидуальная профилактическая работа, рассматривается по завершении установленного срока реализации плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего. По заявлению родителей (иных законных представителей) ребенка (детей) указанный вопрос может быть рассмотрен досрочно.
3.4.2. Организация, уполномоченная комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав:
- в течение 3 дней с даты получения поручения районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав проводит комплексную первичную диагностику ребенка (детей) и его семьи, разрабатывает проект плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего и представляет его на утверждение в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, давшую поручение;
- после утверждения районной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего организует реализацию указанного плана;
- осуществляет оценку эффективности реализации плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего;
- по истечении 3 месяцев с даты утверждения плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего представляет на рассмотрение в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав отчет о промежуточных результатах реализации указанного плана и заключение, содержащее оценку эффективности реализации указанного плана, а также предложения:
- о прекращении индивидуальной профилактической работы с семьей и снятии семьи с учета;
- о продолжении индивидуальной профилактической работы с семьей с указанием сроков осуществления этой работы;
- о корректировке плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего;
- другие предложения в зависимости от конкретной ситуации.
3.4.3. Снятие с учета семьи в районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав производится:
- на основании заключения организации, уполномоченной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, содержащего предложения о прекращении индивидуальной профилактической работы с семьей и снятии семьи с учета;
- в случае достижения всеми детьми (единственным ребенком) в семье возраста 18 лет;
- в случае прекращения пребывания семьи с детьми на территории района, в том числе в связи со смертью детей (единственного ребенка), переездом семьи с детьми или детей на другое место жительства за пределы района.
В случае переезда семьи и (или) детей на другое место жительства в пределах города Москвы и Московской области районная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту учета семьи направляет в течение 3 дней после поступления информации о переезде сведения о семье и (или) детях в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по новому месту жительства семьи и (или) детей.
Приложение №1
Бланк органа опеки и попечительства
или организации, проводившей обследование.
Дата составления акта
Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего
гражданина и его семьи
Дата обследования “ | ” | г. |
Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность специалиста, проводившего обследование
Проводилось обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина (далее – ребенок)
(фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения)
свидетельство о рождении: серия | № |
(когда и кем выдано)
паспорт |
(когда и кем выдан)
место жительства
,
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
место пребывания
(адрес места фактического проживания и проведения обследования)
1. Сведения о родителях ребенка.
1.1. Мать ,
(фамилия, имя, отчество (при наличии))
дата и место рождения ,
место жительства
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
,
место пребывания
.
(адрес места фактического проживания и проведения обследования)
Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать должность и место работы, контактные телефоны; режим и характер работы; среднемесячный доход; иные сведения)
Участие матери в воспитании и содержании ребенка (проживает/не проживает совместно с ребенком; проявление привязанности, сколько времени проводит с ребенком, какую помощь оказывает, пользуется ли расположением ребенка, имеет ли влияние на ребенка, способность обеспечить основные потребности ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе, одежде, предоставлении медицинской помощи) и т.д.)
.
1.2. Отец ,
(фамилия, имя, отчество (при наличии))
дата и место рождения ,
место жительства
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
,
место пребывания
.
(адрес места фактического проживания и проведения обследования)
Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать должность и место работы, контактные телефоны; режим и характер работы; среднемесячный доход; иные сведения)
.
Участие отца в воспитании и содержании ребенка (проживает/не проживает совместно с ребенком; проявление привязанности, сколько времени проводит с ребенком, какую помощь оказывает, пользуется ли расположением ребенка, имеет ли влияние на ребенка, способность обеспечить основные потребности ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе, одежде, предоставлении медицинской помощи) и т.д.)
.
1.3. Родители в зарегистрированном браке состоят/не состоят; проживают совместно/раздельно.
2. Сведения о ребенке.
2.1. Состояние здоровья (общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком)
;
2.2. Внешний вид (соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и т.д.)
2.3. Социальная адаптация (наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и т.д.)
;
2.4. Воспитание и образование (форма освоения образовательных программ, посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды) _______________________
;
2.5. Обеспечение безопасности (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома)
;
2.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка
.
3. Семейное окружение.
3.1. Состав семьи (лица, проживающие совместно с ребенком)
Ф.И.О., год рождения | Степень родства с ребенком | Проживает постоянно/временно/не проживает | Участвует/не участвует в воспитании и содержании ребенка |
3.2. Сведения об иных родственниках ребенка
;
(фамилия, имя, отчество (при наличии) степень родства, место жительства)
3.3. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер (особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями)
;
3.4. Социальные связи ребенка и его семьи (с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями и т.д.)
;
3.5. Кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком (родители, другие члены семьи, соседи, другие лица)
.
4. Жилищно-бытовые и имущественные условия.
4.1. Жилая площадь, на которой проживает ,
(фамилия, инициалы ребенка)
составляет | кв. м, состоит из | комнат, размер каждой комнаты: | кв. м, | |||||||||||
кв. м, | кв. м на | этаже в | этажном доме. | |||||||||||
4.2. Собственником (нанимателем) жилой площади является
;
(фамилия, имя, отчество (при наличии), степень родства по отношению к ребенку)
4.3. Качество дома (кирпичный, панельный, деревянный и т.п.; в нормальном состоянии, ветхий, аварийный; комнаты сухие, светлые, проходные и прочее)
;4.4. Благоустройство дома и жилой площади (водопровод, канализация, какое отопление, газ, ванна, лифт, телефон и т.д.)
;
4.5. Санитарно-гигиеническое состояние жилой площади (хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное)
;
4.6. Жилищно-бытовые условия ребенка (наличие отдельной комнаты, уголка, места для сна, игр, занятий, игрушек, книг и т.д.)
;
4.7. Структура доходов семьи (основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи)
;
4.8. Сведения об имуществе и имущественных правах ребенка
;
4.9. Достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и пр.)
.
5. Результаты беседы с ребенком о его отношении и привязанности к каждому из родителей и другим членам семьи
.
6. Результаты опроса лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту и т.д.
.
7. Условия, представляющие угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующие его нормальному воспитанию и развитию: :
(имеются/отсутствуют)
7.1. ;
7.2. ;
7.3. и т.д.
8. Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии родительского попечения над ребенком
:
(имеются/отсутствуют)
8.1. ;
8.2. ;
8.3. __________и т.д.
9. Дополнительные данные обследования
.
10. Выводы.
10.1. Угроза жизни, здоровью, нормальному воспитанию и развитию ребенка
(фамилия, инициалы ребенка)
(отсутствует; имеется со стороны родителей, одного из них, со стороны других членов семьи)
;
10.2. Родительское попечение над ребенком
(фамилия, инициалы ребенка)
;
(имеется/отсутствует со стороны обоих родителей (единственного родителя))
10.3. Помощь, в которой нуждается ребенок (социальная, правовая, психолого-педагогическая, медицинская, материальная и т.д.)
;
10.4. Помощь, в которой нуждается семья (социальная, правовая, психологическая, медицинская, материальная и т.д.)
;
10.5. Рекомендуемые формы защиты прав ребенка (оказание консультативной и иной помощи с указанием органов и организаций, оказывающих помощь; отобрание в порядке, установленном семейным законодательством; временное помещение в организацию (образовательную, медицинскую, оказывающую социальные услуги, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.д.)
.
Подпись лица, проводившего обследование
Утверждаю
(руководитель органа опеки и попечительства или организации, проводившей обследование) | (подпись) | (Ф.И.О.) |
М.П.
Приложение №2
Угловой штамп (бланк)
Медицинского учреждения
Информация