Рекомендации организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастных группах детей

Скоролупова О.А.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ

Часть I

ББК 74.900.6 С44

Рецензент

Доктор педагогических наук, профессор Т.С. Комарова

Скоролупова О.А.

С44 Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в до-

школьных образовательных учреждениях. Часть I. - М.: ООО Издательство «Скрип-торий 2003», 2007. - 96 с.

15ВМ 978-5-98527-048-8

В сборник вошли рекомендации по тематическому планированию воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении для детей стар­шего дошкольного возраста (5-7 лет). Темы, выбранные для тематического планирования, ориентированы на показатели развития детей старшей и подготовительной групп, сформу­лированные в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Василье­вой (2005).

Материалы, предлагаемые в книге, составлены с учетом тех изменений, которые проис­ходят в дошкольном образовании сегодня. Они с успехом могут применяться как в группах полного дня, так и в группах кратковременного пребывания. Кроме того, в книге даны при­меры планирования для разновозрастных групп детей в возрасте от 4 до 7 лет. Предлага­ются также примеры информационных листков-рекомендаций для родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения.

Пособие адресовано воспитателям и старшим воспитателям детских садов.

Введение

Уважаемые коллеги!

В настоящее время проблемой для дошкольных учреждений является оптималь­ный выбор программ из большого количества разнообразных вариативных программ и технологий.

При этом мы должны учитывать современные требования со стороны общества к дошкольному образованию. Сегодня обществом хорошо осознана необходимость вне­дрения в педагогическую практику концепции личностно-ориентированной педаго­гики, которая помогла бы каждому ребенку полностью раскрыть свой личностный по­тенциал. Тысячи лет люди удивляются разности результатов воспитания и обучения при тождестве усилий и условий. Чему же удивляться, если каждый ребенок неповто­рим! Поэтому педагогика может быть только конкретной, личностно-ориентированной или никакой.

Кроме того, сегодня при всем разнообразии программ и технологий дошкольного образования и при наличии вариативных форм дошкольного воспитания акцент дела­ется на обеспечение детям равных стартовых возможностей при поступлении в школу.

Такие равные стартовые возможности можно обеспечить, развивая у детей универ­сальные психические функции, которые (вне зависимости от программы обучения и воспитания в детском саду) позволят им в дальнейшем усваивать любую информацию, любые знания. Поэтому основной целью работы педагога в дошкольном учреждении является не обучение детей или передача им как можно большего объема знаний, а развитие их. Такая формулировка цели основана на нескольких уже давно доказан­ных истинах:

• в дошкольном возрасте формируется психика ребенка, психические процессы,
оказывающие значительное влияние на дальнейшее развитие личности;

• в дошкольном возрасте с наибольшей интенсивностью и скоростью формиру­
ются мыслительные процессы детей (Д.Б. Эльконин доказал, что в среднем и
старшем школьном возрасте скорость формирования мыслительных процессов
значительно ниже);

• по утверждению К.Д. Ушинского, 90% знаний, полученных в дошкольном воз­
расте, остаются в памяти на всю жизнь;

• именно в дошкольном возрасте закладываются основы психического и физиче­
ского здоровья детей.

В данной брошюре хочу рассказать о форме организации воспитательно-образовательного процесса, сложившейся в практике работы с детьми дошкольного возраста. В основе ее лежит тематический подход.

Вот краткая суть тематического планирования:

• выбирается тема недели, которая называется и первоначально рассматривает­
ся на занятии по ознакомлению с окружающим миром (экология или ознакомле­
ние с природным миром, знакомство с социальной действительностью), которое
проводится в первый день недели;

• все остальные занятия (развитие речи, элементарных математических пред­
ставлений, лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предло­
женную тему, так или иначе связаны с ней;

• на каждом из последующих занятий дается короткое повторение темы недели;

• для родителей предлагаются краткие рекомендации, советы по организации
домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.

Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть сле­дующие принципы дошкольной дидактики:

1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.

2. Принцип последовательности.

3. Принцип систематичности.

4. Принцип повторности.

Опыт многих воспитателей, применяющих тематический подход в планировании и организации воспитательно-образовательной работы, показал, что его использова­ние позволяет значительно сократить время для занятий, освобождая его для игры, оздоровительных мероприятий; позволяет исключить перегрузки детей в организован­ных формах обучения.

Особенно актуальным тематическое планирование стало в связи с развитием вариа­тивных форм дошкольного образования, а именно, организацией во многих регионах России групп кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреж­дениях.

В Москве предусмотрено создание восьми видов таких групп:

• группы адаптации для детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет;

• группы развития для детей в возрасте от 3 до 6 лет;

• группы «Будущий первоклассник»;

• группы для детей, у которых русский язык не является родным;

• группы для детей с отклонениями в развитии;

• группы «Особый ребенок» для детей-инвалидов;

• группы вечернего пребывания, выходного и праздничного дня;

• группы «Играя, обучаюсь».

Практическое применение тематического планирования в разных видах групп кратко­временного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях Северо-Западного учебного округа Москвы показало, что такой подход к организации воспита­тельно-образовательного процесса подходит ко многим видам групп кратковременного пребывания:

• в группах развития тематическое планирование позволяет успешно решить
проблему построения занятий с детьми разных возрастов;

• в группах «Будущий первоклассник» при тематическом подходе к планированию
значительно повышается эффективность подготовки детей к школе с сохранени­
ем специфику дошкольного возраста, в котором ведущим видом детской дея­
тельности является игра;

• в группах адаптации многократное повторение познавательного материала в раз­
личных видах деятельности позволяет лучше усвоить его детям раннего возраста;

• в группах для детей с отклонениями в развитии (дети-логопаты) тематическое
планирование позволяет систематизировать работу всех педагогов, работаю­
щих с детьми (воспитатели, логопеды, психологи).

Первоначально разработанные планы воспитательно-образовательной работы на неделю претерпевают вполне логичные изменения, связанные с изменением состава детей и родителей, а также с учетом использования различных программ и технологий. При выборе тем для каждой учебной недели (всего 34 темы) мы руководствовались показателями развития детей старшей и подготовительной групп, сформулированных в «Программе воспитания и обучения в детском саду»1.

Рекомендации организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастных группах детей - student2.ru 1 Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Кома­ровой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.

Часть 1. Тематическое планирование в разновозрастных группах

Для детей 4-6 лет.

Рекомендации организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастных группах детей

Чтобы работа в разновозрастных группах детей была максимально эффективной, необходимо:

1. В организации игровой деятельности:

• продумать место игры в режиме дня группы. Игра необходима, так как создает по­-
ложительный эмоциональный фон, именно в ней формируются необходимые детям
социальные навыки, она делает жизнь ребенка увлекательной, соответствующей его
потребностям;

• постепенно переключать детей с игровой на другие виды деятельности;

• большинство занятий, особенно занятия познавательного цикла рациональнее
проводить по подгруппам (разделив детей по возрасту): в то время как одна под­
группа занимается, другой предоставляется возможность в это время играть само-­
стоятельно;

• в связи с этим необходимо создать максимально безопасную игровую среду, учиты­
вающую потребности детей разных возрастов, в которой дети могут играть само­
стоятельно, в то же время не мешая занятиям других детей;

• разновозрастная группа дает прекрасные возможности для развития игровой дея­
тельности детей, так как игровой опыт передается естественным образом от млад­
ших детей старшим. Но это совсем не значит, что педагог может самоустраниться от
организации игровой деятельности детей. Педагогическое воздействие на развитие
игры детей необходимо и может быть представлено в виде бесед на разные темы
(о труде взрослых, о взаимоотношениях людей, о явлениях живой и неживой приро­
ды); просмотра диафильмов, видеофильмов, телевизионных передач; экскурсий и
наблюдений; чтения художественной литературы;

• по мере прихода детей в группу необходимо организовывать игры, беседы, работу
в книжном уголке, исходя из интересов детей, но с учетом предстоящих занятий.

2. В организации физкультурно-оздоровительной работы:

• при воспитании культурно-гигиенических навыков "большое внимание уделяется вос­
питанию самостоятельности детей, желания выглядеть аккуратно. Здесь важно так­
же воспитание таких качеств у старших дошкольников, как желание оказать помощь
младшим, быть для них друзьями и помощниками, воспитание чувства ответствен­
ности за малышей;

• для младших и старших детей необходимо организовать разные виды закаливания:
для малышей можно ограничиться закаливанием в повседневной жизни (тепловой и
воздушный режим в групповом помещении, облегченная одежда в помещении и оде­
жда по сезону на прогулке, обширное умывание, ходьба босиком после сна и во
время физкультурных занятий); для старших детей возможно применение специаль­
ных видов закаливания;

• в группе и на участке детского сада создаются условия для двигательной активности
детей: в группе это обеспечивается достаточным пространством для движения, на­
личием физкультурного уголка; на участке - наличием необходимого выносного ма­
териала. При этом учитывается специфика игр детей младшего и старшего дошко­
льного возраста. Организовывать подвижные игры лучше с подгруппами детей, соз­
данными по возрастному принципу;

• необходимо обеспечить удовлетворение потребности в движении и во время заня­
тий по всем направлениям развития детей. Обязательно проведение физкультмину­
ток, пальчиковой гимнастки, динамических пауз, минуток релаксации и т.д.;

• обязательно ежемесячное проведение физкультурных досугов, Дней здоровья, не­
дели зимних игр и забав, а также весенней каникулярной недели;

• при проведении утренней гимнастики, гимнастики после сна и физкультурных заня­
тий можно предусмотреть либо подгрупповые упражнения, либо выполнение упраж­
нений всей группой, с учетом того, что дети младшего возраста делают меньше по­
второв.

3. В организации занятий:

• повторим, что большинство занятий в разновозрастной группе рациональнее орга­
низовать по подгруппам согласно возрасту детей: в то время как одна подгруппа за­
нимается, другой предоставляется возможность в это время играть самостоятельно;

• работа в небольших подгруппах на занятиях познавательного цикла наиболее ра­
циональна, так как она способствует активному деловому общению и взаимодейст­
вию детей;

• во время занятий (особенно занятий познавательного цикла) дети делятся на микро­
группы из 2-5 человек (в зависимости от той цели, которую ставит воспитатель);

• задания предлагаются не одному ребенку, а нескольким (минимум двум) детям.
Можно предложить детям один предметный материал, с которым они работают, на­
пример общий лист бумаги;

• воспитатель предлагает идеи, конкретное дело, чтобы у детей появились какие-то
мысли;

• задание дается в такой форме, которая подчеркивает общность участников;

• такого рода организация продиктована следующими соображениями: она дает де­
тям необходимые для их развития возможности сравнения своих действий с дейст­
виями других детей, дает возможность ребенку поверить в собственные силы («Раз
так может мой товарищ, значит, и я смогу»), а также откорректировать собственные
способы действия, интеллектуальные усилия путем сравнения с действиями других;

• такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками;

• позиция педагога при организации занятия, а также всей жизни детей в детском саду
дает детям возможность самостоятельного накопления опыта и его осмысления.
Основная роль воспитателя с такой позицией заключается в организации ситуаций
для познания детьми окружающего мира, когда ребенок сохраняет в процессе обу­
чения чувства комфортности и уверенности в собственных силах;

• такая организация переносит акцент в содержании обучения с усвоения знаний,
умений и навыков на формирование у детей средств и способов приобретения зна­
ний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности;

• предлагаемая организация способствует психологической перестройке позиции пе­
дагога на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обу­
чения;

• фиксация успеха, достигнутого ребенком, его аргументация создает положительный
эмоциональный фон для проведения обучения, способствует возникновению позна­
вательного интереса;

• кроме того, при организации занятий познавательного цикла одной из ведущих це­
лей является формирование самостоятельной поисковой деятельности, развитие
активности, инициативности и самостоятельности детей в ее осуществлении;

• занятия должны строиться на понятном и доступном для детей материале, который
несет эмоциональную окрашенность. «Проживание» детьми эмоционально окра-

шенных событий, связанных с темой занятия, позволяет им «присвоить» знания, они становятся личным опытом детей;

• материал, предлагаемый на занятиях познавательного цикла, должен найти свое
отражение в продуктивной деятельности и в игре: полученные знания должны стать
необходимыми для решения практических задач. Именно в этом случае знания ус­
ваиваются детьми легче и быстрее;

• знания не должны преподноситься детям в готовом виде. Они лучше усвоятся, если
станут личным опытом каждого ребенка. Следовательно, знания должны постигать­
ся детьми путем самостоятельного анализа, установления взаимозависимостей, са­
мостоятельного исследования существенных свойств и признаков предметов и яв­
лений;

• рекомендуется также проводить с детьми предварительную и последующую работу:
в утренние часы, на прогулке, вечером, во время, свободное от занятий: организо­
вывать игровое экспериментирование, наблюдать за изучаемыми объектами и яв­
лениями, использовать художественное слово, сообщать познавательную информа­
цию по тематике занятий и т.д.;

• во время занятий целесообразно менять характер деятельности детей, чтобы избе­
жать переутомления;

• более гибким должен быть подход к формам организации детей на занятии: от груп­
повой мы переходим к подгрупповой работе, а затем и к индивидуальной. Важно,
чтобы каждый ребенок был включен в работу;

• на занятиях изобразительного цикла целесообразно использовать коллективные ра­
боты детей, когда задание дается нескольким детям или всей группе. При этом за­
дания дифференцируются по уровню сложности. Например, при выполнении общей
аппликации на тему «Осень» дети старшего возраста вырезают из бумаги и наклеи­
вают деревья с разноцветными кронами, улетающих птиц, речку или озеро; млад­
шие дети на той же композиции создают аппликацию из готовых деталей: например,
облака в осеннем небе, домики на берегу реки и т.п. Овладение детьми изобрази­
тельными умениями должно быть построено на выполнении доступных задач, реше­
ние которых дает видимый и значимый для ребенка результат.


Рекомендации организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастных группах детей - student2.ru


Рекомендации организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастных группах детей - student2.ru


Рекомендации организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастных группах детей - student2.ru


Рекомендации организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастных группах детей - student2.ru


Рекомендации организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастных группах детей - student2.ru


Рекомендации организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастных группах детей - student2.ru


Рекомендации организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастных группах детей - student2.ru


Часть 2. Примерное тематическое планирование в группах детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Как уже говорилось, в этой части книги мы приводим примерное планирование занятий на неделю по 34 темам (с учетом осенней, зимней и весенней недели игры). Из-за большо­го объема, а также для удобства наших читателей мы разбили материал этой части на две брошюры. В первой брошюре предлагаем 16 тематических недель для первой половины учебного года, во второй брошюре - остальные темы. Ориентировочное название тем мы взяли из «Программы воспитания и обучения в детском саду»2. В планировании на каждую неделю предусмотрены: утренние беседы с детьми; планирование занятий; названия про­изведений художественной литературы, которые можно прочитать детям по данной теме; описание различных игр; рекомендации для родителей.

Важное значение в организации воспитательно-образовательного процесса имеет ут­реннее время. Хотелось бы обратить особое внимание, уважаемые коллеги, на организа­цию работы в книжном уголке и организацию утренних бесед с детьми.

I. Книжный уголок.

Работа в книжном уголке должна планироваться и быть целенаправленной.

• В книжном уголке проводится прежде всего индивидуальная работа с детьми по
всем направлениям развития речи. Она планируется во второй половине дня.

• Кроме того, материалы книжного уголка отражают всю работу на занятиях по раз­
витию речи, ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окру­жающим миром. Сюда помещаются иллюстрации и книги, используемые на занятиях.

Уголок должен быть оборудован так, чтобы в нем решались все вопросы развития речи в индивидуально-ориентированной форме.

1. Место для книжного уголка:

• оно должно быть хорошо освещенным (естественный свет) или с дополнительным
освещением;

• книжный уголок должен располагаться не в зоне сюжетно-ролевых игр;

• книжный уголок должен находиться не в зоне занятий, не у доски, чтобы книги и фотоиллюстрации уголка не отвлекали внимания детей во время занятий.

2. Наглядное оформление:

• в книжном уголке обязательно должна быть горизонтальная плоскость для выставочных материалов - в идеале, две-три открытые книжные полки, расположенные
на уровне зрения детей;

• желательно, чтобы был журнальный столик на 2-3 ребенка;

• может быть магнитофон или проигрыватель для прослушивания сказок.

3. Содержание книжного уголка.
Детская художественная литература:

• во-первых, та, которую воспитатель читает на занятии, именно детские книги с ил­
люстрациями, а не хрестоматии. Книги должны быть представлены не по одному эк­земпляру, желательно разных издательств, оформленные разными художниками-
оформителями;

• во-вторых, та художественная литература, которую воспитатель читает для расширения сюжета детских игр (эти книги подбираются на месяц);

• в-третьих, любимые книги детей, которые читаются по желанию детей,
с продолжением;

Рекомендации организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастных группах детей - student2.ru 2 Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаро­вой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.

• в младших и средних группах одна и та же книга в нескольких экземплярах; в старшем возрасте - одна и то ж^ произведение, но проиллюстрированное разными художниками, в разном оформлении;

• если на занятиях мы беседуем с детьми о творчестве писателя или поэта, его портрет выносится на занятие, а потом остается в книжном уголке (приблизительно на месяц). В методическом кабинете хорошо бы иметь несколько разных портретов од­ного писателя.

Иллюстрированный материал:

• по теме занятия по ознакомлению с окружающим миром;

• по теме занятия по ознакомлению с художественной литературой - книжная графи­ка, иллюстрации к прочитанным книгам;

• иллюстрации по темам занятий обновляются еженедельно. В понедельник утром
воспитатель вместе с детьми выставляет в книжный уголок те иллюстрации, которые отражают тематику занятий по ознакомлению с окружающим миром. Эти иллю­страции останутся в книжном уголке в течение месяца. Одновременно с помещени­ем новых иллюстраций из уголка убираются старые - те, которые были выставлены
в него 4 недели назад. Таким образом, здесь содержится иллюстративный материал
за текущую неделю и три предыдущих;

• по темам занятий в книжный уголок помещаются предметные и сюжетные картинки
и фотоиллюстрации - по 2-3 по каждой теме;

• картины по временам года. В иллюстрациях о природе желательны не пейзажи,
а сюжетные картины «Ребенок в данном времени года»;

• размер картинок и фотоиллюстраций - от половины альбомного листа, до альбомного листа; все картинки наклеены на паспарту в одном стиле.

Тематические выставки. Они оформляются по двум направлениям:

• памятные даты страны;

• юбилеи или дни рождения писателей.

В младшей группе выставки организуются только к концу учебного года, по сказкам; в средней группе 3-4 выставки в год; в старшем возрасте - 4-5 выставок в год, может быть и более.

Одна из форм работы в книжном уголке и один из видов выставок - презентация деть­ми любимых книг, которые они принесли из дома. Эта работа проводится в тесном контакте с семьей - родителей просят принести иллюстрации, семейные фотографии, о которых рассказывают дети.

Материал для выставки собирается за месяц, а выставляется накануне, вместе с детьми: «Посмотрите, дети, вот у нас картины, книги, посвященные... давайте подумаем, как их лучше расставить, разместить, чтобы было удобнее их рассматривать...»

Выставки могут устраиваться в разных группах по различным темам. Потом дети при­глашают друг друга в гости - одна группа идет в гости к другой, совместные полдники, чаепития. Воспитатель ненавязчиво проводит подготовку к приему гостей - напоминает детям правила хорошего тона, этикета при походе в гости и встрече гостей, правила сервировки стола.

Можно пригласить и родителей посетить выставку в группе - опять подключается эти­кет, эмоциональный подтекст.

Выставка планируется в годовом плане, перспективном планировании.

Когда в книжном уголке оформляется выставка, все остальные материалы убираются.

Детские журналы.

Наши рекомендации