Принципы педагогического менеджмента.

· Гуманизация – это принцип научной организации труда в структуре и содержании педагогического менеджмента. Это главное условие развития способностей обучающихся в организованном учебно-воспитательном процессе. Он максимально реализуется в условиях благоприятного психологического климата, способствующего выработке положительной установки на трудовую (учебную) деятельность у всех членов коллектива. В нем проявляется сочетание высокой теплоты отношений с требовательностью, требовательности – с уважением к каждой личности.

· Сочетание единоначалия и коллегиальности. Руководитель – бесспорно единоначальник. Но действует он в коллективе, члены которого ни в чем по своему образовательному, интеллектуальному уровню не уступают ему (не должны уступать), кроме техперсонала. И здесь очень важно уметь «командовать», «прислушиваясь» к своим подчиненным, опираясь на их помощь.

· Индивидуализации и конкретности. НОТ немыслима без четкой конкретности дел, поручений. Их нельзя подменять общими призывами «поднять», «улучшить», «наладить». Нельзя назначать ответственным «весь коллектив», а сроки исполнения определять «на весь учебный год».

· Перспективности и прогноза. Он тесно связан с предыдущим, так как нельзя НОТ строить без четкого научного планирования, целеполагания. Там и предусматривается система поручений, ответственных и так далее. Об этом мы поговорим подробнее в следующих разделах курса.

· Научности управления (или единства решения и практики). Знать теорию управления – очень важно для сегодняшнего руководителя. Об этом мы уже частично говорили. Но надо уметь претворять теорию в практику. Знание теории – важный, но только первый этап фактической, а не формальной организации труда.

· Морального и материального стимулирования. При всей специфичности педагогического труда, его «подвижнической» сущности, это все-таки труд, который должен быть вознагражден и поощрен. Нельзя злоупотреблять так называемой «созидательностью» педагога.

· Оптимальности. Он призван обеспечить важное условие педагогического менеджмента – необходимости и достаточности. Это краеугольный камень НОТ. Его нарушение (несоблюдение) приводит чаще всего к перегруженности планов мелкими делами, к излишней регламентации деятельности руководителя, изменений опеки с его стороны.

16. Методы управления- способы достижения поставленных целей менеджмента, способы реализации основных его функций.

Различают следующие группы таких методов (Гончаров М.А.):

· Экономические (или методы экономического стимулирования). По мере совершенствования нашего общества будут совершенствоваться и эти методы. Пока что мы к этому только стремимся. По-прежнему актуальным остается положение: от каждого по способности, каждому по труду. Надо на деле учитывать качество труда педагога: его звание, квалификацию и так далее.

· Административные. Они реализуются путем регламентирования деятельности и исполнителя, ее нормирования. Сюда же: инструктирование исполнителя, подбор и расстановка кадров. Это очень важные методы, но управлять только ими нельзя. Это приводит к автократическому стилю управления.

· Психолого-педагогического воздействия. Сюда входят: советы, пожелания, просьбы, требовательное (но не грубое) распоряжение, поощрения и так далее.

· Общественного воздействия. Эти методы реализуются через широкое вовлечение работников в управление, развития в нем демократических начал. Очень важно коллективно обсуждать острые проблемы школы, развивать здоровую конкуренцию в коллективе.

17. Цель – описание, образ идеального состояния какого-либо сегмента функционирования дошкольного образовательного учреждения.

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

· Педагогический анализ— это функция управления образовательным учреждением, направленная на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результата учебно-воспитательного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или перехода ее в более высокое качественное состояние.

· Планирование-- рациональное распределение во времени коллективного и индивидуального труда работников, необходимых для достижения поставленных целей, принятых решений

· Стратегическое планирование- единственный способ формального прогнозирования проблем и возможностей , который обеспечивает создание долгосрочного плана; даёт основу для принятия решений, т.е. знание того, что и как организация хочет достичь; способствует снижению риска при принятии решений; помогает установить взаимосвязь и единство целей планирования;

· Тактическое планирование - обеспечивает разработку конкретных планов для реализации стратегических планов;

· Оперативное планирование – разработка конкретных действий с учётом всех необходимых ресурсов.

· Регулирование - есть вид деятельности по поддержанию режимов функционирования социально-педагогической системы в сфере действия объективных законов, принципов и обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций.

· Контроль -наблюдение за процессом изменения в системе, сравнение полученных результатов с заданной программой, определение отклонений от программы, их места, причин, времени, различных затрат.

18. Управленческое решение— это программа действий, выраженная в директивной форме. Всякое решение определяет цель, средства достижения цели (материальные, трудовые, финансовые, моральные), а также формы координации всех сил, участвующих в достижении этой цели (Непершина, О. В.)

19. Принятие решения - деятельность, направленную на оценку всех возможных альтернатив и выбор одной из них.

20. Принятие решения — это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать (выбор курса действий)

Наши рекомендации